г. Саратов |
|
29 августа 2024 г. |
Дело N А12-25593/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2024 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н. В. Савенковой,
судей О. В. Лыткиной, В. Б. Шалкина
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
К. Д. Ястребовым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ситиматик-Волгоград"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 02 мая 2024 года по делу N А12-25593/2023
по иску общества с ограниченной ответственностью "Ситиматик-Волгоград" (ИНН 3426013572, ОГРН 1103458000337, 400066, г. Волгоград, ул. Новороссийская, д. 5, этаж 3, дата присвоения ОГРН - 05.04.2010)
к садоводческому некоммерческому товариществу "Флора" (ИНН 3403302296, ОГРН 1023405529036, 403013, Волгоградская область, Городищенский район, Областной с/х опытной станции поселок)
о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Ситиматик-Волгоград" (далее - ООО "Ситиматик-Волгоград", истец) с исковым заявлением к садоводческому некоммерческому товариществу "Флора" (далее - СНТ "Флора", ответчик) о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по договору от 04.07.2019 N 6640 за период апрель, июнь-июль 2023 года в размере 38 907 руб. 12 коп., неустойки за период с 11.05.2023 по 12.10.2023 в размере 2 234 рублей 03 копеек, а также неустойки за период с 13.10.2023 по дату фактической уплаты.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 02 мая 2024 года по делу N А12-25593/2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Ситиматик-Волгоград" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что ответчик несет обязанность по складированию ТКО только в соответствующих законодательству местах накопления ТКО, которым является не любая организованная потребителем контейнерная площадка, а только та площадка, которая включена органом местного самоуправления в реестр мест накопления ТКО и в территориальную схему Волгоградской области. Поскольку у ответчика отсутствовала контейнерная площадка, соответствующая требованиям законодательства, ответчик был обязан осуществлять складирование твердых коммунальных отходов на контейнерные площадки, включенные в территориальную схему. Учитывая общедоступность контейнеров для накопления ТКО, ответчик не был лишен возможности получения услуги по обращению с ТКО путем размещения отходов на любой контейнерной площадке, включенной в территориальную схему Волгоградской области.
Факт оказания услуг подтверждается представленными в материалы дела копиями маршрутных журналов, а также сведениями передаваемых аппаратурной спутниковой навигации ГЛОНАСС за спорные периоды.
В нарушение требований статьи 65 АПК РФ ответчиком не представлены первичные документы, подтверждающие оплату услуг по обращению с ТКО.
Представленные ответчиком договоры с другими организациями являются недопустимыми доказательствами, поскольку в рамках данных договоров осуществлялось транспортирование отходов, не относящихся к ТКО.
Таким образом, выводы суда не соответствуют установленным в деле обстоятельствам и доказательствам, в связи с чем решение суда подлежит отмене.
В порядке статьи 262 АПК РФ от СНТ "Флора" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 АПК РФ определением от 26.08.2024 произведена замена судьи А.Ю. Самохваловой, находящейся в отпуске, на судью О.В. Лыткину и сформирован следующий состав суда: председательствующий - судья Н.В. Савенкова, судьи О.В. Лыткина, В.Б. Шалкин для рассмотрения апелляционной жалобы. После замены судьи в процессе рассмотрения дела судебное разбирательство производится с самого начала.
От СНТ "Флора" поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя, которое удовлетворено апелляционным судом.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, предусмотренным статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт отмене или изменению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, (далее по тексту ТКО), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее по тексту Правила), обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
Согласно части 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
ООО "Управление отходами - Волгоград" (после переименования ООО "Ситиматик-Волгоград") наделено статусом регионального оператора по результатам конкурсного отбора, проведенного в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и постановления Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 811 "О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами" Комитетом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области.
ООО "Ситиматик-Волгоград" начало осуществлять деятельность по обращению с ТКО на территории всей Волгоградской области с 01.01.2019 и является единственным хозяйствующим субъектом, имеющим право оказывать услугу по обращению с ТКО на территории Волгоградской области до 31.07.2023.
