город Омск |
|
27 августа 2024 г. |
Дело N А70-7970/2024 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 августа 2024 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Сергеевой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6839/2024) акционерного общества "Россети Тюмень" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 31.05.2024 по делу N А70-7970/2024 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению акционерного общества "Россети Тюмень" (ИНН 8602060185, ОГРН 1028600587399, адрес: 628406, город Сургут, улица Университетская, дом 4; 625002, город Тюмень, улица Даудельная, 44) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (ИНН 7202081799, ОГРН 1027200812308, адрес: 625048, город Тюмень, улица Холодильная, 58а), при участии в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований, - Еськовой Юлии Владимировны, о признании недействительным постановления о назначении административного наказания от 29.03.2024 по делу N 072/04/9.21-79/2024 об административном правонарушении,
при участии в судебном заседании представителей:
от акционерного общества "Россети Тюмень" - Соколов Дмитрий Игоревич по доверенности от 10.10.2023 N 91495 сроком действия до 16.09.2024;
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Россети Тюмень" (далее - заявитель, Общество, сетевая организация, АО "Россети Тюмень") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России, Управление, административный орган) о признании недействительным постановления о назначении административного наказания от 29.03.2024 по делу N 072/04/9.21-79/2024 об административном правонарушении.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Еськова Юлия Владимировна (далее - третье лицо, Еськова Ю.В.).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 31.05.2024 по делу N А70-7970/2024 постановление от 29.03.2024 072/04/9.21-79/2024 изменено в части назначения административного наказания. Административное наказание, назначенное АО "Россети Тюмень" постановлением от 29.03.2024 072/04/9.21-79/2024 в виде административного штрафа в размере 800 000 руб., снижено судом до 400 000 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы её податель, ссылаясь на то, что процесс заключения договора от 17.05.2023 N Т13/23/3480-ДТП об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств затруднялся по причине технического сбоя на портале электросетевых услуг ПАО "Россети" портал-тп.рф. Ссылаясь на положения статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), указывает, что для осуществления технологического присоединения по договору об осуществлении технологического присоединения Еськовой Ю.В., первоначально необходимо осуществить мероприятия по технологическому присоединению иного лица. На сегодняшний день, филиал АО "Россети Тюмень" Тюменские электрические сети принимает все возможные меры для надлежащего исполнения своих обязательств.
Кроме того, ссылаясь на положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, указывает, что назначение административного наказания в виде наложения административного штрафа в размере ниже низшего предела, предусмотренного санкцией, является правом суда, реализуемым в исключительных случаях с учётом характера и последствий совершённого правонарушения, степени вины привлекаемого к ответственности юридического лица, его имущественного, финансового положения, а также иных имеющих существенное значение для индивидуализации ответственности обстоятельств.
АО "Россети Тюмень" также утверждает о том, что с 10.03.2022 (дата вступления в силу Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336)) не допускается составлять протоколы должностным лицом на основании заявления гражданина или организации без проведения контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом. Ссылаясь на то, что дело возбуждено УФАС по Тюменской области 08.02.2024, заявитель считает, что оспариваемое постановление подлежащим отмене, как не соответствующим правовому регулированию, введенному в Российской Федерации с 10.03.2022.
Управление представило отзыв на апелляционную жалобу.
Тюменское УФАС России, третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание явку представителей не обеспечили.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся участников процесса.
В судебном заседании апелляционной инстанции, проводимом с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание), представитель АО "Россети Тюмень" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителя АО "Россети Тюмень", суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 26.04.2023 Еськова Ю.В. обратилась в филиал АО "Россети Тюмень" Тюменские электрические сети с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств ВРУ-0,4 кВ жилого дома, расположенного по адресу: Тюменская область, Тюменский район, Переваловское МО, южнее с/о Москвичка, земельный участок с кадастровым номером 72:17:1907002:7449, с заявленной максимальной мощностью 15 кВт.
27.04.2023 филиал АО "Россети Тюмень" Тюменские электрические сети направил замечания к заявке от 26.04.2023.
02.05.2023 Еськова Ю.В. устранила замечания по заявке на технологическое присоединение энергопринимающих устройств ВРУ-0,4 кВ жилого дома.
17.05.2023 филиалом АО "Россети Тюмень" Тюменские электрические сети в личном кабинете на Портале электросетевых услуг ПАО "Россети" портал-тп.рф размещена оферта условий типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N Т13/23/3480-ДТП, счет N Т13/23/3480-ДТП-1 от 17.05.2023, технические условия N Т13/23/3480-ТУ и инструкция по осуществлению заявителем фактического присоединения и приёма напряжения и мощности энергопринимающих устройств на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже.
