г. Москва |
|
26 ноября 2020 г. |
Дело N А40-257060/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.11.2020.
Полный текст постановления изготовлен 26.11.2020.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Голобородько В.Я.,
судей Петровой В.В., Кольцовой Н.Н.
при участии в заседании:
от истца: Мадян Д.Г. по дов от 01.09.2020 до 31.12.2020
от ответчика: Васильев В.В. по дов от 27.01.2020 до 17.12.2020
рассмотрев 19.11.2020 в судебном заседании кассационную жалобу Минобороны России
на решение от 17.01.2020
Арбитражного суда г. Москвы
на постановление от 21.08.2020
Девятого арбитражного апелляционного суда
по иску АО "РЭУ"
к 1) Минобороны России; 2) войсковой части 21881, ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России
третье лицо: ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России
об обязании принять объект недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Ремонтно-эксплуатационное управление" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Министерству обороны РФ, войсковой части 21881 об обязании принятии у АО "Ремонтно-эксплуатационное управление" объекты недвижимого имущества путем подписания актов приема -передачи объектов следующего недвижимого имущества: котельная Ближнего приводного радиомаркерного пункта (БПРМ) (встроенная), расположенная по адресу: Респ. Бурятия, Заиграевский р-н, с.Эрхирих, Линейная, д.1; котельная Дальнего приводного радиомаркетного пункта (ДПРМ) (встроенная), расположенная по адресу: Респ. Бурятия, Заиграевски р-н, в 100 м северо-западном направлении от подсобного хозяйства У-Удэнской птицефабрики и на расстоянии 1 км от ж/д дороги; теплосети, расположенные по адресу: Респ. Бурятия, Железнодорожный, г.Улан-Удэ, Аэродром "Восточный; центральный тепловой пункт (ЦТП), расположенный по адресу: Респ. Бурятия, 11 км восточнее г.Улан-Удэ.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 17.01.2020 исковые требования удовлетворены к Министерству обороны РФ. В удовлетворении требований к войсковой части 21881 и ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России отказано. Кроме того, судом принят отказ АО "РЭУ" от иска в части принятия объектов недвижимого имущества путем подписания актов приема-передачи и производство по делу прекращено.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2020 решение Арбитражного суда города Москвы 17.01.2020 оставлено без изменения.
Минобороны России обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты в части, принять по делу новый судебный акт.
Изучив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей истца и ответчика, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Как установлено судами и следует из материалов дела, для осуществления поставки тепловой энергии для нужд Минобороны России и подведомственным Минобороны России организаций между АО "РЭУ" и Министерством обороны Российской Федерации был заключен государственный контракт от 01.11.2012 N 3-ТХ на оказание услуг по поставке тепловой энергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций со сроком действия - до полного исполнения сторонами своих обязательств по государственному контракту и со сроком оказания услуг теплоснабжения по 30.06.2015.
Дополнительным соглашением от 23.06.2015 N 12 к Государственному контракту от 01.11.2012 N 3-ТХ на оказание услуг по поставке тепловой энергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций установлено, что контракт действует до 28.02.2016, услуги теплоснабжения должны быть оказаны в срок с 01.01.2013 по 31.12.1015.
Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 N 1074-р Приказом Министра обороны Российской Федерации от 31.08.2011 N 1510 "О предоставлении недвижимого и движимого имущества в безвозмездное пользование открытому акционерному обществу "Ремонтно-эксплуатационное управление" АО "РЭУ" передано в безвозмездное пользование недвижимое имущество на срок действия государственного контракта. Руководителям организаций, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации по месту нахождения имущества предписано заключить договоры безвозмездного пользования и передать ОАО "РЭУ" имущество по актам приема-передачи.
В соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 31.08.2011 N 1510 заключенным между Войсковой частью 21881 и АО "РЭУ" договором безвозмездного пользования от 01.04.2012 N 2, истцу был передан объект недвижимого имущества, балансодержателем которого является Войсковая часть 21881.
Имущество принято АО "РЭУ" к учету и отражено на забалансовом счете согласно требованиям, предъявляемым к ведению бухгалтерского учета, согласно федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Срок действия безвозмездного пользования (эксплуатации) объектов недвижимого имущества АО "РЭУ" ограничен сроком действия Государственного контракта на оказание услуг по поставке вой энергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций.
Во исполнение распоряжения Правительства РФ от 11.06.2015 N 1089-р Приказом Директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 01.10.2015 N 2251 "О предоставлении недвижимого имущества в безвозмездное пользование акционерному обществу "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" недвижимое имущество передано в безвозмездное пользование АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" на срок действия заключенного с ним государственного контракта от 21.09.2015 N 5-ТХ.
Руководителями организаций, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации и являющихся правообладателями и балансодержателями имущества заключены договоры безвозмездного пользования недвижимым имуществом с АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства".
Так как распоряжением Правительства РФ от 11.06.2015 N 1089-р АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" определено единственным исполнителем по поставке, передаче тепловой энергии для нужд Минобороны России и подведомственных ему государственных казарменных, бюджетных и автономных учреждений, государственный контракт от 01.11.2012 N 3-ТХ прекращен, в связи с чем имело место прекращение работ, проводимых в рамках указанного государственного контракта, а также прекращение отношений по владению имуществом, переданным АО "РЭУ" в безвозмездное пользование.
Имущество подлежало возврату Министерству обороны РФ. Однако возврат имущества Министерству обороны РФ актами приема-передачи не оформлялся.
В целях возврата объекта недвижимого имущества в адрес ответчика были направлены акты приема-передачи объектов недвижимого имущества, которые до настоящего времени балансодержателем не подписаны, соответственно объекты недвижимого имущества из безвозмездного пользования АО "РЭУ" приняты не были.
