г. Санкт-Петербург |
|
29 августа 2024 г. |
Дело N А42-5346/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 августа 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Балакир М.В.
судей Изотовой С.В., Целищевой Н.Е.
при ведении протокола судебного заседания: Риваненковым А.И.
при участии:
от истца (заявителя): представитель Бубнов А.М. по доверенности от 18.10.2023 (посредством системы веб-конференции)
от ответчика (должника): представитель Плотников М.В. по доверенности от 30.08.2023 (посредством системы веб-конференции)
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14967/2024) (заявление) МКУ "Агентство по рекламе, наружной информации и оформлению города Ярославля"
на решение Арбитражного суда Мурманской области от 20.03.2024 по делу N А42-5346/2023 (судья Кабикова Е.Б.), принятое
по иску (заявлению) Муниципального казённого учреждения "Агентство по рекламе, наружной информации и оформлению города Ярославля"
к обществу с ограниченной ответственностью "НЭРЛИ"
3-е лицо: обществу с ограниченной ответственностью "БОРД-35"
о понуждении к заключению договора
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное казенное учреждение "Агентство по рекламе, наружной информации и оформлению города Ярославля" (далее - МКУ "Агентство по рекламе", истец) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "НЭРЛИ" (далее -ООО "НЭРЛИ", ответчик) о понуждении к заключению договора N 0013/23 купли-продажи права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на городском рекламном месте N 2.0120 на условиях, содержащихся в проекте договора.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 20.03.2024 в иске отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, ссылаясь на то, что предполагаемая к размещению рекламная конструкция, вопреки выводам суда первой инстанции и представленному в материалы дела ответу филиала ПАО "Россети Центр" - "Ярэнерго" от 07.03.2024 N МР1-ЯР/18-1/1683, находится вне охранной зоны воздушной кабельной линии, а также на то, что заключение спорного договора было обязательно для ответчика, нарушений порядка проведения аукциона истцом допущено не было.
В настоящее судебное заседание явились представители сторон, участие которых было обеспечено посредством системы веб-конференции.
Представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в представленном в материалы дела отзыве.
От неявившегося в судебное заседание третьего лица в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, содержащий ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 10.02.2023 на сайте оператора электронной площадки АО "ЕЭТП" (etp.roseltorg.ru) (далее - оператор электронной площадки) муниципальным казенным учреждением "Агентство по рекламе, наружной информации и оформлению города Ярославля" (далее - Агентство) размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на городском рекламном месте N 2.0120 (далее - договор) (номер процедуры на сайте оператора электронной площадки - СОМ10022300031).
Согласно извещению прием заявок осуществляется с 11.02.2023 по 12.03.2023, дата проведение аукциона - 22.03.2023, начальная (минимальная) цена договора -299 635,20 руб.
В соответствии с решением муниципалитета города Ярославля от 19.12.2013 N 252 данные торги проводятся на основании Правил проведения конкурсов и аукционов на право заключения договора аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67 (далее - Правила).
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в процедуре СОМ10022300031 от 17.03.2023 комиссией по проведению процедуры аукционов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на городских рекламных местах (далее - комиссия) решено допустить к участию в аукционе 6 участников.
По результатам проведения аукциона в соответствии с протоколом проведения аукциона в электронной форме от 22.03.2023 его победителем признано общество с ограниченной ответственностью "БОРД-35" (далее - ООО "БОРД-35), предложившее наибольшую цену договора - 5 468 342,40 руб.
Руководствуясь положениями Правил, аукционной документации, Агентство направило в адрес ООО "БОРД-35" посредством оператора электронной площадки проект договора N 0013/23 купли-продажи права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на городском рекламном месте N 2.0120.
В связи с не предоставлением ООО "БОРД-35" в адрес Агентства подписанного со своей стороны договора и не подтверждением факта оплаты права в установленный срок, комиссия, ссылаясь на пункт 96 Правил, признала победителя аукциона - ООО "БОРД-35" уклонившимся от заключения договора N 0013/23 купли-продажи права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на городском рекламном месте N 2.0120 и в соответствии с пунктом 97 Правил, аукционной документации предоставило право заключения договора участнику аукциона, которому присвоен второй номер, сделавшему предпоследнее предложение в размере 5 453 360,64 руб. - обществу с ограниченной ответственностью "НЭРЛИ" (далее - ООО "НЭРЛИ"). Решение комиссии оформлено протоколом от 07.04.2023.
Проект договора направлен посредством оператора электронной площадки для подписания. В установленный 10-дневный срок договор ООО "НЭРЛИ" не подписан.
Ссылаясь на пункт 97 Правил, комиссия протоколом от 24.04.2023 признала участника - ООО "НЭРЛИ", которому присвоен второй номер, сделавшему в ходе аукциона предпоследнее предложение о цене договора, уклонившимся от заключения договора; аукцион - несостоявшимся.