16.06.2023 платежным поручением N 544373 Еськовой Ю.В. произведена оплата счета N Т13/23/3480-ДТП-1 от 17.05.2023 за технологическое присоединение, в силу чего между АО "Россети Тюмень" и Еськовой Ю.В. заключен договор N Т13/23/3480-ДТП об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств со сроком выполнения мероприятий по технологическому присоединению 6 месяцев, в соответствии с абзацем 12 подпункта "б" пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861, Правила технологического присоединения).
В Управление поступило обращение Еськовой Ю.В. на действия Общества, выразившиеся в нарушении сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям.
В связи с поступившим обращением Управлением по данному факту было возбуждено дело N 072/04/9.21-79/2024 об административном правонарушении и проведено административное расследование.
В ходе проведения административного расследования Управлением установлено, что в нарушение Правил технологического присоединения, Обществом нарушен срок на заключение договора и не выполнены мероприятия по технологическому присоединению в установленный срок.
06.03.2024 Управлением в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N 072/04/9.21-79/2024.
По результатам рассмотрения материалов административного дела, заместителем руководителя Управления, 29.03.2024 вынесено постановление о назначении административного наказания по делу N 072/04/9.21-79/2024 об административном правонарушении, которым Общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 800 000 руб.
Не согласившись с постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
31.05.2024 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, обжалуемое АО "Россети Тюмень" в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В силу 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч руб. либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона руб.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается, в том числе в несоблюдении лицом порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Субъектами административной ответственности могут выступать должностные лица и юридические лица.
Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.
Порядок и процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий установлены Правилами N 861, согласно первому абзацу пункта 3 которых сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и при наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (абзац второй пункта 3 Правил N 861).
Следовательно, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил N 861 и наличии технической возможности технологического присоединения.
Согласно пункту 8 Правил N 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям N 4 - 7(1) любым способом ее подачи (очно, почтой, с использованием официального сайта сетевой организации или в случае обеспечения сетевой организацией, в которую подается заявка, возможности реализации прав и обязанностей заявителей, возникающих в ходе осуществления процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал).
Абзац третий пункта 8 Правил N 861 предусматривает, что заявители вправе направлять заявку и прилагаемые документы посредством официального сайта сетевой организации (в том числе посредством переадресации на официальный сайт, обеспечивающий возможность направлять заявку и прилагаемые документы) или единого портала (в случае обеспечения сетевой организацией, в которую подается заявка, возможности реализации прав и обязанностей заявителей, возникающих в ходе осуществления процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, с использованием единого портала).
Сетевая организация обязана обеспечить принятие в электронном виде заявок и прилагаемых документов от заявителей (в том числе возможность бесплатного получения заявителями идентификатора и пароля) и возможность получения заявителем сведений об основных этапах обработки заявок юридических и физических лиц и индивидуальных предпринимателей на технологическое присоединение к электрическим сетям, включая информацию о дате поступления заявки и ее регистрационном номере, направлении в адрес заявителей подписанного со стороны сетевой организации договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технических условий, о дате заключения договора, о ходе выполнения сетевой организацией технических условий, о фактическом присоединении и фактическом приеме (подаче) напряжения и мощности на объекты заявителя, а также о составлении и подписании документов о технологическом присоединении, на своем официальном сайте (в том числе посредством переадресации на официальный сайт, обеспечивающий возможность направлять заявку и прилагаемые документы) или на едином портале (в случае обеспечения сетевой организацией, в которую подается заявка, возможности реализации прав и обязанностей заявителей, возникающих в ходе осуществления процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, с использованием единого портала) в режиме реального времени без использования программного обеспечения, установка которого на технические средства потребителя требует заключения лицензионного или иного соглашения с правообладателем программного обеспечения, предусматривающего взимание с потребителя платы, и без использования специальных аппаратных средств.
На едином портале обеспечивается возможность подачи заявок, получения заявителем сведений об основных этапах обработки заявок юридических и физических лиц и индивидуальных предпринимателей на технологическое присоединение к электрическим сетям, получения и в предусмотренных настоящими Правилами случаях подписания документов, предусмотренных пунктом 105 настоящих Правил, проектов договоров, актов допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии, актов о выполнении технических условий, актов об осуществлении технологического присоединения, направления уведомлений о выполнении технических условий, а также возможность обмена иными документами в процессе заключения и исполнения договора.
Согласно пункту 103 Правил технологического присоединения договор между сетевой организацией и заявителем, указанным в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, заключается с использованием личного кабинета заявителя.