В соответствии с пунктом 5 раздела I Правил обращения с твердыми коммунальными расходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их сбора и накопления, в соответствии с формой типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 1 статьи 24.7, части 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
На основании пунктов 4 и 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
В соответствии с абзацем 2 пункта 8 (17) раздела 1 (1) N 1156 региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
На официальном сайте регионального оператора (истца) была размещена и находится в свободном доступе форма договора - оферты на оказание услуги по обращению с ТКО. Типовая форма публичного договора также была опубликована в выпуске газеты "Волгоградская правда" от 28.12.2018 N 151, зарегистрированной в качестве средства массовой информации.
Исходя из положений абзаца 3 пункта 8 (17) раздела 1 (1) Правил N 1156, потребитель после размещения предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО обязан в течение 15 рабочих дней со дня размещения направить региональному оператору заявку и необходимые документы.
Абзац 4 пункта 8 (17) раздела 1 (1) Правил N 1156 указывает, что в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) Правил N 1156 в указанный срок (в течение 15 рабочих дней со дня размещения), договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Между СНТ "Флора" (далее - потребитель, ответчик) и ООО "Ситиматик-Волгоград" (далее - региональный оператор, истец) заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 04.07.2019 N 6640, который был подписан со стороны потребителя.
Приложением к договору согласованы места сбора и накопления твердых коммунальных отходов, а также объем принимаемых по договору ТКО.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 утверждены Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (далее - Правила N 505).
Согласно пункту 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
При этом пунктом 8 Правил N 505 установлено, что при раздельном накоплении и сборе сортированных твердых коммунальных отходов, несортированных твердых коммунальных отходов, крупногабаритных отходов, коммерческий учет твердых коммунальных отходов, в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами, осуществляется только в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил коммерческого учета расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления.
При этом определение мест накопления твердых коммунальных отходов входит в компетенцию органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 13.4, статья 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).
В соответствии с условиями Договора региональный оператор обязуется обеспечить прием твердых коммунальных отходов в объеме и месте, которые определены в приложении к Договору, обеспечивать транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а Потребитель обязуется оплачивать услуги Регионального оператора в порядке, размере и в сроки, которые определены настоящим Договором, в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора.
В соответствии с разделом 2 Договора под расчетным периодом понимается один календарный месяц. Оплата услуг по настоящему Договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги Регионального оператора.
Расчет размера платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ.
Потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с условиями договора региональный оператор за период апрель, июнь-июль 2023 г. оказал коммунальную услугу по обращению с ТКО, что подтверждается УПД счетами фактурами.
По состоянию на 12.10.2023 имеется неоплаченная задолженность в размере 38 907 руб. 12 коп.
С целью досудебного урегулирования спора истцом в адрес ответчика была направлена претензия с требованием оплатить задолженность.
Неисполнение требований досудебной претензии послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив по правилам статей 9, 65, 68, 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 309, 310, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 24.06.1998 N 89 "Об отходах производства потребления", Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, правовой позицией, изложенной в Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с ТКО, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023, установив, что истцом не доказан факт вывоза ТКО с территории СНТ "Флора", пришел к выводу об отказе в иске.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу пункта 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
По смыслу статей 779, 781 ГК РФ услуга в качестве предмета договора неотделима от процесса ее оказания и потребляется в процессе исполнения договора возмездного оказания услуг, следовательно, услуги могут не иметь материального результата, который можно было бы сдать или принять, в то же время оплате подлежат фактически оказанные услуги.
При рассмотрении споров, связанных с оплатой оказанных в соответствии с договором услуг, арбитражным судам необходимо руководствоваться положениями статьи 779 ГК РФ, по смыслу которых исполнитель может считаться надлежаще исполнившим свои обязательства при совершении указанных в договоре действий (деятельности).
