город Ростов-на-Дону |
|
28 августа 2024 г. |
дело N А32-18148/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 августа 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей О.Ю. Ефимовой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.
при участии:
от ООО "Сталкер" посредством информационной системы "Картотека арбитражных дел" в режиме веб-конференции: представитель Бусел С.А. по доверенности от 25.03.2024;
от Федеральной таможенной службы: представитель Соломахин В.В. по доверенности от 12.01.2024;
от Краснодарской таможни: представитель Соломахин В.В. по доверенности от 02.08.2024,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Федеральной таможенной службы и Краснодарской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.04.2024 по делу N А32-18148/2023
по иску общества с ограниченной ответственностью "Сталкер" (ИНН 3904608895, ОГРН 1033925033553)
к Федеральной таможенной службе, Краснодарской таможне
о взыскании убытков
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сталкер" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Федеральной таможенной службе (далее - ФТС России) о взыскании убытков в размере 5808889 рублей (с учётом приятых судом первой инстанции уточнений требований).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.04.2024 с Российской Федерации в лице ФТС России за счёт казны Российской Федерации в пользу Общества взыскано в счёт возмещения причиненного вреда, выразившегося в необеспечении Краснодарской таможней надлежащих условий хранения принадлежащих Обществу транспортных средств убытков в размере 5808889 руб., а также 71303 руб. расходов по оплате государственной пошлины. Решение мотивировано тем, что факт причинения убытков в результате незаконных действий таможенного органа, а также наличие причинно-следственной связи между возникшими убытками и незаконными действиями таможенного органа, документально подтверждён.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФТС России и Краснодарская таможня обратились в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просили решение отменить и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований Общества.
В обоснование апелляционных жалоб таможенные органы указали, что вопреки выводам суда первой инстанции, отсутствует один из основных элементов, необходимых для возложения на Российскую Федерацию ответственности по возмещению убытков, а именно совершение незаконных действий, бездействия должностными лицами таможенных органов.
Судом не было установлено техническое состояние и комплектация транспортных средств на момент их изъятия таможенными органами, в связи с чем вывод суда о незаконности бездействий таможенного органа является незаконным и необоснованным.
Повреждёния спорных транспортных были обнаружены должностными лицами таможенных органов, в связи с чем и было подано соответствующее заявление в уполномоченный орган.
Обществом не представлены доказательства, а судом не установлено того, что повреждёния спорных автомобилей причинены таможенными органами, либо произошли в результате незаконных действий его должностных лиц таможенных органов.
Выводы суда о необеспечении условий для ответственного хранения не свидетельствует о незаконности действий таможенных органов, доказательства о признании каких-либо действий таможенных органов незаконными материалы дела не содержат.
Результаты внесудебной экспертизы не могут рассматриваться ни как экспертные заключения, ни как письменные доказательства, ни как иной документ или материал, содержащий сведения. названные заключения не содержат обоснования, по которым требуется замена агрегатов автомобилей. При производстве экспертиз, эксперты не предупреждались об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Согласно заключениям эксперта цены на заменяемые детали и узлы, а также стоимость 1 норма/часа ремонтных работ были взяты, как среднерыночные, сложившиеся на рынке Калининградской области по состоянию на 15.02.2023. В то время, когда средняя стоимость запасных частей и норма часа при определении расходов на восстановительный ремонт должна осуществляться с учётом установленных границ региональных товарных рынков (экономических регионов), в которых будет производиться такой ремонт.
Проведение экспертиз по каждому транспортному средству в данном конкретном случае не являлось необходимостью. Проведение экспертиз привело к дополнительным неоправданным затратам со стороны Общества в размере 70000 руб., что в свою очередь, является неразумным.
Судом не дана оценка доводу таможенного органа о возможности проведения ремонта на территории г.Сочи или ином месте, расположенном в непосредственной близости от места хранения транспортных средств. Материалы дела не содержат сведений об оплате указанного счета.
Общество не доказало, что начиная с 10.10.2022 оно принимало все зависящие от него меры для предотвращения (уменьшения) убытков, что влечёт за собой отказ в удовлетворении заявленных требований, при этом судом первой инстанции не дана оценка указанным доводам.
Выводы суда о необеспечении условий для ответственного хранения не свидетельствует о незаконности действий таможенных органов, при этом доказательства о признании каких-либо действий таможенных органов незаконными в материалы дела не содержат.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд удовлетворил ходатайство Общества об участии его представителя в судебном заседании с использованием системы веб-конференции.
