Москва |
|
26 ноября 2020 г. |
Дело N А40-218766/17 |
Резолютивная часть постановления оглашена 24 ноября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего - судьи Тарасова Н.Н.,
судей Закутской С.А., Михайловой Л.В.,
при участии в судебном заседании:
от управления Федеральной налоговой службы по г. Москве - Клюев Н.С. по доверенности от 06.09.2019;
от конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Системные ресурсы" - Иванова О.О. по доверенности от 21.01.2020;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу
инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по г. Москве
на определение Арбитражного суда города Москвы от 06.03.2020,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2020
о признании недействительным решения собрания кредиторов общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Системные ресурсы" от 21.10.2019 по вопросу N 3, дополнительному вопросу, включенному в повестку, а также об отказе в удовлетворении жалобы на действия (бездействие) конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Системные ресурсы"
в рамках рассмотрения дела о признании несостоятельным (банкротом) общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Системные ресурсы",
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 10.10.2018 общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Системные ресурсы" (далее - должник) было признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим должника утвержден Кудешкин В.В.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 06.03.2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2020, было признано недействительным решение собрания кредиторов должника от 21.10.2019, принятое по вопросу N 3, а также по дополнительному вопросу, включенному в повестку дня; отказано в удовлетворении жалобы Инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по г. Москве (далее - уполномоченного органа) на действия (бездействие) конкурсного управляющего должника Кудешкина В.В.
Не согласившись с определением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, уполномоченный орган обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой, указывая на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения данного дела, просит удовлетворить кассационную жалобу, определение и постановление отменить, обособленный спор направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В судебном заседании представитель уполномоченного органа доводы кассационной жалобы поддержал, а представитель конкурсного управляющего должника просил суд обжалуемые судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что, в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ), информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте http://kad.arbitr.ru.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений относительно нее, проверив в порядке статей 286, 287 и 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалованных судебных актов, судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит оснований для отмены определения и постановления по доводам кассационной жалобы.
Согласно статье 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.
Согласно пункту 1 статьи 15 Закона о банкротстве, решения собрания кредиторов по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, присутствующих на собрании кредиторов, если иное не предусмотрено названным Федеральным законом.
В пункте 2 указанной статьи определен перечень вопросов, решения по которым принимаются большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, требования которых включены в реестр требований кредиторов.
Пунктом 4 статьи 15 Закона о банкротстве установлено, что в случае, если решение собрания кредиторов нарушает права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, третьих лиц либо принято с нарушением установленных Законом о банкротстве пределов компетенции собрания кредиторов, такое решение может быть признано недействительным арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве, по заявлению лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, или третьих лиц.
В силу общего правила, закрепленного в пункте 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника и кредиторов.
Основной круг обязанностей конкурсного (временного) управляющего определен в статьях 20.3, 67 и 129 Закона о банкротстве, неисполнение которых является основанием для признания действий и бездействия арбитражного управляющего незаконными.
При этом, предусмотренный в указанных нормах перечень не является исчерпывающим.
Особенности рассмотрения жалоб, заявлений, разногласий и ходатайств в делах о банкротстве, установлены статье 60 Закона о банкротстве.
По смыслу положений статьи 60 Закона о банкротстве, для признания действий арбитражного управляющего не соответствующими закону необходимо установить факт нарушения прав и законных интересов заявителя жалобы.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 145 Закона о банкротстве, конкурсный управляющий может быть отстранен арбитражным судом от исполнения обязанностей конкурсного управляющего в связи с удовлетворением арбитражным судом жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве, на неисполнение или ненадлежащее исполнение конкурсным управляющим возложенных на него обязанностей при условии, что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей нарушило права или законные интересы заявителя жалобы, а также повлекло или могло повлечь за собой убытки должника либо его кредиторов.
В силу положений указанной нормы, необходимым условием для отстранения конкурсного управляющего от должности по заявлению лица, участвующего в деле о банкротстве, является факт ненадлежащего исполнения или неисполнения обязанностей конкурсного управляющего, а также нарушение прав и законных интересов заявителя и причинение таким неисполнением убытков должнику или его кредиторам.
В соответствии с правовой позицией высшей судебной инстанции, приведенной в пункте 56 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" (далее - постановление от 22.06.2012 N 35), при осуществлении предусмотренных Законом о банкротстве функций по утверждению и отстранению арбитражных управляющих, суд должен исходить из таких общих задач судопроизводства в арбитражных судах, как защита нарушенных прав и законных интересов участников судебного разбирательства и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая изложенное, в тех исключительных случаях, когда совершение арбитражным управляющим неоднократных грубых умышленных нарушений в данном или в других делах о банкротстве, подтвержденное вступившими в законную силу судебными актами (например, о его отстранении, о признании его действий незаконными или о признании необоснованными понесенных им расходов), приводит к существенным и обоснованным сомнениям в наличии у арбитражного управляющего должной компетентности, добросовестности или независимости, суд вправе по своей инициативе или по ходатайству участвующих в деле лиц отказать в утверждении такого арбитражного управляющего или отстранить его.
