г. Санкт-Петербург |
|
27 августа 2024 г. |
Дело N А26-8989/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 августа 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Нестерова С.А.,
судей Балакир М.В., Черемошкиной В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Колосовым М.А.,
при участии:
от заявителя: Ермаков М.А. - по доверенности от 09.05.2015;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4318/2024) Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.12.2023 по делу N А26-8989/2023 (судья Левичева Е.И.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Рыбахи Сергея Иосифовича (ОГРНИП 322100000015790, ИНН 102000582059);
к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия (адрес: 185035, Республика Карелия, Петрозаводск, ул. Герцена, д. 13, ОГРН 1031000016850);
о признании,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Рыбаха Сергей Иосифович (далее - заявитель, Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее - Министерство) о признании недействительным решения от 19.09.2023 N 24878/12.4-21 по тем основаниям, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Решением суда от 22.12.2023 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Министерство подало апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение и неправильное применение судом норм материального права, просило решение от 22.12.2023 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал, что предоставление земельного участка в соответствии с положениями подпункта 2 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) является исключительной мерой, при этом, предоставление земельного участка с кадастровым номером 10:01:0240103:62 для цели "ремонт и монтаж машин и оборудования" без нарушения требований действующего земельного законодательства не представляется возможным.
В отзыве на апелляционную жалобу Предприниматель просил решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Определениями суда от 02.04.2024, от 25.06.2024 рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось для целей единообразия судебной практики с учетом рассмотрения в Арбитражном суде Северо-Западного округа кассационной жалобы по делу N А26-9839/2023, которое имеет схожие фактические обстоятельства с настоящим делом.
Определением апелляционного суда от 13.08.2024 в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) ввиду нахождения в ежегодном отпуске произведена замена судьи Полубехиной Н.С. на судью Балакир М.В.
В судебном заседании представитель заявителя против удовлетворения жалобы, а также приостановления производства возражал.
Министерство, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечило явку представителя в судебное заседание, что в силу статей 123, 156, 266 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприниматель 18.07.2023 обратился в Министерство с заявлением о предоставлении в аренду путем заключения договора аренды без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 10:01:0240103:62, расположенного по адресу: в северной части кадастрового квартала 10:01:240103, для осуществления вида деятельности "Ремонт машин и оборудования (ОКВЭД 33.12) по основаниям, предусмотренным Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 N 629 (далее - Постановление N 629).
По результатам рассмотрения указанного заявления Министерством принято решение от 19.09.2023 N 24878/12.4-21 об отказе Предпринимателю в предоставлении испрашиваемого земельного участка со ссылкой на то, что разрешенное использование земельного участка не соответствует целям предоставления земельного участка.
Полагая решение Министерства незаконным и необоснованным, нарушающим права и законные интересы заявителя, Предприниматель обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции признал заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Изучив материалы дела, выслушав представителя заявителя, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит обжалуемый судебный акт подлежащим отмене ввиду следующего.
По смыслу статьи 198 АПК РФ во взаимосвязи с нормами статьи 201 того же Кодекса основаниями для признания незаконными решений (действий, бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону.
Исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Таким образом, на заявителе лежит обязанность доказать наличие оснований для получения земельного участка без торгов в соответствии со статьей 39.6 ЗК РФ.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован положениями главы V.1 ЗК РФ.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
В силу положений пункта 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 14.03.2022 N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 58-ФЗ) Правительство Российской Федерации вправе установить особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе дополнительно определить случаи предоставления таких земельных участков без проведения торгов и сократить сроки предоставления таких земельных участков.
Наряду со случаями, предусмотренными ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам Российской Федерации или российским юридическим лицам в аренду без проведения торгов в целях осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, перечень которой устанавливается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт "б" пункта 1 Постановления N 629).
Таким образом, предоставление земельных участков для указанных целей является исключительной мерой поддержки, целью которой является создание условий для импортозамещения.
Распоряжением Правительства Республики Карелия от 15.08.2022 N 694р-П утвержден Перечень продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций. В пункте 21 названного перечня обозначены услуги по ремонту и монтажу машин и оборудования (код 33 согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014).
