г. Красноярск |
|
27 августа 2024 г. |
Дело N А33-6546/2024 |
Резолютивная часть постановления объявлена "15" августа 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен "27" августа 2024 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Юдина Д.В.,
судей: Бабенко А.Н., Барыкина М.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фарносовой Д.В.,
при участии:
от заявителя (отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю): Мещеряковой Н.Е., представителя по доверенности
от 07.12.2023 (до перерыва),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "02" мая 2024 года по делу N А33-6546/2024,
УСТАНОВИЛ:
отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю (далее - заявитель, фонд) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к краевому государственному казенному учреждению по обеспечению исполнения полномочий в области образования (далее - ответчик, учреждение) о взыскании финансовых санкций за нарушение установленных сроков представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в сумме 11 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 02 мая 2024 года требования удовлетворены частично, с ответчика в доход фонда взыскано 9500 рублей финансовых санкций. В удовлетворении требований в оставшейся части отказано.
Не согласившись с данным судебным актом в части отказа в удовлетворении требований, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в указанной части, в данной части принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на направление в адрес страхователя уведомления об устранении ошибок (несоответствий) в отчетности по рассматриваемым периодам, которое получено и прочитано 26.04.2023, сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) за январь, февраль, апрель 2022 года представлены 05.05.2023, 5-дневный срок (учитывая праздничный день) истек 04.05.2023, привлечение страхователя к ответственности по рассматриваемым эпизодам соответствует действующему законодательству.
Ответчиком отзыв на апелляционную жалобу не направлен.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 15.08.2024.
В судебном заседании 15.08.2024, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы стороны, своих представителей в судебное заседание не направили, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Возражений против рассмотрения судебного акта в пределах доводов апелляционной жалобы от участвующих в деле лиц не поступило.
Поскольку соответствующих возражений от сторон не поступило, судебный акт подлежит проверке апелляционной инстанцией в обжалуемой части - в части отказа в удовлетворении заявления.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
Фондом выявлено, что учреждение представило отчетность по форме СЗВ-М (исходная) за январь 2022 года по ЭДО с ЭЦП 14.02.2022 на 1756 застрахованных лиц.
05.05.2023 страхователь представил по ТКС с ЭЦП отчет по форме СЗВ-М (дополняющая) за январь 2022 года на 1 застрахованное лицо (СНИЛС 079-120-245 53), сведения о котором отсутствуют в представленной форме СЗВ-М (исходная) за январь 2022 года.
Отделением сделан вывод о том, что страхователем не представлены в установленный срок сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) за январь 2022 года на 1 застрахованное лицо, что является нарушением и влечет взыскание штрафа в соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Отделением вынесены акт от 05.07.2023; решение от 08.08.2023; требование от 25.08.2023.
Фондом выявлено, что страхователь представил отчетность по форме СЗВ-М (исходная) за февраль 2022 года по ТКС с ЭЦП 10.03.2022 на 1737 застрахованных лиц.
05.05.2023 страхователь представил по ЭДО с ЭЦП отчет по форме СЗВ-М (дополняющая) за февраль 2022 года на 1 застрахованное лицо (СНИЛС 079-120-245 53), сведения о котором отсутствуют в представленной форме СЗВ-М (исходная) за февраль 2022 года.
Фондом сделан вывод о том, что страхователем не представлены в установленный срок сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) за февраль 2022 года на 1 застрахованное лицо, что является нарушением и влечет взыскание штрафа в соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Отделением вынесены акт от 05.07.2023; решение от 08.08.2023; требование от 25.08.2023.
Фондом выявлено, что страхователь представил отчетность по форме СЗВ-М (исходная) за апрель 2022 года по ТКС с ЭП 11.05.2022 на 764 застрахованных лица.
05.05.2023 страхователь представил по ТКС с ЭП отчет по форме СЗВ-М (дополняющая) за апрель 2022 года на 1 застрахованное лицо (СНИЛС 069-110-556 52), сведения о котором отсутствуют в представленной форме СЗВ-М (исходная) за апрель 2022 года.
Фондом сделан вывод о том, что страхователем не представлены в установленный срок сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) за апрель 2022 года на 1 застрахованное лицо, что является нарушением и влечет взыскание штрафа в соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Отделением вынесены акт от 11.07.2023; решение от 07.08.2023; требование от 30.08.2023.
Поскольку до настоящего времени сумма штрафа ответчиком не уплачена, фонд обратился в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Согласно части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
В соответствии с частью 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Решения от 07.08.2023, 08.08.2023 вынесены фондом в пределах его компетенции, что не оспаривается ответчиком. Процедура вынесения решений фондом соблюдена, существенных нарушений не выявлено. Фондом также соблюден порядок и срок обращения в суд за взысканием финансовых санкций.
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в редакции, действовавшей в спорный период) (далее также - Закон N 27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ установлены два состава правонарушения, влекущие привлечение к ответственности за ненадлежащее исполнение предусмотренных обязанностей в виде финансовой санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица: непредставление страхователем в установленный срок индивидуальных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона; представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона.
