г. Чита |
|
27 августа 2024 г. |
Дело N А58-3238/2024 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Алдангаз" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25 июня 2024 года) по делу N А58-3238/2024, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Алдангаз" (ОГРН 1141402000068, ИНН 1402017310, 678900, Республика Саха (Якутия), ул. Алданский, г. Алдан, ул. Космачева, д.3 "А") к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1021401065916, ИНН 1435067108, 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Аммосова, д. 8, кв.427) о признании незаконным и отмене постановления от 15 марта 2024 года N 81-Ж о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Алдангаз" (далее - заявитель, ООО "Алдангаз" или общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (далее - Управление Госстройжилнадзора РС (Я), Управление или административный орган) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 15 марта 2024 года N 81-Ж, о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25 июня 2024 года постановление Управления Госстройжилнадзора РС (Я) от 15 марта 2024 года N 81-Ж изменено в части назначенного ООО "Алдангаз" наказания в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей.
ООО "Алдангаз" по постановлению от 15 марта 2024 года N 81-Ж назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения, выражая своё несогласие с ним. По мнению общество, оно не является организацией, осуществляющей техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме по адресу: Алданский район, г. Томмот, ул. Кирова, д. 17. Каких-либо договоров на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования (далее - ВДГО) в данном доме, ООО ""Алдангаз" не заключало, плата за оказание данных услуг не взималась.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, после принятия апелляционной жалобы на судебный акт по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, устанавливает разумный срок для представления отзыва на апелляционную жалобу и принимает постановление по итогам рассмотрения данной жалобы только после истечения указанного срока, но не позднее двух месяцев со дня ее поступления вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции (пункт 49 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10).
В рассматриваемом случае о принятии апелляционной жалобы к производству лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчетом о публикации 02 июля 2024 года на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, в котором административному органу предложено в срок не позднее 22 июля 2024 года представить письменный отзыв на апелляционную жалобу.
Управление Госстройжилнадзора РС (Я) в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу считает её доводы необоснованными. Общество является надлежащим субъектом ответственности за нарушение требований к качеству выполнения работ. В действиях общества имеется состав инкриминируемого правонарушения. Просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба на решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам
В данном случае судом апелляционной инстанции не установлена необходимость вызова сторон в судебное заседание.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ с учетом особенностей, предусмотренных процессуальным законодательством для пересмотра в апелляционном порядке судебных актов по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришёл к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Прокуратурой Алданского района по поручению Прокуратуры Республики Саха (Якутия) проведена совместная проверка с Управлением Госстройжилнадзора РС (Я) и Ленским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по факту взрыва бытового газа 24 января 2024 года в многоквартирном доме по адресу: Алданский район, г. Томмот, ул. Кирова, д. 17, на предмет соблюдения требований Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 года N 410 (далее - Правила N 410).
Установлено, что ООО "Алдангаз" является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей поставку газа.
Проверкой установлено, что ООО "Алдангаз" работы по техническому обслуживанию ВДГО и (или) внутриквартирного газового оборудования (далее - ВКГО) в указанном выше многоквартирном доме выполнены не в полном объеме.
Так, согласно представленным актам от 14 марта 2023 года и 20 июня 2023 года данные виды работ выполнены в жилом помещении (квартире) N 18, а также 20 декабря 2023 года произведен осмотр ВДГО в подъезде N 2, иные документы, подтверждающие факт выполнения ресурсоснабжающей организацией указанных работ не имеются. При этом, в актах отсутствует информация о выполненных работах, оказанных услугах и времени их выполнения (оказания), что является нарушением требований пункта 55 Правил N 410.
ООО "Алдангаз" представлен журнал обхода домов ГРУ (газорегуляторные установки) за февраль - апрель, май-июль месяцы 2023 года, из которого следует, что инструктаж по ППГ получили не все собственники жилых помещений указанного выше многоквартирного дома.
Кроме того, ООО "Алдангаз" при очередном техническом обслуживании ВДГО и (или) ВКГО обязан осуществлять проверку наличия тяги в дымовых и вентиляционных каналах, состояния соединительных труб с дымовым каналом, которое не выполнено, что является нарушением подпункта "д" пункта 43 Правил N 410.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренной частью 1 статьи 9.23 КоАП РФ, в отношении ООО "Алдангаз", о чем 06 февраля 2024 года прокуратурой в присутствии директора ООО "Алдангаз" вынесено постановление.