В судебном заседании представитель ФТС России и Краснодарской таможни поддержал доводы апелляционных жалоб в полном объёме.
Представитель Общества просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, подал ходатайство о приобщении к материалам дела доказательств во исполнение определения апелляционного суда от 22.07.2024.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.11.2021 по делу N А32-32922/2020 требования Общества были удовлетворены - решение по результатам таможенного контроля N 10318000/210/110620/Т000044/001 признано незаконным и полностью отменено.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2022 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.11.2021 по делу N А32-32922/2020 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Краснодарской таможни без удовлетворения.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.07.2022 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.11.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2022 по делу N А32-32922/2020 оставлены без изменения, кассационная жалоба Краснодарской таможни - без удовлетворения.
До принятия решения N 10318000/210/110620/Т000044/001, протоколами изъятия вещей и документов от 19.11.2019 транспортные средства принадлежащие Обществу в ходе производства по делам об административных правонарушениях N 10318000-1616/2019 и N 10318000-1617/2019 были изъяты Сочинской таможней и помещены на ответственное хранение на территорию постоянной зоны таможенного контроля таможенного поста МАПП "Адлер" (г. Сочи, Адлерский район, п.Весёлое, ул.Урожайная, 216 км. автодороги "Джубга-Сочи").
Протоколом выемки от 24.08.2020 Сочинской таможней на основании постановления о производстве выемки Южной оперативной таможни от 14.08.2020 по уголовному делу N 12004008102000053 транспортные средства были изъяты.
Согласно постановлению Южной оперативной таможни о признании и приобщении к уголовному делу вещественных доказательств от 11.09.2020 постановлено хранить транспортные средства на таможенном посту МАПП "Адлер" (г.Сочи, Адлерский район, п.Весёлое, ул. Урожайная, 216 км. автодороги "Джубга-Сочи").
Общество является собственником указанных транспортных средств.
На основании приказа ФТС России от 27.03.2020 N 331, Сочинская таможня была реорганизована путём присоединения к Краснодарской таможне.
В результате осмотра 21.12.2022 транспортных средств в месте хранения на таможенном посту МАПП "Адлер" экспертом ООО "Бюро судебных экспертиз", привлечённым Обществом в целях оценки состояния транспортных средств и стоимости их восстановительного ремонта было установлено, что в результате ненадлежащего хранения его изъятые таможенным органом транспортные средства пришли в полностью негодное состояние, так как в процессе хранения им были причинены технические повреждёния, были утрачены (похищены) дорогостоящие узлы и агрегаты, транспортные средства из-за отсутствия деталей и узлов, а также по условиям безопасности дорожного движения не могут передвигаться своим ходом по дрогам общего пользования для их доставки в место ремонта необходима эвакуация.
Общество пришло к выводу о том, что размер нанесённого ему ущерба составил 5808889 рублей.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 352 ТК ЕАЭС убытки, причинённые лицам неправомерными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов или их должностных лиц, подлежат возмещению в соответствии с законодательством государств-членов.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причинённый гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счёт соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
По общему правилу об обязательствах вследствие причинения вреда, вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред (пункт 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу положений статьи 352 ТК ЕАЭС, а также статей 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предметом доказывания по делу является наступление вреда (убытков), их размер, противоправность действий таможенного органа, а также юридически значимая причинно-следственная связь между этими фактами.
Согласно материалам дела, Общество является собственником указанных транспортных средств, что подтверждается техническими паспортами транспортных средств 16 ОС 310681, 77 УО 685351, 39 УС 151240, 39 УС 151566, договорами купли продажи от 20.09.2022, заключёнными между ООО "Аврора" (продавец) и Обществом (покупатель).
