г. Красноярск |
|
27 августа 2024 г. |
Дело N А33-14205/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 августа 2024 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Макарцева А.В.,
судей: Белан Н.Н., Петровской О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Полевец А.Н.,
при участии в судебном заседании:
от истца - Муниципального предприятия Эвенкийского муниципального района "Байкитэнерго" - Арцимович Л.С., представителя по доверенности от 15.02.2024, удостоверение адвоката от 20.11.2018 N 2155,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Красноярского края в лице Министерства промышленности и торговли Красноярского края
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "26" апреля 2024 года по делу N А33-14205/2023,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное предприятие Эвенкийского муниципального района "Байкитэнерго" (далее - истец, МП ЭМР "Байкитэнерго") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Красноярскому краю в лице Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края о взыскании за счет казны Красноярского края убытков в размере 37 830 475 рублей.
Определением от 04.07.2023 исковое заявление принято к производству суда, назначены предварительное судебное заседание и судебное разбирательство по делу на 29.08.2023; привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика: муниципальное учреждение "Департамент инженерного обеспечения Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края" (ИНН 8801012965, ОГРН 1068800000939); Администрация Эвенкийского муниципального района Красноярского края (ИНН 8801012845, ОГРН 1058888016197); Министерство тарифной политики Красноярского края (ИНН 2465184114, ОГРН 1182468043383).
Определением от 04.12.2023 произведена замена органа, представляющего ответчика - на Министерство тарифной политики Красноярского края (ИНН 2465184114, ОГРН 1182468043383); к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечено Министерство промышленности и торговли Красноярского края.
Определением от 30.01.2024 произведена замена органа, представляющего ответчика - на Министерство промышленности и торговли Красноярского края (ИНН 2466213777, ОГРН 1082468046099) (далее - ответчик); привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - Министерство тарифной политики Красноярского края (ИНН 2465184114, ОГРН 1182468043383).
Представитель истца представил в материалы дела ходатайство об уточнении исковых требований, просит взыскать 37 802 400 рублей убытков. На основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнение исковых требований принято судом первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 26.04.2024 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, указал, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
- в рамках объема полезного отпуска, учтенного органом тарифного регулирования, обязательства краевого бюджета перед истцом выполнены в полном объеме;
- в данном споре интересы Красноярского края должно представлять министерство тарифной политики Красноярского края.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 13.01.2023 апелляционная жалоба принята к производству. Судебное заседание назначено на 08.02.2023.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
При изложенных обстоятельствах в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.
Согласно отзыву на апелляционную жалобу истец считает обжалуемое решение законным и обоснованным.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 13.12.2021 N 37-э в редакции Приказа Министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2021 N 102-э установлены тарифы на электрическую энергию для потребителей МП ЭМР "Байкитэнерго" на период с 01.01.2022 по 31.12.2022.
Согласно Приложению к данному Приказу для всех категорий населения был установлен единый одноставочный тариф в период с 01.01.2022 по 30.06.2022 в размере 1,98 рублей кВт.ч, в период с 01.07.2022 по 31.12.2002 в размере 2,09 рублей кВт.ч. При этом в примечании к Приложению определено, что экономически обоснованные цены (тарифы) для населения и приравненных к нему потребителей составляют в период с 01.01.2022 по 30.06.2022 - 41,58 рублей кВт.ч., в период с 01.07.2022 по 31.12.2022 - 43,24 рублей кВт.ч.
Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края N 88-э от 23.11.2022 установлены новые тарифы для тарифной группы потребителей "население и приравненные к нему категории потребителей", действующие с 01.12.2022 по 31.12.2023.
Согласно приложению к данному приказу для всех категорий населения в период с 01.12.2022 по 30.06.2023 установлен единый одноставочный тариф в размере 2,28 рублей кВт.ч. В примечании к приложению определено, что экономически обоснованные цены (тарифы) для населения и приравненных к нему потребителей в указанный период составляют 47,13 рублей кВт.ч.
Таким образом, подлежащие применению при расчетах с населением цены (тарифы) установлены в размере, который значительно ниже экономически обоснованных цен (тарифов) на электрическую энергию.
