г. Москва |
|
28 октября 2020 г. |
Дело N А40-23096/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 октября 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
Председательствующего судьи: Гречишкина А.А.
судей: Анциферовой О.В., Крекотнева С.Н.,
при участии в заседании:
от заявителя: не явился, извещен,
от ответчика: Игнатова П.И., по доверенности от 29 06 2020,
рассмотрев 26 октября 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу
ГУ - МРО ФСС Российской Федерации Филиал N 3
на решение Арбитражного суда города Москвы от 09.04.2020 года,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2020 года,
по заявлению ЗАО "Компания "Альфа-интеграция" (ИНН: 7724821942)
к ГУ - МРО ФСС Российской Федерации Филиал N 3
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Компания "Альфа-интеграция" (далее - общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ГУ - МРО ФСС Российской Федерации в лице филиала N 3 (далее - фонд) о признании недействительным решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 15.10.2019 N 43ДВ (за период с 01.01.2019 г. по 30.06.2019), решения от 13.01.2020 N 197ДВ (за период с 01.07.2019 по 30.09.2019), об обязании установить страховой тариф соответствующий ОКВЭД - 43.21 (Производство электромонтажных работ), который относится к 6 классу профессионального риска, которому соответствует страховой тариф в размере 0.7%.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09.04.2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2020, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с выводами судов ГУ - МРО ФСС Российской Федерации Филиал N 3, обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты судов первой и апелляционной инстанций, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 АПК РФ информация о принятии кассационной жалобы к производству, о месте и времени судебного заседания была размещена на официальном Интернет-сайте суда: http:www.fasmo.arbitr.ru.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Фонда поддержал доводы и требования кассационной жалобы, настаивал на ее удовлетворении.
Надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства заявитель, явку своего представителя в суд кассационной инстанции не обеспечил, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Письменный отзыв ЗАО "Компания "Альфа-интеграция" на кассационную жалобу судом приобщен в материалы дела на основании статьи 279 АПК РФ.
Изучив материалы дела, заслушав представителя Фонда, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция полагает, что отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
При рассмотрении дела судами установлено и из материалов дела следует, что общество в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ имеет основной вид экономической деятельности - "Торговля оптовая бытовыми электротоварами" (ОКВЭД 46.43). Указанный вид деятельности относится к 1 классу профессионального риска с размером страхового тарифа 0,2%.
Дополнительным видом деятельности обществом указан ОКВЭД - 43.21 Производство электромонтажных работ, который относится к 6 классу профессионального риска, что соответствует страховому тарифу 0,7%.
Установив, что в установленный срок (не позднее 15.04.2019) общество не представило документов в подтверждение вида экономической деятельности фондом вынесено уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях от 15.04.2019.
Указанным уведомлением фонд установил обществу размер страхового тарифа на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 2,50%, соответствующий виду экономической деятельности "Монтаж промышленных машин и оборудования" (код ОКВЭД 33.20), относящемуся к 19 классу профессионального риска.
Заявитель, обнаружив ошибку в предоставленных в филиал N 3 сведениях, направил уточняющий пакет документов, с указанием кода ОКВЭД - 43.21 (Производство электромонтажных работ), совместно с исходящим письмом N 44, принятые фондом 19.04.2019.
В соответствии с вышеуказанными нормами законодательства РФ за 2018 г. показатели Заявителя по видам деятельности составили: ОКВЭД2 43.21 Производство электромонтажных работ 45,68% от общего объема оказанных услуг и выпущенной продукции, ОКВЭД2 46.69.5 Торговля оптовая производственным электротехническим оборудованием, машинами, аппаратурой, материалами - 36,719% от общего объема оказанных услуг и выпущенной продукции, ОКВЭД2 71.12 Деятельность, связанная с инженерно-техническим проектирование, управлением проектами строительства, выполнением строительного контроля и авторского надзора - 17,601% от общего объема оказанных услуг и выпущенной продукции.
Фондом принято решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний N 43ДВ от 15.10.2019 г. (далее - "Решение N 43ДВ от 15.10.2019").
В соответствии с данным решением установлено доначисление страховых взносов по тарифу 2,5 процентов, что соответствует 19 классу профессионального риска по ОКВЭД - 33.20 в размере - 173 806,99 руб., пени - 1 673,16 руб. Также фондом было принято решение о привлечении к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 26.29 и уплате штрафа в размере 34 761,40 руб.
Решением от 13.01.2020 N 197ДВ фонд (за период с 01.07.2019 по 30.09.2019) привлек общество к ответственности.
Не согласившись с указанными решениями фонда от 15.10.2019, от 13.01.2020, общество обратилось в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 "Об утверждении Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска", приказа Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 "Об утверждении Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами", пришли к правомерному выводу о необходимости удовлетворения заявленных страхователем требований.
При этом суды исходили из того, что по смыслу п. 5 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в п. 3 данного Порядка, и после установления фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом.
Суд кассационной инстанции считает, что при рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды первой и апелляционной инстанции установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу в их совокупности, в соответствии со статьей 71 АПК РФ, нормы материального права применены правильно.
Судами установлено, что применительно к п. 3 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55 уточняющие документы представлены обществом в фонд 19.04.2019.
Представленные документы подтверждают позицию общества относительно фактического основного вида экономической деятельности (45,68% от общего объема оказанных услуг и выпущенной продукции) - производство электромонтажных работ (код по ОКВЭД 43.21), что соответствует 6 (шестому) классу профессионального риска, страховой тариф составляет 0,7%. Во исполнение положений ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ фонд не опроверг представленные обществом доказательства.
Вопреки доводам кассационной жалобы, предусмотренное пунктом 5 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55 право фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности и аналогичные положения пункта 13 Правил от 01.12.2005 N 713 не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе определения от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О). Виды деятельности плательщика - организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют. Право фонда, установленное в пункте 5 Порядка N 55, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц.
Таким образом, по смыслу пункта 5 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 данного Порядка, и после установления фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом.
Нормы права судами применены верно, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, не противоречат им и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 288 АПК РФ основанием для отмены судебных актов судом кассационной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены оспариваемых судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд:
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 09.04.2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2020 года по делу N А40-23096/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.А. Гречишкин |
Судьи |
О.В. Анциферова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 3 статьи 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе определения от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О). Виды деятельности плательщика - организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют. Право фонда, установленное в пункте 5 Порядка N 55, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28 октября 2020 г. N Ф05-17194/20 по делу N А40-23096/2020