город Москва |
|
23 октября 2020 г. |
Дело N А40-99695/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 октября 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Кобылянского В.В.,
судей Кольцовой Н.Н., Шишовой О.А.,
при участии в заседании:
от истца: общества с ограниченной ответственностью "Фортез" - Джафаров А.А. по дов. от 06.06.2019 в режиме он-лайн,
от ответчика: Департамента городского имущества города Москвы - Кашина Л.А. по дов. от 28.11.2019 в режиме он-лайн,
от третьего лица: Правительства Москвы - Кашина Л.А. по дов. от 27.08.2020 в режиме он-лайн,
рассмотрев 19 октября 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу истца - общества с ограниченной ответственностью "Фортез"
на решение от 07 ноября 2019 года
Арбитражного суда города Москвы
и постановление от 02 марта 2020 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по иску общества с ограниченной ответственностью "Фортез"
к Департаменту городского имущества города Москвы
о признании права на получение имущественной поддержки в виде применения льготной ставки арендной платы,
третье лицо: Правительство Москвы,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Фортез" (далее - истец, ООО "Фортез") обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - ответчик, Департамент) с иском о признании права на получение имущественной поддержки в виде применения по договору аренды от 15.10.2004 N 04-00674/04 льготной ставки арендной платы в размере 4500 руб. за кв.м. в год на период с 01.01.2019 по 31.12.2019
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07 ноября 2019 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 марта 2020 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "Фортез" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные решение и постановление отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме, указывая на нарушение и неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В обоснование приведенных в кассационной жалобе доводов истец указывает, что судами не рассмотрено устное ходатайство истца о приостановлении производства по делу до разрешения судами дела N А40-76053/19 по иску ООО "Фортез" к Департаменту о признании права на применение льготной ставки арендной платы и взыскании неосновательного обогащения по договору аренды от 15.10.2004 N 04-00674/04 за период с 2016 года по 2018 год. Договор аренды от 15.10.2004 N 04-00674/04 заключен на основании договора аренды от 17.04.2003 N 04-000292, то есть, не по результатам проведения конкурса или аукциона. Договор аренды от 15.10.2004 N 04-00674/04 заключен на неопределенный срок (пункт 2 статьи 610, пункт 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации), в связи с чем, положения пункта 1 части 9 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" об установлении рыночной ставки арендной платы не могут применяться к правоотношениям сторон из договора аренды от 15.10.2004 N 04-00674/04. По мнению истца, дополнительное соглашение от 30.11.2016 к договору аренды от 15.10.2004 N 04-00674/04 является недействительной (ничтожной) сделкой, нарушающей охраняемые публичные интересы, и не влечет для сторон юридических последствий, в том числе, в виде установления рыночной ставки арендной платы и порядка предоставления имущественной поддержки арендатору в виде льготной ставки арендной платы в порядке, установленном постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП. Согласно подпункту 1.1 пункта 1 постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП (в редакции от 18.12.2018) имущественная поддержка в виде предоставления льготной ставки арендной платы на 2019 год субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м., находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов, устанавливается автоматически, без необходимости обращения в Межведомственную комиссию, полномочия по представлению истцу имущественной поддержки в виде льготной ставки арендной платы на 2019 год у Межведомственной комиссии отсутствуют, указанным доводам истца оценка судами не дана. Судами не принято во внимание, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 17.07.2019 по делу NА40-76112/19 признано право ООО "Фортез" на имущественную поддержку в виде предоставления льготной ставки арендной платы в размере 4500 руб. в год на 2017 год, январь-февраль 2018 года по договору аренды от 30.01.2006 N 04-00050/06 в отношении нежилого помещения общей площадью 59.9 кв. м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Нижняя Первомайская, д. 29, при этом помещения, арендуемые истцом по договору аренды от 30.01.2006 N 04-00050/06 и договору аренды от 15.10.2004 N 04-00674/04 (общей площадью 132, 2 кв.м), являются частями нежилого помещения с кадастровым номером 77:03:0005014:12073 общей площадью 202, 9 кв.м, в связи с чем, различные правовые подходы в регулировании арендных отношений одного и того же объекта являются недопустимыми.
В судебном заседании суда кассационной инстанции, проведенного в режиме веб-конференции, представитель истца поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представитель ответчика и третьего лица возражала против доводов кассационной жалобы, указывая на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в обжалуемых судебных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия приходит к выводу, что принятые по делу решение и постановление подлежат отмене с передачей дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между ООО "Фортез" (арендатор) и Департаментом городского имущества города Москвы (арендодатель) заключен договор аренды от 15.10.2004 N 04-00674/04 в отношении нежилого помещения общей площадью 132,1 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Нижняя Первомайская, д. 29, для использования под офис, магазин.