В предусмотренном порядке МП ЭМР "Байкитэнерго" предоставило в МУ "Департамент инженерного обеспечения Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края" вместе с необходимыми документами заявку на предоставление компенсации выпадающих доходов, возникающих в результате поставки населению по регулируемым тарифам электрической энергии в 2022 года, на сумму 246 819 600 рублей Размер компенсации в последующем уточнен на сумму 245 716 000 рублей.
Между МП ЭМР "Байкитэнерго" (получатель) и МУ "Департамент инженерного обеспечения Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края" 02.02.2022 заключено соглашение N 02-ДЭС о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение затрат юридическому лицу (кроме некоммерческой организации), не подлежащая казначейскому сопровождению, связанных с применением государственных цен на электрическую энергию, вырабатываемую дизельными электростанциями для населения в 2022 году.
В соответствии с разделом 1 данного соглашения предметом соглашении является предоставление из районного бюджета в 2022 году субсидии на финансовое обеспечение затрат юридическому лицу (кроме некоммерческой организации), не подлежащая казначейскому сопровождению, связанных с применением государственных цен на электрическую энергию, вырабатываемую дизельными электростанциями для населения.
Согласно разделу 2 соглашения в редакции дополнительного соглашения N 02/1-ДЭС от 31.10.2022 субсидия предоставляется на цели указанные разделе 1 настоящего Соглашения, в общем размере 245 716 000 рублей в соответствии со сводной бюджетной росписью краевого бюджета на текущий финансовый год в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Главному распорядителю как получателю средств районного бюджета в рамках муниципальной программы Эвенкийского муниципального района "Реформирование и модернизация энергетики, жилищно-коммунального хозяйства, повышение энергетической эффективности Эвенкийского муниципального района на 2020-2024 годы", утвержденной Постановлением Администрации Эвенкийского муниципального района в целях реализации получателем мероприятий по компенсации выпадающих доходов энергоснабжающих организаций, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию, вырабатываемую дизельными электростанциями для населения.
Субсидия в указанном размере получена истцом, что подтверждается платежными поручениями N 54413 от 18.03.2022 на сумму 204 576 048,39 рублей; N 892715 от 09.12.2022 на сумму 41 139 951,61 рублей.
Вместе с тем выплаченная истцу субсидия не компенсирует в полном размере выпадающие доходы предприятия, возникшие в результате поставки в 2022 году населению Эвенкийского муниципального района электрической энергии по ценам (тарифам) ниже экономически обоснованных.
Основной составляющей расчета для выплаты компенсации выпадающих доходов в соответствии с установленным законодательными актами Красноярского края и Эвенкийского муниципального района порядком являлся учтенный при расчете тарифов на 2022 год плановый объем полезного отпуска электроэнергии для населения, который согласно Таблице 1 Приложения к Приказу Министерства тарифной политики N 37-э от 13.12.2021 г. в редакции Приказа Министерства тарифной политики Красноярского края N 102-э от 29.12.2021 составил 6,830 млн. кВт.ч. (6 830 000 кВт.ч.) При этом фактический объем поставленной населению электроэнергии в 2022 г. оказался значительно выше, учтенного при установлении тарифа и при определении размера компенсации, и составил 7,909 млн. кВт ч. (7 909 525 кВт.ч.), что на 1,079 млн. кВт.ч. (1 079 525 кВт.ч.) больше планового.
Исходя из фактически произведенной и поставленной населению электроэнергии в 2022 года, размер выпадающих доходов истца составил 283 546 475 рублей Выплатой субсидии в размере 245 716 000 рублей предприятию компенсированы выпадающие доходы в связи с поставкой населению электроэнергии по тарифу ниже экономически обоснованного в объеме 6 830 000 кВт.ч. При этом межтарифная разница в связи с реализацией населению дополнительного объема электроэнергии по сниженному тарифу в количестве 1 079 525 кВт.ч. не компенсирована. Размер некомпенсированных выпадающих доходов истца составил 37 802 400 рублей (с учетом принятых уточнений).
Установленный тариф в примечании для населения не является льготным, а имеет особую специфику в связи особенностью предоставления услуг для населения, проживающих в северном районе Красноярского края. В связи с чем, в Красноярском крае предусмотрена компенсация выпадающих доходов энергоснабжающих организаций от неприменения экономически обоснованного тарифа.
