город Москва |
|
5 ноября 2020 г. |
Дело N А40-238667/19-145-399 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Селково-1": Бунина И.В. (дов. от 12.09.2019 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Управление Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям: Мишина И.А. (дов. N 138 от 17.12.2019 г.);
от третьего лица ООО "РусМолоко": не явились, извещены;
рассмотрев 29 октября 2020 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Селково-1"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 30 января 2020 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2020 г.
по делу N А40-238667/19-145-399
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Селково-1"
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям
о признании незаконным предписания от 28 мая 2019 г. N 24-79(з)2019,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "РусМолоко",
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Селково-1" (далее - ООО "Селково-1", общество, заявитель) является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:05:0020350:01, расположенного по адресу: Московская обл., Сергиево-Посадский муниципальный район, сельское поселение Шеметовское, в районе деревни Ченцы, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения; вид разрешенного использования земельного участка - для сельскохозяйственного производства (далее - земельный участок).
На основании распоряжения заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям (далее - Управление Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям, административный орган) от 02 апреля 2019 г. N 289-РП (с учетом распоряжения от 05 апреля 2019 г. N 302-РП о внесении изменений) была проведена внеплановая выездная и документарная проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью "Селково-1" (далее - ООО "Селково-1", общество, заявитель), с целью исполнения требований ранее выданного предписания от 29 июня 2018 г. N 20-110(з)/2018 об устранении выявленных нарушений законодательства, срок исполнения которого истек (до 29 марта 2019 г.).
В ходе проведения проверки Управлением Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям установлено, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером 50:05:0020350:01 произрастают березы, кустарники, участок в сельскохозяйственный оборот не введен, признаков ведения сельскохозяйственного производства не обнаружено, паспорт плодородия не получен. Ранее выданное предписание от 29 июня 2018 г. N 20-110(з)/2018 не исполнено.
Выявленные в ходе проведения проверки нарушения зафиксированы в акте проверки от 28 мая 2019 г. N 24-79(з)/2019 и произведенной фотосъемкой.
В целях устранения выявленных нарушений требований земельного законодательства обществу было выдано предписание от 28 мая 2019 г. N 24-79(з)/2019.
Указанным предписанием обществу предписано в срок до 02 сентября 2019 г. провести мероприятия по очистке земельного участка, подвергшегося зарастанию сорной и древесно-кустарниковой растительности от зарастания (провести вырубку, корчевание, дискование, вспашку, сенокошение) (пункт 1 предписания); провести мероприятия по проведению участка в сельскохозяйственный оборот (пункт 2 предписания); на всей площади провести мероприятия по воспроизводству (повышению) плодородия почв, получить паспорт плодородия (пункт 3 предписания); использовать земельный участок по всей площади для сельскохозяйственного производства (пункт 4 предписания).
Пунктом 5 предписания установлен порядок его исполнения.
Считая свои права нарушенными, ООО "Селково-1" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям о признании незаконным предписания от 28 мая 2019 г. N 24-79(з)/2019 об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "РусМолоко" (далее - ООО "РусМолоко", третье лицо).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30 января 2020 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2020 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Селково-1" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на неисполнимость выданного административным органом предписания, поскольку земельный участок выбыл из владения общества в связи передачей его в аренду третьему лицу - ООО "РусМолоко". Приведены также доводы о допущенных административным органом нарушениях Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) при проведении проверки.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Отзывы на кассационную жалобу от ООО "РусМолоко" не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "Селково-1" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям против ее удовлетворения возражал.
Представитель ООО "РусМолоко" в заседание суда кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Предписание представляет собой акт государственного органа, содержащее властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретного юридического лица.
Предписание должно быть исполнимым.
Неопределенность и неисполнимость выданного предписания влечет признание его недействительным.
Из статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
При этом суды исходили из тех обстоятельств, что на собственников земельных участков, лиц осуществляющих их полномочия, возложена обязанность по сохранению и рациональному использованию земель.