Действие договора между сетевой организацией и заявителем, указанным в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, не ставится в зависимость от факта составления договора, подписанного сторонами в письменной форме.
Наличие договора между сетевой организацией и заявителем, указанным в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, подтверждается документом об оплате (полностью или в установленных настоящими Правилами случаях частично) заявителем сетевой организации выставленного ею и размещенного в личном кабинете заявителя счета на оплату технологического присоединения по договору, предусмотренному пунктом 105 настоящих Правил. Документ об оплате должен содержать наименование и платежные реквизиты сетевой организации, а также реквизиты счета на оплату технологического присоединения.
Согласно пункту 105 Правил N 861 в отношении заявителя, указанного в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает в личном кабинете заявителя: условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям согласно приложению N 17; счет на оплату технологического присоединения по договору; подписанные со стороны сетевой организации технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктами 25(1), 25(6) и 25(7) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации; инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.
Размещенные в личном кабинете заявителя условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия признаются офертой, а оплата заявителем счета на оплату технологического присоединения по договору - акцептом договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технических условий.
Из материалов настоящего дела следует и было указано выше, что 26.04.2023 Еськова Ю.В. направила заявку на технологическое присоединение N 7609749 устройств ВРУ-0,4 кВ жилого дома, расположенного по адресу: Тюменская область, Тюменский район, Переваловское МО, южнее с/о Москвичка, земельный участок с кадастровым номером 72:17:1907002:7449, с заявленной максимальной мощностью 15 кВт.
В рамках проведения административного расследования произведен осмотр Интернет-сайта портала электросетевых услуг АО "Россети", а именно личного кабинета Еськовой Ю.В.
В ходе осмотра личного кабинета осуществлен переход в раздел "заявки и обращения" подраздел "Мои заявки". После перехода в раздел указано "Всего заявок 1", а именно заявка на технологическое присоединение N 7609749, статус заявки "Договор заключен и находится на исполнении", дата "26.04.2023", Субъект РФ "Тюменская область", Филиал АО "Россети Тюмень" (Тюменская область, Сетевая организация АО "Россети Тюмень". В приложении к заявке отражен договор ТП (с ТУ) со стороны сетевой организации. Переход в подраздел "Уведомления", открывается окно, в котором отображены все действия по заявке N 7609749, с указанием даты опубликования документов и изменения статуса заявки (Всего уведомлений 19).
При осмотре уведомлений, обнаружены уведомления "заявка на технологическое присоединение: заявка успешно отправлена" от 26.04.2023, "заявка на технологическое присоединение: о необходимости представить недостающие сведения и (или) документы по заявке" от 28.04.2023, "заявка на технологическое присоединение: изменение статуса заявки) от 02.05.2023, 05.05.2023, 06.06.2023 и 19.06.2023.
Под каждым уведомлением имеется вкладка "Подробнее". После перехода во вкладку, открывается информация по изменению статуса заявки с указанием даты и времени внесенных изменений. 26.04.2023 в 16:12 заявка "заявка на технологическое присоединение" от 26.04.2023 успешно отправлена. Ей присвоен номер 7609749. 28.04.2023 в 10:47 "По Вашей заявке "Заявка на технологическое присоединение" от 26.04.2023 N 7609749 изменился на статус на "Заявка отложена, получение недостающих сведений". Недостающие сведения и (или) документы по заявке необходимо представить в течение 20 рабочих дней со дня получения сведений. Сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. 02.05.2023 в 09:14 "Статус Вашей заявки "заявка на технологическое присоединениеN 7609749 от 26.04.2023" изменился на заявка поступила". 05.05.2023 в 00:32 "Статус Вашей заявки "заявка на технологическое присоединениеN 7609749 от 26.04.2023" изменился на заявка принята в работу". 06.06.2023 в 14:06 "Статус Вашей заявки "заявка на технологическое присоединение N 7609749 от 26.04.2023" изменился на проект договора на рассмотрении заявителя". 19.06.2023 в 23:59 "Статус Вашей заявки "заявка на технологическое присоединение N 7609749 от 26.04.2023" изменился на договор заключен и находится на исполнении".
Как установлено материалами административного дела, после представления недостающих сведений заявителем, заявка на технологическое присоединение в Общество подана - 02.05.2023.
06.06.2023 в 14:06 заявке присвоен статус "Заявка на технологическое присоединение N 7609749 от 26.04.2023" изменился на проект договора на рассмотрении заявителя".
Таким образом, в нарушение Правил N 861 договор и технические условия были опубликованы в личном кабинете Еськовой Ю.В. спустя 23 рабочих дня, а именно 06.06.2023, а не 18.05.2023 (в течение 10 дней со дня поступления заявки).
