г. Москва |
|
28 августа 2024 г. |
Дело N А40-8057/24 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 августа 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Г.М. Никифоровой,
судей: |
С.М. Мухина, Л.Г. Яковлевой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Кудряшовым Д.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "БАРАНОВО-ФЕРМА"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 28.05.2024 по делу N А40-8057/24
по заявлению ООО "БАРАНОВО-ФЕРМА"
к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 51 по г. Москве
о признании недействительным
при участии:
от заявителя: |
Баранов П.В. по доверенности от 25.10.2023; |
от заинтересованного лица: |
Куликова М.М. по доверенности от 15.04.2024; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Бараново-ферма" (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 51 по г. Москве (далее - Инспекция, Налоговый орган) о признании недействительным сообщения N 3964040 от 16.01.2024 на земельные участки и применить налог на земельные участки по ставке 0,1 %, о признании недействительным сообщения N 3191607 от 25.04.2023 в части начисления земельного налога по ставке 1,5 % на земельные участки и применить налог на земельные участки по ставке 0,1%.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 28.05.24 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд откладывает судебное разбирательство в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, если в отношении этого лица у суда отсутствуют сведения об извещении его о времени и месте судебного разбирательства.
Исходя из системного толкования указанной нормы права во взаимосвязи с частями 2 - 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что в остальных случаях арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, при установлении соответствующих оснований невозможности рассмотрения дела.
Отложение рассмотрения спора (апелляционной жалобы) является правом, а не обязанностью суда.
При этом суд, рассматривая данный вопрос, принимает во внимание совокупность обстоятельств, таких, как ограниченность срока рассмотрения спора, его сложность, наличие доказательств в материалах дела, позволяющих принять либо не принять итоговый судебный акт, а также учитывает мнение иных участников процесса, поскольку предоставление процессуальных прав одним участникам не должно ущемлять права и интересы иных участников спора.
Рассмотрев ходатайство об отложении судебного разбирательства заявителя с указанием на необходимость предоставления заключения кадастрового инженера, суд апелляционной инстанции отклоняет его ввиду отсутствия процессуальных оснований, предусмотренных статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель не лишен был возможности предоставить в установленном порядке доказательства (заключение кадастрового инженера) в суд первой инстанции.
Представитель Инспекции поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает их необоснованными.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушанного мнения представителей лиц, участвующих в деле приходит к следующему.
Как указывает Заявитель письмом N 3964040 от 16 января 2024 г. ИФНС N 51 по г. Москве Инспекция сообщила о доначислении земельного налога по налоговой ставке 1,5 % на земельные участки с кадастровыми номерами: 50:26:0180524:8, 50:26:0180524:9, 50:26:0180524:10, 50:26:0180524:11, 50:26:0180524:12, 50:26:0180524:13, 50:26:0180524:14, 50:26:0180524:15, 50:26:0180524:16, 50:26:0180524:17, 50:26:0180524:18, 50:26:0180524:19, 77:18:0180523:160, 77:18:0180523:167, 77:18:0180523:168, 77:18:0180523:175, 77:18:0180523:176, 77:18:0180523:183, 77:18:0180523:184, 77:18:0180523:191, 77:18:0180523:192, 77:18:0180523:364, 77:18:0180523:1322 (далее - Земельные участки).
17 января 2024 года ООО "Бараново-ферма", не согласившись с сообщением от 25.04.2023 N 3191607 Межрайонной ИФНС N 51 по г. Москве, направило жалобу в вышестоящий налоговый орган - Управление федеральной налоговой службы по городу Москве.
Решением УФНС России по г. Москве жалоба Заявителя оставлена без удовлетворения.
Заявитель обратился с настоящим заявлением в суд, указал, что на указанных земельных участках располагается автомобильная дорога с автомобильными парковочными местами, так же проходят трубы холодного водоснабжения, трубы водоотведения и газопровод среднего и низкого давления, так же на земельном участке расположены зоны с особыми условиями использования территории.
Считает, что земельные участки, принадлежащие Обществу, имеют вид разрешенного использования "Для индивидуального жилищного строительства", в связи с чем, налог на указанные земельные участки следует исчислять по ставке 0,1 %.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части, суд первой инстанции учел следующее.
В силу пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -Кодекс, НК РФ) налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус") и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и (или) объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением части земельного участка, приходящейся на объект недвижимого имущества, не относящийся к жилищному фонду и (или) к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности).
В отношении прочих земельных участков налоговая ставка не может превышать 1,5 процента (подпункт 2 пункта 1 статьи 394 Кодекса).
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 2 Закона города Москвы от 24.11.2004 N 74 "О земельном налоге" (далее - Закон города Москвы N 74) в отношении земельных участков, занятых автостоянками для долговременного хранения индивидуального автотранспорта и многоэтажными гаражами-стоянками, жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства (за исключением земельных участков приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности) установлена налоговая ставка в размере 0,1 процента от кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц основными видами деятельности заявителя являются: подготовка к продаже собственного недвижимого имущества, покупка и продажа земельных участков, аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом, управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе.
По сведениям, полученным в порядке статьи 85 Кодекса, Обществу в 2022 году на праве собственности принадлежали 23 спорных земельных участка с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", объекты недвижимости на спорных земельных участках отсутствуют.
В налоговые органы информация о применении Обществом мер по изменению вида разрешенного использования, в том числе на вид, связанный с эксплуатацией объектов инженерной инфраструктуры не поступала, доказательств иного Заявителем суду не представлено.
Согласно информации ФНС России от 02.06.2022, размещенной на официальном сайте ФНС России, для земельных участков с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", используемых в предпринимательской деятельности, где не размещены объекты жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, предельная налоговая ставка не может превышать 1,5% как для "прочих земельных участков".
