г. Саратов |
|
29 августа 2024 г. |
Дело N А12-31573/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2024 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н. В. Савенковой,
судей О. В. Лыткиной, В. Б. Шалкина
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
К. Д. Ястребовым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Красновой Любови Анатольевны
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11 апреля 2024 года по делу N А12-31573/2023,
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ситиматик-Волгоград" (ИНН 3426013572, ОГРН 1103458000337, 404171, Волгоградская область, Светлоярский район, рабочий поселок Светлый Яр, 4-й микрорайон, дом 6, офис 3)
к индивидуальному предпринимателю Красновой Любови Анатольевне (ОГРНИП 304345617000069, ИНН 342701736815)
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Ситиматик-Волгоград" (далее - ООО "Ситиматик-Волгоград", истец) с исковым заявлением, уточненном в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к индивидуальному предпринимателю Красновой Любови Анатольевне (далее - ИП Краснова Л.А., ответчик) о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по договору от 13.07.2023 N 34-069380 за период с января 2021 г. по июль 2023 г. в размере 152 536,49 руб., неустойки за период с 11.02.2021 по 14.12.2023 в размере 42 113,12 руб., неустойки за период с 15.12.2023 по день фактической оплаты задолженности, расходов по оплате государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 11 апреля 2024 года по делу N А12-31573/2023 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Краснова Л. А. обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на наличие договора от 12.12.2019 N 45983, по условиям которого стороны согласовали производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", расчетным способом исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО.
Договор от 13.07.2023 N 34-069380 со стороны ИП Красновой Л.А. не подписан, доказательств выставления в адрес ответчика со стороны истца счетов на оплату и фактического оказания услуг в материалах дела не имеется. Вывоз мусора в спорный период осуществлялся ИП Красновой Л.А. своими силами.
В порядке статьи 262 АПК РФ от ООО "Ситиматик-Волгоград" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, маршрутные журналы за 2021, 2022, 2023 г. содержащиеся на компакт-диске, которые приобщены к материалам дела.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 АПК РФ определением от 26.08.2024 произведена замена судьи А.Ю. Самохваловой, находящейся в отпуске, на судью О.В. Лыткину и сформирован следующий состав суда: председательствующий - судья Н.В. Савенкова, судьи О.В. Лыткина, В.Б. Шалкин для рассмотрения апелляционной жалобы. После замены судьи в процессе рассмотрения дела судебное разбирательство производится с самого начала.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, предусмотренным статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт отмене или изменению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, (далее по тексту ТКО), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее по тексту Правила), обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
Согласно части 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
ООО "Управление отходами - Волгоград" (после переименования ООО "Ситиматик-Волгоград") наделено статусом регионального оператора по результатам конкурсного отбора, проведенного в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и постановления Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 811 "О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами" Комитетом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области.
ООО "Ситиматик-Волгоград" начало осуществлять деятельность по обращению с ТКО на территории всей Волгоградской области с 01.01.2019 и является единственным хозяйствующим субъектом, имеющим право оказывать услугу по обращению с ТКО на территории Волгоградской области до 31.07.2023.
Как указывает истец, между ООО "Ситиматик - Волгоград" (региональный оператор) и ИП Красновой Л.А. (потребитель) заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 13.07.2023 N 34-069380 на условиях типовой формы.
В соответствии с условиями договора региональный оператор в период с января 2021 г. по июль 2023 г. оказал ответчику услуги по вывозу твердых коммунальных отходов на сумму 152 536,49 руб.
Истцом также произведено начисление неустойки с 11.02.2021 по 14.12.2023 в размере 42 113,12 руб.
С целью досудебного урегулирования спора истцом в адрес ответчика была направлена претензия с требованием, оплатить задолженность.
Неисполнение требований досудебной претензии послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 309, 310, 431, 434, 438, 779, 781, 783 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 13.4, 24.6, 24.7, 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) установив, что между сторонами заключен договор на условиях типового, факт оказания обществом соответствующих услуг в заявленный период и их неоплату предпринимателем, проверив и признав верным представленный обществом расчет, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Апелляционный суд соглашается с указанными выводами на основании следующего.
Согласно пункту 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу пункта 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
По смыслу статей 779, 781 ГК РФ услуга в качестве предмета договора неотделима от процесса ее оказания и потребляется в процессе исполнения договора возмездного оказания услуг, следовательно, услуги могут не иметь материального результата, который можно было бы сдать или принять, в то же время оплате подлежат фактически оказанные услуги.
При рассмотрении споров, связанных с оплатой оказанных в соответствии с договором услуг, арбитражным судам необходимо руководствоваться положениями статьи 779 ГК РФ, по смыслу которых исполнитель может считаться надлежаще исполнившим свои обязательства при совершении указанных в договоре действий (деятельности).
При этом следует исходить из того, что отказ заказчика от оплаты фактически оказанных ему услуг не допускается (пункт 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.1999 N 48 "О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание правовых услуг").
Согласно нормам части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Требования истца о взыскании задолженности за период с января 2021 г. по июль 2023 г. в размере 152 536,49 руб. основаны на договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 13.07.2023 N 34-069380, который не подписан со стороны потребителя - ИП Красновой Л.А.
