г. Санкт-Петербург |
|
26 августа 2024 г. |
Дело N А56-20994/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Бугорской Н.А.
судей Мильгевской Н.А., Пономаревой О.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шалагиновой Д.С.,
при участии: согласно протоколу судебного заседания от 14.08.2024,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16152/2024) жалобу акционерного общества "Невский экологический оператор" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.04.2024 по делу N А56-20994/2023, принятое
по иску товарищества собственников жилья "Афанасьевская 6/1"
к акционерному обществу "Невский экологический оператор"
об урегулировании разногласий,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Афанасьевская 6/1" (далее - истец, товарищество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) от 30.12.2021 N 1257626-2022/ТКО (далее - договор) с акционерным обществом "Невский экологический оператор" (далее - ответчик, Региональный оператор), путем изложения пункта 15 раздела V договора в редакции истца.
Решением от 05.04.2024 суд урегулировал разногласия, возникшие между товариществом собственников жилья "Афанасьевская 6/1" (ИНН: 7814096880) и акционерным обществом "Невский экологический оператор" (ИНН: 7804678913) при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 30.12.2021 N 1257626- 2022/ТКО, изложив пункт 4.1 в следующей редакции: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" следующим способом: расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов".
Не согласившись с решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой об его отмене, сославшись на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель ответчика на удовлетворении апелляционной жалобы настаивал, представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как установлено судом первой инстанции в решении и подтверждается материалами дела, Региональный оператор письмом от 17.03.2022 направил товариществу для заключения проект договора, предложив подписать его, скрепить печатью и один экземпляр в десятидневный срок с сопроводительным письмом вернуть Региональному оператору.
Товарищество, не согласившись с предложенной Региональным оператором редакцией договора, 30.03.2022 направило Региональному оператору протокол разногласий к договору, предложив иную редакцию пунктов 2.2, 4.1 договора, а также предложения по изменению столбца 9 таблицы 2 приложения N 1 к договору, в котором следует указать вместо "Норматив" - "по объёму и количеству вывезенных контейнеров".
Поскольку в окончательной редакции спорные условия стороны не согласовали, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Региональный оператор заявил о пропуске истцом шестимесячного срока на обращение в суд с иском об урегулировании разногласий по договору.
Суд с учетом разъяснений, данных в пункте 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", иск удовлетворил.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления установлены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах).
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона об отходах региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
В соответствии с пунктом 5 статьи 24.7 Закона об отходах договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями. Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО установлен Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, устанавливающими порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов на территории Российской Федерации, которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена Правилами N 1156. Заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО для регионального оператора является обязательным, обязанность ответчика заключить договор с товариществом вытекает из положений законодательства и обусловлена характером осуществления им деятельности в области обращения ТКО.
Как правильно указал суд требование истца считать договор заключенным между товариществом и Региональным оператором на условиях, предусмотренных типовой формой договора, с учетом предложенной истцом редакции пункта 15 раздела V по существу являются преддоговорным спором относительно содержания пункта 4.1 договора в редакции, предложенной ответчиком и рассматривавшейся истцом.
Специфика законодательства в области обращения с ТКО не отменяет предоставленную законодателем возможность разрешать преддоговорный спор в судебном порядке, предусмотренном ст. 445 - 446 ГК РФ.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании ст. 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (ст. 446 того же Кодекса).
Согласно ст. 173 АПК РФ по спору, возникшему при заключении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении к заключению договора указываются условия, на которых стороны обязаны заключить договор.
Таким образом, разрешая переданный по соглашению сторон спор об урегулировании возникших при заключении договора разногласий, арбитражный суд в силу названных норм должен определить в решении и отразить его в резолютивной части, в какой редакции действуют те условия договора, по которым у сторон возникли разногласия.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2012 N 11657/11 указано, что разрешение судом спора о понуждении к заключению договора и при уклонении от заключения договора, и при возникновении разногласий по конкретным его условиям сводится по существу к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке.
При принятии решения об обязании заключить договор или об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, суд в резолютивной части решения указывает условия этого договора, который считается заключенным на этих условиях с момента вступления в законную силу решения суда (пункт 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора").
Разногласия сторон сводятся к способу учета ТКО.
Товарищество предложило осуществлять коммерческий учет твердых коммунальных отходов расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления ТКО (т.е. по фактическому вывозу), а Региональный оператор - расчетным путем, исходя из норматива накопления ТКО.
