г. Санкт-Петербург |
|
25 ноября 2024 г. |
Дело N А42-6103-59/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Юркова И.В.
судей Аносовой Н.В., Барминой И.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Беляевой Д.С.
при участии:
согласно протоколу судебного заседания от 21.11.2024;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-34777/2024) общества с ограниченной ответственностью "Компания "Востсибуголь" на определение Арбитражного суда Мурманской области от 01.10.2024 по делу N А42-6103-59/2021, принятое по заявлению конкурсного управляющего акционерным обществом "Оленегорские тепловые сети" к администрации муниципального образования города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области о взыскании стоимости передаваемого имущества, в деле о несостоятельности (банкротстве) акционерного общества "Оленегорские тепловые сети",
третьи лица: Федеральное государственное казенное учреждение "Северо - Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Прокуратура Мурманской области, государственное областное унитарное предприятие "Мурманскводоканал",
УСТАНОВИЛ:
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) АО "ОТС" конкурсным управляющим заявлено о передаче имущества должника администрации города Оленегорска (далее - Администрация) и о взыскании с Администрации стоимости передаваемого имущества.
Определением от 26.07.2023 суд удовлетворил требование в части передачи имущества должника Администрации, выделил в отдельное производство требование о взыскании компенсации уменьшения конкурсной массы в размере 21 195 283, 99 руб. (стоимость имущества водопроводно-канализационного комплекса), присвоил данному обособленному спору N А42-6103-59/2021.
Судом в порядке статьи 49 АПК РФ приняты уточненные требования управляющего о взыскании с Администрации не менее 22 963 247, 38 руб.
В обоснование заявления конкурсным управляющим указано на то, что в 2018 году специализированной организацией ООО "Янэнерго" проведено технологическое обследование канализационных очистных сооружений населенного пункта Высокий с разработкой принципиальных решений по технологии очистки сточных вод с достижением требуемых показателей на сброс, по результатам которого составлен технический отчет. Согласно указанному отчету степень физического износа технологического оборудования водопроводно-канализационного комплекса составляет более 90%. Спорные объекты переданы в собственность должника в 2019 году в порядке приватизации в неудовлетворительном состоянии, в результате чего АО "ОТС" понесло значительные затраты, направленные на поддержание объектов водоснабжения в работоспособном состоянии. Передача объектов водоснабжения в хозяйственной ведение ГОУП "Мурманскводоканал" в неудовлетворительном состоянии, не свидетельствует о наличии виновных действий должника, поскольку в таком состоянии оборудование находилось в момент передачи АО "ОТС". Обязанности гарантирующего поставщика АО "ОТС" выполняло надлежащим образом, что подтверждается отсутствием сведений о создании аварийных ситуаций на объектах водоснабжения в период их нахождения в собственности должника. Необходимо учитывать техническое состояние переданного имущества не только в настоящее время, но и оценить состояние объектов водопроводно-канализационного комплекса на момент его передачи в собственность АО "ОТС".
В ходе рассмотрения спора представитель Администрации на основании части 3 статьи 70 АПК РФ признал требование заявителя на сумму 8 069 694,57 руб., что составляет 10 % от остаточной стоимости переданного имущества.
Определением от 01.10.2024 суд первой инстанции взыскал с Администрации в пользу должника компенсацию уменьшения конкурсной массы в размере 8 069 694,57 руб., в удовлетворении остальной части заявления отказал.
В апелляционной жалобе кредитор ООО "Компания "Востсибуголь" просит отменить определение суда в связи с тем, что, по его мнению, взысканная судом сумма компенсации является необоснованной. Компенсация уменьшения конкурсной массы в размере 8 069 694,57 руб. не отвечает критериям справедливости, разумности и не обеспечивает баланс частных и публичных интересов. Такая сумма не покроет даже текущие обязательства должника.
Согласно отзыву Администрация против удовлетворения жалобы возражает, считает обжалуемое определение суда законным и обоснованным.
Конкурсный управляющий и АО "АтомЭнергоСбыт" в отзывах выражают согласие с доводами жалобы.