21.12.2022 в результате осмотра транспортных средств в месте их хранения на таможенном посту МАПП "Адлер" экспертом ООО "Бюро судебных экспертиз", привлечённым Обществом в целях оценки состояния транспортных средств и стоимости их восстановительного ремонта было установлено:
1) транспортное средство КАМАЗ-5490-S5 NEO регистрационный знак С077АО39: фара левая - отсутствует; кабель подключения фары правой - оборван; фара противотуманная, правая - отсутствует; заглушка облицовки буфера правая нижняя - отсутствует; заглушка бампера правая Ростар - отсутствует; зеркало заднего вида, верхнее, левое, в сборе - отсутствует; зеркало широкоугольное, заднего вида, правое - отсутствует; зеркало широкоугольное, заднего вида, левое - отсутствует кожух задний; зеркало бокового обзора - отсутствует; уплотнитель верхний, стекла двери левой -отсутствует; крышка АКБ в сборе - отсутствует; ящик аккумуляторных батарей - отсутствует; крышка верхняя ящика аккумуляторных батарей - отсутствует; малогабаритный выключатель массы - отсутствует; заглушка панели задка - отсутствует; крышка бака топливного, левого - отсутствует; электропроводка датчика индикации уровня топлива в баке топливном, левом - оборвана; фильтр грубой очистки топлива - отсутствует; крышка бака топливного, правого - отсутствует; корпус фильтра воздушного - отсутствует крышка; фильтрующий элемент воздушного фильтра - отсутствует; крышка бака нейтрализующей жидкости - отсутствует; насос опрокидывания кабины - отсутствует; крыло заднее, верхнее, правое - отсутствует; крыло заднее, верхнее, левое - отсутствует; упоры противооткатные (4 шт.) - отсутствуют; электропроводка подключения боковых огней - разрезана (повреждёна); электропроводка подключения фары левой - разрезана (повреждёна); электропроводка датчиков уровня топлива в правом баке топливном - повреждёна (обрезана); топливозаборник бака топливного, левого - отсутствует; боковая защита с подножками, правая - отсутствует; боковая защита с подножками, левая - отсутствует; колесо запасное, в сборе - отсутствует; фонарь задний, комбинированный, правый - отсутствует; фонарь задний, комбинированный, левый - отсутствует; патрубок гофрированный воздухозаборника - отсутствует; огнетушитель - отсутствует; знак аварийной остановки - отсутствует; домкрат - отсутствует; ключ колесный - отсутствует; набор ключей (головки) - отсутствует; набор ключей (рожковые) - отсутствует; провод пусковой - отсутствует;
2) транспортное средство DAF XF 105.460 регистрационный знак Р838ТН39: облицовка фары правой, окрашенная - отсутствует; облицовка фары левой, окрашенная - отсутствует; решетка радиатора - отсутствует; облицовка верхняя, правая - отсутствует; облицовка верхняя, правая - отсутствует; накладка хромированная решетки радиатора - отсутствует; облицовка нижняя - отсутствует; облицовка фары противотуманной (в бампере), правая, окрашенная - отсутствует; облицовка фары противотуманной (в бампере), левая, окрашенная - отсутствует; фара противотуманная (в бампере), сдвоенная, левая - отсутствует; фара правая - отсутствует; фара левая - отсутствует; опорная рама фары правой - отсутствует; опорная рама фары левой - отсутствует; крыло переднее, правое, передняя часть - отсутствует; крыло переднее, левое, передняя часть - отсутствует; входная коробка нижняя, правая (под нижнюю ступеньку) - отсутствует; входная коробка нижняя, левая (под нижнюю ступеньку) - отсутствует; подножка нижняя (верхняя часть), правая - отсутствует; подножка нижняя (верхняя часть), левая - отсутствует; стекло опускное двери правой - разрушено; колпачок ручки наружной двери левой - разрушен; ручка наружная, двери наружной, левой - разрушена; цилиндр замка двери левой - разрушен; фонарь двери, наружный, левый - разрушен; кронштейн зеркала наружного, правого - отсутствует; кронштейн зеркала наружного, левого - отсутствует; зеркало наружное, правое, в сборе - отсутствует; зеркало наружное, левое, в сборе - отсутствует; зеркало наружное, правое, широкоугольное, в сборе - отсутствует; зеркало наружное, левое, широкоугольное, в сборе - отсутствует; зеркало бордюрное, в сборе, левое - отсутствует; рычаг стеклоочистителя, левый - отсутствует; рычаг стеклоочистителя, средний - отсутствует; рычаг стеклоочистителя, правый - отсутствует; щетка стеклоочистителя левого - отсутствует; щетка стеклоочистителя среднего - отсутствует; щетка стеклоочистителя правого - отсутствует; боковой обтекатель кабины, правый - отсутствует; боковой обтекатель кабины, левый - отсутствует; крышка заливной горловины системы охлаждения (черная) - отсутствует: крышка заливной горловины моторного масла (красная) - отсутствует: крыло переднее, левое, задняя часть - отсутствует; крышка