г. Саратов |
|
30 августа 2024 г. |
Дело N А57-32925/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2024 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лыткиной О. В.,
судей Савенковой Н. В., Шалкина В. Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Батыгиной Д. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Туристская база "Волга" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 25 июня 2024 года по делу N А57-32925/2023
по иску акционерного общества "Ситиматик" (ИНН 7725727149, ОГРН 1117746488232), г. Москва,
к акционерному обществу "Туристская база "Волга" (ОГРН 1026401175811, ИНН 6432015380), г. Саратов,
о взыскании,
при участии в судебном заседании представителей:
от акционерного общества "Туристская база "Волга" - Пономаревой Я. А. по доверенности от 15.02.2023,
от акционерного общества "Ситиматик" - Нетреба Н. В. по доверенности от 18.12.2023,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось акционерное общество "Ситиматик" (далее - АО "Ситиматик", истец) с исковым заявлением к акционерному обществу "Туристская база "Волга" (далее - ответчик, АО "Туристская база "Волга") о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО за период август 2021 года - сентябрь 2023 года в размере 833086,93 руб., расходов по оплате государственной пошлины в размере 19662 руб.
Определением от 22 декабря 2023 года суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства в целях выяснения обстоятельств, касающихся существа заявленных требований и возражений, раскрытия доказательств, их подтверждающих, необходимости представления дополнительных доказательства, разъяснения сторонам их прав и обязанностей, последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Истец в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования и согласно уточнениям, в связи с произведенными корректировками в части количества расчетных единиц в отношении Базы отдыха (с. Пристанное), объема принимаемых ТКО в соответствии с пп.2 п. 4.1. м. куб/сезон (с 01.05. по 30.09.), а так же исключением из договора N 43/312/0021117 объекта: Столовая (с. Пристанное), просит взыскать с ответчика сумму задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период август -сентябрь 2021 года, май - сентябрь 2022 года, май - сентябрь 2023 года в размере 123308,89 руб.
В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Данные уточнения приняты арбитражным судом.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 25 июня 2024 года по делу N А57-32925/2023 с АО "Туристская база "Волга" в пользу АО "Ситиматик" взыскана задолженность за оказанные услуги по обращению с ТКО за период август - сентябрь 2021 года, май - сентябрь 2022 года, май - сентябрь 2023 года в размере 123308,89 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 4699 руб. АО "Ситиматик" из федерального бюджета возвращена госпошлина в размере 20074 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Туристская база "Волга" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении искового требования.
Заявитель апелляционной жалобы указывает на несоблюдение истцом досудебного порядка урегулирования спора; не соответствует фактическим обстоятельства дела и имеющимся в деле доказательствам вывод суда о том, что АО "Ситиматик" доказало факт оказания услуг по вывозу ТКО АО "Туристская база "Волга"; истцом в материалы дела не представлены договоры транспортирования твердых коммунальных отходов.
В апелляционной жалобе ответчик указывает на то, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО не заключало, место накопления ТКО находится на удаленном расстоянии.
Ответчик не согласен с периодом образования задолженности в размере 123308,89 руб. Ссылается на то, что период осуществления деятельности АО "Туристическая база "Волга" является с июня по август, в обоснование своей позиции ссылается на приказ N 1 от 11.01.2021, технические паспорта на летние и финские домики, акт обследования объекта мусоробразования ТКО от 24.05.2024, договоры на охрану за период 2021 - 2022, договоры с ИП Воросовым К.Н., туристические путевки, указывает на то, что в домиках отсутствует отопление. Однако данные обстоятельства опровергаются информацией из открытых источников. Так, на сайте ответчика размещены фотоматериалы, из которых видно, что часть домиков имеет отопление.
Ответчик ссылается на то, что согласно техническим паспортам в летних и финских домиках отсутствует отопление, однако технические паспорта датированы 2005, и опровергаются информацией, размещенной на сайте.
Представители участвующих в деле лиц в судебном заседании поддержали свои правовые позиции по делу.
