город Омск |
|
29 августа 2024 г. |
Дело N А70-9563/2024 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 августа 2024 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Сергеевой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6866/2024) акционерного общества "Россети Тюмень" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 03.06.2024 по делу N А70-9563/2024 (судья Минеев О.А.), принятое
по заявлению акционерного общества "Россети Тюмень" (ИНН 8602060185, ОГРН 1028600587399, адрес: 628408, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Сургут, улица Университетская, дом 4)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (ИНН 7202081799, ОГРН 1027200812308, адрес: 625048, Тюменская область, город Тюмень, улица Холодильная, дом 58А),
при участии в деле в качестве заинтересованного лица, пользующегося правами потерпевшего по делу об административном правонарушении, Осецкого Григория Владимировича,
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу N 072/04/9.21-185/2024 об административном правонарушении от 22.04.2024,
при участии в судебном заседании представителя:
от акционерного общества "Россети Тюмень" - Соколов Дмитрий Игоревич по доверенности от 10.10.2023 N 91495 сроком действия до 16.09.2024,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Россети Тюмень" (далее - заявитель, общество, АО "Россети Тюмень") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - административный орган, управление, антимонопольный орган, Тюменское УФАС России) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу N 072/04/9.21-185/2024 об административном правонарушении от 22.04.2024.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица, пользующегося правами потерпевшего по делу об административном правонарушении, привлечен Осецкий Григорий Владимирович (далее - третье лицо, потерпевший, Осецкий Г.В.).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 03.06.2024 по делу N А70-9563/2024 заявленные требования удовлетворены частично, размер административного штрафа, назначенного постановлением управления от 22.04.2024 по делу N072/04/9.21-185/2024, снижен до 350 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что превышение установленного договором срока обусловлено обстоятельствами непреодолимой силы (с необходимостью привлечения дополнительного персонала филиала для ликвидации локальных технологических нарушений на объектах распределительной сети из-за аномальных морозов и участившихся фактов бездоговорного потребления электроэнергии); информация о размещении в личном кабинете документов договорного характера была доведена до Осецкого Г.В. посредством смс-информирования; полагает возможным снизить размер назначенного административного штрафа; антимонопольному органу следовало отказать в возбуждении дела об административном правонарушении ввиду невозможности оценки достаточности данных для установления наличия состава и события административного правонарушения в связи с ограничениями, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336).
В письменном отзыве на апелляционную жалобу управление просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции, проводимом с использованием веб-конференции с помощью информационной системы "Картотека арбитражных дел", представитель АО "Россети Тюмень" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие неявившихся участников процесса.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, основанием для возбуждения дела N 072/04/9.21-185/2024 об административном правонарушении явилось поступившее в управление обращение Осецкого Г.В. на действия общества, выразившиеся в нарушении срока подготовки и выдачи технических условий и оферты договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к электрическим сетям АО "Россети Тюмень".
В ходе проведения административного расследования управлением установлено, что в нарушение Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), обществом не выполнены мероприятия по размещению в личном кабинете заявителя (третьего лица) документов договорного характера в установленный срок.
По факту выявленного нарушения специалистом управления в присутствии уполномоченного представителя общества 08.04.2024 составлен протокол об административном правонарушении N 072/04/9.21-185/2024 в связи с наличием в действиях заявителя признаков административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
По результатам рассмотрения материалов административного дела заместителем руководителя управления 22.04.2024 вынесено постановление о назначении административного наказания по делу N 072/04/9.21-185/2024 об административном правонарушении, которым общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 700 000 руб.
Полагая, что постановление административного органа является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
03.06.2024 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, обжалуемое заявителем в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч руб. либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона руб.
Порядок и процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий установлены Правилами N 861, согласно первому абзацу пункта 3 которых сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и при наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (абзац второй пункта 3 Правил N 861).
В силу пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), пункта 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Согласно пункту 8 Правил N 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8 (1) настоящих Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям N 4 - 7 любым способом ее подачи (очно, почтой, с использованием официального сайта сетевой организации или в случае обеспечения сетевой организацией, в которую подается заявка, возможности реализации прав и обязанностей заявителей, возникающих в ходе осуществления процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)").
В силу абзаца 12 пункта 15 Правил N 861 сетевая организация в течение трех рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12-14 настоящих Правил.
В силу пункта 105 Правил N 861 в отношении заявителей, названных в пунктах 12 (1) и 14 Правил технологического присоединения, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя): условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с этими Правилами для соответствующей категории заявителей; счет, предусмотренный пунктом 103 Правил технологического присоединения; технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктом 25 (1) Правил технологического присоединения, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению, со стороны заявителя и сетевой организаций; инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.
Как следует из материалов дела, 12.12.2023 Осецкий Г.В. посредством личного кабинета направил в адрес АО "Россети Тюмень" заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств малоэтажной жилой застройки (Индивидуальный жилой дом/Садовый/Дачный дом), расположенной по адресу: Тюменская область, Тюменский район, с. Перевалово, земельный участок с кадастровым номером 72:17:1908002:6149, с заявленной максимальной мощностью 15 кВт; 11.01.2024 поступила заявка с полным комплектом документов и сведений.
Соответственно, десятидневный срок по размещению в личном кабинете третьего лица договора истекал 25.01.2024, однако фактически оферта договора об осуществлении технологического присоединения N Т13/23/9763-ДТП-1 от 24.01.2024, включающая в себя условия типового договора, технические условия и т.д., размещена АО "Россети Тюмень" в личном кабинете Осецкого Г.В. только 15.03.2024, то есть спустя 44 рабочих дней.
Указанные обстоятельства являются нарушением Правил N 861 и образуют в действиях АО "Россети Тюмень" событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, поскольку, как следует из материалов дела, до совершения спорного правонарушения общество было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ за совершение аналогичного правонарушения (постановление Тюменского УФАС России от 08.12.2022 N 072/04/9.21-517/2022, вступило в законную силу 21.04.2023, 06.06.2023 обществом уплачен штраф, соответственно, АО "Россети Тюмень" считается подвергнутым административному наказанию с 21.04.2023 по 06.06.2024).
Поскольку в рассматриваемом случае АО "Россети Тюмень" не представлены доказательства, подтверждающие наличие каких-либо препятствий для выполнения предписанных Правилами N 861 действий, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения требований действующего законодательства, заявителем не представлено. Каких-либо доказательств невозможности соблюдения заявителем приведенных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Таким образом, обществом не представлено достаточно доказательств, подтверждающих принятие всех зависящих от него мер по соблюдению Правил N 861.
Суд апелляционной инстанции не признает в качестве обоснованных доводы АО "Россети Тюмень" о том, что превышение срока подготовки условий договора было связано с обстоятельствами непреодолимой силы (с необходимостью привлечения дополнительного персонала филиала для ликвидации локальных технологических нарушений на объектах распределительной сети из-за аномальных морозов и участившихся фактов бездоговорного потребления электроэнергии), поскольку данные обстоятельства, во-первых, не отвечают признакам чрезвычайности и объективной непредотвратимой, а во-вторых, не сопряжены напрямую с возможностью своевременного размещения обществом в личном кабинете третьего лица документов.
Ссылки подателя жалобы на то, что информация о размещении в личном кабинете документов договорного характера была доведена до Осецкого Г.В. посредством смс-информирования, судом не принимаются, так как указанное было осуществлено после истечения предусмотренного Правилами N 861 срока подготовки и выдачи технических условий и оферты договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к электрическим сетям АО "Россети Тюмень".
Таким образом, предпринятые обществом меры оказались недостаточными для своевременного размещения в личном кабинете заявителя (третьего лица) документов договорного характера, что, в свою очередь, свидетельствует о наличии вины в действиях общества, выразившихся в нарушении установленного Правилами N 861 срока размещения документов.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности административным органом не нарушены.
Доводы заявителя жалобы со ссылкой на Постановление N 336 судом отклоняются, поскольку в силу пункта 3.3 статьи 28.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, могут быть возбуждены федеральным антимонопольным органом, его территориальным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если в материалах, сообщениях, заявлениях, поступивших в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Тюменским УФАС России административное наказание назначено АО "Россети Тюмень" в пределах санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в размере 700 000 руб. с учетом следующих обстоятельств:
1) повторное совершение обществом административного правонарушения по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ;
2) имущественное и финансовое положение юридического лица: по данным бухгалтерской отчетности выручка АО "Россети Тюмень" за 2023 год составила 80 млрд. руб.;
3) систематическое нарушение АО "Россети Тюмень" Правил N 861: за период с 01.01.2023 по 31.12.2023 Тюменским УФАС России в отношении АО "Россети Тюмень" вынесено 113 постановлений о привлечении юридического лица к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, с учетом отсутствия в материалах дела доказательств наступления существенных последствий правонарушения, исходя из положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и материалов дела, пришел к выводу об изменении оспариваемого постановления в части назначения административного наказания и снижении размера административного штрафа до 350 000 руб.
Обстоятельства, позволяющие еще больше уменьшить размер назначенного наказания, апелляционным судом не установлены.
Суд апелляционной инстанции считает, что имеющиеся в материалах дела документы, а также доводы заявителя апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного правонарушения малозначительным, поскольку обстоятельства совершения административного правонарушения не имеют свойства исключительности.
При данных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем судебные расходы по уплате государственной пошлины заявителем не понесены, на заявителя не относятся.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 03.06.2024 по делу N А70-9563/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-9563/2024
Истец: АО "Россети Тюмень"
Ответчик: Управление Федеральной Антимонопольной службы по Тюменской области
Третье лицо: Осецкий Григорий Владимирович