В целях компенсации энергоснабжающим организациям выпадающих доходов, возникающих в результате поставки населению по регулируемым ценам (тарифам) электрической энергии, вырабатываемой дизельными электростанциями на территории края, принят Закон Красноярского края от 20.12.2012 N 3-961 "О компенсации выпадающих доходов энергоснабжающих организаций, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию, вырабатываемую дизельными электростанциями на территории Красноярского края для населения" (далее - Закон края N 3-961).
Для предоставления компенсации выпадающих доходов энергоснабжающим организациям бюджетам муниципальных районов края предоставляются финансовые средства в форме субвенций в соответствии с Законом Красноярского края от 20.12.2012 N 3-963 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов края отдельными государственными полномочиями по компенсации выпадающих доходов энергоснабжающих организаций, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию, вырабатываемую дизельными электростанциями на территории Красноярского края для населения" (далее - Закон края N 3-963).
В соответствии с ч. 7 ст. 2 Закона края от 20.12.2012 N 3-963 уполномоченные органы исполнительной власти края при осуществлении органами местного самоуправления муниципальных районов края государственных полномочий в пределах своей компетенции своевременно предоставляют бюджетам муниципальных районов края субвенции из краевого бюджета на осуществление переданных государственных полномочий.
Истец с заявлением о возмещении выпадающих доходов в связи с увеличением объема полезного отпуска за 2022 год посредством тарифного регулирования на 2024 год не обращался.
Таким образом, при применении МП ЭМР "Байкитэнерго" установленных приказами от 13.12.2021 N 37-э, от 23.11.2022 N88-э тарифов для категории население компенсация выпадающих доходов осуществляется в соответствии с вышеуказанными правовыми актами.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Верно применив положения статей 15, 125, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), разъяснения, изложенные в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.05.2011 N 145 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами", а также в Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", положения Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о доказанности исковых требований.
В пункте 5 статьи 23 Закона об электроэнергетике допускается установление цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии и (или) сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков для указанных категорий потребителей на уровне, отличном от уровня, на котором устанавливаются цены (тарифы) для других категорий потребителей, в том числе цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии и (или) сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков. При этом в соответствии с основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике при установлении регулируемых цен (тарифов) подлежат возмещению субъектам электроэнергетики, осуществляющим поставки электрической энергии (мощности) или оказывающим услуги по передаче электрической энергии населению и приравненным к нему категориям потребителей, экономически обоснованные затраты, связанные с осуществлением регулируемых видов деятельности, в том числе с учетом частичного или полного их возмещения за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (при предоставлении соответствующих бюджетных средств).
В соответствии с пунктом 34 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" применение льготных тарифов на электрическую энергию (мощность) допускается при наличии соответствующего решения регулирующего органа, в котором указаны потребители (группы потребителей), в отношении которых федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации установлено право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов гарантирующих поставщиков, энергоснабжающих организаций и энергосбытовых организаций, к числу потребителей которых относится население.
В силу частей 1, 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение. По общему правилу надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение.
Из материалов дела следует, что в данном случае убытки возникли в связи с превышением фактического объема полезного отпуска электроэнергии над плановым, установленным соответствующими тарифными решениями.
Государственным органом, который представляет интересы Красноярского края в соответствующих правоотношениях, является Министерство промышленности и торговли Красноярского края.
Указом Губернатора Красноярского края от 17.10.2023 N 297-уг "О структуре исполнительных органов Красноярского края" утверждена структура исполнительных органов Красноярского края.
Согласно подпункту 4 пункта 1 распоряжения Правительства Красноярского края от 17.10.2023 N 771-р Министерство промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края переименовано в министерство промышленности и торговли Красноярского края.
Распоряжением Правительства Красноярского края от 19.10.2023 N 783-р распоряжение N771-р дополнено пунктами 1.1. и. 4.1., в соответствии с которыми полномочия Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края в сфере электроэнергетики и области энергосбережения и повышения энергетической эффективности переданы Министерству тарифной политики Красноярского края. Также установлено, что Министерство тарифной политики Красноярского края является правопреемником Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края в части обязательств, связанных с осуществлением полномочий в сфере и области государственного управления, указанных в п. 1.1. настоящего распоряжения, в том числе обязательств, возникших в результате исполнения судебных решений.