Постановлением Управления Госстройжилнадзора РС (Я) от 15 марта 2024 года N 81-Ж АО ООО "Алдангаз" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.23 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением Управления Госстройжилнадзора РС (Я), ООО "Алдангаз" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого постановления и изменении размера административного штрафа правильными.
В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Арбитражный суд при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа в силу части 7 статьи 210 АПК РФ не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Административное правонарушение в понимании статье 2.1 КоАП РФ - это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях на основании статьи 24.1 КоАП РФ являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
К обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении в силу статьи 26.1 КоАП РФ относятся, в том числе, наличие (отсутствие) события и состава административного правонарушения, в том числе виновность лица в совершении административного правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности в силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
При выявлении административного правонарушения административный орган обязан обеспечить установленные в положениях статей 25.1 и 28.2 КоАП РФ гарантии защиты прав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
На основании пункта 1 части 1 статьи 25.11 КоАП РФ прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении.
Дело об административном правонарушении в силу пункт 3 части 4 статьи 28.1 КоАП РФ считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 2 статьи 28.4 КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 23.55 КоАП РФ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный жилищный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей частями 1 - 4 статьи 9.23 КоАП РФ.
Таким образом, Управление Госстройжилнадзора РС (Я) является компетентным органом по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьей 9.23 КоАП РФ.
Постановление N 81-Ж3 от 15 марта 2024 года о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.23 КоАП РФ вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленной ему компетенции и при наличии достаточных оснований. Права общества на участие при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также иные права, предоставляемые КоАП РФ лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административным органом обеспечены и соблюдены. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 06 февраля 2024 года вынесено в присутствии представителя общества - директора Андриенко Е.А. Дело об административном правонарушении рассмотрено 14 марта 2024 года, законный представитель общества, будучи извещенным о месте и времени рассмотрения дела определением от 06 марта 2024 года - не явился.
Частью 1 статьи 9.23 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований к качеству (сроку, периодичности) выполнения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования либо невыполнение работ (неоказание услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, включенных в перечень, предусмотренный правилами обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до ста тысяч рублей (в редакции на момент совершения административного правонарушения).
Объектом посягательства данного правонарушения является требования к качеству (сроку, периодичности) выполнения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, либо правила обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в нарушении требований к качеству (сроку, периодичности) выполнения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования либо невыполнение работ (неоказание услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, включенных в перечень, предусмотренный правилами обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.
Субъектом ответственности по данной статье выступают лица ответственные за соблюдение требования к качеству (сроку, периодичности) выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования либо за выполнение работ (оказание услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, включенных в перечень.
Статьей 8 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" установлены полномочия федеральных органов государственной власти в области газоснабжения.
Правительство Российской Федерации в области газоснабжения осуществляет свои полномочия в соответствии с Федеральным законом "О Правительстве Российской Федерации", в том числе:
утверждает правила поставок газа, правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению, положение об охранных зонах трубопроводов, положение о зонах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов, порядок доступа независимых организаций к газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок использования газа в качестве топлива, правила ограничения подачи (поставки) и отбора газа, перечень потребителей, в том числе организаций, которые имеют преимущественное право пользования газом в качестве топлива и поставки газа которым не подлежат ограничению или прекращению (далее - неотключаемые потребители);
утверждает типовые формы документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения;
устанавливает требования к лицам, осуществляющим деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и техническому диагностированию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, или определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на установление указанных требований.
В соответствии с Федеральным законом "О газоснабжении в Российской Федерации" Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года N 549 утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, согласно пунктам 5, 7 которого поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании договора.
Для заключения договора заинтересованное физическое или юридическое лицо (далее - заявитель) направляет оферту в письменной форме газоснабжающей организации, осуществляющей деятельность по поставке газа на территории муниципального образования, где расположено помещение, газоснабжение которого необходимо обеспечить.
Из указанных норм следует, что техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования является обязательным.
Пунктом 1 Правил N 410 закреплено, что настоящие Правила устанавливают порядок пользования газом в части обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, в том числе требования к специализированной организации, порядок и условия заключения, изменения и расторжения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении).
