город Москва |
|
08 октября 2020 г. |
Дело N А40-266325/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 октября 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Колмаковой Н.Н.,
судей: Кольцовой Н.Н., Ядренцевой М.Д.,
при участии в заседании:
от истца - не явился, извещен
от ответчика - не явился, извещен
рассмотрев 01 октября 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу
открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 20 декабря 2019 года,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 25 июня 2020 года,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Автовосток-2"
к открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
о взыскании неустойки,
УСТАНОВИЛ:
ООО "АВТОВОСТОК-2" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о взыскании неустойки в виде пени в размере 1 959 277 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.12.2019, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2020, с Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу ООО "АВТОВОСТОК-2" взыскано пени в размере 1 305 000 руб. - с учетом применения судом положений ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также расходы по оплате государственной пошлины 32 593 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ответчик обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит данные решение и постановление изменить и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований в части взыскания неустойки в размере 562 866,99 руб.
Требования кассационной жалобы мотивированы неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов судов обстоятельствам дела.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, информация о принятии кассационной жалобы к производству, о месте и времени судебного заседания была размещена на официальном Интернет-сайте суда: www.fasmo.arbitr.ru.
Стороны явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем, в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ОАО "РЖД" по 29 транспортным железнодорожным накладным, грузоотправителем по которым является Истец, в 2018 - 2019 годах осуществило перевозку вагонов.
На станции назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки, что подтверждается календарными штемпелями станций назначения в железнодорожных накладных, представленных в материалы дела.
Истец, считая что просрочка доставки возникла по вине ответчика, на основании статьи 97 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта) исчислил пеню, которая, по его расчету составила 1 959 277 руб., и обратился с соответствующей претензией к перевозчику.
Поскольку претензия оставлена без удовлетворения, истец обратился с настоящим иском в суд.
В соответствии со статьей 792 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
Согласно пункту 21 Правил технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденных Приказом Минтранса России от 21.12.2010 N 286, не допускается выпускать в эксплуатацию и к следованию в поездах железнодорожный подвижной состав, имеющий неисправности, угрожающие безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также ставить в поезда грузовые вагоны, состояние которых не обеспечивает сохранность перевозимых грузов.
В соответствии со статьей 20 Устава железнодорожного транспорта техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик; перевозчик обязан подавать под погрузку исправные, годные для перевозки конкретных грузов вагоны. Следовательно, именно перевозчик отвечает за техническую неисправность вагонов и для освобождения от ответственности должен доказать, что техническая неисправность возникла по причине, от него не зависящей.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные сторонами доказательства, руководствуясь положениями статей 330, 333, пункта 2 статьи 784, статей 785, 792, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 25, 33, 97 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", пункта 6.3 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.08.2015 N 245, суды первой и апелляционной инстанций установив, что материалами дела подтверждается просрочка доставки грузов, допущенная ответчиком, применив положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришли к выводу об уменьшении неустойки до 1 305 000 руб., посчитав данную сумму соразмерной последствиям нарушения обязательства, а потому удовлетворил иск частично в сумме 1 305 000 руб.
При этом, как установили суды, ответчик не представил надлежащих доказательств того, что неисправности возникли по причинам, возникшим не по вине перевозчика.
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении судами норм материального права подлежат отклонению, как основанные на неверном их толковании и понимании заявителем.
Иные доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, что в силу статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд кассационной инстанции считает, что суды первой и апелляционной инстанций установили все обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применили нормы материального и процессуального права, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20 декабря 2019 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 июня 2020 года по делу N А40-266325/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Колмакова Н.Н., |
Судьи: |
Кольцова Н.Н., |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные сторонами доказательства, руководствуясь положениями статей 330, 333, пункта 2 статьи 784, статей 785, 792, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 25, 33, 97 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", пункта 6.3 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.08.2015 N 245, суды первой и апелляционной инстанций установив, что материалами дела подтверждается просрочка доставки грузов, допущенная ответчиком, применив положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришли к выводу об уменьшении неустойки до 1 305 000 руб., посчитав данную сумму соразмерной последствиям нарушения обязательства, а потому удовлетворил иск частично в сумме 1 305 000 руб."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 8 октября 2020 г. N Ф05-15298/20 по делу N А40-266325/2019
Хронология рассмотрения дела:
08.10.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-15298/20
25.06.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-13455/20
20.12.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-266325/19
14.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-266325/19