Принимая во внимание исключительность названной меры, недопустимость фактического установления таким образом запрета на профессию и необходимость ограничения во времени риска ответственности за совершенные нарушения, суд должен также учитывать, что основанием для подобных отказа или отстранения не могут служить нарушения, допущенные управляющим по неосторожности, несущественные нарушения, нарушения, не причинившие значительного ущерба, а также нарушения, имевшие место значительное время (несколько лет и более) назад.
Вместе с тем, судами установлено, что должником (субподрядчиком) заключен ряд договоров в целях исполнения обязательств подрядчика по государственным контрактам.
При этом, должник выступает в качестве одной из организаций согласованных Министерством обороны Российской Федерации для выполнения государственного оборонного заказа.
В силу части 3 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ), государственный оборонный заказ формируется исходя из основных показателей государственного оборонного заказа.
Согласно части 4 статьи 4 Закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ, предложения по основным показателям государственного оборонного заказа разрабатываются при составлении проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период по предложениям государственных заказчиков.
Согласно части 1 статьи 5 Закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ, правительство Российской Федерации утверждает государственный оборонный заказ и мероприятия по его выполнению в месячный срок после подписания Президентом Российской Федерации федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Согласно части 1 статьи 8 Закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ, головной исполнитель определяет состав исполнителей, обосновывает с их участием цену на продукцию по государственному оборонному заказу, сроки и условия финансирования, в том числе авансирования, поставок такой продукции (в целом и по отдельным этапам).
При формировании, уточнении государственного оборонного заказа (до заключения государственного контракта) головной исполнитель, определенный в установленном порядке, раскрывает с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне информацию о его кооперации, а также обосновывает цену на такую продукцию (в том числе на каждом этапе исполнения государственного контракта), возможные сроки и порядок формирования ее поставок.
Порядок формирования кооперации устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ, исполнитель обеспечивает соответствие поставок продукции по государственному оборонному заказу, в том числе материалов и комплектующих изделий, требованиям, установленным контрактом.
При таких обстоятельствах, целью государственного оборонного контракта является удовлетворение нужд государства согласно утвержденному плану с учетом определенного и утвержденного финансирования на реализацию контракта.
Вместе с тем судами учтено, что согласно пункту 6 статьи 129 Закона о банкротстве, собрание кредиторов вправе принять решение о прекращении хозяйственной деятельности должника при условии, что такое прекращение не повлечет за собой техногенные и (или) экологические катастрофы, прекращение эксплуатации объектов, используемых для обеспечения деятельности дошкольных образовательных организаций, других образовательных организаций, лечебно-профилактических учреждений, объектов, используемых для организации доврачебной помощи, скорой и неотложной амбулаторно-поликлинической, стационарной медицинской помощи, объектов коммунальной инфраструктуры, относящихся к системам жизнеобеспечения, в том числе объектов водо, тепло, газо и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий (далее - социально значимые объекты), необходимых для жизнеобеспечения граждан.
Конкурсный управляющий обязан прекратить производство должником товаров (выполнение работ, оказание услуг) на основании решения собрания кредиторов о прекращении хозяйственной деятельности должника в течение трех месяцев с даты принятия такого решения.
В рассматриваемом случае, констатировали суды, принятое собранием кредиторов решение нарушает положения Закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ.
Наличие права собрания кредиторов на принятие указанного решения не означает возможность затрагивать публичные правоотношения, в том числе интересы государства, реализуемые посредством заключения государственных контрактов, руководствуясь исключительно положениями Закона о банкротстве, в частности, реализовывать свое право на принятие указанного решения, выражая при этом волеизъявление на фактическое допущение срыва государственного контракта.
Кроме того, собрание кредиторов может руководствоваться нецелесообразностью продолжения хозяйственной деятельности должника при наличии условий, позволяющих сделать вывод об уменьшении конкурсной массы посредством продолжения хозяйственной деятельности должника.
Между тем, отметили суды, исполнение должником контрактов, напротив, повлечет за собой формирование конкурсной массы, а именно получение за счет выполненных работ денежных средств в размере 15 682 269,20 руб.
Таким образом, суды пришли к выводу о том, что принятое решение нарушает требования Закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ, и исполнение такого решения может привести к затруднительности исполнения государственных контрактов, что в свою очередь способно негативно отразиться на публичных интересах и базовых функциях государства.