Ссылаясь на то, что согласно указанному выше пункту Правил заключение договора для участника конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, является обязательным, истец обратился в суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение не подлежит отмене ввиду следующего.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" требование о понуждении к заключению договора может быть удовлетворено судом при наличии у ответчика обязанности заключить такой договор. Названная обязанность и право требовать понуждения к заключению договора могут быть предусмотрены лишь ГК РФ либо иным федеральным законом или добровольно принятым обязательством (пункт 2 статьи 3, пункт 1 статьи 421, абзац первый пункта 1 статьи 445 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно пункту 4 статьи 445 ГК РФ если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
В силу пункта 1 статьи 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путём проведения торгов.
Таким образом, торги являются одним из способов заключения договора.
В статьях 447 - 449 ГК РФ закреплён императивный порядок, в соответствии с которым договор должен быть заключен с лицом, выигравшим торги. Заключение такого договора - обязанность заказчика.
В соответствии с пунктом 3 статьи 447 ГК РФ в случаях, указанных в настоящем Кодексе или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путём проведения торгов.
Согласно части 2 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
В силу части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закреплённого на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
В части 5 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрено, что порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путём проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.
Во исполнение статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 -ФЗ "О защите конкуренции" приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 N 67 утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, а также Перечень видов имущества, в отношении которого заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может осуществляться путём проведения торгов в форме конкурса.
В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии с пунктом 26.1 части 1 статьи 16 указанного Закона к вопросам местного значения городского округа относятся выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 N 38 -ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе").
Согласно пункту 5.1 статьи 19 Закона "О рекламе" заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.
Таким образом, проведение торгов на право заключения договора на установку и рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности, отнесено действующим законодательством к компетенции органов местного самоуправления и уполномоченных такими органами организаций.
Согласно пункту 14.2 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Ярославля, утверждённого решением муниципалитета города Ярославля от 23.07.2013 N 140, предоставление городских рекламных мест осуществляется на торгах путём проведения конкурса или аукциона, проводимых уполномоченными структурным подразделением мэрии города Ярославля (муниципальным учреждением) в порядке, установленном федеральным законодательством. Порядок организации торгов утверждается муниципалитетом города.
Порядок организации торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на городских рекламных местах утверждён решением муниципалитета города Ярославля от 19.12.20213 N 252 "О Порядке организации торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на городских рекламных местах (далее - Порядок N 252).
Согласно пункту 11 Порядка N 252 договор купли-продажи права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на городских рекламных местах заключается организатором торгов в порядке, установленном Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67.
Таким образом, пункт 11 Порядка N 252 содержит отсылочную норму к Правилам N 67.
Учитывая особый статус предмета торгов, и публичный характер самих торгов, данные Правила на основании указанных принципов содержат обязательные требования для организаторов торгов, в том числе порядок заключения договора по результатам аукциона, закреплённый в пункте 150, 92 -100 Правил.
В частности Правила устанавливают случаи, когда организатор торгов обязан отказаться от заключения договора, и порядок оформления отказа от заключения договора с победителем, а также при уклонении победителя торгов от заключения договора и порядок заключения договора в таких случаях.
Согласно пункту 94 Правил в случае отказа от заключения договора с победителем конкурса либо при уклонении победителя конкурса от заключения договора с участником конкурса, с которым заключается такой договор, конкурсной комиссией в срок не позднее дня, следующего после дня установления фактов, предусмотренных пунктом 93 настоящих Правил и являющихся основанием для отказа от заключения договора, составляется протокол об отказе от заключения договора, в котором должны содержаться сведения о месте, дате и времени его составления, о лице, с которым организатор конкурса отказывается заключить договор, сведения о фактах, являющихся основанием для отказа от заключения договора, а также реквизиты документов, подтверждающих такие факты.
Протокол подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии в день его составления. Протокол составляется в двух экземплярах, один из которых хранится у организатора конкурса.
Указанный протокол размещается организатором конкурса на официальном сайте торгов в течение дня, следующего после дня подписания указанного протокола. Организатор конкурса в течение двух рабочих дней с даты подписания протокола передает один экземпляр протокола лицу, с которым отказывается заключить договор.
Таким образом, из буквального толкования норм Правил следует, что "размещение протокола на официальном сайте торгов" и "передача протокола лицу, с которым отказывается заключить договор" являются отдельными, неравнозначными процедурами, где одна не может подменять другую.
Пунктом 96 Правил установлено, что в случае если победитель конкурса или участник конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, в срок, предусмотренный конкурсной документацией, не представил организатору конкурса подписанный договор, переданный ему в соответствии с пунктами 87 или 97 настоящих Правил, а также обеспечение исполнения договора в случае если организатором конкурса такое требование было установлено, победитель конкурса или участник конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, признаётся уклонившимся от заключения договора.