Возражая против удовлетворения исковых требований, приводя аналогичные доводы в жалобе, ответчик ссылается на отсутствие заключенного между сторонами договора, также ссылается на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства направления договора в адрес ответчика и поступления от потребителя в адрес регионального оператора заявки на заключение договора.
Согласно части 1 статьи 24.7, части 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном разделом 1 (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" (далее - Правила обращения с ТКО).
Указанные Правила обращения с ТКО являются обязательными для регионального оператора и собственников ТКО.
Пункт 8 (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, предусматривает, что региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся:
а) в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
б) в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса РФ, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
В соответствии с пунктом 8 (17) региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Типовая форма публичного договора также была опубликована в выпуске газеты "Волгоградская правда" от 28.12.2018 N 151, зарегистрированной в качестве средства массовой информации (свидетельство N ПИ N ТУ 34 - 00826 от 26.07.2017).
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил.
Пунктом 8 (11) Правил по обращению с ТКО предусмотрено, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица).
В случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8.10 настоящих Правил (пункт 8 (12) Правил обращения с ТКО).
Ввиду не обращения потребителя с заявлением о заключении договора на вывоз ТКО, на основании данных инспекторской службы ООО "Ситиматик-Волгоград" подготовило проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 13.07.2023 N 34-069380 в отношении объекта мусорообразования - нежилое здание, площадью 116, 3 кв. метра по адресу: г. Серафимович, ул. Донская, д. 2, который был направлен в адрес ответчика посредством AО "Почта России" 19.07.2023 N ИСХ-22002-23/С-В (почтовый идентификатор N 80096986836944).
Согласно Свидетельству о государственной регистрации права, собственником спорного объекта является Краснова Л.А. с 13.06.2018 года.
Соответственно, в рассматриваемом случае договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 13.07.2023 N 34-069380 между сторонами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проекте договора, направленном в соответствии с порядком, установленным Правилами N 1156.
Указанный вывод соответствует правовым позициям, изложенным в пунктах 1, 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с ТКО, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023 (далее - Обзор), согласно которым договор оказания услуг по обращению с ТКО считается заключенным региональным оператором со всеми потребителями, находящимися в зоне его действия, в том числе при отсутствии подписанного сторонами договора в виде единого документа; если между региональным оператором по обращению с ТКО и конкретным потребителем - собственником таких отходов не подписан договор на оказание услуг по обращению с ТКО, указанные услуги оказываются и подлежат оплате в соответствии с условиями типового договора.
В Приложении к договору на оказание услуг по обращению с ТКО от 13.07.2023 N 34-069380 указана информация о предмете договора: наименование объекта - магазин "СтройДвор-Н", адрес объекта - 403441, Волгоградская обл., Серафимовичевский р-н, г. Серафимович, ул. Донская, д. 2, расчетная единица - 1 кв.м., количество расчётных единиц - 116,3, норматив накопления ТКО куб./год. - 1,056, объем принимаемых ТКО куб./год. - 122,8128, место накопления Серафимовический район, г. Серафимович, ул. Донская, д. 39, способ складирования - согласно территориальной схемы, периодичность вывоза - согласно нормативу накопления.
Согласно расчету истца размер задолженности в отношении объекта по адресу Волгоградская область, Серафимовический район, г. Серафимович, ул. Донская, д. 2 категория "Промтоварный магазин", количество расчетных единиц - 116,3 кв.м., составляет 152 536,49 руб.
Ответчик в обоснование возможности производить расчет исходя из количества и объема контейнера по настоящему договору ссылался на ранее заключенный между региональным оператором ООО "Ситиматик-Волгоград" и ИП Красновой Л.А. договор от 12.12.2019 N 45983, по условиям которого стороны согласовали производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", расчетным способом исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО.
Пункт 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), предусматривает, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем, исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Аналогично, пунктом 15 раздела 5 типового договора, утвержденного Постановлением N 1156, также предусмотрено несколько способов учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов: расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО; исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО.
Таким образом, Постановлениями Правительства Российской Федерации N 1156, 505 предусмотрен коммерческий учет твердых коммунальных отходов для собственников твердых коммунальных отходов с применением альтернативных способов учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов.
Следовательно, определение варианта учета объема отходов отнесено к усмотрению обеих сторон договора.
Вместе с тем ответчик не обращался в адрес регионального оператора с заявлением об изменении расчета.
Таким образом, довод ответчика о возможности расчета исходя из фактического учета ТКО основан на неверном толковании норм закона, а представленный истцом расчет задолженности произведенный исходя из нормативов накопления является верным.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик указал, что в спорный период истцом услуга фактически не оказывалась.
Как было указано выше, согласно пункту 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ место накопления ТКО является одним из существенных условий договора оказания услуг по обращению с ТКО.
Статьей 24.6 Закона N 89-ФЗ установлено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (пункт 1).
Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей, и определяется в территориальной схеме обращения с отходами (пункты 7, 8).
В силу пункта 10 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
В пункте 3 статьи 13.3 Закона N 89-ФЗ указано, что территориальная схема обращения с отходами должна включать в том числе:
- данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации);
- данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации.