В пункте 2 Правил N 410 даны следующие понятия, используемые в настоящих Правилах:
"внутриквартирное газовое оборудование" - газопроводы многоквартирного дома, проложенные после запорной арматуры (крана), расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, до бытового газоиспользующего оборудования, размещенного внутри помещения, бытовое газоиспользующее оборудование и технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета газа;
"специализированная организация" - соответствующая требованиям, установленным настоящими Правилами, газораспределительная организация, осуществляющая транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, входящим в состав внутридомового газового оборудования, а также осуществляющая деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) с соблюдением требований, установленных законодательством о газоснабжении в Российской Федерации;
"техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования" - работы и услуги по поддержанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в техническом состоянии, соответствующем предъявляемым к нему нормативным требованиям.
Безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления следующего комплекса работ (услуг);
а) техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
б) аварийно-диспетчерское обеспечение;
в) техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
г) замена оборудования (пункт 4).
Согласно пункту 6 Правил N 410 работы, в том числе по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, заключенных между заказчиком и исполнителем по типовым формам договоров, утвержденным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Согласно абзацу 11 пункта 2 Правил N 410 "поставщик газа" - газоснабжающая организация, являющаяся стороной договора, предусматривающего поставку газа в качестве коммунального ресурса, необходимого для предоставления коммунальной услуги по газоснабжению.
В соответствии с пунктом 128 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 (далее - Правила N 354), исполнитель осуществляет газоснабжение потребителя в жилом доме при наличии отвечающего установленным техническим требованиям бытового газопринимающего оборудования, вводного и внутреннего газопровода и другого необходимого внутридомового газового оборудования в жилом доме. Потребитель обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасную эксплуатацию ВДГО и ВКГО (пункт 129 Правил N 354).
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что ООО "Алдангаз" является газораспределительной организацией (газотранспортной организацией, исполнителем, поставщиком газа), оказывающей услуги по транспортировке газа потребителям. При этом, ООО "Алдангаз" обязано организовать бесперебойную работу всех производственных звеньев; обеспечить бесперебойное и безопасное газоснабжение потребителей.
Федеральным законом от 18 марта 2023 года N 71-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" и Жилищный кодекс Российской Федерации" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2023 года N 859 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу подпункта "ж" пункта 4 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09 сентября 2017 года N 1091" газораспределительные организации наделяются исключительным правом на техническое обслуживание и ремонт ВДГО в многоквартирном доме, техническое обслуживание ВКГО в многоквартирном доме и техническое обслуживание ВДГО в жилом доме (домовладении) на основании соответствующих договоров, типовые формы которых, утверждены приказом Минстроя России N 388/пр.
Абзацем 2 пункта 16 Правил N 410 предусмотрено, что в случае когда в качестве топлива используются сжиженные углеводородные газы, специализированной организацией, с которой может быть заключен договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договор о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении), может выступать любая газораспределительная организация, осуществляющая транспортировку газа по газораспределительным сетям. В силу пункта 30 Правил N 410 специализированная организация вправе по собственной инициативе направить заявку (оферту) заявителю (заказчику) о заключении договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) на условиях прилагаемого к такой заявке (оферте) проекта указанного договора, подготовленного в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящими Правилами и подписанного со стороны специализированной организации.
В случае если сторона, направившая заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения этой заявки (оферты) другой стороной не получила от нее подписанный договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договор о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении), или ответ о согласии заключить соответствующий договор, или письменный мотивированный отказ от заключения соответствующего договора по основаниям, предусмотренным настоящими Правилами, а также в случае получения отказа от заключения соответствующего договора по основаниям, не предусмотренным настоящими Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение этого договора является обязательным, к заключению договора, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 32 и 33 настоящих Правил (пункт 31).
Сведения, которые указываются в договоре, перечислены в пункте 39 Правил N 410.
