город Москва |
|
13 октября 2020 г. |
Дело N А40-291603/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Григорьевой И.Ю., Крекотнева С.Н.,
при участии в заседании:
от заявителя: Виноградова Е.А., доверенность от 22.10.2018;
от заинтересованного лица: Аверкиев А.В., доверенность от 30.12.2019;
рассмотрев 06 октября 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - ОАО "РЖД"
на решение от 04 марта 2020 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 21 июля 2020 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-291603/19
по заявлению ОАО "РЖД"
об оспаривании решения
к Управлению Росреестра по Москве,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "РЖД" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (далее - Управление) о признании незаконным решения об отказе во внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) о ранее учтенном объекте недвижимости, изложенного в уведомлении от 08.08.2019 N 77-0-1-71/3133/2019-1152, и об обязании устранить допущенные нарушения.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04 марта 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 июля 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ОАО "РЖД" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, кассационная инстанция находит решение и постановление подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы по следующим основаниям.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что общество обратилось в Управление с заявлением от 01.08.2019 N 77-0-1-71/3133/2019-1152 о внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости - земельном участке с кадастровым номером 77:02:0014010:25, расположенном по адресу: г. Москва, ул. Ивовая, д. 8, поскольку на момент обращения с заявлением в ЕГРН сведения о ранее учтенном земельном участке не содержатся.
Решением от 08.08.2019 N 77-0-1-71/3133/2019-1152 Управление отказало во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в связи с отсутствием достаточных оснований, позволяющих считать заявленный объект недвижимости ранее учтенным, а также свидетельствующих о его предоставлении обществу на законных основаниях.
Общество, не согласившись с решением Управления, посчитав его незаконным, необоснованным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в Арбитражный суд города Москвы с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались тем, что государственным регистратором выявлено, что в представленных (поступивших) документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным.
Представленные совместно с заявлением документы не содержат решения (акта) о предоставлении земельного участка, изданного органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшими в месте издания данного решения (акта) на момент его издания.
С учетом изложенного суды заключили, что в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным.
Пи этом судами установлено, что согласно сведениям из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:02:0014010:25 (77:02:14010:025) отсутствуют записи о государственной регистрации как вещных прав, так и ограничений (обременении) прав.
Судами также установлено, что кадастровый план земельного участка с кадастровым номером 77:02:14010:025 от 15.06.2006 N Л1/06-0217, выданный Департаментом земельных ресурсов города Москвы позднее 2003 года, содержит особые отметки, согласно которым земельный участок не подлежит отчуждению из собственности города Москвы. Из текста листа 3 формы В3 кадастрового плана также следует, что земельно-правовые отношения не оформлены.
Суды заключили, что в рамках избранного способа защиты спор о праве разрешен быть не может.
На основании изложенного, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что оспариваемое решение, оформленное уведомлением от 08.08.2019 N 77-0-1-71/3133/2019-1152 об отказе во внесении сведений в ЕГРН о ранее учтенном объекте недвижимости, соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Между тем, при проверке законности оспариваемого решения судами не учтены и не получили должной оценки доводы общества, которые имеют принципиальное значение и без установления которых нельзя признать выводы судов законными и обоснованными.
Так, ОАО "РЖД" сослалось на то, что оно создано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585 "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - Постановление N 585).
В уставный капитал общества в качестве вклада внесено имущество федерального железнодорожного транспорта, приватизация которого осуществлялась в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" (далее - Федеральный закон N 29-ФЗ).
Внесение земельных участков в уставный капитал общества осуществлялось в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона N 29-ФЗ. Основанием государственной регистрации права на земельные участки, внесенные в уставный капитал общества, является сводный передаточный акт.
Сводный передаточный акт на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставный капитал ОАО "РЖД", утвержден распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации и Министерства путей сообщения Российской Федерации от 30.09.2003 N 4557-р/6-р/884р (далее - Сводный передаточный акт).
В обоснование правовой позиции заявитель утверждает, что выписка из приложения по форме 17.3 к передаточному акту содержит сведения о переданных в уставный капитал общества земельных участках, в том числе, земельного участка, площадью 9.476 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Ивовая, д. 8.
Переданный в 2003 году в уставный капитал общества земельный участок, площадью 9.476 кв.м, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Ивовая, д. 8, разделен на 4 земельных участка: с кадастровым номером 77:02:0014010:24, площадью 5.744 кв.м; с кадастровым номером 77:02:0014010:25, площадью 785 кв.м; с кадастровым номером 77:02:0014010:26, площадью 2.492 кв.м; с кадастровым номером 77:02:0014010:27, площадью 453 кв.м.
Суммарная площадь земельных участков составляет 9.474 кв.м.
Согласно сведениям, содержащимся в кадастровом плане земельного участка 77:02:0014010:25 от 15.06.2006 N Л1/06-0217, земельный участок, площадью 785 кв.м, расположенный по адресу г. Москва, ул. Ивовая, д. 8, поставлен на кадастровый учет в 2006 году Департаментом земельных ресурсов города Москвы, отнесен к землям поселений, сведения В.5, В.6 кадастрового плана содержат описание границ земельного участка с координатами поворотных точек.
В дальнейшем, как указало общество, из земельных участков с кадастровыми номерами 77:02:0014010:24 и 77:02:0014010:26 образован участок с кадастровым номером 77:02:0014010:1000, сведения о котором внесены в ЕГРН, однако сведения о земельных участках 77:02:0014010:25 и 77:02:0014010:27 в ЕГРН отсутствуют.