Содержание территориальной схемы обращения с отходами определено также Правилами разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 N 1130 (далее - Правила N 1130).
В соответствии с пунктом 5 Правил N 1130 территориальная схема включает, кроме прочего, следующие разделы: нахождение источников образования отходов; места накопления отходов; места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов; схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
При этом раздел "Места накопления отходов" содержит данные о нахождении мест накопления отходов (с нанесением их на карту субъекта Российской Федерации) в соответствии со схемами размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и реестрами мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также данные о необходимом количестве контейнеров и бункеров в соответствующей зоне деятельности регионального оператора, данные о количестве контейнеров и бункеров, планируемых к приобретению региональным оператором по годам (пункт 9 Правил N 1130).
Согласно подпункту "а" пункта 12 Правил N 1130 раздел "Схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов" содержит графическое отображение движения отходов от источников образования отходов и мест накопления отходов до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов и расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ, пункту 15 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), реестр мест накопления ТКО включает данные о нахождении мест (площадок) накопления ТКО, а также данные о собственниках таких площадок и источниках образования ТКО.
Из приведенных положений следует, что при отсутствии договора на оказание услуг по обращению с ТКО, подписанного сторонами в виде единого документа, место накопления ТКО, предназначенное для конкретного источника образования отходов, определяется в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами и реестром мест накопления отходов.
Из материалов дела усматривается, что в исковой период организованная в установленном законом порядке контейнерная площадка у ответчика отсутствовала.
Следовательно, ответчик мог складировать отходы в контейнерные площадки общего пользования, откуда истец обязан производить вывоз отходов.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 14 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023, в случае если место накопления ТКО и (или) источник образования отходов не включены в территориальную схему обращения с отходами, региональный оператор должен доказать факт реального оказания услуг собственнику ТКО.
В соответствии с пунктом 30 Правил N 1156 в отношении каждого мусоровоза должен вестись маршрутный журнал по форме, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором указывается информация о движении мусоровоза и загрузке (выгрузке) твердых коммунальных отходов. Такой журнал может вестись в электронном виде. Оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий транспортирование твердых коммунальных отходов, обязан в течение одного рабочего дня предоставить региональному оператору, органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органам местного самоуправления по их запросу копию маршрутного журнала, а также обеспечить доступ указанных лиц к информации, передаваемой с использованием аппаратуры спутниковой навигации в порядке, предусмотренном договором на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов.
Истцом в подтверждение факта оказания услуг по вывозу ТКО за период с января 2021 г. по июль 2023 г. представлены единовременно сформированные 15.09.2023 универсально-передаточные документы (счета-фактуры), маршрутные журналы, сведения ГЛОНАСС записанные на компакт-диске.
Из маршрутных журналов, представленных на компакт-диске следует, что региональным оператором осуществлен вывоз ТКО с близлежащих к объекту учета по адресу: Волгоградская обл., р-н Серафимовичский, г. Серафимович, ул. Донская, д. 2 контейнерных площадок общего пользования - по ул. Макридина, 59, ул. Волгоградская, 1, ул. Аверьянова, 5, ул. Донская, 39.
Ответчиком не представлено доказательств оплаты задолженности за период с января 2021 года по июль 2023 года в размере 152 536,49 руб.
Нарушение порядка выставления счетов, счетов-фактур, платежных требований и иных подобных документов вопреки доводу ответчика не является основанием для освобождения ответчика от ответственности за несвоевременную оплату коммунальной услуги в порядке статей 486 ГК РФ.
Ответчик не был лишен возможности получить информацию о ценах и тарифах на оплату коммунальной услуги по обращению с ТКО и своевременно и в полном объеме оплачивать коммунальную услугу.
При таком положении неполучение ответчиком счетов на оплату само по себе не может расцениваться как обстоятельство, освобождающее должника от ответственности на основании пункта 3 статьи 406 ГК РФ.
Таким образом, требование о взыскании с ответчика в пользу истца 152 536,49 руб. задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 13.07.2023 N 34-069380 за период с января 2021 года по июль 2023 года правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Истец также просил взыскать с ответчика неустойку за период с 11.02.2021 по 14.12.2023 в размере 42 113,12 руб. (мораторный период исключен).
Поскольку договор заключен на условиях типового, размер неустойки рассчитывается в соответствии с пунктом 22 типового договора.
Пункт 22 типового договора по обращению с твердыми коммунальными отходами предусматривает, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Согласно пункту 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательства может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В соответствии с положениями статьи 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон. Суд, проверив расчет истца, признает его верным и обоснованным.
Расчет неустойки апелляционным судом также проверен, является правильным.
На основании изложенного, оценив совокупность имеющихся в деле доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемого решения.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после его принятия либо в документарном виде по ходатайству стороны в срок не превышающий пяти дней.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11 апреля 2024 года по делу N А12-31573/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н. В. Савенкова |
Судьи |
О. В. Лыткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-31573/2023
Истец: ООО "СИТИМАТИК-ВОЛГОГРАД"
Ответчик: Краснова Любовь Анатольевна