При этом следует исходить из того, что отказ заказчика от оплаты фактически оказанных ему услуг не допускается (пункт 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.1999 N 48 "О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание правовых услуг").
Согласно нормам части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Требования истца о взыскании задолженности за период апрель, июнь-июль 2023 г. в размере 38 907 руб. 12 коп. основаны на договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 04.07.2019 N 6640, который подписан со стороны СНТ "Флора".
Дополнительным соглашением от 10.09.2019 внесены изменения в договор от 04.07.2019 N 6640, в соответствии с которым сторонами были согласована информация о предмете договора: наименование объекта - СНТ "Флора", адрес объекта: Волгоградская обл., Городищенский район, пос. Областной с/х Опытной Станции, расчетная единица - участник (член), количество расчетных единиц - 248, норматив накопления куб./год - 1,428, объем принимаемых ТКО куб/год - 354,144, место накопления ТКО - Волгоградская обл., Городищенский район, пос. Областной с/х Опытной Станции, способ складирования - контейнер, периодичность вывоза ТКО - согласно нормативу накопления.
Истцом в подтверждение факта оказания услуг по вывозу ТКО за период апрель, июнь-июль 2023 г. представлены универсально-передаточные документы (счета-фактуры) на общую сумму 38 907 руб. 12 коп.
Согласно расчету истца, размер задолженности в отношении объекта по адресу Волгоградская обл., Городищенский район, пос. Областной с/х Опытной Станции составляет 38 907 руб. 12 коп.
Возражая относительно удовлетворения требований, ответчик ссылался на невыполнение региональным оператором обязанности по вывозу ТКО с места накопления, определенного в договоре на оказание услуг по вывозу ТКО от 04.07.2019 N 6640 с учетом подписанного дополнительного соглашения от 10.09.2019.
В соответствии с разделом 1 договора п.п. 1.1. региональный оператор обязуется обеспечить прием ТКО в объеме и месте, которые определены в настоящем договоре, а так же их транспортирование, утилизацию и т.д., а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги Регионального оператора.
В п.п. 1.2. договора указано, что объем ТКО, место накопления ТКО, периодичность вывоза ТКО, а также информация о размещении мест накопления ТКО определяются согласно приложению к настоящему договору.
Действующей редакцией дополнительного соглашения от 10.09.2019 к договору от 04.07.2019 N 6640 определен объем и место накопления отходов: наименование объекта - СНТ "Флора", место накопления ТКО - Волгоградская обл., Городищенский район, пос. Областной с/х Опытной Станции, способ складирования - контейнер.
СНТ "Флора" неоднократно письменно обращалось к региональному оператору о неисполнении последним обязательств по договору в части вывоза твердых коммунальных отходов с территории СНТ.
Ответчик в подтверждение отсутствия задолженности перед региональным оператором за период апрель 2023 г. ссылался на то, что между СНТ "Флора" и ООО "Ситиматик-Волгоград" был подписан акт сверки взаимных расчетов за период с 01.01.2019 по 30.05.2023, в соответствии с которым на 30.05.2023 у регионального оператора перед СНТ "Флора" имеется задолженность в размере 5 273,22 руб.
Относительно задолженности за период июнь-июль 2023 года ответчик ссылался на неисполнение региональным оператором обязанности по вывозу ТКО, направленные в адрес потребителя УПД не были подписаны со стороны потребителя, направлены мотивированные отказы от подписи.
Из-за неисполнения договорных обязательств региональным оператором по вывозу ТКО с территории СНТ "Флора", членами правления было принято решение от 03.06.2023 о заключении договора с ООО "Коммунальное хозяйство" на оказание услуг по вывозу мусора, скопившегося на территории СНТ "Флора".
Весь скопившийся мусор с территории СНТ "Флора" был вывезен ООО "Коммунальное хозяйство" по договору от 08.06.2023 N 305/23.