Также, по мнению заявителя, учитывая постановку земельного участка 77:02:0014010:25 на кадастровый учет в 2006 году и отсутствие волеизъявления общества об изменении сведений об этом земельном участке, согласно части 3 статьи 45 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), сведения о ранее учтенных земельных участках подлежат внесению в соответствующие разделы ЕГРН.
Присвоение кадастровых номеров до 2007 года регламентировалось постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2000 N 660 "Об утверждении Правил кадастрового деления территории Российской Федерации и Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам". Государственная функция "Ведение государственного земельного кадастра" осуществлялась Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в соответствии с приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.07.2007 N 235 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Ведение государственного земельного кадастра". Департамент земельных ресурсов города Москвы осуществлял функции по кадастровому учету земельных участков в городе Москве.
Соответственно, по мнению общества, документы - основания для постановки земельного участка на кадастровый учет в 2003 году, должны храниться в землеустроительных делах, подлежащих передаче в Управление. К указанным документам относится и выписка из сводного передаточного акта, из которого следует, что земельный участок вошел в уставный капитал общества.
Понятие "ранее учтенного земельного участка" следует из положений Федерального закона N 218-ФЗ, который является земельным участком, учет которого был произведен до введения в действие законодательства о государственном кадастре недвижимости.
В силу части 4 статьи 69 Федерального закона N 218-ФЗ, технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.
На основании части 5 статьи 69 Федерального закона N 218-ФЗ, в случае отсутствия в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней со дня получения им заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости обеспечивает включение сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в ЕГРН.
На основании части 7 статьи 69 Федерального закона N 218-ФЗ, в течение пяти дней со дня включения в ЕГРН документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости орган регистрации прав выдает лицу, обратившемуся с запросом о предоставлении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, выписку из ЕГРН об объекте недвижимости.
Минэкономразвития России письмом от 20.04.2017 N Д23и-2207 "О направлении информации" разъяснило, что согласно Федеральному закону N 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до вступления в силу Федерального закона N 218-ФЗ (объекты недвижимости, являющиеся ранее учтенными), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН, которая производится по желанию их правообладателей.
Также, в обоснование правовой позиции общество указало на то, что земельный участок 77:02:0006034:25 сформирован до 2006 года, номер земельного участка внесен в ГКН в 2007 году. Соответственно земельный участок с кадастровым номером 77:02:0006034:25, по мнению заявителя, является ранее учтенным, что подтверждается выпиской из ГКН о земельном участке.
Кроме того, заявитель отметил, что, обращаясь в Управление, а впоследствии в суд, не заявлял требований о регистрации права собственности на указанный земельный участок.
Заявление о внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенном земельном участке подано исключительно в связи с тем, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 77:02:0006034:25 удалены из ЕГРН в отсутствие соответствующего заявления правообладателя земельного участка. В то время как земельный участок с кадастровым номером 77:02:0006034:25 внесен в государственный кадастр недвижимости с основными характеристиками: кадастровым номером, границами и площадью.
Таким образом, общество считает, что требование о внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенном земельном участке не может затронуть права третьих лиц, поскольку вопрос о праве может возникнуть лишь при наличии записи о регистрации таких прав (собственности или права постоянного бессрочного пользования). При указанных обстоятельствах, общество просило восстановить в ЕГРН сведения о земельном участке, ранее имевшиеся в кадастре согласно кадастровому плану земельного участка от 15.06.2006 N Л1/06-0217.
По мнению общества, при принятии обжалуемых судебных актов указанные обстоятельства не учтены, а также не применены положения законодательства о ранее учтенных объектах недвижимости, соответственно, судами не применен закон, подлежащий применению.
При таких обстоятельствах, без установления и проверки вышеуказанных фактов выводы судов о законности оспариваемого решения являются преждевременными.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций вопреки требованиям процессуального законодательства не установлены все фактические обстоятельства дела и не дана надлежащая правовая оценка представленным доказательствам и всем доводам сторон, следует признать, что выводы судов сделаны при неполном выяснении обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.
Ввиду того, что для принятия законного и обоснованного решения требуется установление обстоятельств, исследование и оценка доказательств, а также иные процессуальные действия, предусмотренные для рассмотрения дела в суде первой инстанции, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, принятые судами по данному делу решение и постановление подлежат отмене, а дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При новом рассмотрении суду в соответствии со статьей 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует оценить все доводы лиц, участвующих в деле, имеющиеся в деле доказательства, установить все имеющие значение для дела обстоятельства, правильно применить нормы процессуального и материального права, принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 04 марта 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 июля 2020 года по делу N А40-291603/19 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
И.Ю. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании части 5 статьи 69 Федерального закона N 218-ФЗ, в случае отсутствия в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней со дня получения им заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости обеспечивает включение сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в ЕГРН.
На основании части 7 статьи 69 Федерального закона N 218-ФЗ, в течение пяти дней со дня включения в ЕГРН документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости орган регистрации прав выдает лицу, обратившемуся с запросом о предоставлении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, выписку из ЕГРН об объекте недвижимости.
Минэкономразвития России письмом от 20.04.2017 N Д23и-2207 "О направлении информации" разъяснило, что согласно Федеральному закону N 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до вступления в силу Федерального закона N 218-ФЗ (объекты недвижимости, являющиеся ранее учтенными), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН, которая производится по желанию их правообладателей."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13 октября 2020 г. N Ф05-15732/20 по делу N А40-291603/2019
Хронология рассмотрения дела:
12.10.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-15732/20
12.07.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-28007/2021
20.02.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-291603/19
13.10.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-15732/20
21.07.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-23687/20
04.03.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-291603/19