Указанный договор перезаключен на новый срок после истечения срока действия договора от 17.04.2003 N 04-000292. Договор аренды от 15.10.2004 N 04-00674/04 заключен без проведения торгов.
Дополнительным соглашением от 30.11.2016 срок действия договора установлен до 29.11.2021. Арендная плата по договору установлена в размере рыночной стоимости права пользования (12 536 руб. без НДС за 1 кв.м. в год), определенной по результатам независимой оценки.
В силу пункта 6.2 договора в случае изменения условий, размера и порядка оплаты аренды, ставка арендной платы, считается измененной арендодателем в одностороннем порядке.
Истец является субъектом малого и среднего предпринимательства, что подтверждается сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от 14.01.2018 N ЮЭ9965-19-5005333.
Обществом в адрес Департамента была направлена претензия с требованием признать за обществом право на применение льготной ставки арендной платы в размере 4 500 руб. за 1 кв.м на период с 01.01.2019 по 31.12.2019, которая оставлена Департаментом без ответа.
Полагая, что как субъект малого предпринимательства, арендующий объект нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящийся в имущественной казне города Москвы, по действующему договору аренды от 15.10.2004 N 04-00674/04, заключенному без проведения торгов, общество имеет право на имущественную поддержку в виде установления на 2019 год льготной ставки арендной платы в размере 4500 руб. за кв.м в год, предусмотренной пунктом 1.1 Постановления N 800-ПП, в редакции, действующей с 01.01.2017, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 309, 310, 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы", в редакции постановления Правительства Москвы от 02.12.2016 N 812-ПП "О внесении изменений в правовые акты города Москвы", постановления Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП "О создании межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства", разъяснениями, изложенными в пункте 4.3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", исходили из того, что истец не вправе претендовать на льготную ставку арендной платы в размере 4500 руб. ввиду несоблюдения заявительного порядка обращения для получения государственной преференции и непредставления доказательств принятия Межведомственной комиссией по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства положительного решения в отношении истца.
Как указали суды, при заключении последующих соглашений о продлении срока действия договора аренды от 15.10.2004 N 04-00674/04 у Департамента отсутствовали законные основания для применения к арендатору льготной ставки арендной платы, поскольку нормы вышеназванных постановлений Правительства Москвы обязывали Департамент при очередном продлении срока действия указанного договора аренды установить ставку арендной платы по результатам оценки рыночной стоимости права пользования спорным нежилым помещением; дополнительное соглашение о продлении срока действия договора аренды от 15.10.2004 N 04- 00674/04 и изменении ставки арендной платы со льготной ставки на рыночную подписано сторонами 30.11.2016 и прошло государственную регистрацию, ООО "Фортез" в судебном порядке не оспорено, протоколы разногласий с предложением альтернативной по содержанию редакции при подписании указанного дополнительного соглашения в адрес Департамента не направлялись, следовательно, стороны пришли к соглашению об изменении существенных условий договора аренды нежилых помещений и приняли на себя обязательства по их исполнению.
Кассационная коллегия находит выводы судов обеих инстанций противоречащими толкованию подлежащих применению норм материального права, указанному в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 01.10.2020 N 305-ЭС19-26744, N 305-ЭС20-1800, N 305-ЭС19-26856.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными данным Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу части 1 статьи 6 Закона N 209-ФЗ государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных данным Федеральным законом.
Органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства должны оказывать поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами) (пункт 5 статьи 3 Закона N 209-ФЗ).
В части 1 статьи 16 Закона N 209-ФЗ приведены виды и формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (финансовая, имущественная, информационная и другие).
Одним из видов поддержки является предоставление данным субъектам государственного и муниципального имущества на льготных условиях (статья 18 данного Закона).
Согласно части 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки указанным субъектам устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
Субъект Российской Федерации - город Москва принял Закон от 26.11.2008 N 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве" (далее - Закон города Москвы N 60), регулирующий отношения, возникающие между органами государственной власти города Москвы, юридическими и физическими лицами в сфере предоставления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в городе Москве.
Данным Законом определены формы поддержки (имущественная, финансовая, информационная и другие), виды такой поддержки, источники ее средств и ресурсов, а также цели и условия деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Москве.