Данный вопрос был также обсужден на общем собрании членов СНТ "Флора" 18.06.2023.
Ответчик также указывал, что на объекте СНТ "Флора" оборудованы 3 места накопления ТКО, на каждом из которых складирование отходов осуществлялось в 8 куб. бункеры.
В период действия договора, начиная с июля 2019 года, региональный оператор регулярно вывозил мусор именно с этих контейнерных площадок и ни разу не указал ответчику на то, что приезжать больше не будет в связи с тем, что эти площадки не зарегистрированы и не внесены в реестр.
Возражая против приведенных ответчиком доводов, истец ссылался на то, что региональным оператором не осуществлялся вывоз ТКО с места накопления Волгоградская обл., Городищенский район, пос. Областной с/х Опытной Станции по причине отсутствия зарегистрированной в установленном порядке контейнерной площадки.
Ответчик несет обязанность по складированию ТКО только в соответствующих законодательству местах накопления ТКО, которым является не любая организованная потребителем контейнерная площадка, а только та площадка, которая включена органом местного самоуправления в реестр мест накопления ТКО и в территориальную схему Волгоградской области.
Поскольку у ответчика отсутствовала контейнерная площадка, соответствующая требованиям законодательства, в связи с чем ответчик обязан осуществлять складирование твердых коммунальных отходов на контейнерные площадки, включенные в территориальную схему.
Учитывая общедоступность контейнеров для накопления ТКО, ответчик не был лишен возможности получения услуги по обращению с ТКО путем размещения отходов на любой контейнерной площадке, включенной в территориальную схему Волгоградской области
В подтверждение факта осуществления вывоза ТКО с места накопления твердых коммунальных услуг региональным оператором в материалы дела представлены копии маршрутных журналов, сведения ГЛОНАСС, содержащиеся на компакт-диске. По утверждению истца вывоз ТКО осуществлялся с контейнерных площадок общего пользования находящихся вблизи от СНТ "Флора".
Согласно пункту 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ место накопления ТКО является одним из существенных условий договора оказания услуг по обращению с ТКО.
Статьей 24.6 Закона N 89-ФЗ установлено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (пункт 1).
Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей, и определяется в территориальной схеме обращения с отходами (пункты 7, 8).
В силу пункта 10 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
В пункте 3 статьи 13.3 Закона N 89-ФЗ указано, что территориальная схема обращения с отходами должна включать в том числе:
- данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации);
- данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации.
Содержание территориальной схемы обращения с отходами определено также Правилами разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 N 1130 (далее - Правила N 1130).
В соответствии с пунктом 5 Правил N 1130 территориальная схема включает, кроме прочего, следующие разделы: нахождение источников образования отходов; места накопления отходов; места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов; схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
При этом раздел "Места накопления отходов" содержит данные о нахождении мест накопления отходов (с нанесением их на карту субъекта Российской Федерации) в соответствии со схемами размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и реестрами мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также данные о необходимом количестве контейнеров и бункеров в соответствующей зоне деятельности регионального оператора, данные о количестве контейнеров и бункеров, планируемых к приобретению региональным оператором по годам (пункт 9 Правил N 1130).
Согласно подпункту "а" пункта 12 Правил N 1130 раздел "Схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов" содержит графическое отображение движения отходов от источников образования отходов и мест накопления отходов до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов и расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ, пункту 15 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), реестр мест накопления ТКО включает данные о нахождении мест (площадок) накопления ТКО, а также данные о собственниках таких площадок и источниках образования ТКО.
Из приведенных положений следует, что при отсутствии договора на оказание услуг по обращению с ТКО, подписанного сторонами в виде единого документа, место накопления ТКО, предназначенное для конкретного источника образования отходов, определяется в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами и реестром мест накопления отходов.