Распоряжением Правительства Красноярского края от 27.12.2023 N 1025-р в распоряжение Правительства Красноярского края от 17.10.2023 N771-р внесены изменения о признании пунктов 1.1., 4.1. утратившими силу.
Из пункта 3.78 Положения о Министерстве промышленности и торговли Красноярского края, утвержденных Постановлением Правительства Красноярского края 18.05.2010 N 270-п и изменениями от 11.01.2024, следует, что последнее осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств и бюджетных полномочий главного администратора доходов краевого бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
То обстоятельство, что до Министерства промышленности и торговли Красноярского края не доводились денежные средства на исполнение судебных актов само по себе не исключает необходимости представления им интересов Красноярского края в делах о взыскании убытков, вызванных неправомерными действиями такого публичного органа (по отраслевому признаку), учитывая наличие у него статуса главного распорядителя бюджетных средств.
В пункте 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.05.2011 N 145 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами" указано, что поскольку по делам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов, единственным ответчиком в силу статей 16, 1069 ГК РФ является соответствующее публично-правовое образование, замена органа, уполномоченного представлять публично-правовое образования в деле о возмещении вреда, не является заменой ответчика в смысле статьи 47 АПК РФ.
Как указано выше, для всех категорий населения был установлен единый одноставочный тариф в период с 01.01.2022 по 30.06.2022 в размере 1,98 рублей кВт.ч, в период с 01.07.2022 по 31.12.2002 в размере 2,09 рублей кВт.ч. При этом в примечании к Приложению определено, что экономически обоснованные цены (тарифы) для населения и приравненных к нему потребителей составляют в период с 01.01.2022 по 30.06.2022 - 41,58 рублей кВт.ч., в период с 01.07.2022 по 31.12.2022 - 43,24 рублей кВт.ч.
Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 23.11.2022 N 88-э установлены новые тарифы для тарифной группы потребителей "население и приравненные к нему категории потребителей", действующие с 01.12.2022 по 31.12.2023.
Согласно приложению к данному приказу для всех категорий населения в период с 01.12.2022 по 30.06.2023 установлен единый одноставочный тариф в размере 2,28 рублей кВт.ч. В примечании к приложению определено, что экономически обоснованные цены (тарифы) для населения и приравненных к нему потребителей в указанный период составляют 47,13 рублей кВт.ч.
Данные тарифы в соответствии с пунктом 1 примечания Приложения к вышеуказанному Приказу Министерства тарифной политики Красноярского края являются экономически обоснованными. В пункте 2 примечания предусмотрено, что компенсация энергоснабжающим организациям выпадающих доходов, возникающих в результате поставки населению по регулируемым ценам (тарифам) электрической энергии, вырабатываемой дизельными электростанциями на территории Красноярского края, осуществляется в соответствии с Законом Красноярского края от 20.12.2012 N 3-961 "О компенсации выпадающих доходов энергоснабжающих организаций, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию, вырабатываемую дизельными электростанциями на территории Красноярского края для населения".
МП ЭМР "Байкитэнерго" предоставило в МУ "Департамент инженерного обеспечения Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края" заявку на предоставление компенсации выпадающих доходов, возникающих в результате поставки населению по регулируемым тарифам электрической энергии в 2022 году, на сумму 246 819 600 рублей Размер компенсации в последующем уточнен на сумму 245 716 000 рублей.
Между МП ЭМР "Байкитэнерго" (получатель) и МУ "Департамент инженерного обеспечения Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края" 02.02.2022 заключено соглашение N 02-ДЭС о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение затрат юридическому лицу (кроме некоммерческой организации), не подлежащая казначейскому сопровождению, связанных с применением государственных цен на электрическую энергию, вырабатываемую дизельными электростанциями для населения в 2022 году.
В соответствии с разделом 1 данного соглашения предметом соглашении является предоставление из районного бюджета в 2022 году субсидии на финансовое обеспечение затрат юридическому лицу (кроме некоммерческой организации), не подлежащая казначейскому сопровождению, связанных с применением государственных цен на электрическую энергию, вырабатываемую дизельными электростанциями для населения.
