город Москва |
|
19 ноября 2020 г. |
Дело N А40-293877/19-154-2368 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Авиакомпания "Победа": Танкевича А.С. (дов. N 58/2020 от 21.05.2020 г.),
от ответчика (заинтересованного лица) Внуковской таможни: Тышковского Р.В. (дов. N 01-18/17757 от 24.12.2019 г.),
рассмотрев 12 ноября 2020 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Авиакомпания "Победа"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 05 февраля 2020 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2020 г.,
по делу N А40-293877/19-154-2368
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Авиакомпания "Победа"
к Внуковской таможне
о признании недействительным пункта 2 решения от 29 августа 2019 г. N 09-17/5,
УСТАНОВИЛ: 07 мая 2019 г. обществом с ограниченной ответственностью "Авиакомпания "Победа" (далее - ООО "Авиакомпания "Победа", общество, декларант, заявитель) на таможенный пост Аэропорт Внуково (грузовой) Внуковской таможни (далее - таможенный орган) подана декларация на товары (далее - ДТ) N 10001020/070519/0003400 в целях таможенного декларирования и помещения под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и сборов помещено воздушное судно Boeing 737-800, бортовой регистрационный номер VP-BQY, год выпуска - 2019, производитель: ТНЕ BOEING COMPANY, страна происхождения Соединенные Штаты Америки.
Поставка воздушного судна осуществлялась в соответствии с договором эксплуатационной аренды воздушного судна от 24 марта 2017 г., заключенным с Компанией "СБ ЛИЗИНГ АЙРЛЭНД ЛИМИТЕД" (SB LEASING IRELAND LIMITED (Ирландия), на условиях поставки FCA- Сиэтл.
В качестве документов, подтверждающих таможенную стоимость ввозимого воздушного судна, в процессе электронного декларирования заявителем представлены инвойс от 26 апреля 2019 г. N 64870 на сумму 47 442 100,20 долларов США, страховой сертификат АО "АльфаСтрахование" на сумму 47 442 100,20 долларов США от 06 мая 2019 г. N 1460 (VP-BQY, письмо по прямым расходам по перегонке воздушного судна), договор эксплуатационной аренды ввозимого воздушного судна от 24 марта 2017 г., письмо по прямым расходам на перегон воздушного судна от 06 мая 2019 г., справка о страховании воздушного судна от 05 мая 2019 г., свифт от 19 апреля 2019 г. N 103N.
В ходе процедуры таможенного контроля должностным лицом таможенного поста Аэропорта Внуково (грузовой) выявлены признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товара, заявленные в таможенной декларации, должным образом не подтверждены либо могут являться недостоверными, в связи с чем таможенным органом истребованы дополнительные документы, необходимые для подтверждения фактической стоимости ввозимого на территорию Российской Федерации воздушного судна в срок до 16 мая 2019 г., а именно: договор аренды воздушного судна от 24 марта 2017 г. на бумажном носителе со всеми имеющимися дополнениями и приложениями, отчет об оценке воздушного судна, произведенный уполномоченной организацией на бумажном носителе, заверенный в установленном порядке, заявка (договор, заказ) на проведение оценки воздушного судна на бумажном носителе, документы, подтверждающие полномочия организации, проводившей оценку воздушного судна; расчет формирования структуры таможенной стоимости; документы, подтверждающие стоимость транспортировки воздушного судна; документы по страхованию воздушного судна (договор страхования, расчет страховой премии, счета, страховые сертификаты) на бумажных носителях, заверенные в установленном порядке; лицензионные договоры (расчет стоимости) на использование товарного знака; акт приемки воздушного судна, заверенный в установленном порядке; инвойс от 26 апреля 2019 г. N 64870/1; учетную политику, план счетов, карточки счета: 001 (субсчета) 62, 76; бухгалтерские документы лизингодателя о постановке ввозимого товара на учет, справки о балансовой стоимости;
Декларанту также предложено представить обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в размере 1 387 873 491,75 руб., либо скорректировать таможенную стоимость ввозимого воздушного судна в сторону увеличения.
В этот же день декларантом (08 мая 2019 г.) в электронной форме представлена информация о том, что в связи с невозможностью предоставления документов согласно выставленному запросу, общество просило разрешения произвести окончательную корректировку таможенной стоимости товаров в ходе таможенного оформления по декларации на товар N 10001020/070519/0003400.
На основании пункта 11 статьи 325 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) 08 мая 2019 г. таможенным постом Аэропорта Внуково (грузовой) направлено требование об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации, до выпуска товаров в соответствии со статьей 112 ТК ЕАЭС, согласно которому таможенная стоимость товара определена по резервному методу (метод 6) на основании стоимости сделки с однородными товарами (источником ценовой информации явилась информация с официального сайта производителя: https://www.boeing.eom/company/about-bca/#/prices).
08 мая 2019 г. ООО "Авиакомпания "Победа" на таможенный пост Аэропорт Внуково (грузовой) представлены самостоятельно заполненные формы корректировки таможенной стоимости (КДТ) и декларации таможенной стоимости (ДТС), на основании которых внесены изменения в ДТ N 10001020/070519/0003400.