Действующим законодательством о несостоятельности предусмотрены, в частности, два основных механизма, в результате применения которых конкурсный управляющий может быть отстранен арбитражным судом от исполнения соответствующих обязанностей по требованию кредиторов: удовлетворение ходатайства собрания (комитета) кредиторов в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на конкурсного управляющего обязанностей и удовлетворение жалобы отдельного кредитора на неисполнение или ненадлежащее исполнение конкурсным управляющим возложенных на него обязанностей.
Принципиальные различия названных механизмов состоят в том, что обязательным условием для отстранения конкурсного управляющего в связи с удовлетворением жалобы отдельного кредитора является доказанность наличия убытков у должника либо его кредиторов или возможность причинения (возникновения) таковых (пункт 7 Обзора практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с отстранением конкурсных управляющих, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.05.2012 N 150).
В то время как рассмотрение ходатайства собрания кредиторов об отстранении конкурсного управляющего не предполагает включение в предмет доказывания по обособленному спору наличие или возможность причинения убытков.
Для его удовлетворения достаточно самого факта допущенных нарушений и решения собрания кредиторов об обращении в суд с ходатайством об отстранении конкурсного управляющего.
Таким образом, при наличии волеизъявления большинства кредиторов законом предусмотрен упрощенный порядок лишения конкурсного управляющего полномочий.
Принимая во внимание, что решение собрания кредиторов по дополнительному вопросу мотивировано действиями конкурсного управляющего по продолжению деятельности должника, в отношении которых суд не усматривает признаков нарушения закона, а также принимая во внимание упрощенный порядок отстранения конкурсного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей при наличии соответствующего решения собрания кредиторов, судом сделан правильный вывод о том, что оспариваемое решение по дополнительному вопросу повестки дня также подлежит признанию недействительным как нарушающее права и законные интересы конкурсного управляющего Кудешкина В.В.
При рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции были установлены все существенные для спора обстоятельства и дана надлежащая правовая оценка.
Выводы основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции правомерно оставил определение суда первой инстанции без изменения.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, не усматривая оснований для их переоценки, поскольку названные выводы в достаточной степени мотивированы, соответствуют нормам права.
Судебная коллегия полагает необходимым отметить, что кассационная жалоба не содержит указания на наличие в материалах дела каких-либо доказательств, опровергающих выводы судов, которым не была бы дана правовая оценка судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции.
Судами правильно применены нормы материального права, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Доводы кассационной жалобы аналогичны ранее заявленным доводам в апелляционной жалобе, которым судом апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем, доводы жалобы направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судами, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, установленных статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и не могут быть положены в основание отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Нормы материального и процессуального права, несоблюдение которых является безусловным основанием для отмены судебных актов, в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не нарушены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 284-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда города Москвы от 06.03.2020 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2020 по делу N А40-218766/17 - оставить без изменения, кассационную жалобу - оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в судебную коллегию Верховного суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.Н. Тарасов |
Судьи |
С.А. Закутская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Наличие права собрания кредиторов на принятие указанного решения не означает возможность затрагивать публичные правоотношения, в том числе интересы государства, реализуемые посредством заключения государственных контрактов, руководствуясь исключительно положениями Закона о банкротстве, в частности, реализовывать свое право на принятие указанного решения, выражая при этом волеизъявление на фактическое допущение срыва государственного контракта.
Кроме того, собрание кредиторов может руководствоваться нецелесообразностью продолжения хозяйственной деятельности должника при наличии условий, позволяющих сделать вывод об уменьшении конкурсной массы посредством продолжения хозяйственной деятельности должника.
Между тем, отметили суды, исполнение должником контрактов, напротив, повлечет за собой формирование конкурсной массы, а именно получение за счет выполненных работ денежных средств в размере 15 682 269,20 руб.
Таким образом, суды пришли к выводу о том, что принятое решение нарушает требования Закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ, и исполнение такого решения может привести к затруднительности исполнения государственных контрактов, что в свою очередь способно негативно отразиться на публичных интересах и базовых функциях государства.
...
Принципиальные различия названных механизмов состоят в том, что обязательным условием для отстранения конкурсного управляющего в связи с удовлетворением жалобы отдельного кредитора является доказанность наличия убытков у должника либо его кредиторов или возможность причинения (возникновения) таковых (пункт 7 Обзора практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с отстранением конкурсных управляющих, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.05.2012 N 150)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26 ноября 2020 г. N Ф05-19566/18 по делу N А40-218766/2017
Хронология рассмотрения дела:
25.11.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-19566/18
18.08.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-46017/2021
22.03.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-19566/18
14.12.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-57336/20
26.11.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-19566/18
05.08.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-22540/20
21.11.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-218766/17
08.11.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-218766/17
18.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-218766/17
26.02.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-1960/19
20.02.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-1955/19
18.02.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-1951/19
27.11.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-19566/18
23.10.2018 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-48879/18
10.10.2018 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-218766/17
13.09.2018 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-41862/18
03.09.2018 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-33535/18
22.02.2018 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-218766/17