В пунктах 2.8.1 и 2.8.5 Положения об управлении объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 29.06.2010 N 540-ПП, указано, что в целях реализации полномочий города Москвы, предусмотренных Законом N 209-ФЗ, уполномоченные органы власти города Москвы могут оказывать имущественную и иную предусмотренную законодательством поддержку субъектов экономической деятельности; к мерам государственной имущественной поддержки относится установление регулируемых ставок арендной платы за пользование объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы.
Одним из основных принципов государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления (пункты 1, 4 части 3 статьи 6 Закона N 209-ФЗ, статья 3 Закона города Москвы N 60).
Постановлением N 809-ПП утвержден Перечень случаев установления ставки арендной платы по договорам аренды нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, на льготных условиях, к которым относится осуществление субъектом малого предпринимательства хозяйственной деятельности на условиях, определенных соответствующим нормативным правовым актом Москвы.
Правительство Москвы, осуществляющее от имени города Москвы полномочия по управлению государственным имуществом, в соответствии с требованиями Закона N 135-ФЗ, Закона N 209-ФЗ и Закона города Москвы N 60 в декабре 2012 года приняло Постановление N 800-ПП о предоставлении имущественной поддержки в виде установления с 01.10.2013 ставки арендной платы в размере 3500 руб. за кв.м в год, в частности, субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов: 1. арендующим объекты площадью до 300 кв.м.
На основании Постановления N 800-ПП в данной редакции льготная ставка арендной платы применялась арендодателем самостоятельно ко всем субъектам малого предпринимательства - добросовестным арендаторам объектов площадью до 300 кв.м, не нарушающим условия договоров.
В последующем редакция Постановления N 800-ПП была изменена 16 раз.
При этом Правительством Москвы введены новые группы субъектов малого предпринимательства, которым предоставлялась имущественная поддержка в виде льготной ставки в размере 3500 руб., условия и порядок предоставления поддержки.
Льготная арендная плата субъектам, арендующим помещения площадью до 300 кв.м, согласно редакциям Постановления N 800-ПП, действовавшим до 20.10.2015, предоставлялась без соблюдения специального порядка (обращения в Межведомственную комиссию и наличия заключения отраслевого органа исполнительной власти города Москвы), установленного для арендаторов, получающих поддержку в связи с осуществлением ими социально-значимой деятельности, приведенной в названном нормативном правовом акте, или с использованием труда инвалидов.
В отсутствие такого условия для предоставления имущественной поддержки арендаторам, поименованным в пункте 1.1 постановления N 800-ПП, как обращение в Межведомственную комиссию, на указанных субъектов также не распространялось положение пункта 5.3 постановления Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП об обязательном ежегодном подтверждении решения Комиссии о предоставлении поддержки.
В редакциях Постановления N 800-ПП, действовавших с 20.10.2015 по 02.12.2016, указано на необходимость обращения всех субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда по действующим договорам, заключенным без проведения торгов, приведенным в пунктах 1.1 (аренда помещений площадью до 300 кв.м) и 1.2, 1.3 (использование помещений для осуществления видов деятельности, приведенных в этих пунктах, а также использование труда инвалидов), претендующих на льготную ставку арендной платы в размере 3500 руб., в Межведомственную комиссию, которая принимает решение о предоставлении льготы.
При этом Постановлением от 20.10.2015 N 678-ПП не был определен срок вступления его в законную силу, как и порядок установления льготной ставки субъектам, арендующим площадь менее 300 кв.м (пункт 1.1 Постановления N 800-ПП), в связи с чем при толковании данных изменений следовало исходить из принципа сохранения разумной стабильности правового регулирования, недопустимости внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также предоставления в случае необходимости возможности в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2001 N 8-П).
Непринятие Межведомственной комиссией в отношении субъекта малого предпринимательства, обратившегося в данную комиссию или в Департамент с заявлением о предоставлении льготы и соответствующего критериям, установленным Постановлением N 800-ПП, не лишает такого арендатора возможности защитить право на предоставление поддержки в судебном порядке.
В Постановлении N 800-ПП приведен исчерпывающий перечь оснований, при которых субъекты малого предпринимательства утрачивают право на льготную арендную плату (в случае выявления нецелевого использования помещений, наличия задолженности по арендной плате, передачи без согласия арендодателя помещений в субаренду).
В пункте 2.4 указанного Постановления во всех редакциях предусмотрено, что по действующим договорам, заключенным без проведения торгов, арендная плата подлежит установлению на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой ставки арендной платы за исключением случаев, предусмотренных в пункте 1, в котором приведены основания для применения льготной ставки.