Истец полагает, что в случае определения объемов отходов по нормативу накопления ТКО расходы собственников многоквартирного дома, управление которым осуществляет кооператив, многократно возрастут, ввиду несоответствия расчетного объема отходов фактическому.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик ссылался на то, что региональный оператор обязан осуществлять учет ТКО, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, согласно позиции ответчика, только при раздельном накоплении ТКО.
Сославшись на отсутствие на территории субъекта Российской Федерации организованного накопления твердых коммунальных отходов суд пришел к выводу, что собственник ТКО вправе осуществлять их коммерческий учет в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 одним из альтернативных способов расчета, в связи с чем принял п. 4.1 договора в редакции истца как пункт 15 раздела V типового договора.
Между тем суд не учел следующее.
В городе федерального значения Санкт-Петербурге организовано раздельное накопление ТКО в связи с чем Распоряжением Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга от 01.07.2022 N 371-р утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления).
Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
При принятии решения об обязании заключить договор или об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, договор считается заключенным с момента вступления в законную силу решения суда (пункт 4 статьи 445 ГК РФ, пункт 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора").
С учетом изложенного, спорные условия договора о порядке накопления объема ТКО подлежат определению с учетом действия Порядка N 371-р.
Истцом в материалы дела не представлено доказательств организации в месте накопления ТКО раздельного сбора мусора в соответствии с правилами, установленными Порядком N 371-р.
При таких обстоятельствах оснований для определения объема накопления ТКО, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, на чем настаивает истец, не имеется.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Санкт-Петербурга утверждены распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14.04.2017 N 30-р.
Распоряжением Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга от 15.06.2022 N 361-р утверждена территориальная схема обращения с отходами производства и потребления, согласно разделу 4 которой раздельное накопление ТКО осуществляется отходообразователями в соответствии с утвержденным Порядком накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления).
Согласно пункту 4.1 Порядка N 371-р раздельное накопление ТКО осуществляется отходообразователями с разделением на категории. Для согласования системы раздельного накопления ТКО в адрес регионального оператора направляется соответствующее обращение, с указанием предлагаемой системы раздельного накопления ТКО.
В срок не более 15 дней со дня поступления указанного обращения региональный оператор рассматривает его и направляет в адрес заявителя уведомление о возможности реализации предлагаемой системы раздельного накопления ТКО либо о необходимости применения альтернативного варианта организации системы раздельного накопления ТКО.
В силу пункта 5.1.3 Порядка N 371-р региональный оператор обеспечивает подготовку и подписание дополнительного соглашения к договору на оказание услуг по обращению с ТКО, содержащего условие о раздельном накоплении ТКО, в порядке, установленном действующим законодательством.
Осуществление раздельного накопления ТКО является обязательным с даты, указанной в дополнительном соглашении к договору на оказание услуг по обращению с ТКО (пункт 5.1.4 Порядка N 371-р).
Доказательств организации контейнерной площадки для раздельного накопления ТКО, установки маркированных контейнеров, выбора системы раздельного накопления ТКО (двухпоточной или пофракционной системы) в материалы дела истцом не представлено.
Исходя из указанных норм права, до осуществления указанных процедурных вопросов урегулирование разногласий, возникших при заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО, путем изложения пункта 4.1 договора в редакции истца является преждевременным, поскольку способ учета ТКО исходя из количества и объема контейнеров, вывезенных с места накопления ТКО, возможен только при раздельном накоплении сортированных ТКО.
Доводы ответчика о процессуальных нарушениях допущенных судом в решении не нашли своего подтверждения в материалах дела.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.04.2024 по делу N А56-20994/2023 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
"Урегулировать разногласия, возникшие между товариществом собственников жилья "Афанасьевская 6/1" и акционерным обществом "Невский экологический оператор" при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 30.12.2021 N 1257626-2022/ТКО, изложив пункт 4.1 в редакции акционерного общества "Невский экологический оператор":
"Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" следующим способом: расчетным путем, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. При определении объема ТКО по нормативам накопления ТКО, в случае изменения нормативов накопления ТКО такие нормативы применяются к отношениям сторон с даты вступления в силу (начала действия) соответствующего нормативного акта уполномоченного органа исполнительной власти Санкт-Петербурга (Распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга, независимо от заключения сторонами дополнительного соглашения".
Взыскать с товарищества собственников жилья "Афанасьевская 6/1" в пользу акционерного общества "Невский экологический оператор" 3 000 руб. расходов по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Бугорская |
Судьи |
Н.А. Мильгевская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-20994/2023
Истец: ТСЖ "АФАНАСЬЕВСКАЯ 6/1"
Ответчик: АО "НЕВСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР"