г. Чита |
|
29 августа 2024 г. |
Дело N А10-7930/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 августа 2024 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Будаевой Е.А., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Литвинцевой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 13 мая 2024 года по делу N А10-7930/2023,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия (ОГРН 1040302993576, 670002, Республика Бурятия, г.о. город Улан-Удэ, ул Лимонова, зд. 5, стр. 1, далее-заявитель УФССП по Республике Бурятия, служба) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Бурятия (ОГРН 1020300978037, 670004, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ермаковская, д.12, далее - УФК по Республике Бурятия) о признании незаконными действий по отказу в принятии к исполнению и возврате постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 06.04.2020 N 03004/20/42417 с администрации муниципального образования сельского поселения "Билютайское", оформленные письмом от 08.09.2023 N 02-12-21/19-2568, об обязании принять к исполнению постановление о взыскании исполнительского сбора от 06.04.2020 N 03004/20/42417.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Бичурское РОСП УФССП России по Республике Бурятия (далее - Бичурское РОСП), Администрация муниципального образования - сельского поселения "Билютайское" Бичурского района Республики Бурятия (ОГРН 1050301456149, 671377, Республика Бурятия, р-н Бичурский, с. Билютай, ул. Молодежная, д.11, далее - АМО СП "Билютайское", администрация).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 13 мая 2024 года по делу N А10-7930/2023 заявленные требования удовлетворены.
УФК по Республике Бурятия обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт по мотивам, изложенным в жалобе.
УФК по РБ, ссылаясь на нарушение норм материального права (статья 104 Конституции Российской Федерации, статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), части 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ)), несоблюдение норм процессуального права (статьи 71, 162, 168, 182 АПК РФ), полагает, что в отношении исполнения требований исполнительных документов, вынесенных во внесудебном порядке, исполнение которых требует обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации существует специальный механизм действий судебного пристава, в соответствии с которым последний должен был направить постановление о взыскании исполнительского сбора в адрес должника - получателя бюджетных средств для добровольного исполнения; действующим законодательством на органы казначейства не возложены полномочия по исполнению актов, вынесенных во внесудебном порядке. Казначейство считает, что судом не дана оценка его доводу о неверности применения части 20 статьи 30 Закона N 83-ФЗ.
УФССП по Республике Бурятия в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось.
Определением суда от 02.07.2024 судебное разбирательство отложено на 10 час. 30 мин.27.08.2024.
Рассмотрение апелляционной жалобы начато в составе судей Басаева Д.В. (председательствующий), Каминского В.Л., Подшиваловой Н.С.
В связи с длительным отсутствием судей Подшиваловой Н.С. (приказ N 200 к от 24.06.2024 в период с 26.08.2024-25.09.2024), Каминского В.Л. (приказ N 218 к от 05.07.2024 в период с 05.08.2024-06.09.2024) на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 37 Регламента арбитражных судов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.1996 N 7 (ред. от 22.06.2012), определением председателя четвертого судебного состава Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 августа 2024 года судья Подшивалова Н.С. заменена на судью Сидоренко В.А., судья Каминский В.Л. заменен на судью Будаеву Е.А.
Рассмотрение апелляционной жалобы произведено с самого начала.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 08.06.2024,03.07.2024. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в Бичурском районном отделении судебных приставов УФССП по Республике Бурятия на принудительном исполнении находится исполнительное производство от 21.05.2020 N 19394/20/03004-ИП, возбужденное на основании постановления о взыскании исполнительского сбора от 06.04.2020 N 03004/20/42417, выданного Бичурским РОСП о взыскании 50 000 рублей исполнительского сбора с АМО СП "Билютайское".
Постановление о возбуждении исполнительного производства направлено в адрес должника - АМО СП "Билютайское" по почте.
В связи с тем, что администрация (муниципальное казенное учреждение) не имеет открытых расчетных счетов в учреждении Центрального банка Российской Федерации и иных кредитных организациях, 04.09.2023 заместителем начальника-заместителем старшего судебного пристава Бичурского районного отделения судебных приставов УФССП ПО Республике Бурятия Ястребовой Н.А. в УФК по Республике Бурятия направлено письмо за исх. N 03004/23/140767 с приложением постановления о взыскании исполнительского сбора от 06.04.2020 N03004/20/42417 в отношении должника бюджетополучателя для принятия к исполнению.
УФК по Республике Бурятия письмом от 08.09.2023 N 02-12-21/19-2568 вернуло постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей без исполнения.
