город Москва |
|
15 октября 2020 г. |
Дело N А41-62200/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 октября 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Григорьевой И.Ю., Дербенева А.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: Пелевин А.Н., доверенность от 10.07.2020;
от заинтересованного лица: Суренская М.Ю., доверенность от 18.03.2020;
рассмотрев 08 октября 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области
на решение от 21 февраля 2020 года
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 03 июля 2020 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-62200/19
по заявлению АО "Мособлэнерго"
об оспаривании отказа
к ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области,
УСТАНОВИЛ:
АО "Мособлэнерго" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области (далее - Управление) о признании незаконным отказа в регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) изменений сведений об охранной зоне объектов электросетевого хозяйства линии электропередач ВЛЭП-19кВ с СНТ "Персей" по адресу: Московская область, Серпуховской район, д. Нефедово (50:32:0040229:2644, 50:32:0040229:2646), реестровый номер 50.32.2.177, на основании уведомления от 28.06.2019 N исх01-39/0931 и об обязании зарегистрировать в ЕГРН изменение сведений об охранной зоне объектов электросетевого хозяйства линии электропередач ВЛЭП-19кВ с СНТ "Персей" по адресу: Московская область, Серпуховской район, д. Нефедово (50:32:0040229:2644, 50:32:0040229:2646) реестровый номер 50.32.2.177.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21 февраля 2020 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 03 июля 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований либо направить дело на новое рассмотрение.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, решением Серпуховского городского суда Московской области от 17.01.2019 N 2-55/2019 суд обязал общество внести изменения в государственный кадастровый учет в части сведений о местонахождении линии ВЛЭП-10 кВ, назначение - сооружения энергетики и электропередачи, общей протяженностью 14.750 м, находящейся по адресу: Московская область, Серпуховской район, инвентарный номер - 279:081-10179, кадастровый номер - 50-50-32/038/2006-102, расположенной на земельных участках, площадью 0,14 га, с кадастровым номером 50:32:0040229:2646 в д. Нефедово Серпуховского района Московской области.
В порядке исполнения вступившего в законную силу решения Серпуховского городского суда от 17.01.2019 по делу N 2-55/2019 общество обратилось в Управление за внесением изменений в государственный реестр недвижимости в части сведений об охранной зоне объектов электросетевого хозяйства (заявление от 04.06.2019 N 10-5384/19).
К заявлению приложены текст решения от 17.01.2019 по делу N 2-55/2019 Серпуховского городского суда Московской области с отметкой о вступлении в законную силу, схемы зоны с особыми условиями использования территории в отношении объектов электросетевого хозяйства в электронной форме, в формате XML, на диске DVD-R, копия доверенности представителя общества, подавшего заявление.
Уведомлением от 28.06.2019 N 01-39/0931 Управление отказало обществу во внесении сведений об охранной зоне объектов электросетевого хозяйства линии электропередач ВЛЭП-19кВ с СНТ "Персей" по адресу: Московская область, Серпуховской район, д. Нефедово (50:32:0040229:2644, 50:32:0040229:2646) реестровый номер 50.32.2.177.
Как установлено судами, из указанного уведомления следует, что основанием для отказа послужило то обстоятельство, что представленный пакет документов не обеспечил считываемость и контроль содержащихся в нем сведений, в связи с чем провести дальнейшую проверку на соответствие требованиям действующего законодательства Управлению не представилось возможным.
Общество, не согласившись с решением Управления, обратилось в Арбитражный суд Московской области с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 7 и частью 1 статьи 8 Федерального закона N 218-ФЗ, кадастр недвижимости является частью ЕГРН, в который вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
Часть 2 статьи 8 Федерального закона N 218-ФЗ к основным сведениям об объекте недвижимости относит характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
В силу части 3 статьи 8 Федерального закона N 218-ФЗ, к дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1-3 статьи 38 Федерального закона N 218-ФЗ вносятся в уведомительном порядке.
Согласно абзацу 7 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации, одним из видов зон с особыми условиями использования территорий, которые могут быть установлены, является охранная зона линий и сооружений связи.
В соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации, Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий, за исключением зон с особыми условиями использования территорий, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные (рыбоохранные) зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия), в котором должны быть определены, в том числе порядок подготовки и принятия решений об установлении, изменении, о прекращении существования указанных зон; федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении, изменении, о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территории, за исключением случаев, если федеральным законом принятие указанных решений отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Если иное не предусмотрено статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации, по общему правилу, установление, изменение, прекращение существования зоны с особыми условиями использования территории осуществляются на основании решения уполномоченного органа государственной власти, органа местного самоуправления (пункт 6 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 10 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации, обязательным приложением к решению об установлении зоны с особыми условиями использования территории, являются сведения о границах данной зоны, которые должны содержать графическое описание местоположения границ данной зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 32 и статьей 34 Федерального закона N 218-ФЗ, изменение зоны с особыми условиями использования территорий является основанием для внесения изменений в государственный кадастровый учет.
Частью 16 статьи 34 Федерального закона N 218-ФЗ закреплено, что перечень документов и состав содержащихся в них сведений, направляемых или предоставляемых в орган регистрации прав, порядок их направления или предоставления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, и требования к формату таких документов в электронной форме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В целях урегулирования вопросов информационного взаимодействия постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 N 1532 утверждены Правила предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15, 15(1), 15.2 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости" (далее - Правила N 1532).
Пунктами 33, 34 Правил N 1532 определено, что при информационном взаимодействии документы предоставляются в виде электронных документов в формате XML. При отсутствии технической возможности использовать информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" документы предоставляются на электронных носителях.
При отказе во внесении изменений в государственный кадастровый учет относительно зоны с особыми условиями использования территории в отношении объектов электросетевого хозяйства Управление указало, что общество не обеспечило считываемость и контроль содержащихся в приложении к заявлению сведений со ссылкой на пункт 3 части 2 статьи 34 Федерального закона N 218-ФЗ.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 34 Федерального закона N 218-ФЗ, основанием для отказа во внесении изменений в государственный кадастровый учет является несоответствие поступивших документов требованиям к формату таких документов в электронной форме, установленному в соответствии с частью 16 статьи 32 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество представило в Управление пакет документов в электронном виде, заверенных УКЭП, с приложением текстового и графического описания местоположения границ охранной зоны (схемы зоны с особыми условиями использования территории в отношении объектов электросетевого хозяйства) в формате XML на диске DVD-R.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Суды обоснованно отметили, что в нарушение указанных норм права Управлением не представлено доказательств, подтверждающих невозможность считываемости и контроля содержащихся в представленном пакете документов сведений, равно как не представлено доказательств несоответствия представленных документов предъявляемым к ним требованиям.
Довод Управления о том, что 12.07.2019 обществом представлен новый пакет документов, не соответствующий установленным требованиям, обоснованно отклонен судами, как не влияющий на вывод о недоказанности правомерности оспариваемого отказа и не имеющий значения для правильного рассмотрения дела, поскольку предметом рассмотрения настоящего спора является правомерность отказа от 28.06.2019.
Оценив представленные доказательства по правилам статей 64, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу о недоказанности законности и обоснованности оспариваемого отказа, и о наличии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 21 февраля 2020 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 03 июля 2020 года по делу N А41-62200/19 оставить без изменения, кассационную жалобу ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
И.Ю. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В целях урегулирования вопросов информационного взаимодействия постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 N 1532 утверждены Правила предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15, 15(1), 15.2 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости" (далее - Правила N 1532).
...
При отказе во внесении изменений в государственный кадастровый учет относительно зоны с особыми условиями использования территории в отношении объектов электросетевого хозяйства Управление указало, что общество не обеспечило считываемость и контроль содержащихся в приложении к заявлению сведений со ссылкой на пункт 3 части 2 статьи 34 Федерального закона N 218-ФЗ.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 34 Федерального закона N 218-ФЗ, основанием для отказа во внесении изменений в государственный кадастровый учет является несоответствие поступивших документов требованиям к формату таких документов в электронной форме, установленному в соответствии с частью 16 статьи 32 настоящего Федерального закона."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15 октября 2020 г. N Ф05-15331/20 по делу N А41-62200/2019
Хронология рассмотрения дела:
15.10.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-15331/20
03.07.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-7892/20
21.02.2020 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-62200/19
18.02.2020 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-62200/19
21.10.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-62200/19