Последствия признания победителя конкурса уклонившимся от заключения договора установлены пунктом 97 Правил, в соответствии с которым, в случае если победитель конкурса признан уклонившимся от заключения договора, организатор конкурса вправе обратиться в суд с иском о понуждении такого участника заключить договор, а также о возмещении убытков, причинённых уклонением от заключения договора. В случае если договор не заключен с победителем конкурса или с участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, конкурс признаётся несостоявшимся.
Анализ указанных норм позволяет сделать вывод о том, что, вопреки позиции истца, признание победителя торгов (в рассматриваемом случае - ООО "БОРД-35") уклонившимся от заключения договора происходит не автоматически по истечении срока для заключения договора, а совершается коллегиально в определённом порядке и требует выполнения определённой процедуры, а именно составление протокола, подписание его членами комиссии, передача протокола лицу, признанному уклонившимся от заключения договора, с обязательным размещением такого протокола на официальном сайте в установленные сроки.
Судом установлено, что протоколы об отказе от заключения договора от 07.04.2023 с ООО "БОРД-35" и от 24.04.2023 с ООО "НЭРЛИ" указанным лицам не передавались.
В отзыве на исковое заявление и в судебном заседании суда первой инстанции представитель третьего лица пояснил, что протокол заседания комиссии от 07.04.2023 ООО "БОРД-35" не получало.
При этом, исходя из протокола об отказе от заключения договора от 07.04.2023, ООО "БОРД-35" деятельно не выразило свою волю, письменно отказавшись от заключения договора, а лишь не предоставило в указанный срок подписанный договор и подтверждение оплаты.
Доказательств обращения истца к ООО "БОРД-35" с досудебной претензий, обращения в суд с иском о понуждении ООО "БОРД-35" заключить договор, а также о возмещении убытков, причинённых уклонением от заключения договора, в материалы дела также не представлено.
Более того, в своем отзыве на апелляционную жалобу, третье лицо указывает на то, что ООО "БОРД-35" (как победитель торгов) готово было бы заключить договор в случае предоставления Заявителем доказательств возможности фактически исполнять договор на установку и эксплуатацию конструкции, однако в ходе судебного процесса в суде первой инстанции таких доказательств по делу не было установлено.
Вопреки позиции истца, в настоящем деле конкурсной документацией, утвержденной в соответствии с положениями Порядка N 252 и Закона "О Рекламе" истцом приказом от 27.07.2020 N 9, в разделе 5 установлен порядок заключения договора по результатам аукциона, аналогичный закрепленному в пунктах 150, 92 -100 Правил N 67. Следовательно, вопреки позиции истца, из п. 5.2.3, 5.2.2 конкурсной документации не следует обязанность ответчика по заключению спорного договора.
При этом судом первой инстанции также обоснованно принято во внимание, что согласно письму филиала ПАО "Россети Центр" - "Ярэнерго" от 29.11.2023 рекламное место по адресу: город Ярославль, улица Машиностроителей, дом 30, 30 метров до пересечения с улицей Папанина (слева при движении из центра) не согласовано, так как оно попадает в охранную зону действующей кабельной линии 10 кВ, принадлежащей филиалу ПАО "Россети Центр" - "Ярэнерго".
На запрос суда ПАО "Россети Центр" - "Ярэнерго" также сообщило, что по вышеуказанному адресу проходит кабельная линия ТМ 0010-0006373 КЛ 10 кВ N 17 РП-42 сек.2 ПС 220/110/35/10 кВ Тверицкая. Инв. N 12014767-00, предполагаемое место размещения рекламной конструкции попадает в ее охранную зону.
На основании подпункта "ж" пункта 9 постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт, запрещается устанавливать рекламные конструкции.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованносму выводу об отсутствии правовых оснований для понуждения ООО "НЭРЛИ" к заключению спорного договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на городских рекламных местах, ввиду отсутствия у него такой обязанности.
Кроме того, удовлетворение иска в такой ситуации привело бы к возложению на участника торгов, признанного победителем, обязанности уплачивать денежные средства за заключение договора в отсутствие реальной возможности пользоваться городским рекламным местом по назначению и не свойственным рыночным отношениям, когда одно лицо получает выгоды от заключения договора, а другое лишь несет бремя оплаты, не имея фактической возможности использования рекламного места.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания апелляционной жалобы обоснованной и ее удовлетворения.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 20.03.2024 по делу N А42-5346/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Балакир |
Судьи |
С.В. Изотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-5346/2023
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "АГЕНТСТВО ПО РЕКЛАМЕ, НАРУЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ И ОФОРМЛЕНИЮ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ"
Ответчик: ООО "НЭРЛИ"
Третье лицо: ООО "БОРД-35"