При этом статьей 15 Закона N 27-ФЗ установлено, что страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах, в том числе информацию о страховом номере индивидуального лицевого счета, по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 2.2 Постановления от 14.07.2003 N 12-П указал, что при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.
Формальный подход к вопросу привлечения страхователя к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения фондом, страхователь может реализовать свое право на уточнение (исправление) ранее представленных сведений за соответствующий период, откорректировав их путем представления дополнительных сведений за указанный период, что позволяет не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета территориальными органами фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и законных интересов застрахованных лиц.
Аналогичная правовая позиция ранее была выражена в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5700 и от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702.
Как установлено судом первой инстанции, ответчику вменено нарушение срока представления сведения об 1-ом застрахованном лице, поскольку сведения в отношении спорного застрахованного лица ранее не были отражены в сведениях по исходной форме СЗВ-М. При этом дополняющие сведения представлены страхователем с нарушением установленного срока.
Ответчик в отзыве на заявление указал на неправомерность привлечения к ответственности, поскольку представление уточняющих сведений в отношении застрахованных лиц, не указанных в первоначальных сведениях о застрахованных лицах, не может лишать учреждение возможности без применения нему штрафных санкций исправить допущенную ошибку и представить дополнительные сведения о застрахованных лицах, о которых первоначально такие сведения не подавались.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик, изначально представив исходную отчет по форме СЗВ-М без отражения в них сведений об 1-м застрахованном лице, самостоятельно выявил данную ошибку в ранее представленных сведениях и направил в контролирующий орган необходимые корректирующие (дополняющие) сведения. При этом материалы дела не содержат доказательств направления фондом в адрес страхователя уведомления об обнаружении ошибки в отчетности по форме СЗВ-М.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что при осуществлении контроля за правильностью представления страхователем сведений фондом были установлены расхождения в части полноты предоставления отчетности по исходным формам СЗВ-М за 2022 год (январь, февраль, апрель) в отношении застрахованных лиц. Так, страхователем не были представлены отчетные формы СЗВ-М за январь, февраль в отношении на 1-го застрахованного лица (СНИЛС 079-120-245 53). Также страхователем не была представлена отчетная форма СЗВ-М за апрель в отношении на 1-го застрахованного лица (СНИЛС 069-110-556 52).
Фондом в адрес учреждения 25.04.2023 по телекоммуникационной связи направлено уведомление по расхождениям в исходных формах СЗВ-М за 2022 год (январь, февраль, апрель), в котором ответчику предложено устранить выявленные расхождения в течение 5 рабочих дней.
Уведомления получено и прочтено страхователем 26.04.2023.
05.05.2023 ответчиком представлены уточненные сведения - отчетные формы СЗВ-М (дополняющая) за январь, февраль на одно застрахованное лицо (СНИЛС 079-120-245 53), за апрель 2022 года на одно застрахованное лицо (СНИЛС 069-110-556 52).
Таким образом, представленными в материалы дела документами, подтверждается, что ошибки в отчетностях по рассматриваемым периодам первоначально были выявлены именно фондом. Страхователь был извещен о данных фактах. Следовательно, сведения по формам СЗВ-М (дополняющая) за январь, февраль апрель 2022 года были представлены в ответ на уведомление фонда (иного страхователем не доказано).
Дополняющие сведения по указанным формам представлены с нарушением как установленного срока для представления таких сведений, так и с нарушением срока для устранения нарушения, указанного в уведомлении от 25.04.2023, а именно - 05.05.2023, что ошибочно не учтено судом первой инстанции.
В связи с чем, учитывая, что сведения по формам СЗВ-М (дополняющая) за январь, февраль апрель 2022 года в отношении застрахованного лица представлены учреждением после выявления соответствующего нарушения фондом, получения от фонда уведомления о выявлении нарушения, но за пределами пятидневного срока, указанного в уведомлении для устранения нарушения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для взыскания финансовых санкций начисленных решениями от 07.08.2023, 08.08.2023 с ответчика в пользу заявителя в сумме 1500 рублей.
Доказательств оплаты штрафных санкций в дело не представлено.
В силу пункта 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции является неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции в обжалуемой части, то есть в части отказа в удовлетворении требований о взыскании финансовых санкций в сумме 1500 рублей, подлежит отмене на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с принятием нового судебного акта о взыскании с учреждения в пользу фонда финансовых санкций в размере 1500 рублей.
Поскольку стороны освобождены от уплаты государственной пошлины, вопрос о распределении судебных расходов в указанной части не рассматривается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "02" мая 2024 года по делу N А33-6546/2024 отменить в части отказа в удовлетворении требования о взыскании 1500 рублей штрафа. В указанной части принять новый судебный акт.
Взыскать с краевого государственного казенного учреждения по обеспечению исполнения полномочий в области образования в доход отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю 1500 рублей финансовых санкций (500 рублей УИН 39220500000000385483, 500 рублей УИН 39220500000000385475, 500 рублей УИН 39220500000000384509).
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-6546/2024
Истец: ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ
Ответчик: КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИСПОЛНЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