Исполнитель обязан осуществлять ежегодное техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования с учетом минимального перечня услуг (работ) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и внутридомового газового оборудования в жилом доме, предусмотренного приложением к настоящим Правилам. При этом первое техническое обслуживание должно быть проведено в течение 12 месяцев с даты заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении), далее - 1 раз в течение 12 месяцев с даты последнего технического обслуживания (подпункт "б" пункта 43);
при очередном техническом обслуживании внутридомового или внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме проводить инструктаж заказчика по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд, который осуществляется в устной форме с передачей (непосредственно после проведения инструктажа) заказчику копии инструкции по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд на бумажном носителе и (или) в электронной форме (в случае утраты заказчиком копии указанной инструкции) путем вручения заказчику материального носителя, отправки на адрес электронной почты заказчика или указания в подписываемом заказчиком и исполнителем акте адреса размещения указанной инструкции на сайте специализированной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Факт передачи копии указанной инструкции и проведения указанного инструктажа фиксируется в акте, подписываемом заказчиком и исполнителем (подпункт "г");
при очередном техническом обслуживании внутридомового или внутриквартирного газового оборудования осуществляется техническое обслуживание резервуарной, групповой или индивидуальной баллонной установки сжиженных углеводородных газов, а также проверка наличия тяги в дымовых и вентиляционных каналах, состояния соединительных труб с дымовым каналом (подпункт "д");
осуществлять техническое обслуживание резервуарной (для одного домовладения) и групповой баллонной установки сжиженных углеводородных газов, входящей в состав внутридомового газового оборудования, - не реже 1 раза в 3 месяца (подпункт "е" пункта 43).
Исполнитель обязан уведомить способом, предусмотренным договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договором о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или договором о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении), а если такой способ не указан в договоре, средствами почтовой, телефонной связи или иным способом, позволяющим установить факт получения заказчиком такого уведомления, о дате, времени и перечне работ по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования не позднее чем за 20 дней до их проведения (пункт 48).
Исполнитель в согласованные с заказчиком дату и время выполняет работы по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, связанные с необходимостью получения доступа в соответствующее жилое или нежилое помещение (пункт 52).
Согласно пункту 55 Правил N 410 Выполнение работ (оказание услуг) по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договору о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или договору о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) подтверждается актом сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг), составляемым в 2 экземплярах - по одному для каждой из сторон этого договора (заказчика и исполнителя), подписываемым сотрудником исполнителя, непосредственно проводившим работы (оказавшим услуги), и заказчиком. Акт содержит следующую информацию:
а) дата, время и место составления акта;
б) наименование исполнителя, выполнившего работы (оказавшего услуги) с указанием фамилии, инициалов и должности сотрудника (сотрудников) исполнителя, непосредственно выполнявшего работы (оказывавшего услуги);
в) наименование заказчика - юридического лица (фамилию, имя, отчество заказчика - физического лица);
г) реквизиты (номер и дата заключения) договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении), во исполнение которого осуществлялось выполнение работ (оказание услуг);
д) перечень выполненных работ (оказанных услуг);
е) дата и время выполнения работ (оказания услуг).
Минимальный перечень услуг (работ) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и внутридомового газового оборудования в жилом доме содержится в Приложении к Правилам N 410.
К ним, в частности, относятся мероприятия по визуальной проверке (осмотру) целостности внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования и его соответствия нормативным требованиям, наличия свободного доступа к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию, состояния окраски и креплений газопроводов; проверка герметичности соединений и отключающих устройств (опрессовка, приборный метод, мыльная эмульсия, пенообразующая смесь), принятие мер по устранению выявленной негерметичности; регулировка процесса сжигания газа на всех режимах работы бытового газоиспользующего оборудования, очистка горелок от загрязнений; проверка наличия тяги в дымовых (при наличии) и вентиляционных каналах помещений с установленным внутридомовым и (или) внутриквартирным газовым оборудованием, состояния соединительных труб с дымовым каналом (при наличии); выявление неисправностей бытового газоиспользующего оборудования и определение возможности его дальнейшей эксплуатации; проверка технического состояния электроизолирующего соединения, установленного на газопроводе (при наличии); проверка давления газа перед газоиспользующим оборудованием при всех работающих горелках и после прекращения подачи газа (при наличии в составе оборудования индивидуальной баллонной установки сжиженных углеводородных газов) и др.
Как правильно указал суд первой инстанции, исходя из вышеприведенных положений Правил N 410 комплекс работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования (в составе которого газовый котел) включает в себя все необходимые действия по поддержанию оборудования в надлежащем состоянии (в соответствии с нормативными требованиями).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Алдангаз" на основании лицензии N ВХ-73-000832 от 01 июля 2014 года осуществляет деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, выполняет работы, в том числе, по транспортированию газа (в газообразном, сжиженном состоянии).
В отношении многоквартирного дома по адресу: Алданский район, г. Томмот, ул. Кирова, д. 17, общество является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей поставку газа.
Согласно оспариваемому постановлению и материалам проверки установлено, что у ООО "Алдангаз" отсутствует договор на техническое обслуживание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования многоквартирного дома.