бака топливного, правого - отсутствует; крышка бака топливного, левого - отсутствует; датчик индикации уровня топлива в баке топливном, правом (топливозаборник) -отсутствует; датчик индикации уровня топлива в баке топливном, левом - отсутствует (топливозаборник); датчик индикации уровня топлива в баке топливном, левом Omnicomm LLS 20160 - отсутствует; батарея аккумуляторная (2 шт.) - отсутствует; автоматическая соединительная головка, правая, для подсоединения воздуховодов полуприцепа; автоматическая соединительная головка, левая, для подсоединения воздуховодов полуприцепа; клапан АBS, ведущая ось, правый (B258) - отсутствует; клапан АBS, ведущая ось, правый (B259) - отсутствует; главный выключатель размыкания цепи питания, механический - отсутствует; крышка бака AdBlue (синяя) - отсутствует; разъем для подключения антиблокировочной тормозной системы (АБС) полуприцепа, левый, 7-контактный - отсутствует; разъём для подключения электронной тормозной системы (EBS) полуприцепа, левый, 7 контактный - отсутствует; трубка тормозной системы, правая - повреждён (разрезан); осушитель тормозной системы - отсутствует; механизм опрокидывания кабины - отсутствует; электропроводка подключения боковых огней - разрезана (повреждёна); электропроводка подключения фары правой - разрезана (повреждёна); электропроводка датчиков уровня топлива в левом баке топливном - повреждёна (обрезана); жгут проводов передний - повреждён; упоры противооткатные (4 шт.) - отсутствуют; модулятор подключения полуприцепа - отсутствует; блок распределения воздуха шасси - отсутствует; сигнальные фонари боковые, правые (2 шт.) - отсутствуют; сигнальные фонари боковые, левые (3 шт.) - отсутствуют; крыло заднее, правое, задняя часть - отсутствует; крыло заднее, правое, верхняя часть - отсутствует; кронштейн крепления крыла заднего, правого, в сборе - отсутствует; крыло заднее, левое, задняя часть - отсутствует; крыло заднее, левое, верхняя часть - отсутствует; кронштейн крепления крыла заднего, левого, в сборе - отсутствует; колесо запасное, в сборе (2 шт.) - отсутствует; лебедка запасного колеса, в сборе - отсутствует; фонарь задний, комбинированный, правый - отсутствует; фонарь задний, комбинированный, левый - отсутствует; предварительный топливный фильтр с влагоотделителем - отсутствует; корпус фильтра воздушного - отсутствует; фильтрующий элемент воздушного фильтра - отсутствует; индикатор воздушного фильтра - отсутствует; шланговый коллектор воздушного фильтра, передний - отсутствует; шланговый коллектор воздушного фильтра, задний - отсутствует; воздушная труба воздушного фильтра - отсутствует; шланг соединительный корпуса фильтра с каналом всасывания воздуха - отсутствует; датчик скорости (F105) - отсутствует; перепускной клапан системы AS Tronic и ECAS - отсутствует; редукционный клапан, управление PTO двигателя MX - отсутствует; клапан ограничителя давления - отсутствует; блок распределения воздуха, шасси - отсутствует; устройство для обработки воздуха - отсутствует; замок вещевого ящика правого, отсека консоли крыши в кабине - отсутствует; замок вещевого ящика среднего, отсека консоли крыши в кабине - отсутствует; замок вещевого ящика левого, отсека консоли крыши в кабине - отсутствует; лампа для чтения - отсутствует плафон-выключатель и лапочка освещения; прикуриватель 12V - отсутствует; радиостанция MegaJet MJ-350, СВ диапазона, в консоли крыши - отсутствует; аудиосистема в панели управления - отсутствует; пульт управления пневмоподвеской ECAS DAF - отсутствует; огнетушитель (2 шт.) - отсутствует; знак аварийной остановки (2 шт.) - отсутствует; домкрат - отсутствует; ключ колесный - отсутствует; набор ключей (головки) - отсутствует; набор ключей (рожковые) - отсутствует; провод пусковой - отсутствует; шланг подкачки, с манометром - отсутствует; насос перекачки топлива - отсутствует; набор отвёрток - отсутствует; пассатижи - отсутствуют; продувочный пистолет - отсутствует; ремни крепежные, с замками в сборе (2 шт.) - отсутствуют; - на транспортном средстве KRONE SDR 27 регистрационный знак АН421939: фонарь задний, 3-секционный, круглый, правый, внутренний - отсутствует; фонарь задний, 3- секционный, круглый, левый, наружный - отсутствует; габаритный фонарь правый - разрушен; габарит фонарь левый - отсутствует; колесо запасное, в сборе (1 шт.) - отсутствует; диск колеса запасного (1 шт.) - отсутствует; болт крепления запасного колеса (2 шт.) - отсутствуют; кран уровня пола - отсутствует; модулятор EBS - отсутствует; инструментальный ящик, пластмассовый - отсутствует; крышка топливного бака холодильного агрегата - отсутствует; габарит боковой (8 шт.) - отсутствуют; крыло заднее, левое - отсутствует; крышка боковой защиты, правая - отсутствует; башмак противооткатный (4 шт.) - отсутствует; кабель электрический S-type 6+1-полюсный L=3500 мм (2 шт.) - отсутствует; шланг магистральный, пневматический, М22 S (полиамидный), (2 шт.) - отсутствует;