Из материалов дела усматривается, что между сторонами был подписан договор от 04.07.2019 N 6640 которым определено место накопления ТКО - Волгоградская обл., Городищенский район, пос. Областной с/х Опытной Станции.
Таким образом, указание в договоре определенного места (площадки) накопления ТКО является существенным для потребителей, поскольку позволяет им на законных основаниях добросовестно осуществлять складирование ТКО.
В связи с указанными обстоятельствами потребитель подписав с региональным оператором договор от 04.07.2019 N 6640, в котором местом накопления ТКО было определено: Волгоградская обл., Городищенский район, пос. Областной с/х Опытной Станции полагал, что именно с указанного места накопления ТКО региональным оператором должен вывозиться мусор.
Кроме того, до апреля 2023 года услуги по вывозу ТКО оказывались региональным оператором именно с указанного в договоре места накопления ТКО.
Как следует из правовой позиции, изложенной в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", положения Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статья 3 ГК РФ), подлежат истолкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 ГК РФ.
Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
В этом случае суд при рассмотрении дела выносит на обсуждение обстоятельства, явно свидетельствующие о таком недобросовестном поведении, даже если стороны на них не ссылались (статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (пункт 2 статьи 10 ГК РФ), например, признает условие, которому недобросовестно воспрепятствовала или содействовала эта сторона соответственно наступившим или ненаступившим (пункт 3 статьи 157 ГК РФ); указывает, что заявление такой стороны о недействительности сделки не имеет правового значения (пункт 5 статьи 166 ГК РФ).
Апелляционный суд приходит к выводу, что региональный оператор, являющийся профессиональным участником рынка, находясь с ответчиком в договорных отношениях, установив, что согласованное в договоре место накопления ТКО - Волгоградская обл., Городищенский район, пос. Областной с/х Опытной Станции не зарегистрировано в установленном порядке, не выполнил действия, предписанные законом, а именно пункт 9 Правил.
Фактически своим бездействием, а именно несвоевременным информированием ответчика об изменении места накопления ТКО с адреса: Волгоградская обл., Городищенский район, пос. Областной с/х Опытной Станции на возможность складирования ТКО на ближайшие контейнерные площадки общего пользования, вынудило ответчика организовывать вывоз ТКО силами иной организации, не имеющей статуса регионального оператора.
При подтверждении факта организации контейнерной площадки потребителя суд учел, что даже в случае, если место накопления ТКО и (или) источник образования отходов не включены в территориальную схему обращения с отходами, региональный оператор должен доказать факт реального оказания услуг собственнику ТКО.
Вместе с тем истцом не представлены маршрутные журналы, сведения ГЛОНАСС, подтверждающие факт вывоза ТКО с адреса: Волгоградская обл., Городищенский район, пос. Областной с/х Опытной Станции.
Данная позиция следует из совокупности положений действующего законодательства, и приведена как в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2022 N 304-ЭС22-12944, так и в Обзоре судебной практики от 13.12.2023.
В этой связи, заслуживают внимания возражения ответчика о том, что услуги фактически оказаны компанией ООО "Коммунальное хозяйство", о чем представлены соответствующие доказательства (л.д. 111-116, т. 4).
Истец указанные ответчиком обстоятельства не оспорил, поэтому они считаются признанными истцом в силу части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 15 упомянутого Обзора Верховного Суда Российской Федерации, если собственник ТКО докажет, что региональный оператор фактически вывоз отходов не осуществлял, в иске последнего о взыскании платы за оказание услуг должно быть отказано.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения исковых требований ООО "Ситиматик-Волгоград"
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемого решения.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после его принятия либо в документарном виде по ходатайству стороны в срок не превышающий пяти дней.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 02 мая 2024 года по делу N А12-25593/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н. В. Савенкова |
Судьи |
О. В. Лыткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-25593/2023
Истец: ООО "СИТИМАТИК-ВОЛГОГРАД"
Ответчик: САДОВОДЧЕСКОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО "ФЛОРА"