Пунктом 1 Постановления N 800-ПП в редакции постановления Правительства Москвы от 02.12.2016 N 812-ПП "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" установлена ставка арендной платы в размере 4500 руб. за кв.м в год, в частности, субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов (пункт 1.1 постановления).
Постановлением N 812-ПП из пункта 1.1 Постановления N 800-ПП исключен абзац, предусматривавший необходимость обращения в Межведомственную комиссию арендаторов, претендующих на получение льготы, предусмотренной данным пунктом.
Постановление N 800-ПП дополнено пунктом 1(1), согласно которому в случае если в соответствии с договорами аренды, заключенными без проведения торгов, арендная плата установлена по ставке, определенной в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы, имущественная поддержка предоставляется с 01.01.2017 в виде установления ставки арендной платы в размере 3500 руб. за кв.м в год и в порядке, предусмотренном пунктом 2.1 данного постановления.
В соответствии с пунктом 2.1 Постановления N 800-ПП имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1(1) этого постановления, оказывается субъектам малого предпринимательства при условии представления в Межведомственную комиссию отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Комиссией в порядке, установленном Правительством Москвы, решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1(1) данного постановления.
Таким образом, исходя из буквального содержания пунктов 1.1, 1(1) и 2.1 Постановления N 800-ПП в редакции, действующей с 01.01.2017, для субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м, не предусмотрена необходимость обращения в Межведомственную комиссию для получения имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы в размере 4500 руб. за кв.м; необходимость обращения в названную комиссию предусмотрена только для субъектов малого предпринимательства, претендующих на имущественную поддержку в виде иной льготной ставки в размере 3500 руб. за кв.м.
В 2018-2019 годах размер льготной ставки (4500 руб.) для субъектов малого предпринимательства, поименованных в пункте 1.1 Постановления N 800-ПП, не изменялся.
В соответствии с дополнительным соглашением от 30.11.2016 к договору аренды от 15.10.2004 N 04-00674/04 по результатам проведенной оценки рыночная стоимость права пользования на условиях договора аренды объектом нежилого фонда без учета налога на добавленную стоимость на период с 30.11.2016 составила 12 536 руб., срок действия договора установлен по 29.11.2021.
Поддержанный судами при рассмотрении настоящего спора довод ответчика и третьего лица о том, что льготная ставка в размере 4500 руб. за кв.м в год предоставляется только тем субъектам малого предпринимательства, которые не заключили дополнительное соглашение в порядке части 9 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ с условием о рыночной ставке арендной платы, и пользуются объектами на основании договоров, действие которых возобновилось на неопределенный срок или срок действия которых еще не истек, не согласуется с содержанием пункта 1 Постановления N 800-ПП, в буквальном истолковании, указанном в вышеназванных определениях Верховного Суда Российской Федерации.
Согласно названному пункту критерием для предоставления названной ставки добросовестным субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м, является аренда нежилого фонда по действующим договорам, заключенным без торгов.
Более того, только постановлением Правительства Москвы от 22.09.2020 N 1554-П "О внесении изменений в постановления Правительства Москвы от 25 декабря 2012 г. N 800-ПП и от 1 июля 2013 г. N 424-ПП" внесены соответствующие изменения в пункты 1 и 1(1) постановления 800-ПП.
Изложенный судами подход не соответствует установленным Законом N 209-ФЗ и Законом города Москвы N 60 принципам равной имущественной поддержки внутри одной группы субъектов малого предпринимательства, для которой такая поддержка предусмотрена (в данном случае арендаторы небольших помещений), обеспечения равных прав и возможностей при получении имущественной поддержки, противоречит требованиям антимонопольного законодательства, которым установлен запрет на создание органами государственной власти и органами местного самоуправления преимуществ каким-либо лицам и ограничений другим лицам внутри одной группы предпринимателей.
Таким образом, само по себе заключение сторонами дополнительного соглашения о продлении срока аренды в соответствии с частью 9 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ не исключило при определении размера арендной платы по договору применение положений Постановления N 800-ПП, в том числе пункта 1.1.
В части 9 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ сформулировано общее правило о необходимости рыночной оценки при заключении договора аренды государственного или муниципального имущества на новый срок, но иное может быть предусмотрено другим законодательством, в том числе Законом N 209-ФЗ, которым установлены особые условия предоставления субъектам малого предпринимательства имущественной поддержки в виде передачи в аренду государственного или муниципального имущества, в том числе по льготным (отличным от рыночных) ставкам и при заключении договоров аренды на новый срок.