Арбитражный апелляционный суд в порядке части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей сторон, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что решение суда не подлежит отмене или изменению, а апелляционная жалоба - удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ), обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии: заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Таким образом, обязанность по внесению платы за оказанные услуги по обращению с ТКО возникает у потребителей при наличии двух условий:
- заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО,
- утвержденного тарифа на услуги по обращению с ТКО.
23 января 2018 года между Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области и АО "Управление отходами" (переименованное в АО "Ситиматик") на основании протокола о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора от 25 декабря 2017 года заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области (Зона деятельности N 1).
Единый тариф на услугу Регионального оператора Саратовской области филиала акционерного общества "Управление отходами" (переименованное в АО "Ситиматик") установлен и введен в действие с 12 августа 2018 года постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 31.07.2018 N 28/1.
Таким образом, с 12 августа 2018 года у собственников твердых коммунальных отходов возникает обязанность по оплате услуг регионального оператора.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Закон N 89-ФЗ) Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Пункт 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" закрепляет, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. При этом договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Пунктом 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ определяет, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016года N1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008года N641" (далее - Правила обращения с ТКО) утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном разделом 1(1) Правил обращения с ТКО. Указанные Правила обращения с ТКО являются обязательными для Регионального оператора и собственников ТКО.
В соответствии с пунктом 8(1) Правил обращения с ТКО региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся:
а) в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
б) в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника;
в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Пунктом 8(17) Правил обращения с ТКО предусмотрено, что, Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил.
При этом для эффективного вовлечения в договорные правоотношения по обращению с ТКО всех собственников данных отходов для собирания необходимой валовой выручки (далее - НВВ) регионального оператора, определенной тарифным органом, и в исключение из общего правила, установленного пунктом 2 статьи 438 ГК РФ, в пунктах 8(12), 8(15), 8(17) Правил N 1156 содержится фикция заключения конкретного договора на условиях типового договора для случаев:
(1) уклонения потребителя от заключения конкретного договора;
(2) неурегулирования возникших у сторон разногласий по его условиям;
(3) ненаправления потребителем в установленный срок заявки на заключение конкретного договора и необходимых для этого документов.
То есть заключение договора возможно, как способами, указанными в пунктах 2, 3 статьи 434 ГК РФ, так и путем применения фикции, содержащейся в указанных пунктах Правил N 1156, когда при наступлении поименованных в них обстоятельств договор считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором на основании установленного тарифа.
Предложение Регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами было официально опубликовано в Саратовской областной газете "Регион 64" N 97 от 12 июля 2018 года.
Как следует из материалов дела, между АО "Ситиматик" и АО "Туристская База "Волга" заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО N 43/312/0021117 на условиях типового.
В информации по предмету договора региональным оператором указаны объекты расчетные единицы, количество расчетных единиц, норматив накопления, а так же объем принимаемых ТКО в отношении объектов, расположенных по адресу: г. Саратов, с. Пристанное, на территории базы отдыха Волга (база отдыха, столовая).
Согласно ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
В суде первой инстанции истцом с учетом возражений ответчика были уменьшены исковые требования.
Доводы апелляционной жалобы, по сути, сводятся к несогласию ответчика с периодом, когда база отдыха осуществляет свою деятельность, а также оспариванию ответчиком факта оказания истцом услуг и пользованию им контейнерной площадкой общего пользования в с. Пристанное.
Согласно пояснений представителя ответчика, ТКО вывозится ответчиком с базы отдыха на собственном транспортном средстве и передаётся на полигон. Письменных доказательств нет.
Данные доводы судом отклоняется в силу следующего.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, приведенным в Определении от 26.02.2016 N 309- ЭС15-13978, образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека, а, следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского договора неизбежно вызывает формирование отходов.
В соответствии с положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Правил N 1156 обращение с твердыми коммунальными отходами должно осуществляться не иначе как посредством услуг, оказываемых Региональным оператором, в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В период с даты, определенной пунктом 1.4 договора, Региональный оператор является единственной организацией, уполномоченной оказывать услуги в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области, в границах которого расположен ответчику объект. Транспортирование ТКО с организованных органами местного самоуправления мест (площадок) накопления ТКО общего пользования в указанный период осуществлялось силами Регионального оператора. Указанный вывод так же подтверждается материалами правоприменительной практики (Апелляционное определение Саратовского областного суда от 20.08.2019 г. по делу N 33-6174/2019).