3) транспортное средство KRONE SD регистрационный знак ЕМ423950: фонарь комбинированный, правый, в сборе с габаритным фонарём - разрушен рассеиватель и отражатель; фонарь комбинированный, левый, в сборе с габаритным фонарём - отсутствует; фонарь заднего хода (2 шт.) - отсутствуют; фонарь противотуманный - отсутствует; светоотражатель треугольный (2 шт.) - отсутствуют; светоотражатель круглый (4 шт.) - отсутствуют; колесо запасное, в сборе (1 шт.) - отсутствует; болт крепления запасного колеса (2 шт.) - отсутствуют; кран уровня пола - отсутствует; модулятор EBS - отсутствует; инструментальный ящик, пластмассовый - сломана передняя крышка; крышка топливного бака холодильного агрегата - отсутствует; габарит боковой (8 шт.) - отсутствуют; крыло переднее, левое - отсутствует; крыло заднее, левое, правое (2 шт.) - отсутствует; крышка боковой защиты (2 шт.) - отсутствует; башмак противооткатный (4 шт.) - отсутствует; кабель электрический S-type 6+1-полюсный L=3500 мм (2 шт.) - отсутствует; шланг магистральный, пневматический, М22 S (полиамидный), (2 шт.) - отсутствует.
Приложениями N 1 и N 10 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" установлены Перечень объектов технического регулирования, на которые распространяется действие технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" и Перечень требований к типам компонентов транспортных средств, согласно которым установлены требования к шинам пневматическим запасных колес для временного пользования, домкратам гидравлическим, механическим, аккумуляторным стартерным батареям.
Работоспособность и наличие указанных устройств была предметом проверки при техническом осмотре транспортных средств, о чём свидетельствуют данные диагностических карт N 074560011907166 от 04.09.2019, N 074560011904361 от 03.06.2019, N 074560031800287 от 23.05.2018, N 074560011903497 от 13.05.2019, которыми, в том числе, установлена работоспособность устройств вызова экстренных оперативных служб.
В силу положений Федерального закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ, Правил проведения технического осмотра транспортных средств на момент оформления диагностических карт, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 05.12. 2011 N 1008 "О проведении технического осмотра транспортных средств", Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", утверждённого решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877, согласно которым на дату ареста и постановки на хранение на площадку, отсутствие действующих на дату изъятия спорных транспортных средств, в том числе отсутствие диагностических карт и достоверность их содержания, таможенными органами в материалы дела не представлены.
Доказательства того, что на площадку хранения спорные транспортные средства были доставлены, а не прибыли не своим ходом, таможенными органами в материалы дела не представлены.
Доказательства того, что транспортные средства КАМАЗ-5490-S5 NEO регистрационный знак С077АО39, KRONE SDR 27 регистрационный знак АН421939, DAF XF 105.460 регистрационный знак Р838ТН39, KRONE SD регистрационный знак ЕМ423950, по состоянию на 21.12.2022 могут быть допущены к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации, таможенные органы в материалы дела не представлены.
В силу положений Инструкции о порядке хранения изъятых вещей и документов, имеющих значение доказательств по делам об административных правонарушениях, утверждённой Приказом Федеральной таможенной службы от 18.12. 2006 N 1339 "О порядке хранения изъятых вещей и документов, имеющих значение доказательств по делам об административных правонарушениях" и Инструкции о порядке изъятия, хранения, учета, передачи и уничтожения предметов и документов по уголовным делам и материалам проверок сообщений о преступлениях в таможенных органах Российской Федерации, утверждённой Приказом Федеральной таможенной службы РФ от 30.12.2015 N 2692, таможенный орган должен при изъятии вещественных доказательств по делам об административных правонарушениях и уголовным делам: установить комплектность транспортных средств (в протоколах указать точные сведения об изымаемых транспортных средствах); для правильного указания технического состояния транспортного средства и составления его описи изъятие, а также передача арестованного транспортного средства на хранение может производиться в присутствии специалиста; обеспечить надлежащие условия хранения изъятых транспортных средств в целях их сохранности в неизменном состоянии).