Как следует из пункта 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", если федеральный закон, предусматривающий необходимость государственного регулирования арендной платы, отсутствует, но публично-правовое образование установило правила, которыми оно руководствуется при определении арендной платы и условий сдачи в аренду имущества, находящегося в собственности этого публично-правового образования, то акты, которыми устанавливаются такие правила, регулируют публичные отношения, связанные с управлением государственным или муниципальным имуществом, и адресованы соответствующим органам, осуществляющим управление. Поэтому их положения применяются к договору аренды лишь постольку, поскольку это предусмотрено самим договором.
Если стороны распространили действие упомянутого акта на свои отношения из договора аренды, но договор содержит какое-либо условие, изначально противоречащее действовавшему в момент его заключения положению названного акта, предполагается, если не доказано иное, что стороны отдали приоритет данному условию договора (статья 431 Гражданского кодекса Российской Федерации). Между тем если стороны в договоре аренды государственного или муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное условие корректируется при изменении указанных актов публично-правового образования, то такое изменение в отношениях сторон происходит автоматически и не требует изменения договора аренды.
В предмет исследования при рассмотрении заявленных истцом требований входит, в частности, установление условий договора аренды о ставке арендной платы, порядке ее изменения.
Судами не установлено, исключили ли стороны при заключении дополнительного соглашения от 30.11.2016 из условий договора аренды от 15.10.2004 N 04-00674/04 условие о применении к их отношениям актов Правительства Москвы в части определения арендной платы.
При этом арендная плата, установленная дополнительным соглашением от 30.11.2016, определенная по результатам оценки рыночной стоимости права пользования объектом нежилого фонда, подлежит применению к обществу только в том случае, если соответствующие условия исключены из спорного договора аренды, если общество не соответствует установленным законодательством критериям получения льготы, нарушило требования, предусмотренные в Постановлении N 800-ПП, либо истечет срок действия нормативного правого акта, предоставившего льготу.
Кассационная коллегия отмечает, что изменение судебной практики в связи с толкованием высшей судебной инстанцией содержания норм материального права не изменяет изначально установленного законом правового регулирования правоотношений участников гражданского оборота, в связи с чем, изложенная высшим судебным органом правовая позиция подлежит применению также и к правоотношениям, имевшим место до такого толкования.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание необходимость установления фактических обстоятельств спора применительно к вышеназванным нормам материального права в толковании их высшей судебной инстанцией, указанном в упомянутых определениях Верховного Суда Российской Федерации, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что в силу пункта 3 части 1 статьи 287, частей 1 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное и установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права в толковании их применения высшей судебной инстанцией, в том числе установить, исключили ли стороны при заключении дополнительного соглашения от 30.11.2016 из условий договора аренды от 15.10.2004 N 04-00674/04 условие о применении к их отношениям актов Правительства Москвы в части определения арендной платы, имело ли место наличие обстоятельств, предусмотренных Постановлением Правительства Москвы N 800-ПП, для прекращения действия льготной ставки и применения рыночной ставки ООО "Фортез", которому ранее, в иной период, Департаментом была предоставлена имущественная поддержка, имеет ли общество основания для признания за ним права на применение ставки арендной платы в размере 4500 руб. за 1 кв.м на период с 01.01.2019 по 31.12.2019 на основании пункта 1.1 постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП, в редакции от 18.12.2018.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 07 ноября 2019 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 марта 2020 года по делу N А40-99695/19 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
В.В. Кобылянский |
Судьи |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное и установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права в толковании их применения высшей судебной инстанцией, в том числе установить, исключили ли стороны при заключении дополнительного соглашения от 30.11.2016 из условий договора аренды от 15.10.2004 N 04-00674/04 условие о применении к их отношениям актов Правительства Москвы в части определения арендной платы, имело ли место наличие обстоятельств, предусмотренных Постановлением Правительства Москвы N 800-ПП, для прекращения действия льготной ставки и применения рыночной ставки ООО "Фортез", которому ранее, в иной период, Департаментом была предоставлена имущественная поддержка, имеет ли общество основания для признания за ним права на применение ставки арендной платы в размере 4500 руб. за 1 кв.м на период с 01.01.2019 по 31.12.2019 на основании пункта 1.1 постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП, в редакции от 18.12.2018."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23 октября 2020 г. N Ф05-9522/20 по делу N А40-99695/2019
Хронология рассмотрения дела:
05.10.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-9522/20
20.06.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-32481/2022
09.08.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-9522/20
02.04.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-5030/2021
24.12.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-99695/19
23.10.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-9522/20
02.03.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-78055/19
07.11.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-99695/19