УФССП по Республике Бурятия, полагая, что отказ в принятии к исполнению постановления о взыскании исполнительского сбора от 06.04.2020, выраженный в письме от 08.09.2023 N 02-12-21/19-2568, является незаконным, нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
В части 1 статьи 1 Закона N 229-ФЗ установлено, что данный федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий, предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий воздержанию от совершения определенных действий.
Согласно части 1 статьи 5 Закона N 229-ФЗ принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (часть 2 статьи 5 Закона N 229-ФЗ).
В силу части 1 статьи 7 Закона N 229-ФЗ в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.
Статьей 12 Закона N 229-ФЗ к числу исполнительных документов наряду с исполнительными листами судов и судебными приказами отнесены, в том числе постановления судебного пристава.
Существующее правовое регулирование исполнительного производства не предусматривает исключения в части возможности взыскания исполнительского сбора для должников, являющихся бюджетными учреждениями.
Таким образом, вопреки мнению казначейства, положения статьи 242.1 БК РФ, предусматривающие, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие иной особый порядок взыскания с казенных учреждений расходов на совершение исполнительных действий, которые, согласно Закону N 229-ФЗ, подлежат взысканию во внесудебном порядке на основании соответствующего исполнительного документа, каковым является постановление судебного пристава.
В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" организация исполнения исполнительных документов по искам к федеральным казенным учреждениям о взыскании денежных средств по их денежным обязательствам возложена на тот орган Федерального казначейства, в котором должнику как получателю средств федерального бюджета открыт лицевой счет для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета (статья 242.3 БК РФ).
При неисполнении в добровольном порядке исполнительных документов, вынесенных правомочным органом, в данном случае постановлений о взыскании исполнительского сбора, постановлений по делу об административном правонарушении, судебный пристав в силу статей 242.3 - 242.5 БК РФ, предусматривающих в случае отсутствия у казенных учреждений счетов, открытых в учреждениях банка России или в кредитной организации, обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, имел право направить спорные исполнительные документы в орган Федерального казначейства.
Органы Федерального казначейства наделены полномочиями по организации исполнения исполнительных документов, предусматривающих взыскание денежных средств с казенных учреждений, имеющих лицевые счета в органах казначейства, и с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся указанные юридические лица, при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенным учреждениям для исполнения их денежных обязательств (пункт 7 статьи 161 БК РФ), за счет средств соответствующего бюджета (статьи 242.3 - 242.6 БК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 242.5 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения-должника, направляется судом по просьбе взыскателя или им самим вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 этого Кодекса, в орган Федерального казначейства, осуществляющий в соответствии с этим Кодексом открытие и ведение счетов, предназначенных для учета операций по исполнению бюджета муниципального образования.
При указанном правовом регулировании судом первой инстанции установлено, что должником по исполнительному документу являлось муниципальное казенное учреждение, у которого отсутствуют счета в Центральном Банке Российской Федерации или кредитной организации, доводов о наличии открытых счетов у данного учреждения или ведение таких счетов иным уполномоченным органом казначейством при рассмотрении дела не заявлено, соответствующих доказательств материалы дела не содержат.
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к правильным выводам о законности действий судебного пристава по предъявлению к исполнению постановления административного органа и постановления о взыскании исполнительского сбора в орган, осуществляющий в соответствии с БК РФ открытие и ведение лицевого счета должника; о наличии полномочий у Казначейства по принятию предусмотренных законодательством необходимых мер для исполнения требований исполнительных документов и, как следствие, о незаконности его отказа в принятии к исполнению постановления от 06.04.2020 N 03004/20/42417.
Позиция УФК по Республике Бурятия о том, что постановление службы судебных приставов-исполнителей о взыскании исполнительского сбора не подлежит исполнению Казначейством, поскольку оно не является документом, выданным судебной инстанцией, является несостоятельной в силу правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2020 N 306-ЭС20-3944 по делу N А12-32744/2018, в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 05.08.2024 N Ф02-3440/2024 по делу N А10-7928/2023.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств, а также неправильным толкованием приведенных норм материального права.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 13 мая 2024 года по делу N А10-7930/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.А. Будаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-7930/2023
Истец: Управление Федеральной службы судебных приставов России по Республике Бурятия
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Республике Бурятия
Третье лицо: Администрация муниципального образования-сельского поселения Билютайское Бичурского района Республики Бурятия, Бичурское РОСП УФССП России по РБ