Доказательства того, что таможенным органом по факту помещения на площадку хранения спорных транспортных средств были соблюдены требований названных Инструкций, в части проверки комплектности транспортных средств, осуществлённая с привлечением специалиста, обеспечения надлежащих условий хранения изъятых транспортных средств в целях их сохранности в неизменном состоянии, таможенными органами в материалы дела не представлены.
При этом, письмом Южной оперативной таможни от 28.03.2023 N 06-06/03607 подтверждается нарушение требований Инструкции о порядке изъятия, хранения, учета, передачи и уничтожения предметов и документов по уголовным делам и материалам проверок сообщений о преступлениях в таможенных органах Российской Федерации, утверждённой приказом ФТС России от 30.12.2015 N 2692.
С учётом совокупности представленных в материалы дела доказательств, апелляционный суд считает доказанным факт наличия совокупности условий для возложения на ФТС России ответственности в виде взыскания убытков, размер которых был определён на основании заключения эксперта, привлечённого Обществом.
Правомерность изъятия таможенным органом имущества Общества в рамках дел об административных правонарушениях не является основанием для освобождения таможённых органов от обязанности обеспечить надлежащее хранение изъятого имущества.
Таможенные органы не представили доказательства недостоверности установленных 21.12.2022 и 06.10.2023, в ходе осмотра транспортных средств в месте хранения на таможенном посту МАПП "Адлер" экспертом ООО "Бюро судебных экспертиз", состояния транспортных средств и стоимости восстановительного ремонта.
Апелляционный суд предложил таможенным органам рассмотреть вопрос о возможности назначения экспертизы с целью определения состояния спорных транспортных средств и стоимости их восстановительного ремонта. Таможенные органы заявления в порядке статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подавали. Такое заявление не было подано и при рассмотрении дела судом первой инстанции.
Оснований полагать недействительным заключение эксперта ООО "Бюро судебных экспертиз" от 21.02.2023 N 45026, N 45047, N 45025 и N 45046, от 09.10.2023 N N 45025_доп, 45046_доп, апелляционным судом не установлено.
Доказательства недостоверности оплаты Обществом стоимости произведённых экспертных исследований составила в сумме 70000 руб. по платёжным поручениям N 1112 от 15.12.2022, N 947 от 11.10.2023, таможенными органами в материалы дела не представлены.
В подтверждение заявленной стоимости восстановления транспортных средств, Обществом представлены заказы-наряды.
Доказательства того, что спорные транспортные средства, имели возможность самостоятельно передвигаться с соблюдением требований, предъявляемых к допуску к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации, без привлечение средств для их перевозки, таможенными органами в материалы дела не представлены.
Расходы Общества по эвакуации транспортных средств подтверждается договором от 01.08.2023 N 124, счётом от 11.09.2023 N 144.
Доказательства того, что на площадку по месту хранения спорных транспортных средств, имели право доступа иные лица, кроме должностных лиц таможенных органов, допущенных в соответствии с установленным режимом допуска, таможенными органами не представлены.
Доказательства обеспечения надлежащего хранения изъятых у Общества транспортных средств, таможенные органы не представили.
Факт обращения в правоохранительные органы по факту порчи находящихся на хранении транспортных средств Общества, подтверждает несоблюдение таможенным органом требований по обеспечению сохранности изъятого имущества.
С учётом изложенного, апелляционный суд считает, что материалами дела подтверждается, что в результате не обеспечения таможенным органом сохранности изъятого имущества Общества, транспортные средства были повреждены. Следовательно, подтверждена причинно-следственная связь между возникшими в Общества убытками и незаконными действиями таможенного органа.
Доводы апелляционных жалоб ФТС России и Краснодарской таможни, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, ФТС России и Краснодарской таможни освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой, в связи с чем, апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов в связи с уплатой государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.04.2024 по делу N А32-18148/2023 оставить без изменения, апелляционные жалобы Федеральной таможенной службы, Краснодарской таможни - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.В. Пименов |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-18148/2023
Истец: ООО "Сталкер", ООО "Сталкер"
Ответчик: в лице Федеральной таможенной службы России, Федеральная таможенная служба
Третье лицо: Краснодарская таможня