Согласно разделу 2 соглашения в редакции дополнительного соглашения N 02/1-ДЭС от 31.10.2022 субсидия предоставляется на цели указанные разделе 1 настоящего Соглашения, в общем размере 245 716 000 рублей в соответствии со сводной бюджетной росписью краевого бюджета на текущий финансовый год в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Главному распорядителю как получателю средств районного бюджета в рамках муниципальной программы Эвенкийского муниципального района "Реформирование и модернизация энергетики, жилищно-коммунального хозяйства, повышение энергетической эффективности Эвенкийского муниципального района на 2020-2024 годы", утвержденной Постановлением Администрации Эвенкийского муниципального района в целях реализации получателем мероприятий по компенсации выпадающих доходов энергоснабжающих организаций, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию, вырабатываемую дизельными электростанциями для населения.
Субсидия в указанном размере получена истцом, что подтверждается платежными поручениями N 54413 от 18.03.2022 на сумму 204 576 048,39 рублей; N 892715 от 09.12.2022 на сумму 41 139 951,61 рублей.
Однако из расчёта истца следует, что размер убытков, связанных с межтарифной разницей между экономически обоснованными тарифами и тарифами для расчёта с населением, с учётом фактически поставленной в спорный период - за 2022 год, электроэнергии потребителям и выделенной субсидии составляет 37 802 400 рублей.
Основной составляющей расчета для выплаты компенсации выпадающих доходов в соответствии с установленным законодательными актами Красноярского края и Эвенкийского муниципального района порядком являлся учтенный при расчете тарифов на 2022 год плановый объем полезного отпуска электроэнергии для населения, который согласно Таблице 1 Приложения к Приказу Министерства тарифной политики N 37-э от 13.12.2021 г. в редакции Приказа Министерства тарифной политики Красноярского края N 102-э от 29.12.2021 составил 6,830 млн. кВт.ч. (6 830 000 кВт.ч.) При этом фактический объем поставленной населению электроэнергии в 2022 г. оказался значительно выше учтенного при установлении тарифа и при определении размера компенсации, и составил 7,909 млн. кВт ч. (7 909 525 кВт.ч.), что на 1,079 млн. кВт.ч. (1 079 525 кВт.ч.) больше планового.
В подтверждение объемов и стоимости фактически поставленной потребителям электроэнергии истцом представлены договоры поставки дизельного топлива, расшифровки статьи затрат "Услуги по приемке, хранению и отпуску ГСМ", выписки из журналов потребления по индивидуальным приборам учета, начисления на лицевые счета.
Доказательств поставки электроэнергии в иных объемах ответчиком в материалы дела не представлено.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение. При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей. Судам необходимо учитывать, что если такие потери не были полностью или в части компенсированы, в том числе по причине того, что названная компенсация не предусмотрена или предусмотрена в недостаточном размере, для их взыскания в пользу ресурсоснабжающей организации за счет бюджета соответствующего публично-правового образования оспаривание акта об установлении тарифа не требуется.
По общему правилу, надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение.
Публично-правовое образование, органом которого принят акт об установлении тарифа, вправе возражать против иска о компенсации потерь, вызванных межтарифной разницей, ссылаясь на то, что оно направляло публично-правовому образованию, утвердившему обязательные показатели, предложение об их установлении или обращалось за согласованием своего решения об утверждении тарифов на уровне выше или ниже обязательных показателей с целью предотвратить возникновение межтарифной разницы.
Если такое предложение не учтено или в согласовании решения отказано, либо подобное обращение не предусмотрено действующим законодательством, надлежащим ответчиком является публично-правовое образование, орган которого утвердил обязательные показатели.
Соответствующая правовая позиция изложена в пунктах 1 и 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей".
Как следует из искового заявления, истец исходит из того, что именно Красноярский край должен фактически возмещать экономические потери истца, вызванные наличием межтарифной разницы, Администрация Эвенкийского муниципального района является лишь распорядителем субвенций, и им перечислены субсидии только в пределах денежных средств, полученных на эти цели из бюджета Красноярского края.