Как следует из материалов дела, обращаясь с соответствующим заявлением в Министерство, Предприниматель указал, что целью использования испрашиваемого земельного участка является осуществление вида деятельности: "Ремонт машин и оборудования".
Отказывая заявителю в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 10:01:0240103:62, Министерство указало, что разрешенное использование спорного земельного участка не соответствует целям использования такого участка, указанным в заявлении, что в свою очередь, как верно указано судом первой инстанции, являлось необоснованным ввиду следующего.
Решением Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 N 26/38-771 утверждены Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа (далее - Правила), которые являются нормативным правовым актом Петрозаводского городского округа, носят обязательный характер для всех правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, регламентируют разделения Петрозаводского городского округа на территориальные зоны с установлением для каждой из них градостроительного регламента.
Согласно статье 2 Правил из целей их реализации является обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, в части наиболее эффективного в рамках, установленных Правилами требований и ограничений, использования земельных участков и объектов капитального строительства. Спорный земельный участок располагается в зоне Пп III-V. Зона промышленных предприятий III-V классов опасности.
В соответствии со статьёй 53 Правил "Производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур" - зона предназначена для размещения новых и расширения (реконструкции) существующих производственных предприятий, научнопроизводственных учреждений, складских помещений, учреждений транспортного и жилищно-коммунального хозяйства, предприятий оптовой и мелкооптовой торговли, а также объектов, сооружений и коммуникаций инженерной и транспортной инфраструктуры.
Согласно статье 55 Правил, к основным видам разрешённого использования относятся: 2.7.1 Хранение автотранспорта; 3.1 Коммунальное обслуживание; 3.2.3 Оказание услуг связи; 3.10 Ветеринарное обслуживание; 4.9.1.3 Автомобильные мойки; 4.9.1.4 Ремонт автомобилей; 6.0 Производственная деятельность; 6.1 Недропользование; 6.2 Тяжелая промышленность; 6.3 Легкая промышленность; 6.3.1 Фармацевтическая промышленность; 6.4 Пищевая промышленность; 6.5 Нефтехимическая промышленность; 6.6 Строительная промышленность; 6.7 Энергетика; 6.8 Связь; 6.9 Склад; 6.11 Целлюлозно-бумажная промышленность; 6.12 Научно-производственная деятельность; 7.2.3 Стоянки транспорта общего пользования; 7.5 Трубопроводный транспорт; 8.3 Обеспечение внутреннего правопорядка; 12.0.1 Улично-дорожная сеть; 7.3 Водный транспорт.
Расшифровка видов разрешенного использования определена Классификатором видов разрешенного использования земельных участков (Приложение к приказу Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 N 540).
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости испрашиваемой земельный участок с КН 10:01:0240103:62 относится к ранее учтенным, имеющим категорию: земли населенных пунктов, разрешенное использование: Промышленные предприятия III-V классов опасности, территориальная зона - Пп III-V. Зона промышленных предприятий III-V классов опасности.
Соответственно, исходя из видов разрешенного использования для Пп III-V. Зона промышленных предприятий III-V классов опасности, деятельность, для которой заявителем испрашивался спорный земельный участок, возможна в данной территориальной зоне.
Однако, при вынесении решения судом первой инстанции не учтено следующее.
В пункте 2 Постановления N 629 указано, что в договоре аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного по основаниям, предусмотренным подпунктом "б" пункта 1 Постановления N 629, должны содержаться запрет на изменение вида разрешенного использования такого земельного участка и условие об одностороннем отказе арендодателя от такого договора в случае неиспользования земельного участка для целей, указанных в подпункте "б" пункта 1 Постановления N 629 (пункт 2 Постановления N 629).
Предоставление земельных участков в целях осуществления деятельности, указанной в подпункте "б" пункта 1 Постановления N 629, может осуществляться независимо от содержания документации по планировке территории (за исключением документации по планировке территории, предусматривающей размещение объектов федерального значения), документов территориального планирования (за исключением документов территориального планирования Российской Федерации), документов градостроительного зонирования, за исключением случаев, если осуществление указанной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом (пункт 3 Постановления N 629).