Однако, обществом представлены акты N 18 от 14 марта и 20 июня 2023 года технического обслуживания бытового газоиспользующего оборудования, проведенного только в кв. N 18, где в нарушении пункта 55 Правил N 410 отсутствует информация о выполненных работах (оказанных услугах), времени выполнения работ (оказания услуг).
Акты технического обслуживания ВДГО и ВКГО многоквартирного дома квартир N 1-17, N 19-24 не представлены, ввиду их отсутствия.
В свою очередь, обществом составлен акт осмотра ВДГО 20 декабря 2023 года только подъезда N 2.
Обществом представлен журнал обхода домов ГРУ февраль-апрель 2023, май-июль 2023 в котором, инструктаж по ППГ получили не все собственники квартир многоквартирного дома.
Доводы общества, заявленные как в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе о том, что оно не является субъектом административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.23 КоАП РФ, отклоняются, как основанные на ошибочном толковании положений действующего законодательства.
Как правильно указал суд, в случае, когда в качестве топлива используется сжиженный газ, специализированной организацией, с которой может быть заключен договор на техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, может выступать любая газораспределительная организация, имеющая допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.
Из представленных копий актов выполненных работ следует, что обществом выполнены, в том числе, следующие виды работ: техническое обслуживание бытового газоиспользующего оборудования (квартира 18), осмотр ВДГО (2 подъезд), инструктаж собственников по ППГ.
Следовательно, данные акты свидетельствуют о выполнении в 2023 году работ, из числа работ, включенных в минимальный перечень, предусмотренный правилами обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.
В силу указанного, общество является надлежащим субъектом ответственности за нарушение требований к качеству (сроку, периодичности) выполнения работ (оказания услуг).
При изложенных обстоятельствах, в действиях общества имеется событие инкриминируемого административного правонарушения.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно пункту 16.1 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Основанием для освобождения лица от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
Доказательств невозможности соблюдения заявителем требований законодательства при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Вина юридического лица в совершении административного правонарушения административным органом установлена, отражена в оспариваемом постановлении, является доказанной, поскольку заявителем не представлено доказательств, однозначно подтверждающих, что общество в силу объективных причин не имело реальной возможности для своевременного выполнения возложенных на него обязанностей, предприняло все зависящие от него меры по выполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил судом не установлено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5 КоАП РФ), а также обстоятельств, вызывающих неустранимые сомнения в виновности лица, привлеченного к административной ответственности, арбитражным судом не установлено.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судами не установлено.
Срок давности привлечения общества к административной ответственности составляет 60 календарных дней со дня совершения (обнаружения) административного правонарушения, и на дату вынесения постановления не истек.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, судом не установлено.
Судом апелляционной инстанции совокупность всех обстоятельств, указанных в части 1 статьи 4.1.1 и части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, не установлена.
Достаточных и надлежащих доказательств подтверждающих, что заявитель принимал все зависящие от него меры для соблюдения требований законодательства, проявляя должную степень заботливости и осмотрительности во избежание совершения вменяемых нарушений материалы дела не содержат.
При изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании, суд первой инстанции правомерно признал законным оспариваемое постановление.
Вместе с тем, ООО "Алдангаз" является субъектом малого предпринимательства и включено в соответствующий реестр - малое предприятие.
В соответствии с частью 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.
Согласно части 3 статьи 4.1.2 КоАП РФ размер административного штрафа, назначаемого в соответствии с частью 2 настоящей статьи, не может составлять менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для должностного лица.
С учетом положений части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ, административный штраф для общества должен составить половину минимального размера (минимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 9.23 КоАП РФ (в редакции на момент совершения административного правонарушения) для юридического лица, то есть 20 000 рублей.
Таким образом, оспариваемое постановление обоснованно изменено в части назначения административного наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей на административный штраф в размере 20 000 рублей.
При установленных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Разъясняя порядок обжалования настоящего постановления, суд апелляционной инстанции обращает внимание на следующее.
Частью 6 статьи 271 АПК РФ предусмотрено, что постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, если иное не предусмотрено этим Кодексом.
Согласно части 4 статьи 229 АПК РФ решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Это решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 настоящего Кодекса.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25 июня 2024 года по делу N А58-3238/2024, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-3238/2024
Истец: ООО "Алдангаз"
Ответчик: Управление государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия)