город Москва |
|
13 октября 2020 г. |
Дело N А40-309743/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Григорьевой И.Ю., Крекотнева С.Н.,
при участии в заседании:
от заявителя: Тетеев Э.К., доверенность от 24.12.2019;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 06 октября 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - ООО "ОСК 1520"
на решение от 21 февраля 2020 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 17 июня 2020 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-309743/19
по заявлению ООО "ОСК 1520"
об оспаривании постановления
к ОАТИ,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ОСК 1520" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ОАТИ о признании незаконным постановления от 14.11.2019 N 19-11-С03-00229/01 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.18 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (далее - КоАП г. Москвы).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21 февраля 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 июня 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "ОСК 1520" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заинтересованное лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, постановлением заведующего сектором Административно-технической инспекции по Троицкому и Новомосковскому округам Ворониной Е.Н. от 14.11.2019 N 19-11-С03-00229/01 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.18 КоАП г. Москвы, и привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 300.000 руб.
Из оспариваемого постановления следует, что 04.10.2019 в 11 час. 43 мин. по адресу: г. Москва, поселение Внуковское, поселок станции Внуково, ОАТИ в ходе обследования территории выявлено нарушение, выразившееся в неудовлетворительном содержании строительной площадки, а именно: неудовлетворительное содержание временных дорог, отсутствие ограждений разрытий, отсутствие ограждений строительной площадки, отсутствие аварийного освещения, отсутствие обустроенных пешеходных галерей, настилов, обходов при производстве строительно-монтажных работ, что является нарушением пунктов 2.2.1, 2.2.2, 2.2.4 Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в городе Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 19.05.2015 N 299-ПП (далее - Правила N 299-ПП).
Общество, не согласившись с вынесенным постановлением, обратилось в Арбитражный суд города Москвы с соответствующим заявлением.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения и о соблюдении порядка привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.18 КоАП г. Москвы.
В соответствии с частью 1 статьи 8.18 КоАП г. Москвы, нарушение установленных Правительством Москвы правил производства земляных работ и работ по организации площадок для проведения отдельных работ в сфере благоустройства, в том числе, отсутствие утвержденной проектной документации или необходимых согласований при проведении указанных работ, несвоевременное восстановление благоустройства территории после их завершения, непринятие мер по ликвидации провала асфальта (грунта), связанного с производством разрытий, а также несоблюдение установленных требований к обустройству и содержанию строительных площадок влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от 300.000 руб. до 500.000 руб.
В соответствии с Положением об Объединении административно-технических инспекций города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 08.09.2009 N 960-ПП, Объединение административно-технических инспекций города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим систематическое наблюдение (мониторинг) за состоянием объектов благоустройства в городе Москве с применением мер административного воздействия при выявлении нарушений, контроль за соблюдением подрядными организациями города Москвы правил и технологии производства работ по государственным контрактам в сфере благоустройства городских территорий (ведомственный контроль), региональный государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и региональный государственный надзор в области технического состояния самоходных машин и других видов техники, а также аттракционной техники.
Постановлением Правительства Москвы от 06.07.2016 N 387-ПП "О систематическом наблюдении (мониторинге) и контроле в области благоустройства в городе Москве" утвержден Порядок осуществления систематического наблюдения (мониторинга) за состоянием объектов благоустройства в городе Москве (далее - Порядок N 387-ПП), который регулирует деятельность по организации и осуществлению систематического наблюдения (мониторинга) за состоянием объектов (элементов объектов) благоустройства в городе Москве, их соответствием требованиям, установленным Законом г. Москвы от 30.04.2014 N 18 "О благоустройстве в городе Москве", иными законами города Москвы, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами города Москвы (далее - мониторинг).
Мониторинг осуществляется ОАТИ:
- в форме обследования объектов (элементов объектов) благоустройства с использованием государственной информационной системы "Единый центр хранения и обработки данных";
- в форме визуального обследования объектов (элементов объектов) благоустройства с выходом на территорию, в том числе с использованием средств фото- и киносъемки, видеозаписи, планшетных компьютеров и беспилотных летательных аппаратов с установленным на них специализированным программно-аппаратным комплексом.
При проведении мониторинга уполномоченные должностные лица ОАТИ устанавливают текущее состояние объектов (элементов объектов) благоустройства, их соответствие обязательным требованиям. В ходе мониторинга выявляются и фиксируются факты нарушений обязательных требований.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 22.10.2019 в отношении общества составлен протокол N 19-11-С03-00229/01 в присутствии представителя общества - Григорьева К.А. Уведомление о времени и месте составления протокола получено обществом 14.10.2019 согласно информации с официального сайта Почты России. В протоколе содержится информация о том, в чем конкретно выражается событие правонарушения, имеется его описание, указано, на основании чего должностное лицо пришло к выводу, что общество является субъектом административного правонарушения. Протокол об административном правонарушении получен представителем общества 22.10.2019 согласно информации с официального сайта Почты России.
14.11.2019 состоялось рассмотрение дела об административном правонарушении в присутствии представителя заявителя - Тетеева Э.К. (доверенность от 05.11.2019 N 329).
По результатам рассмотрения материалов дела, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, должностным лицом ОАТИ вынесено постановление N 19-11-С03-00229/01 о привлечении общества к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.18 КоАП г. Москвы.
Постановление получено представителем общества 14.11.2019 на руки, а также 20.11.2019 по почте согласно информации с официального сайта Почты России.
Таким образом, как обоснованно заключили суды, порядок привлечения общества к административной ответственности не нарушен и соответствует требованиям действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 2.2 Правил N 299-ПП, в подготовительный период до начала основных работ необходимо в соответствии с проектом проведения (производства) работ осуществить следующие мероприятия по обустройству места проведения работ:
пункт 2.2.1 - установить временное ограждение в соответствии с требованиями Правил, проекта проведения (производства) работ и ордера (разрешения);
пункт 2.2.2 - оборудовать и обозначить указателями и знаками пути объезда транспорта и прохода пешеходов (в частности, оборудовать пешеходные галереи, настилы, перила, мостки, обустроенные объезды, дорожные знаки);
пункт 2.2.4 - смонтировать аварийное освещение и освещение опасных мест;
пункт 2.2.5 - оборудовать выезды с площадок сертифицированными моечными постами в соответствии с проектом проведения (производства) работ и ордером (разрешением);
пункт 2.4 - при проведении земляных, ремонтных, аварийно-восстановительных и иных работ запрещено:
- проведение работ за пределами территории, указанной в ордере (разрешении);
- повреждать существующие сооружения, зеленые насаждения и элементы благоустройства;
- приготовлять раствор и бетон непосредственно на проезжей части улиц и магистралей;
- производить откачку воды из колодцев, траншей, котлованов непосредственно на тротуары и проезжую часть улиц и магистралей;
- размещать на проезжей части улиц, магистралей, тротуарах и газонах почву, грунты и отходы строительства и сноса, а также проводить их захоронение или сжигание на строительной площадке во время производства и после окончания работ;
- занимать излишнюю площадь под складирование, ограждение работ сверх установленных границ;
- загромождать проходы и въезды во дворы, препятствовать проезду транспорта и движению пешеходов;
- производить выезд автотранспорта с мест производства земляных, аварийных, ремонтных и иных видов работ без очистки колес от налипшего грунта;
- загрязнять почвенный слой на территории проведения (производства) работ горюче-смазочными материалами при работе транспортных средств, строительной техники и механизмов;
пункт 4.6.2 - временные подъездные пути (дороги) и площадки для складирования должны иметь твердое покрытие, оборудованы необходимыми дорожными знаками, указателями и приспособлениями, очищены от грязи, снега и наледи (в зимний период).
Судами установлено, что общество является исполнителем (подрядной организацией) по выполнению комплекса строительно-монтажных работ на объектах инвестиционной программы "Развитие железнодорожной инфраструктуры Московской ж.д. на Киевском направлении. Строительство 3 и 4 главного пути на участке Москва-Сортировочная Киевская-Апрелевка" на основании договора с АО "РЖДстрой" от 19.11.2018 N 03-18-01-5249.
В связи с изложенным, суды обоснованно заключили, что общество является субъектом данного правонарушения.
Также суды обоснованно отметили, что наличие у общества договора с субподрядными организациями не является основанием для освобождения общества от административной ответственности, поскольку общество имело возможность и должно осуществлять контроль за действиями субподрядчиков.
Действия (бездействие) общества квалифицированы по части 1 статьи 8.18 КоАП г. Москвы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями действующего административного законодательства.
Обществу назначено наказание в виде штрафа в пределах санкции по данной статье в минимальном размере 300.000 руб.
Факт совершения обществом административного правонарушения установлен судами и подтверждается материалами проведенной проверки.
Как обоснованно заключили суды, иные доводы общества не опровергают установленные по делу юридически значимые обстоятельства, основаны на ином (собственном) толковании действующего законодательства и направлены не на соблюдение им действующего законодательства и норм КоАП г. Москвы, а на изыскание всевозможных способов ухода от ответственности за установленное надзорным органом правонарушение.
Доказательств, подтверждающих факт принятия обществом исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, предотвращение и устранение выявленных нарушений до даты обнаружения выявленных административных правонарушений, судами не установлено.
Факт наличия вины общества в совершении вменяемого административного правонарушения установлен судами и подтвержден материалами дела.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ, к числу задач производства по делам об административных правонарушениях относится всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
Состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.18 КоАП г. Москвы, полностью подтвержден материалами дела, обстоятельств, исключающих в отношении общества производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5 КоАП РФ), судами не установлено, все обстоятельства, подлежащие выяснению в силу статьи 26.1 КоАП РФ, в отношении общества выяснены ОАТИ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, судами не установлено.
Также суды установили, что оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ не имеется, срок привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно пункту 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", судами не установлено.
В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При указанных фактических обстоятельствах, суды обоснованно отказали обществу в удовлетворении заявленных требований и признали оспариваемое постановление ОАТИ законным и обоснованным.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 21 февраля 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 июня 2020 года по делу N А40-309743/19 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "ОСК 1520" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
И.Ю. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, судами не установлено.
Также суды установили, что оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ не имеется, срок привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно пункту 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", судами не установлено."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13 октября 2020 г. N Ф05-14769/20 по делу N А40-309743/2019