Принимая во внимание общедоступность организованных органами местного самоуправления контейнерных площадок общего пользования, а так же обязанность собственников ТКО осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в спорный период ответчик не был лишен возможности получения услуги по обращению с ТКО путем складирования ТКО на контейнерных площадках общего пользования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 25.08.2008 N 641 (вместе с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами), утвержден порядок осуществления сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов, которым установлено, что потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов, определённых договором на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 30 мая 2020 года N 262 "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Саратовской области" утверждена территориальная схема обращения с отходами на территории Саратовской области. Сведения по всем контейнерным площадкам, которые находятся в Саратовской области, подтверждаются информацией с официального сайта Министерства природных ресурсов Саратовской области, в том числе и сведения по контейнерной площадке, расположенной по адресу: Саратовская обл., Сельское поселение Усть-Курдюмское, с. Пристанное (КП общего пользования).
Данная информация не оспорена ответчиком в установленном законом порядке.
В соответствии с условиями договора N 43/312/0021117, в период с августа 2021 года в отношении спорного объекта ответчика, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, а складирование ТКО осуществлялось в контейнерную площадку, расположенную по адресу: Саратовская обл., Сельское поселение Усть-Курдюмское, с. Пристанное (КП общего пользования).
Согласно пункту 23 Правил N 1156 в целях обеспечения транспортирования твердых коммунальных отходов региональный оператор вправе привлекать операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, на основании договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов по цене, определенной сторонами такого договора, за исключением случаев, когда цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов.
Транспортирование твердых коммунальных отходов с контейнерной площадки общего пользования осуществлялось оператором ТКО - ООО "Экотранс" в период с августа по декабрь 2021 года, ООО "Эковывоз" в период с января 2022 по сентябрь 2023 на основании заключенного в соответствии с пунктом 23 "Правил обращения с твердыми коммунальными отходами", утвержденными постановлением Правительства РФ N 1156 от 12.11.2016, по результатам конкурсного отбора, сведения о проведенной закупки размещены в установленном законом порядке на официальном сайте госзакупок.
Суд, исследовав маршрутные журналы, представленные истцом в подтверждение факта оказания услуг по обращению с ТКО, установил, что маршрутные журналы оформлены в соответствии с приказом N 113 от 09 февраля 2017 г. Министерства природных ресурсов Саратовской области, нарушение периодичности вывоза ТКО, предусмотренной пунктом 17 Приложения N 1 Правил N 354 и пунктом 11 СанПиН 2.1.3684-21 не установлено. Представленные маршрутные журналы содержат информацию о перевозчике и номере договора на транспортирование ТКО, марку, модель и государственный знак мусоровозов, ФИО водителя, номер рейса, адрес места погрузки ТКО в мусоровоз, адрес места выгрузки ТКО в целях их обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения, объем ТКО, загруженных в мусоровоз, указание на являются ТКО сортированными либо несортированными.
Доказательств того, что ТКО вывозились ответчиком собственным транспортом либо иной специализированной организацией, в материалы дела не представлено.
При указанных обстоятельствах, доказательств того, что услуги были оказаны с нарушением условий договора, материалы дела также не содержат.
Довод заявителя апелляционной жалобы о несоблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора подлежит отклонению ввиду следующего.
В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 18 разъяснено, что под досудебным урегулированием следует понимать деятельность сторон спора до обращения в суд, осуществляемую ими самостоятельно (переговоры, претензионный порядок) либо с привлечением третьих лиц (например, медиаторов, финансового уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг), а также посредством обращения к уполномоченному органу публичной власти для разрешения спора в административном порядке.
Данная деятельность способствует реализации таких задач гражданского и арбитражного судопроизводства, как содействие мирному урегулированию споров, становлению и развитию партнерских и деловых отношений.
В соответствии с пунктом 28 постановления суд первой инстанции или суд апелляционной инстанции, рассматривающий дело по правилам суда первой инстанции, удовлетворяет ходатайство ответчика об оставлении иска без рассмотрения в связи с несоблюдением истцом досудебного порядка урегулирования спора, если оно подано не позднее дня представления ответчиком первого заявления по существу спора и ответчик выразил намерение его урегулировать, а также если на момент подачи данного ходатайства не истек установленный законом или договором срок досудебного урегулирования и отсутствует ответ на обращение либо иной документ, подтверждающий соблюдение такого урегулирования (часть 4 статьи 1, статья 222 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции, неоднократно выраженной Конституционным судом Российской Федерации (определения от 06.06.1995 N 7-П, от 13.06.1996 N 14-П, от 18.01.2011 N 8-О-П), суды при рассмотрении дела обязаны исследовать по существу его фактические обстоятельства и не должны ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы; иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным.
Досудебный, претензионный порядок разрешения споров служит целям добровольной реализации гражданско-правовых мер без обращения за защитой в суд. Совершение спорящими сторонами обозначенных действий после нарушения (оспаривания) субъективных прав создает условия для урегулирования возникшей конфликтной ситуации еще на стадии формирования спора, то есть стороны могут ликвидировать зарождающийся спор, согласовав между собой все спорные моменты, вследствие чего не возникает необходимость в судебном разрешении данного спора.
По настоящему делу, ответчик, заявляющий о несоблюдении истцом досудебного порядка разрешения спора, не заявил намерение урегулировать этот спор в досудебном или внесудебном порядке.
В связи с наличие спора основания для оставления искового заявления без рассмотрения отсутствовали.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО не заключался, место накопления ТКО находится на удаленном расстоянии, отклоняется ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ), обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии: заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
На территории Саратовской области АО "Ситиматик" (ранее до переименования АО "Управление отходами") является единственным региональным оператором на основании заключенных с Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области Соглашений об организации деятельности по обращение с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области от 23 января 2018 года (Зона деятельности N 1) и от 20 июня 2018 года (Зона деятельности N2).
В соответствии с пунктом 8(17) региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опуоликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил.
При этом для эффективного вовлечения в договорные правоотношения по обращению с ТКО всех собственников данных отходов для собирания необходимой валовой выручки (далее - НВВ) регионального оператора, определенной тарифным органом, и в исключение из общего правила, установленного пунктом 2 статьи 438 ГК РФ, в пунктах 8(12), 8(15), 8(17) Правил N 1156 содержится фикция заключения конкретного договора на условиях типового договора для случаев:
уклонения потребителя от заключения конкретного договора;
неурегулирования возникших у сторон разногласий по его условиям;
ненаправления потребителем в установленный срок заявки на заключение конкретного договора и необходимых для этого документов.
То есть заключение договора возможно, как способами, указанными в пунктах 2, 3 статьи 434 ГК РФ, так и путем применения фикции, содержащейся в указанных пунктах Правил N 1156, когда при наступлении поименованных в них обстоятельств договор считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором на основании установленного тарифа.
Предложение Регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по Зоне деятельности N 2 было официально опубликовано в Саратовской областной газете "Регион 64" N 2 от 14 января 2020 года. АО "Туристическая база "Волга" осуществляет деятельность с 2002 года.
С заявкой на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами Общество не обращалось.
Данный потребитель был выявлен на основании инспекционного контроля от 16.06.2023, о чем составлен акт (том 1 л.д. 26).
На основании акта инспекционного контроля от 16.06.2023 был подготовлен и направлен проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 43/312/0021117 от 21.07.2023 (том 1 л.д. 20-25) сопроводительным письмом N12286/23 от 22.07.2023.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 1 "Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с ТКО, утвержденными Президиумом ВС РФ 13.12.2023 договор оказания услуг по обращению с ТКО считается заключенным регоператором со всеми потребителями, находящимися в зоне его действия, в том числе при отсутствии подписанного сторонами договора ввиде единого документа.
Таким образом, в соответствии с Правилами N 1156 в спорный период договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 21.04.2023 действовал на условиях типового, по цене, предложенной регоператором.
Как разъяснено в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда российской Федерации от 26 февраля 2016 года N 309-ЭС15-13978 по делу NА07-3169/14, образование твердых бытовых отходов является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека.
АО "Ситиматик" осуществляет оказание услуги по погрузке, транспортированию, утилизации и захоронению ТКО со всех мест (площадок) накопления отходов по зоне деятельности регионального оператора на территории Саратовской области, обеспечивает их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Порядок создания мест (площадок) накопления ТКО и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, а также требования к содержанию указанного реестра предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра" (далее - Постановление Правительства РФ N 1039).
При этом места накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
При этом действующим законодательством не предусмотрена возможность освобождения от несения расходов потребителями по оплате услуг по вывозу твердых коммунальных отходов в связи с отсутствием организации и/или возможности организации со стороны органов местного самоуправления и/или собственниками контейнерных площадок, включенных в территориальную схему.
То обстоятельство, что место накопления ТКО располагается на удаленном расстоянии, не лишает потребителя права осуществлять складирование ТКО в контейнеры любой иной площадки, включенной в территориальную схему, и тем самым, не освобождает его от обязанности оплачивать услуги по обращению с ТКО с данных контейнерных площадок. Удаленность общедоступной площадки не лишает ответчика права обратиться в уполномоченный орган с заявкой о включении контейнерной площадки в территориальную схему. Доказательства отсутствия возможности осуществления складирования ТКО на общедоступные площадки, включенные в территориальную схему, ответчиком не представлены, как и не представлены доказательства, подтверждающие самостоятельное обращение с ТКО способами, не нарушающими законодательство в области обращения с отходами.
Учитывая, что ответчиком не была организована индивидуальная контейнерная площадка в установленном законом порядке в приложении ответчик не лишен был права пользоваться контейнерной площадкой общего пользования, организованной органом местного самоуправления.
Таким образом, место накопления включено в территориальную схему обращения с отходами.
Согласно пункту 23 Правил N 1156 в целях обеспечения транспортирования твердых коммунальных отходов региональный оператор вправе привлекать операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, на основании договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов по цене, определенной сторонами такого договора, за исключением случаев, когда цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов.
Транспортирование твердых коммунальных отходов с контейнерной площадки общего пользования осуществлялось оператором ТКО - ООО "Эконтранс" в период с августа 2021 года по декабрь 2021 года, ООО "Эковывоз" в период с января 2022 по сентябрь 2023 на основании заключенного в соответствии с пунктом 23 "Правил обращения с твердыми коммунальными ходами", утвержденными постановлением Правительства РФ N 1156 от 12.11.2016, по результатам конкурсного отбора, сведения о проведенной закупки размещены в установленном законом порядке на официальном сайте госзакупок.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что истцом в материалы дела не представлены договоры транспортирования твердых коммунальных отходов.
Указанные договоры официально размещены на сайте госзакупок и ответчик имеет возможность с ними ознакомиться.
Согласно пункту 30 Правил N 1156 в отношении каждого мусоровоза должен вестись маршрутный журнал по форме, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором указывается информация о движении мусоровоза и загрузке (выгрузке) твердых коммунальных отходов. Такой журнал может вестись в электронном виде. Оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий транспортирование твердых коммунальных отходов, обязан в течение одного рабочего дня предоставить региональному оператору, органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органам местного самоуправления по их запросу копию маршрутного журнала, а также обеспечить доступ указанных лиц к информации, передаваемой с использованием аппаратуры спутниковой навигации в порядке, предусмотренном договором на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов.
В целях реализации пункта 30 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641", на основании постановления Правительства Саратовской области от 8 октября 2013 года N 537-П "Вопросы министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области приказом N113 от 09 февраля 2017 г. была утверждена форма маршрутного журнала движения мусоровозов на территории Саратовской области, в которой обязательным условием является отражение дата заездов, объем и количество контейнера.
В связи с тем, что сведения системы ГЛОНАСС не сохранились, истец не лишен права доказывать факт оказания услуг по обращению с ТКО иными документами.