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 ЗК РФ. Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ (пункт 2 статьи 39.17 ЗК РФ).
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в частности, в случаях, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (пункты 1 и 14 статьи 39.16 ЗК РФ).
При этом, из материалов дела следует, что на момент обращения с заявлением от 18.07.2023 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 10:01:0240103:62 Предпринимателем не было представлено доказательств осуществления деятельности по ремонту машин и оборудования.
Доказательств фактического осуществления Предпринимателем деятельности в данной сфере и наличия необходимого материально-технического обеспечения заявитель не представил ни при обращении в Министерство с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, ни при рассмотрении дела в суде.
При этом вопреки позиции Предпринимателя возможность получения в аренду земельного участка для осуществления деятельности в рамках импортозамещения лишь со ссылкой на намерение использовать его в определенных целях, без подтверждения фактической возможности осуществления соответствующей деятельности, действующее законодательство не предусматривает, так как означенное не соответствует смыслу соответствующего правового регулирования и соответственно воле законодателя.
Кроме того, фактически земельный участок испрашивается Предпринимателем для строительства объекта, в котором последнее намеревается осуществлять предпринимательскую деятельность, однако, обоснование площади земельного участка, необходимой для осуществления деятельности, заявитель также не представил, в том числе какого-либо проекта на планируемый к строительству капитальный объект.
В то же время в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 13535/10 разъяснено, что лицо, требующее предоставления земельного участка под объектом в собственность, должно представить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации соответствующих объектов недвижимого имущества, в том числе в заявленных целях.
При этом бремя доказывания необходимого размера подлежащего предоставлению земельного участка возлагается на лицо, желающее его получить (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.04.2016 N 64-КГ16-2).
В свою очередь тот факт, что Постановления N 629 не содержит требований предоставлять дополнительные документы, сведения и (или) информацию, обосновывать площадь испрашиваемого земельного участка, не предусматривает запрет на строительство на предоставленном земельном участке, не устанавливает дополнительных критериев, соответствие которым необходимо подтвердить заявителю при подаче заявления о предоставлении земельного участка без проведения торгов в уполномоченный орган, не означает, что при подаче соответствующего заявления Предприниматель не должен соблюдать общие нормы ЗК РФ, а также принципы действующего земельного законодательства.
При таких обстоятельствах, поскольку на момент обращения Предпринимателя с заявлением от 18.07.2023 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 10:01:0240103:62 Предприниматель не осуществлял деятельность по ремонту машин и оборудования (доказательств обратного суду не представлено), а также не обосновал необходимость предоставления ему земельного участка заявленной площадью, апелляционный суд приходит к выводу о том, что отказ Министерства в предоставлении на праве аренды без проведения торгов спорного земельного участка, выраженный в письме от 19.09.2023 N 24878/12.4-21, не нарушает прав и законных интересов Предпринимателя, что в свою очередь, как указано выше, исключало удовлетворение заявленных Предпринимателем требований.
С учетом приведенного апелляционный суд приходит к выводу о недоказанности несоответствия оспариваемого отказа закону или иному нормативному правовому акту, равно как и факта нарушения прав и законных интересов заявителя, соответственно, поскольку совокупность условий, необходимых для признания недействительным оспариваемого решения Министерства не доказана, в силу части 3 статьи 201 АПК РФ и вопреки выводу суда первой инстанции в удовлетворении требований Предпринимателя следовало отказать.
С учетом приведенного решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.12.2023 по делу N А26-8989/2023 подлежит отмене на основании пунктов пункта 3, 4 части 1 статьи 270 АПК РФ с вынесением по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований Предпринимателя.
По результатам рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции и в соответствии со статьёй 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по заявлению относятся на Предпринимателя, за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции государственная пошлины с Предпринимателя в доход федерального бюджета не взыскивается, поскольку Министерство освобождено от её уплаты и является ответчиком по делу (пункт 14 постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах").
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.12.2023 по делу N А26-8989/2023 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С. А. Нестеров |
Судьи |
М. В. Балакир |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-8989/2023
Истец: ИП Рыбаха Сергей Иосифович
Ответчик: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия
Третье лицо: Представитель заявителя: Ермаков Михаил Александрович