При проведении проверки установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 50:05:0020350:01 произрастают березы, кустарники, участок в сельскохозяйственный оборот не введен, признаков ведения сельскохозяйственного производства не обнаружено, паспорт плодородия не получен, а ранее выданное предписание от 29 июня 2018 г. N 20-110(з)/2018 обществом не исполнено.
Доказательств осуществления на указанном земельном участке каких-либо мероприятий, направленных на недопущение деградации земель сельскохозяйственного назначения, суду не представлено.
Оспариваемое предписание является конкретным и ясным, поскольку помимо ссылки на действующее земельное законодательство содержит непосредственный перечень действий, которые необходимо предпринять обществу, в связи с чем является исполнимым.
Отклоняя доводы заявителя о неисполнимости выданного административным органом предписания, поскольку земельный участок выбыл из владения общества в связи передачей его в аренду третьему лицу - ООО "РусМолоко" и на него не распространяется обязанность по его содержанию в надлежащем виде, суды указали, что сдача земельного участка в аренду не освобождает собственника земельного участка от обязанностей, установленных земельным законодательством для земель сельскохозяйственного назначения.
Судами также указано на то, что по договору краткосрочной аренды земельных участков от 10 октября 2016 г. N 091-16/00002, заключенному между ООО "Селково-1" (арендодатель) и ООО "РусМолоко" (арендатор), земельный участок предоставляется арендатору для использования в любых целях, не противоречащих требованиям действующего законодательства Российской Федерации предъявляемых к землям сельскохозяйственного назначения, в рамках установленного для земельных участков разрешенного использования (пункт 1.5 договора). Право контроля за надлежащим использованием земельного участка ООО "Селково-1" оставляет за собой.
Земельный участок с кадастровым номером 50:05:0020350:01, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 01 апреля 2019 г. N 50/005/002/2019-87, принадлежит обществу на праве собственности с 16 июня 2010 г., при этом с 19 января 2015 г. до момента передачи в его в аренду (10 октября 2016 г.) и на дату выдачи оспариваемого предписания Управлением Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям на указанном земельном участке были установлены систематические нарушения по неисполнению предписаний (предписания от 07 сентября 2015 г. N 20-199(з)/2015; от 18 августа 2016 г. N 20-63(3)/2016; от 31 июля 2017 г. N 20-102(з)/2017; от 29 июня 2018 г. N 20-110(з)/2018).
Относительно доводов ООО "Селково-1" о нарушении срока уведомления о проведении проверки, суды, приняв во внимание дату направления распоряжений Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям о проведении проверки (02 и 05 апреля 2019 г.), дату получения распоряжений (13 мая 2019 г.) и дату начала проверки (16 мая 2019 г.), пришли к выводу о соблюдении административным органом требований Закона N 294-ФЗ, указав на отсутствие оснований для признания результатов проверки недействительными, поскольку общество было надлежащим образом извещено о предстоящей внеплановой проверки.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Довод кассационной жалобы о том, что результаты проверки незаконны, так как извещение о предстоящей проверке было получено менее чем за 24 часа до начала фактической проверки, был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и ему дана надлежащая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 30 января 2020 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2020 г. по делу N А40-238667/19-145-399 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Селково-1" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
...
Относительно доводов ООО "Селково-1" о нарушении срока уведомления о проведении проверки, суды, приняв во внимание дату направления распоряжений Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям о проведении проверки (02 и 05 апреля 2019 г.), дату получения распоряжений (13 мая 2019 г.) и дату начала проверки (16 мая 2019 г.), пришли к выводу о соблюдении административным органом требований Закона N 294-ФЗ, указав на отсутствие оснований для признания результатов проверки недействительными, поскольку общество было надлежащим образом извещено о предстоящей внеплановой проверки."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 5 ноября 2020 г. N Ф05-17109/20 по делу N А40-238667/2019