город Омск |
|
27 августа 2024 г. |
Дело N А70-7971/2024 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 августа 2024 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Сергеевой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6831/2024) акционерного общества "Россети Тюмень" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 04.06.2024 по делу N А70-7971/2024 (судья Сидорова О.В.), принятое по заявлению акционерного общества "Россети Тюмень" (ИНН 8602060185, ОГРН 1028600587399, адрес: 628408, город Сургут, улица Университетская, дом 4) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (ИНН 7202081799, ОГРН 1027200812308, адрес: 625048, город Тюмень, улица Холодильная, 58а), при участии в деле в качестве третьего лица, без самостоятельных требований относительно предмета спора, - Жукова Андрея Петровича, о признании недействительным постановления от 28.03.2024 о назначении административного наказания по делу N 072/04/9.21-91/2024 об административном правонарушении,
при участии в судебном заседании представителей:
от акционерного общества "Россети Тюмень" - Соколов Дмитрий Игоревич по доверенности от 10.10.2023 N 91495 сроком действия до 16.09.2024;
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Россети Тюмень" (далее - заявитель, Общество, сетевая организация, АО "Россети Тюмень") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России, Управление, административный орган) о признании недействительным постановления от 28.03.2024 о назначении административного наказания по делу N 072/04/9.21-91/2024 об административном правонарушении
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Жуков Андрей Петрович (далее - третье лицо, Жуков А.П.).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 04.06.2024 по делу N А70-7971/2024 постановление от 28.03.2024 по делу N 072/04/9.21-91/2024 изменено в части назначения административного наказания. Административное наказание, назначенное АО "Россети Тюмень" постановлением от 28.03.2024 по делу N 072/04/9.21-91/2024 в виде административного штрафа в размере 700 000 рублей, снижено судом до 350 000 рублей.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Обществом обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы её податель, ссылаясь на положения статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), указывает, что для ликвидации локальных технологических нарушений на объектах распределительной сети Тюменского района (н.п Перевалово, Ушаково, Успенка, Московский, Андреевский, Лесная поляна и др.), произошедших в ноябре-декабре 2023 года, возникших из-за аномальных морозов и участившихся фактов бездоговорного потребления электроэнергии, которые, в свою очередь, привели к превышению мощности энергопотребления сверх номинальных величин, для скорейшего восстановления работы энергосистемы был привлечен дополнительный персонал филиала АО "Россети Тюмень" Тюменские электрические сети. В связи с чем, был превышен установленный срок подготовки и выдачи технических условий и оферты договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям АО "Россети Тюмень".
Кроме того, ссылаясь на положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, указывает, что назначение административного наказания в виде наложения административного штрафа в размере ниже низшего предела, предусмотренного санкцией, является правом суда, реализуемым в исключительных случаях с учётом характера и последствий совершённого правонарушения, степени вины привлекаемого к ответственности юридического лица, его имущественного, финансового положения, а также иных имеющих существенное значение для индивидуализации ответственности обстоятельств.
АО "Россети Тюмень" также утверждает о том, что с 10.03.2022 (дата вступления в силу Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336) не допускается составлять протоколы должностным лицом на основании заявления гражданина или организации без проведения контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом. Ссылаясь на то, что дело возбуждено УФАС по Тюменской области 12.02.2024, заявитель считает, что оспариваемое постановление подлежащим отмене, как не соответствующим правовому регулированию, введенному в Российской Федерации с 10.03.2022.
Тюменское УФАС России представило отзыв на апелляционную жалобу.
Тюменское УФАС России, третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание явку представителей не обеспечили.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся участников процесса.
В судебном заседании апелляционной инстанции, проводимом с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание), представитель АО "Россети Тюмень" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя АО "Россети Тюмень", суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 19.11.2023 Жуков А.П. направил заявку через электронный портал на технологическое присоединение энергопринимающих устройств Малоэтажной жилой застройки (Индивидуальный жилой дом/Садовый/Дачный дом), расположенной по адресу: Тюменская область, Тюменский р-н, Мальковское МО, южнее д. Ошкукова, 15-16 км. автодороги Тюмень-Криводанова, справа от дороги, земельный участок с кадастровым номером 72:17:1206002:4538, с заявленной максимальной мощностью 15 кВт.
В связи с тем, что по состоянию на 16.01.2024 Жуковым А.П. не был получен договор на технологическое присоединение, не выданы технические условия, в антимонопольный орган поступила жалоба третьего лица на действия Общества.
В связи с поступившим обращением, определением Управления от 12.02.2024 по данному факту было возбуждено дело об административном правонарушении N 072/04/9.21-91/2024 и проведено административное расследование.
В ходе проведения административного расследования Управлением установлено, что в нарушение пункта 105 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861, Правила технологического присоединения), Обществом не выполнены мероприятия по размещению в личном кабинете заявителя (третьего лица) документов договорного характера в установленный срок.
12.03.2024 Управлением в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N 072/04/9.21-91/2024.
По результатам рассмотрения материалов административного дела, Управлением вынесено постановление от 06.03.2024 о назначении административного наказания по делу N 072/04/9.21-775/2023 об административном правонарушении, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 700 000 руб.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным указанного постановления.
06.06.2024 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, обжалуемое АО "Россети Тюмень" в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В силу 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч руб. либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона руб.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается, в том числе в несоблюдении лицом порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Субъектами административной ответственности могут выступать должностные лица и юридические лица.
Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.
Порядок и процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий установлены Правилами N 861, согласно первому абзацу пункта 3 которых сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и при наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (абзац второй пункта 3 Правил N 861).
Следовательно, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил N 861 и наличии технической возможности технологического присоединения.
В силу пункта 1 статьи 26 Закон N 35-ФЗ, пункта 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Согласно пункту 8 Правил N 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8 (1) настоящих Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям N 4 - 7 любым способом ее подачи (очно, почтой, с использованием официального сайта сетевой организации или в случае обеспечения сетевой организацией, в которую подается заявка, возможности реализации прав и обязанностей заявителей, возникающих в ходе осуществления процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)").
В силу абзаца 12 пункта 15 Правил N 861 сетевая организация в течение трех рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12-14 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 105 Правил N 861 в отношении заявителей, указанных в пунктах 12 (1) (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель в целях технологического присоединения по второй или третьей категории надежности энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно), (физическое лицо в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение) настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или едином портале (в случае обеспечения сетевой организацией, в которую подается заявка, возможности реализации прав и обязанностей заявителей, возникающих в ходе осуществления процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, с использованием единого портала) в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя):
- условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей;
- счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил;
- технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктами 25 (1), 25 (6) и 25 (7) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом "л" пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию);
- инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.
Из материалов дела следует, что 19.11.2023 Жуков А.П. направил заявку через электронный портал на технологическое присоединение энергопринимающих устройств Малоэтажной жилой застройки (Индивидуальный жилой дом/Садовый/Дачный дом), расположенной по адресу: Тюменская область, Тюменский р-н, Мальковское МО, южнее д. Ошкукова, 15-16 км. автодороги Тюмень-Криводанова, справа от дороги, земельный участок с кадастровым номером 72:17:1206002:4538, с заявленной максимальной мощностью 15 кВт.
Соответственно, десятидневный срок по размещению в личном кабинете третьего лица договора истекал 07.12.2023, однако фактически оферта договора об осуществлении технологического присоединения N Т13/23/9280-ДТП, включающая в себя условия типового договора, технические условия и т.д. опубликованы АО "Россети Тюмень" в личном кабинете Жукова А.П. только 02.02.2024, то есть спустя 45 рабочих дней.
Указанные обстоятельства являются нарушением подпункта 12 (1) пункта 105 Правил N 861 и образуют в действиях заявителя событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, поскольку, как следует из материалов дела, до совершения спорного правонарушения Общество было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ за совершение аналогичного правонарушения (постановление Тюменского УФАС России N 072/04/9.21-517/2022 от 08.12.2022, оставленное в силе судами первой и апелляционной инстанции, вступило в законную силу 21.04.2023. Административный штраф уплачен Обществом 06.06.2023. Соответственно, АО "Россети Тюмень" считается подвергнутым административному наказанию с 21.04.2023 по 06.06.2024).
Суд апелляционной инстанции не признает в качестве обоснованных доводы АО "Россети Тюмень" о том, что превышение срока подготовки условий договора было связано с обстоятельствами непреодолимой силы (с необходимостью привлечения дополнительного персонала филиала для ликвидации локальных технологических нарушений на объектах распределительной сети из-за аномальных морозов и участившихся фактов бездоговорного потребления электроэнергии), поскольку данные обстоятельства, во-первых, не отвечают признакам чрезвычайности и объективной непредотвратимой, а, во-вторых, не сопряжены напрямую с возможностью своевременного размещения Обществом в личном кабинете третьего лица документов.
Доводы заявителя жалобы со ссылкой на Постановление N 336 судебной коллегией отклоняются, поскольку в силу пункта 3.3. статьи 28.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, могут быть возбуждены федеральным антимонопольным органом, его территориальным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если в материалах, сообщениях, заявлениях, поступивших в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку в рассматриваемом случае АО "Россети Тюмень" не представлены доказательства, подтверждающие наличие каких-либо препятствий для выполнения предписанных Правилами N 861 действий, и учитывая, что до совершения спорного правонарушения Общество было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ за совершение аналогичного правонарушения, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности административным органом не нарушены.
Суд первой инстанции пришел к выводу об изменении оспариваемого постановления в части назначения административного наказания и снижении размера административного штрафа до 350 000 руб.
Отклоняя доводы АО "Россети Тюмень" о том, что назначение административного наказания в виде наложения административного штрафа в размере ниже низшего предела, предусмотренного санкцией, является правом суда, реализуемым в исключительных случаях с учетом характера и последствий совершенного правонарушения, степени вины привлекаемого к ответственности юридического лица, его имущественного и финансового положения, а также иных имеющих существенное значение для индивидуализации ответственности обстоятельств, суд апелляционной инстанции исходит из того, что размер административного штрафа был правомерно определен судом в размере 350 000 руб. с учетом не только смягчающих обстоятельств, но и отягчающих обстоятельств в виде неоднократного привлечения Общества к административной ответственности.
При данных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Суд апелляционной инстанции считает, что Обществом в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем судебные расходы по уплате государственной пошлины заявителем не понесены, на заявителя не относятся.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу акционерного общества "Россети Тюмень" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 04.06.2024 по делу N А70-7971/2024 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-7971/2024
Истец: АО "Россети Тюмень"
Ответчик: Управление Федеральной Антимонопольной службы по Тюменской области
Третье лицо: Жуков Андрей Петрович