20 июня 2019 г. в обоснование ранее заявленной в таможенной декларации стоимости ввозимого воздушного судна после выпуска товара обществом направлен в таможенный орган пакет требуемых документов, одновременно представив дополнительные пояснения в части отсутствия целесообразности проведения экспертной оценки нового, не эксплуатированного на территории Российской Федерации и иных государств, воздушного судна.
30 июля 2019 г. ООО "Авиакомпания "Победа" обратилось во Внуковскую таможню с жалобой N 2496 на решения таможенного поста Аэропорта Внуково (грузовой) от 08 мая 2019 г. о выставлении по ДТ N 10001020/070519/0003400 требования об обеспечении исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в размере 1 387 873 491,75 руб. и о необходимости внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10001020/070519/0003400, до выпуска товара в части увеличения стоимости ввозимого воздушного судна до стоимости, указанной на официальном сайте завода изготовителя.
29 августа 2019 г. Внуковской таможней было принято решение N 09-17/5, в соответствии с которым расчет размера обеспечения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в размере 1 387 873 491, 75 руб. признан неправомерным (пункт 1 решения); требование о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары, до выпуска товара по ДТ N 10001020/070519/0003400, признано правомерным (пункт 2 решения); жалоба ООО "Авиакомпания "Победа" от 30 июля 2019 г. N 2496 удовлетворена частично (пункт 3 решения); таможенному посту Аэропорт Внуково (грузовой) Внуковской таможни мер, направленных на реализацию настоящего решения, не принимать в связи с необратимым характером допущенного нарушения (пункт 4 решения).
Считая свои права нарушенными, ООО "Авиакомпания "Победа" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Внуковской таможне о признании незаконным решения от 29 августа 2019 г. N 09-17/5 в части пункта 2 и об обязании Внуковской таможни рассмотреть представленные ООО "Авиакомпания "Победа" документы и принять решение о корректировке таможенной стоимости указанного воздушного судна путем внесения в графу 46 ДТ N 10001020/070519/0003400 скорректированной таможенной стоимости в размере 47 512 252,75 долларов США.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05 февраля 2020 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2020 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Авиакомпания "Победа" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что оспариваемое решение в части пункта 2 не соответствует требованиям таможенного законодательства и нарушает права и законные интересы общества, поскольку действующее законодательство не устанавливает запретов и ограничений на предъявление требований о возврате излишне уплаченных таможенных платежей даже в том случае, если платежи декларантом вносились добровольно.
В отзыве на кассационную жалобу Внуковская таможня просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Определением Арбитражного суда Московского округа от 11 ноября 2020 г. по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи в составе суда, рассматривавшего кассационную жалобу, судья Кузнецов В.В. заменен на судью Латыпову Р.Р.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "Авиакомпания "Победа" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Внуковской таможни против ее удовлетворения возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 4 статьи 325 ТК ЕАЭС таможенному органу предоставлено право запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах, в следующих случаях: 1) документы, представленные при подаче таможенной декларации либо представленные в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждают заявленные сведения; 2) таможенным органом выявлены признаки несоблюдения положений настоящего Кодекса и иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств - членов, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в таких документах.
В силу пункта 6 статьи 325 ТК ЕАЭС при запросе документов и (или) сведений в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи в целях подтверждения сведений, влияющих на размер таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, таможенный орган информирует декларанта о возможности произвести выпуск товаров в соответствии со статьей 121 настоящего Кодекса. При этом таможенный орган направляет декларанту расчет размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, за исключением случаев, определенных в соответствии со статьей 121 настоящего Кодекса, когда предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин не требуется.
При завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений до выпуска товаров в случае, если представленные в соответствии с настоящей статьей документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, либо результаты таможенного контроля в иных формах и (или) таможенной экспертизы товаров и (или) документов, проведенных в рамках такой проверки, не подтверждают достоверность и (или) полноту проверяемых сведений и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, направляется требование об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации, до выпуска товаров в соответствии со статьей 112 настоящего Кодекса (пункт 11 статьи 325 ТК ЕАЭС).
Пунктом 14 указанной статьи предусмотрено, что документы и (или) сведения, запрошенные таможенным органом и не представленные в срок, указанный в пункте 7 настоящей статьи, для завершения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений могут быть представлены декларантом после выпуска товаров в срок, не превышающий 60 календарных дней со дня регистрации таможенной декларации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 статьи 314 настоящего Кодекса.
Проверка таможенных, иных документов и (или) сведений завершается таможенным органом не позднее 30 календарных дней со дня представления запрошенных документов и (или) сведений, а если такие документы и (или) сведения не представлены в срок, установленный абзацем первым настоящего пункта, - со дня истечения такого срока.
Из пункта 17 статьи 325 ТК ЕАЭС следует, что решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьей 112 настоящего Кодекса, принимается таможенным органом, в том числе если при завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если представленные в соответствии с настоящей статьей документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, либо результаты таможенного контроля в иных формах и (или) таможенной экспертизы товаров и (или) документов, проведенных в рамках такой проверки, не подтверждают соблюдение положений настоящего Кодекса, иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов, в том числе достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении.
При завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если документы и (или) сведения, запрошенные таможенным органом в соответствии с пунктами 4 и 15 настоящей статьи, либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, не представлены в установленные настоящей статьей сроки, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьей 112 настоящего Кодекса (пункт 18 статьи 325 ТК ЕАЭС).
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При этом судами установлено, что 08 мая 2019 г. на таможенный пост Аэропорт Внуково (грузовой) обществом были представлены (самостоятельно) заполненные формы корректировки таможенной стоимости (КДТ) и декларации таможенной стоимости (ДТС), на основании которых внесены изменения в ДТ N 10001020/070519/0003400.
Каких-либо дополнительных документов заявителем представлено не было.
В этой связи при рассмотрении жалобы пунктом 2 обжалуемого решения требование о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, до выпуска товара по ДТ N 10001020/070519/0003400 признано правомерным.
С заявлением о корректировки таможенной стоимости товаров по декларации на товар N 10001020/070519/0003400 общество не обращалось.
Новые документы, подтверждающие стоимость воздушного судна Boeing 737-800 в размере 47 442 100,20 долларов США не представлены.
При этом у таможенного органа имелись обоснованные сомнения относительно стоимости воздушного судна, поскольку из информации, полученной от Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, следовало, что в период с 2016 по 2018 средняя стоимость Boeing 737-800 согласно данным открытых источников, в том числе сайта http://aeronautica.online/data/prices/airbus-n-boeing-prices-2017, составляла за 2016-2017-96 000 000 долларов США, за 2018-102 000 000,2 долларов США.
На основании сведений, размещенных на официальном сайте Boeing.com, текущая стоимость пассажирского гражданского самолета Boeing 737-800 составляет примерно 106 000 000 долларов США.
Из информации Прокуратуры следует, что данный товар оформлен в регионе деятельности таможен Московского авиаузла декларантами ООО "Авиакомпания "Россия" в период с марта 2017 по июнь 2018 по стоимости от 56,4 млн. долларов США до 64,6 млн. долларов США (декларации 10001020/140618/0006279, 10001020/190317/0001225, 10001020/260717/0003449, 10001020/280717/0004403, 10001020/310517/0002905); ПАО "Аэрофлот-Российские Авиалинии" оформлен с апреля 2017 по декабрь 2018 по стоимости от 56 до 59,6 млн. долларов США.
Относительно требования общества об обязании таможенный орган рассмотреть представленные ООО "Авиакомпания "Победа" документы и принять решение о корректировке таможенной стоимости указанного воздушного судна путем внесения в графу 46 ДТ N 10001020/070519/0003400 скорректированной таможенной стоимости в размере 47 512 252,75 долларов США судами указано на то, что согласно договору эксплуатационной аренды воздушного судна, заключенного 24 марта 2017 г. между Компанией СБ ЛИЗИНГ АЙРЛЭНД ЛИМИТЕД" и ООО "Авиакомпания "Победа", покупателем воздушных судов у компании The Boing Company по договору купли-продажи от 21 февраля 2017 г. N 04605 является ООО "Авиакомпания "Победа" (подпункт 1.1 пункта 1 договора эксплуатационной аренды воздушного судна), однако данный договор купли-продажи воздушных судов при таможенном контроле, а также при рассмотрении жалобы обществом не был представлен.
Суд кассационной инстанции также обращает внимание, что обществом не подавалось заявление о корректировке таможенной стоимости указанного воздушного судна путем внесения в графу 46 ДТ N 10001020/070519/0003400 таможенной стоимости товара.
Выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам и основаны на положениях действующего законодательства. Оснований для переоценки выводов суда у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе общество указывает на отсутствие в материалах дела информации, поступившей от Прокуратуры.
Между тем, в материалах дела (т. 1 л.д. 38-42) имеется информационное письмо Московской межрегиональной транспортной прокуратуры от 24 декабря 2019 г. N 7/1-26-2019 о недостатках, допускаемых при осуществлении контроля за таможенной стоимостью задекларированных товаров, в котором указано в том числе на ДТ N 10001020/070519/0003400.
Иные доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и указывают на несогласие с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 05 февраля 2020 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2020 г. по делу N А40-293877/19-154-2368 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Авиакомпания "Победа" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из пункта 17 статьи 325 ТК ЕАЭС следует, что решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьей 112 настоящего Кодекса, принимается таможенным органом, в том числе если при завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если представленные в соответствии с настоящей статьей документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, либо результаты таможенного контроля в иных формах и (или) таможенной экспертизы товаров и (или) документов, проведенных в рамках такой проверки, не подтверждают соблюдение положений настоящего Кодекса, иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов, в том числе достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении.
При завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если документы и (или) сведения, запрошенные таможенным органом в соответствии с пунктами 4 и 15 настоящей статьи, либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, не представлены в установленные настоящей статьей сроки, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьей 112 настоящего Кодекса (пункт 18 статьи 325 ТК ЕАЭС)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19 ноября 2020 г. N Ф05-14722/20 по делу N А40-293877/2019
Хронология рассмотрения дела:
19.11.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-14722/20
16.06.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-16454/20
05.02.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-293877/19
12.11.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-293877/19