При этом о коммерческом характере землепользования может свидетельствовать:
- принадлежность земельных участков коммерческой организации, не осуществляющей жилищное строительство, чьим основным видом деятельности является продажа недвижимости;
- возможное наличие на такой территории вспомогательной инфраструктуры (дорог, ограждений, проведение электричества, коммуникаций и т.п.), подтверждающие землепользование для извлечения прибыли от возмездной реализации незастроенных земельных участков;
- факты систематической продажи указанных земельных участков.
Также необходимо учитывать Определение Верховного Суда Российской Федерации от 28.03.2023 N 305-ЭС22-27530, в котором указано, что начиная с 2020 года в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для возведения объектов индивидуального жилищного строительства (пункт 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации), воля законодателя направлена на предоставление государственной поддержки непосредственно гражданам, которым приобретенные (предоставленные) для индивидуального жилищного строительства земельные участки принадлежат на соответствующем праве, осуществляющим строительство для удовлетворения собственных нужд, связанных с проживанием.
Коммерческие организации исключены из числа субъектов, которые вправе применять пониженную ставку налога в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, даже в случаях, когда они осуществляют возведение объектов индивидуального жилищного строительства на принадлежащих им участках для реализации в последствии построенных объектов гражданам.
Исходя из вышеизложенного налогоплательщики - коммерческие организации не вправе применять пониженную ставку налога в случаях, когда они не имеют намерения приступать к индивидуальному жилому строительству, но используют соответствующие земельные участки в своей предпринимательской деятельности как активы, рассчитывая на получение прибыли от их реализации, либо на использование земельных участков в качестве объектов залога (ипотеки).
Таким образом, сам факт принадлежности коммерческой организации земельного участка, приобретенного (предоставленного) для индивидуального жилищного строительства, исключает возможность применения ставки, предусмотренной абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ (письма ФНС России от 31.03.2023 N БС-4-21/3826@, от 12.04.2023 N БС-4-21/4502@).
Кроме того, в соответствии с пунктом 15 статьи 396 Кодекса в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трех лет, начиная с даты государственной регистрации прав на данные участки, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
С учетом изложенного, начиная с налогового периода 2020 года в отношении налогооблагаемых по ставке не более 1,5 процента земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность коммерческими организациями для индивидуального жилищного строительства, при исчислении налога применяются коэффициенты, предусмотренные пунктом 15 статьи 396 Кодекса, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости на таких земельных участках.
Как верно указал суд первой инстанции довод Общества, о том, что на спорных земельных участках расположен жилищный фонд, а также объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, не подтвержден документально.
Согласно пункту 24 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации система коммунальной инфраструктуры - комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.
В соответствии со статьей 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд - это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
Как следует из указанных положений, для квалификации определенных объектов недвижимого имущества в качестве объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо установить, что их функционирование направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов (муниципальных образований), а также тот факт, что они необходимы для эксплуатации жилищного фонда. Данная правовая позиция находит отражение в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.02.2017 N 301-КГ 16-20969, от 02.12.2016 N 306-КГ16-15969 и Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.09.2010 N В АС-10062/10.
Основанием для такой квалификации объектов недвижимости являются градостроительная документация, правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества, первичные документы, являющиеся основанием для постановки объектов на бухгалтерский учет, а также сведения, поступающие в налоговые органы в соответствии со статьей 85 Кодекса от органов Росреестра.
Как установлено судом, согласно информации Росреестра в рамках статьи 85 Кодекса, и выпискам из ЕГРН от 09.02.2024 сведения о том, что на территории спорных земельных участков в 2022 году зарегистрированы объекты недвижимого имущества, в частности жилые дома, в отношении которых могли быть созданы объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, отсутствуют.
При этом Обществом ни с пояснениями на сообщение от 25.04.2023 N 3191607, ни с жалобой в вышестоящий налоговый орган не представлено документального подтверждения (градостроительной документация, правоустанавливающих документов па объекты недвижимого имущества, первичных документов, являющихся основанием для постановки объектов на бухгалтерский учет) нахождения на спорных земельных участках объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
Из информации, содержащейся в выписках из ЕГРН от 09.02.2024 об основных характеристиках объекта недвижимости, усматривается наличие ограничения прав на земельные участки на основании статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 77:18:0180523:160, 77:18:0180523:364, 77:18:0180523:1322, в связи с нахождением на них зон подтопления, а также зон с особыми условиями использования территории.
Между тем, в отношении земельных участков, занятых подобными объектами, пунктом 1 статьи 394 Кодекса и пунктом 1 статьи 2 Закона города Москвы N 74 налоговая ставка в размере, отличном от 1,5 процентов, не предусмотрена.
Следовательно, оснований для признания неправомерными действий Инспекции по исчислению земельного налога за 2022 год по налоговой ставке в размере 1,5 процента отношении спорных земельных участков, а также признания незаконными сообщений налогового органа нет.
Согласно пункту 2 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, за исключением случаев, если его соблюдение не предусмотрено федеральным законом.
В ходе рассмотрения материалов дела, судом установлено, что Заявителем представлено решение по жалобе от 20.02.2024 N 21-10/021522@ в отношении сообщения от 25.04.2023 N 3191607.
Вместе с тем, решения вышестоящего налогового органа в отношении оспариваемого Заявителем сообщения от 16.01.2024 N 3964040 не представлено, в связи с чем, суд считает необходимым в данной части оставить заявление ООО "Бараново-ферма" без рассмотрения.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований.
Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения.
Нарушений норм материального права при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции допущено не было.
руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 28.05.2024 по делу N А40-8057/24 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-8057/2024
Истец: ООО "Бараново-ферма"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 51 ПО Г. МОСКВЕ