В судебном заседании представители конкурсного управляющего, ООО "Компания "Востсибуголь" и Администрации поддержали свои позиции.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства и выслушав представителей конкурсного управляющего, ООО "Компания "Востсибуголь" и Администрации, апелляционный суд не нашел оснований для отмены обжалуемого определения.
Из материалов дела видно, что согласно расчету конкурсного управляющего остаточная стоимость переданных объектов водопроводно - канализационного комплекса по состоянию на день их передачи в муниципальную собственность (01.09.2023) составила 80 696 945, 71 руб.
Как установлено судом первой инстанции, АО "ОТС" утверждены размеры выпадающих доходов, подлежащих компенсации из бюджета субъекта РФ: на 2020 год питьевая вода - 5437,17 тыс. руб., водоотведение - 5698,77 тыс. руб.; на 2021 год питьевая вода - 5796,37 тыс. руб., водоотведение - 5798, 15 тыс. руб.; на 2022 год питьевая вода - 7901,72 тыс. Руб., водоотведение - 5828,95 тыс. руб.; на 2023 год питьевая вода - 7506,79 тыс. руб., водоотведение - 5519,86 тыс. руб. (всего 72218,24 тыс. руб., из которых выплачено в 2020 году - 5 374,9 тыс. руб. и 3 668,5 тыс. руб., в 2021 году - 9 110 тыс. руб.). Расходы должника на водоснабжение и водоотведение за период 2020-2023 г. составили 125 196, 78 тыс. руб., выручка должника составили 73 945, 70 тыс. руб. + 72 218, 24 тыс. руб. = 146 163,94 тыс. руб. В связи с этим доход должника в период владения и пользования водопроводно-канализационным комплексом составил 20 967,16 тыс. руб. Спорное имущество передано в хозяйственное ведение ГОУП "Мурманскводоканал", специалисты которого осмотрели принятые объекты и установили, что они изношены более чем на 80%, частично разрушено (не эксплуатируется). Затраты ГОУП "Мурманскводоканал" составили: 1 999 000 руб. - мероприятия антитеррористической защищенности (установка сигнализация), 2 790 000 руб. - установка систем автоматизации, 16 200 000 руб. - автоматические станции гипохлорирования. Планируемые затраты с целью обеспечения безопасной эксплуатации комплекса и предоставления абонентам услуг надлежащего качества составляют 567 млн. руб. (в том числе НДС 20%).
Исходя из положений статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и части 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
По общему правилу, предусмотренному пунктом 1 статьи 131 Закона о банкротстве, все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций в случаях, установленных законом, а также иное предусмотренное данным Федеральным законом имущество (пункт 2 статьи 131 Закона о банкротстве).
В соответствии с пунктом 4 статьи 132 Закона о банкротстве социально значимые объекты, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации и иные объекты, продажа которых в соответствии с законодательством Российской Федерации должна осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, а также объекты, в отношении которых заключены соглашения о государственно-частном партнерстве, объекты, в отношении которых заключены соглашения о муниципально-частном партнерстве, продаются в порядке, установленном статьей 110 указанного Федерального закона.
Социально значимые объекты, не проданные в порядке, установленном пунктами 4 и 4.1 статьи 132 Закона о банкротстве, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы (пункт 5 статьи 132 Закона о банкротстве).
Пунктом 6 статьи 132 Закона о банкротстве установлено, что передача социально значимых объектов, указанных в пункте 5 данной статьи, и жилищного фонда социального использования соответственно в муниципальную собственность и собственнику жилищного фонда социального использования осуществляется без каких-либо дополнительных условий на основании определения арбитражного суда в сроки, предусмотренные таким определением.
Оборотоспособность объектов систем холодного водоснабжения и водоотведения определена в части 1 статьи 9 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), согласно которой отчуждение объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность, а равно и передача указанных объектов и прав пользования ими в залог, внесение указанных объектов и прав пользования ими в уставный капитал субъектов хозяйственной деятельности не допускаются.
Исходя из правовой позиции, сформулированной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019, Закон N 416-ФЗ является специальным по отношению к Закону о банкротстве, поэтому поименованные в нем объекты не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения.
Споры о возврате названных объектов в публичную собственность и (или) споры, связанные с выплатой компенсации за такой возврат, рассматриваются арбитражным судом в рамках дела о банкротстве должника.
