• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27 октября 2020 г. N Ф05-16601/20 по делу N А40-246295/2019

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Как усматривается из материалов дела и установлено судом, между Министерством обороны РФ (государственный заказчик) и ФГУП "ГВСУ N 4" (генподрядчик) был заключен государственный контракт от 19.04.2016 г. N 1616187375052090942000000 на завершение строительно-монтажных работ по объекту: "Реконструкция котельной в военном городке N48 г. Новороссийск" (шифр объекта 5Д-09). Согласно п.2.1 контракта, генподрядчик осуществляет строительно-монтажные работы в соответствии с условиями контракта, в том числе раздела 23 контракта, ведение авторского надзора и работы (услуги), необходимые для ввода объекта в эксплуатацию в соответствии с условиями контракта (возведение объекта "под ключ") (работы). Пунктом 5.2 контракта были установлены сроки выполнения работ: выполнение строительно-монтажных работ - 15.09.2016 г. Дата подписания итогового акта приемки выполненных работ -15.10.2016 г. Как указал истец, в указанные сроки генподрядчиком работы не были выполнены и государственному заказчику не были сданы. Согласно п.18.4 контракта, в случае нарушения сроков выполнения этапов работ, предусмотренных контрактом, государственный заказчик вправе потребовать уплаты неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки генподрядчиком исполнения обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства по контракту. При этом размер такой неустойки (пени) устанавливается в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2017 г. N10421, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки. Цена контракта составляет 20.707.699 руб. (п.3.1 контракта). Так, на 17.10.2016 г., как указал истец, работы генподрядчиком в полном объеме не были выполнены, просрочка исполнения этапа работ (выполнение строительно-монтажных работ) с 16.09.2016 г. по 17.10.2016 г. составляет 32 дня, а поэтому истец начислил неустойку за указанный период в сумме 2.651.249 руб. 58 коп. Указанные обстоятельства и явились основанием для обращения с настоящим иском, в удовлетворении которого было отказано, что подтверждается решением и постановлением по делу. При этом суд в обжалуемых актах, оставляя исковые требования без удовлетворения, руководствуясь ст.ст. 309, 310, 330, 401, 405, 406, 718, 740, 762 ГК РФ, правомерно исходил из следующего.

Так, согласно преамбуле контракта, генподрядчик на основании Распоряжения Правительства РФ от 05.09.2011 г. N 1529-р был определен единственным исполнителем размещаемых государственных заказов на выполнение подрядных работ по проектированию, строительству и геконструкции (капитальному ремонту) объектов социального назначения Минобороны РФ. При этом правовым основанием определения генподрядчика единственным исполнителем является п.17 ч.2 ст.55 действовавшего на момент издания распоряжения Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94 "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Президиум ВАС РФ в Постановлении N 5467/14 от 15.07.2014 г. указал, что нормами статей 20, 32, 41.1, 46, 53 названного закона был установлен запрет на переговоры между участником размещения заказа и заказчиком, уполномоченным органом, аукционной (конкурсной) комиссией при проведении аукциона (конкурса). Запрет на переговоры означает, что лицо, подписывающее государственный контракт, лишено возможности выразить собственную волю в отношении порядка начисления неустойки и вынуждено принять это условия путем присоединения к контракту в целом (договор присоединения). Кроме того, в вышеуказанном постановлении указано, что начисление неустойки на общую сумму контракта без учета надлежащего исполнения работ противоречит принципу юридического равенства, предусмотренному п.1 ст.1 ГК РФ, поскольку создает преимущественные условия кредитору, которому, следовательно, причитается компенсация не только за неисполненное в срок обязательство, но и за те работы, которые выполнены надлежащим образом. При этом включение в текст контракта условия о возможности начисления неустойки на общую сумму контракта, а не на стоимость просроченного обязательства, является злоупотреблением правом. Таким образом, поскольку генподрядчик распоряжением Правительства РФ был определен единственным исполнителем строительных работ, то у него отсутствовала возможность отказаться от заключения данного контракта. Кроме того, суд обоснованно отметил, что расчет неустойки за несвоевременное выполнение работ по одному этапу, исходя из общей стоимости контракта, включающий в себя стоимость других этапов, срок исполнения которых наступает позднее, является незаконным и противоречит компенсационной функции неустойки и принципу юридического равенства сторон. Более того, включение в проект контракта явно несправедливого договорного условия, ухудшающего положение стороны в договоре (подрядчика), оспаривание которого осложнено особенностями процедуры, установленной Законом N 44-ФЗ, ставит заказчика в более выгодное положение и позволяет ему извлечь необоснованное преимущество. Согласно п.2.1 контракта, государственный заказчик осуществляет финансирование, обеспечение выполнения и контроль за выполнением работ, а генподрядчик осуществляет строительно-монтажные работы в соответствии с условиями контракта, в том числе раздела 23 контракта, ведение авторского надзора и работы (услуги), необходимые для ввода в эксплуатацию объекта в соответствии с условиями контракта. Согласно п.2.5 контракта, государственный заказчик в целях обеспечения выполнения работ, осуществления контроля и надзора за производством работ и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с генподрядчиком, передал исполнение части своих функций, определённых разделом 7 контракта, ФКП "УЗКС МО РФ", которое действует от имени государственного заказчика, за исключением обязанности по финансированию и оплате выполненных работ. Согласно п.7.1.5 контракта и п.5.4. СП 48.13330.2011, до начала производства строительно-монтажных работ заказчик передает генподрядчику на период строительства объекта строительную площадку по акту приема-передачи строительной площадки, а также всю необходимую для строительства документацию. Из п.5.1 контракта следует, что датой начала работ является дата вступления контракта в силу. Согласно п.19.1 контракта, он вступает в силу с момента его подписания сторонами."