Факт транспортирования ТКО с мест накопления ТКО согласно Территориальной схеме обращения с отходами пользования подтверждается договорами с ООО "Экотранс", ООО "Эковывоз", актами оказанных услуг, маршрутными журналами, оформленными в соответствии с приказом N 113 от 09 февраля 2017 г. Министерства природных ресурсов Саратовской области, нарушение периодичности вывоза ТКО, предусмотренной пунктом 17 Приложения N 1 Правил N 354 и пунктом 11 СанПиН 2.1.3684-21 не установлено. Представленные маршрутные журналы содержат информацию о перевозчике и номере договора на транспортирование ТКО, марку, модель и государственный знак мусоровозов, ФИО водителя, номер рейса, адрес места погрузки ТКО в мусоровоз, адрес места выгрузки ТКО в целях их обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения, объем ТКО, загруженных в мусоровоз, указание на являются ТКО сортированными либо несортированными.
В части несогласия ответчика с периодом образования задолженности в размере 123308,89 руб. следует отметить следующее.
Ответчик ссылается на то, что период осуществления деятельности АО "Туристическая база "Волга" является с июня по август, в обоснование своей позиции ссылается на приказ N 1 от 11.01.2021, технические паспорта на летние и финские домики, акт обследования объекта мусоробразования ТКО от 24.05.2024, договоры на охрану за период 2021 - 2022 гг., договоры с ИП Воросовым К.Н., туристические путевки, указывает на то, что в домиках отсутствует отопление.
Однако данные обстоятельства опровергаются информацией из открытых источников. Так, на сайте ответчика размещены фотоматериалы, из которых видно, что часть домиков имеет отопление.
Однако данные обстоятельства опровергаются информацией из открытых источников. На сайте ответчика размещены фотоматериалы, из которых видно, что часть домиков имеет отопление. Также в открытых источниках указано, что работает ежедневно с 8 ч до 20 ч, открыто: нерабочие месяца с октября по апрель, соответственно, с мая по сентябрь база работает. Имеются отзывы, которые датированы месяцами май, сентябрь.
Ответчик ссылается на то, что согласно техническим паспортам в летних и финских домиках отсутствует отопление, однако технические паспорта датированы 2005, и опровергаются информацией, размещенной на сайте.
Кроме того, отопительный сезон идет с октября по апрель, в спорные месяца отопительный сезон не осуществляется.
Также имеются следующие не соответствия, так в договоре с ИП Воросовым К.Н. указан срок оказания услуг с 28.06.2023 по 31.08.2023, однако представленные ответчиком путевки имеют более ранние даты. Представленные путевки в количестве 80 шт. также не подтверждают не осуществлении деятельности в мае и сентябре, поскольку журнал регистрации путевок не представлен. Путевки за 2021 - 2022 г.г. не представлены.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии со статьями 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что размер платы за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в данном случае следует определить исходя из расчета, представленного истцом.
Данный вывод основан судом на представленных и исследованных в ходе судебного заседания доказательствах, которые отвечают требованиям относимости и допустимости, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Расчет задолженности судами проверен и признан правильным, соответствует периоду, объему оказанных истцом услуг, размеру взыскания задолженности. Доказательств обратного апеллянтом не представлено. Контррасчет долга ответчиком не представлен.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в статье 9 АПК РФ, а также положений статей 65, 66 АПК РФ, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права на представление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий не совершения им соответствующих процессуальных действий.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о доказанности истцом факта оказания услуг по вывозу ТКО является верным.
На основании изложенного апелляционная коллегия судей приходит к выводу о правомерности принятого решения суда об удовлетворении искового требования о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО за период август - сентябрь 2021 года, май - сентябрь 2022 года, май - сентябрь 2023 года в размере 123308,89 руб.
Представленные в материалы дела доказательства исследованы полно и всесторонне, оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, не установлено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 АПК РФ. Апелляционную жалобу АО "Туристская база "Волга" следует оставить без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 25 июня 2024 года по делу N А57-32925/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с акционерного общества "Туристская база "Волга" в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3000 рублей.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О. В. Лыткина |
Судьи |
Н. В. Савенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-32925/2023
Истец: АО Ситиматик
Ответчик: АО "Туристская база "Волга"