Ссылки АО "Россети Тюмень" на то, что процесс заключения договора от 17.05.2023 N Т13/23/3480-ДТП об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств затруднялся по причине технического сбоя на портале электросетевых услуг ПАО "Россети" портал-тп.рф, отклоняются судом апелляционной инстанции как неподтвержденный материалами дела.
Кроме того, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(3), 13(5), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности (подпункт "б" пункта 16 Правил N 861).
Материалами дела подтверждено, что между АО "Россети Тюмень" и Еськовой Ю.В. заключен договор от 17.05.2023 N Т13/23/3480-ДТП об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств со сроком выполнения мероприятий по технологическому присоединению 6 месяцев, в соответствии с подпунктом "б" пункта 16 Правил N 861.
Договором предусмотрено, что договор считается заключенным со дня оплаты заявителем счета на оплату технологического присоединения по договору
16.06.2023 платежным поручением N 544373 Еськовой Ю.В. произведена оплата счета от 17.05.2023 N Т13/23/3480-ДТП-1 за технологическое присоединение.
С учетом того, что срок исполнения мероприятий по технологическому присоединению по договору составляет шесть месяцев, то мероприятия по технологическому присоединению должны были быть осуществлены сетевой организацией не позднее 16.12.2023.
Согласно уведомлению N Т13/23/3480 возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств Еськовой Ю.В. обеспечена только 07.03.2024, то есть с нарушением срока.
Указанные обстоятельства являются нарушением Правил N 861, в части нарушения срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, и образуют в действиях заявителя событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, поскольку, как следует из материалов дела, до совершения спорного правонарушения Общество было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ за совершение аналогичного правонарушения (постановление Тюменского УФАС России от 04.04.2023 N 072/04/9.21-42/2023, оставленное в силе судами первой и апелляционной инстанции, вступило в законную силу 08.09.2023).
Из процессуальной позиции АО "Россети Тюмень" следует, что Общество не оспаривается обстоятельства заключения договора с третьим лицом, однако ссылается на то, что для осуществления технологического присоединения по договору об осуществлении технологического присоединения Еськовой Ю.В., первоначально необходимо осуществить мероприятия по технологическому присоединению иного лица.
Суд апелляционной инстанции не признает доводы АО "Россети Тюмень" в качестве обоснованных, поскольку указанное само по себе не является основанием для нарушения срока выполнений мероприятий по технологическому присоединению. В силу абзаца второго пункта 5 статьи 38 Закона об электроэнергетике договор, заключаемый гарантирующим поставщиком с потребителем электрической энергии, является публичным. Исполнение требований Правил N 861 является для Общества обязательным, в том числе соблюдения сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению.
Таким образом, событие административного правонарушения подтверждается материалами дела и признается судом установленным.
Доводы заявителя жалобы со ссылкой на Постановление N 336 судебной коллегией отклоняются, поскольку в силу пункта 3.3. статьи 28.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, могут быть возбуждены федеральным антимонопольным органом, его территориальным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если в материалах, сообщениях, заявлениях, поступивших в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Согласно статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку в рассматриваемом случае АО "Россети Тюмень" не представлены доказательства, подтверждающие наличие каких-либо препятствий для выполнения предписанных Правилами N 861 действий, и учитывая, что до совершения спорного правонарушения общество было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ за совершение аналогичного правонарушения, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности административным органом не нарушены.
Суд первой инстанции пришел к выводу об изменении оспариваемого постановления в части назначения административного наказания и снижении размера административного штрафа до 400 000 руб.
Отклоняя доводы АО "Россети Тюмень" о том, что назначение административного наказания в виде наложения административного штрафа в размере ниже низшего предела, предусмотренного санкцией, является правом суда, реализуемым в исключительных случаях с учетом характера и последствий совершенного правонарушения, степени вины привлекаемого к ответственности юридического лица, его имущественного и финансового положения, а также иных имеющих существенное значение для индивидуализации ответственности обстоятельств, суд апелляционной инстанции исходит из того, что размер административного штрафа был правомерно определен судом в размере 400 000 руб. с учетом не только смягчающих обстоятельств, но и отягчающих обстоятельств в виде неоднократного привлечения Общества к административной ответственности.
При данных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем судебные расходы по уплате государственной пошлины заявителем не понесены, на заявителя не относятся.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу акционерного общества "Россети Тюмень" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 31.05.2024 по делу N А70-7970/2024 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-7970/2024
Истец: АО "Россети Тюмень"
Ответчик: Управление Федеральной Антимонопольной службы по Тюменской области
Третье лицо: Еськова Юлия Владимировна