При этом возврат этих объектов свободными от прав третьих лиц не должен осуществляться без компенсации со стороны их собственника, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов, то есть, с одной стороны, интересов муниципалитета, обязанного обеспечивать оказание населению коммунальных услуг и несущего обязанности по содержанию соответствующего имущества (если иное не предусмотрено законом), а с другой - интересов должника (пополнение конкурсной массы) и его кредиторов, обоснованно рассчитывающих на погашение их требований, включенных в соответствующий реестр.
В силу положений постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.2000 N 8-П впредь до разработки в законодательном порядке механизма определения размера и порядка выплаты компенсации за переданное в муниципальную собственность имущества обязанность по определению размера компенсации возлагается на суды и другие правоприменительные органы в целях обеспечения гарантий, предусмотренных в статье 35 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Как правильно указано в обжалуемом определении, спорное имущество является объектами водоснабжения и водоотведения и в силу указанных положений действующего законодательства подлежит передаче собственнику имущества - городу Оленегорску, что, в свою очередь, является основанием для взыскания с последнего компенсации за уменьшение конкурсной массы в связи с прекращением права собственности должника в отношении этого имущества. Безусловная безвозмездная передача социально значимого имущества в муниципальную собственность нарушает права кредиторов должника, которые лишаются возможности удовлетворить свои требования за счет денежных средств, полученных от реализации социально значимого имущества на торгах; нарушает права самого должника, который лишается возможности рассчитаться по своим обязательствам за счет стоимости имущества, принадлежащего ему на вещном праве или праве хозяйственного ведения. Изъятие из конкурсной массы имущества, за счет которого потенциально возможно было бы погасить часть требований кредиторов, произведенное без какого-либо встречного предоставления в конкурсную массу, означало бы фактически неосновательное обогащение одного из участников правоотношений, независимо от того, что оно произведено в целях защиты публичных интересов. При определении размера компенсации, подлежащей выплате должнику в связи с изъятием из конкурсной массы имущества, не подлежащего реализации, необходимо исходить из остаточной стоимости такого имущества, а также соотношения понесенных затрат, в том числе расходов на проведение ремонта имущества и размера требований кредиторов должника (по реестровым и текущим обязательствам).
Компенсация в размере 10% остаточной стоимости имущества определена судом первой инстанции, исходя из собственного представления о балансе интересов муниципального образования и кредиторов должника. При определении размера компенсации учтено состояние имущества, переданного в муниципальную собственность.
В апелляционной жалобе не указано, какие нормы материального или процессуального права неправильно применены либо нарушены судом первой инстанции, какие выводы, изложенные в судебном акте, не соответствуют обстоятельствам дела.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого определения не имеется.
Руководствуясь статьями 269-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Мурманской области от 01.10.2024 по делу N А42-6103-59/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Компания "Востсибуголь" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Юрков |
Судьи |
Н.В. Аносова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-6103/2021
Должник: АО "ОЛЕНЕГОРСКИЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ"
Кредитор: ООО "КОМПАНИЯ "ВОСТСИБУГОЛЬ"
Третье лицо: Арбитражный суд Мурманской области, Комитет по тарифному регулированию Мурманской области, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области, УФАС по МО
Хронология рассмотрения дела:
24.12.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-16030/2024
25.11.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-34777/2024
24.10.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-11768/2024
05.09.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-20098/2024
04.07.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6277/2024
03.06.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-9265/2024
02.05.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-1408/2024
22.04.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-2568/2024
06.03.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-41613/2023
01.02.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-18436/2023
05.12.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-16750/2023
04.12.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-15828/2023
08.11.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-21945/2023
28.09.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-27825/2023
21.09.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-27597/2023
14.08.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-20625/2023
14.08.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-19702/2023
29.06.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12909/2023
26.04.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2460/2023
23.03.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-3561/2023
19.01.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-38739/2022
27.12.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-31607/2022
26.12.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-37349/2022
08.12.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-31445/2022
04.10.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-27087/2022
11.05.2022 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-6103/2021
28.01.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-17854/2021
02.11.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-32717/2021