По мнению истца, поскольку Эвенкийским муниципальным районом не в полном объеме выплачены субсидии, связанные с установлением ему тарифов на электрическую энергию, вырабатываемую дизельными электростанциями, в размере ниже экономически обоснованного (межтарифная разница), именно с Красноярского края подлежат взысканию экономические потери (убытки) за 2022 год в сумме 37 802 400 рублей.
Ответчик указывает, что пункт 20 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, не содержит условий о пересмотре тарифов при изменении объемов реализации. Однако истец не оспаривает размер утверждённых тарифов. Убытки истца возникли по иным обстоятельствам. Спора по размеру утвержденных тарифов нет.
Согласно пункту 20 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, если организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в течение расчетного периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении тарифов (цен), в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются регулирующими органами при установлении тарифов (цен) на последующий расчетный период регулирования.
При этом, в пункте 20 Методических указаний говорится не о расходах, связанных с производством дополнительного объёма электроэнергии, а о расходах, связанных с производством того же количества электроэнергии. Поскольку указанный пункт не предполагает пересмотр объёма полезного отпуска электроэнергии, включенного в тариф, электроэнергия сверх тарифа была поставлена и оплачена по установленному тарифу.
Согласно пункту 5 статьи 23 Закона об электроэнергетике допускается установление цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей на уровне, отличном от уровня, на котором устанавливаются цены (тарифы) для других категорий потребителей.
При этом в соответствии с основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике при установлении регулируемых цен (тарифов) подлежат возмещению субъектам электроэнергетики, осуществляющим поставки электрической энергии (мощности) населению, экономически обоснованные затраты, связанные с осуществлением регулируемых видов деятельности, в том числе с учетом частичного или полного их возмещения за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (при предоставлении соответствующих бюджетных средств).
В пункте 34 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике") предусмотрено, что допускается при наличии соответствующего решения регулирующего органа, в котором указаны потребители (группы потребителей), в отношении которых федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации установлено право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов гарантирующих поставщиков, энергоснабжающих организаций и энергосбытовых организаций, к числу потребителей которых относится население.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 N 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг" в целях определения размера межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе для оказания финансовой помощи по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, установлен федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг (содержание и текущий ремонт жилого помещения, теплоснабжение, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение) на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц. Указанный федеральный стандарт используется только для определения объема субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из Федерального фонда компенсаций на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
Размеры федеральных стандартов, указанных в подпунктах "г" и "д" пункта 1 настоящего Постановления, ежегодно устанавливаются Правительством Российской Федерации в среднем по Российской Федерации, а также по субъектам Российской Федерации (пункт 2 Постановления). Установлены размеры федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц на 2006 год в среднем по Российской Феде-рации соответственно 41,6 рубля и 3,2 рубля и по субъектам Российской Федерации согласно Приложению (пункт 3 Постановления).
Таким образом, порядок включения расходов, превышающих сумму выделенной субсидии, не предусмотрен нормативными актами, регулирующими выделение субсидии на компенсацию потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей.
Законом Красноярского края от 30.11.2017 N 4-1155 "О краевом бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", Постановлением Правительства Красноярского края от 20.02.2013 N 43-П "О реализации Закона Красноярского края "О компенсации выпадающих доходов энергоснабжающих организаций, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию, вырабатываемую дизельными электростанциями на территории Красноярского края для населения", законом Красноярского края от 20.12.2012 N 3-961 "О компенсации выпадающих доходов энергоснабжающих организаций, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию, вырабатываемую дизельными электростанциями на территории Красноярского края для населения", постановлением Администрации Эвенкийского муниципального района от 07.12.2016 N 737-п "Об утверждении порядка предоставления компенсации выпадающих доходов энергоснабжающих организаций, возникающих в результате поставки населению по регулируемым ценам (тарифам) электрической энергии, вырабатываемой дизельными электростанциями на территории Эвенкийского муниципального района" определяющими порядок возмещения субсидии на компенсацию потерь, вызванных межтарифной разницей, возникшей при поставке электрической энергии, произведённой дизельными электростанциями по государственно регулируемым тарифам, порядок компенсации потерь, превышающих сумму плановой субсидии не предусмотрен, в том числе внесением изменений в тариф на будущие периоды.
Убытки, возникшие у истца в связи с неполным возмещением истцу экономических потерь, связанных с межтарифной разницей между экономически обоснованными тарифами и тарифами для расчета с населением, исходя из фактического объема поставленной в 2022 году электроэнергии, не заявлялись и не были включены в тарифы на отпускаемую электроэнергию в последующие периоды регулирования и, соответственно, не были учтены регулирующим органом при утверждении тарифов на 2023, 2024 годы.
Согласно пункту 1 Постановления Пленума ВАС РФ N 87 от 06.12.2013 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса, предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь.
Таким образом, под экономически обоснованным тарифом понимается стоимость электрической энергии, утверждённая регулирующим органом и отражающая реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство единицы электрической энергии в соответствующем периоде.
Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края 23.11.2022 N 88-э, установлены как экономически-обоснованные тарифы, так и пониженные тарифы для населения. Постановлением Правительства Красноярского края 20.02.2013 N 43-п "О реализации Закона Красноярского края "О компенсации выпадающих доходов энергоснабжающих организаций, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию, вырабатываемую дизельными электростанциями на территории Красноярского края для населения" регулируется предоставление компенсации ресурсоснабжающим организациям.
Правительством установлены несколько случаев пересмотра тарифов, изменение фактических показателей в них не входит.
Согласно пункту 7 Постановления Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" установленные цены (тарифы) могут быть пересмотрены до окончания срока их действия, в том числе в течение финансового года, в следующих случаях: (1) выявление нарушений, связанных с нецелевым использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы); (2) принятие в установленном порядке решения об изменении инвестиционной программы организации, осуществляющей регулируемую деятельность, вследствие выдачи органом государственного контроля (надзора) предписания с указанием о необходимости обращения в уполномоченный орган власти для внесения изменений в инвестиционную программу.
Кроме того, соглашение о предоставлении субсидии на компенсацию выпадающих доходов энергоснабжающих организаций, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию, вырабатываемую дизельными электростанциями для населения Эвенкийского муниципального района от 02.02.2022 N 02-ДЭС заключённое истцом с МУ "Департамент инженерного обеспечения Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края" определяет выплату субсидии без пересмотра установленного тарифа в соответствии с количеством фактически поставленной электрической энергии населению.
Поскольку расчет истца верен, документального обоснован, ответчиком не оспорен, при указанных обстоятельствах исковые требования о взыскании с ответчика 37 802 400 рублей убытков за период с 01.01.2022 по 31.12.2022 в виде невозмещенных экономических потерь за фактически поставленный населению и приравненных к нему категориям объем электроэнергии, связанных с установлением для истца тарифа на электроэнергию, вырабатываемую дизельными электростанциями, в размере ниже экономически обоснованного, правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
В апелляционной жалобе заявитель утверждает, что в данном споре интересы Красноярского края должно представлять министерство тарифной политики.
Вместе с тем, данное министерство привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, участвовало в споре.
При этом надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение. В данном случае это Красноярский край.
Из пункта 3.78 положения о Министерстве промышленности и торговли Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края 18.05.2010 N 270-п с изменениями от 11.01.2024 следует, что последнее осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств и бюджетных полномочий главного администратора доходов краевого бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
Судом первой инстанции правильно указано, что ответчиком является именно субъект Российской Федерации - Красноярский край, а Министерство промышленности и торговли Красноярского края является органом, представляющим Красноярский край в рассматриваемых отношениях. Данный вывод соответствует статье 1069, пункту 3 статьи 125 ГК РФ, статье 6, подпункту 1 пункта 3 статьи 158 БК РФ с учетом их толкования, приведенного в абзаце 2 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, основания для отмены отсутствуют.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в связи с чем, вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 26 апреля 2024 года по делу N А33-14205/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.В. Макарцев |
Судьи |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-14205/2023
Истец: Муниципальное предприятие Эвенкийского муниципального района "Байкитэнерго"
Ответчик: Красноярский край в лице Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края
Третье лицо: Администрация ЭМР, ДИО Администрации ЭМР, Министерство промышленности и торговли Красноярского края, Министерство тарифной политики КК, Министерство тарифной политики Красн края