До настоящего времени подписанные со стороны Министерства обороны РФ акты приема-передачи объектов недвижимого имущества в адрес АО "РЭУ" не поступали.
Согласно п. 12 ст.1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно п. 1.2 договора безвозмездного пользования право собственности на передаваемое имущество принадлежит Министерству обороны Российской Федерации.
Согласно ст.214 Гражданского кодекса РФ субъектами права государственной собственности является Российская Федерация либо субъект Российской Федерации. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности, к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
Согласно п. 1 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации Указ Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Подпунктом 71 п.7 указанного положения за Министерством обороны РФ закреплены полномочия по осуществлению в пределах своей компетенции правомочий собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" установлено, что Министерство обороны российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Поскольку имущество передавалось в безвозмездное пользование как федеральная собственность, в качестве лица, осуществляющего права собственности поименовано Министерство обороны Российской Федерации, следовательно, полномочия по приемке возвращаемого из безвозмездного пользования имущества также принадлежат компетентному органу государственной власти, осуществляющему полномочия собственника по владению и пользованию федеральным имуществом, то есть Министерству обороны РФ.
Согласно п.3.2.9 договора безвозмездного пользования ссудополучатель обязан в течение 5 (Пяти) рабочих дней с даты прекращения отношений, регулируемых договором, вернуть ссудодателю имущество, переданное в безвозмездное пользование, по акту приёма-передачи с указанием в нем технического состояния предоставляемого Имущества в состоянии не хуже, чем в котором он его получил, с учётом нормального износа.
В адрес Министерства обороны РФ и войсковой части N 21881 направлены претензии от 27.09.2018 N 3668/сп и от 28.12.2017 N 1941/сп об осуществлении приема-передачи объектов недвижимого имущества и документальном оформлении возврата объектов недвижимости из безвозмездного пользования у АО "РЭУ" посредством подписания ранее направленных актов приема-передачи объектов недвижимого имущества, которые оставлены без ответа.
Так как Министерство обороны РФ имущество из безвозмездного пользования у АО "РЭУ" не принял, истец обратился с настоящим иском в суд за защитой нарушенного права.
В силу п.1 ст.689 Гражданского кодекса РФ, по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
В соответствии с п.1 ст.416 Гражданского кодекса РФ обязательство прекращается невозможностью исполнения, если оно вызвано наступившим после возникновения обязательства обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает, в частности, одним из таких обстоятельств является прекращение обязательства в результате издания акта государственного органа (п.1 ст.417 Гражданского кодекса РФ).
При прекращении договора безвозмездного пользования ссудополучатель обязан вернуть полученное по договору имущество, а ссудодатель принять переданное имущество (ст. 689 Гражданского кодекса РФ).
Вместе с тем, при рассмотрении спора лицо, безвозмездно передавшее истцу имущество, ликвидировано, а поскольку собственником имущества является Российская Федерация в лице Минобороны России, истец обосновано предъявил рассматриваемое требование непосредственно к собственнику.
Так, в соответствии со ст. 690 Гражданского кодекса РФ право передачи вещи в безвозмездное пользование принадлежит ее собственнику и иным лицам, управомоченным на то законом или собственником.
Таким образом, суды, оценив представленные в дело доказательства, пришли к верному выводу о том, что правоотношения сторон по государственному контракту от 01.11.2012 N 3-ТХ на оказание услуг по поставке тепловой энергии для нужд Министерства обороны РФ прекращены, следовательно, оборудование из пользования истца подлежит принятию управомоченным на то законом или собственником.
Однако, Министерство обороны РФ уклоняется от принятия у АО "РЭУ" в добровольном порядке объектов недвижимого имущества, являющихся федеральной собственностью. Действий, направленных на прием указанного имущества Министерством обороны, не предпринято.
Согласно сведениям из Управления Росреестра по Московской области в ЕГРП отсутствуют сведения о наличии зарегистрированных прав на спорный объект недвижимости.
Таким образом, суды, установив факт уклонения Министерства обороны РФ от принятия у истца переданного ему в безвозмездное пользование имущества после окончания срока действия государственного контракта правомерно требования истца удовлетворили, и обязали ответчика принять вышеуказанное имущество у истца, путем подписания акта приема-передачи объекта недвижимого имущества.
Кроме того, судом апелляционной инстанции отмечено, что истец находится в процедуре банкротства конкурсного производства, что также обязывает конкурсного управляющего в силу ст.4 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" возвратить имущество собственнику, не принадлежащее должнику.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23.09.2015 по делу N А40-5563/14 АО "РЭУ" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура конкурсного производства, в связи с чем, как пояснил истец, технической возможности, необходимой для обеспечения сохранности объектов недвижимого имущества Министерства обороны Российской Федерации, числящихся бухгалтерском учете АО "РЭУ", не имеется.
Доводы о том, что ответчик стороной договора не является и истец не представил доказательства принадлежности спорных объектов ответчику, отклонены, поскольку суд первой инстанции исходил из того, что государственный контракт от 01.11.2012 N 3-ТХ прекращен, в связи с чем, прекращены работы, проводимые в рамках указанного контракта, следовательно, прекращены отношения по владению имуществом переданного истцу в безвозмездное пользование, а поскольку собственником имущества является Российская Федерация в лице Минобороны России, истец обоснованно предъявил рассматриваемое требование непосредственно к собственнику.
Довод о том, что суд первой инстанции не определил порядок, механизм, сроки исполнения обязательства в натуре, не выяснил возможность реального исполнения решения, не может быть признан обоснованным.
Резолютивная часть решения содержит в себе прямое указание ответчику принять спорный объект недвижимого имущества путем подписания акта приема-передачи.
Если для ответчика порядок исполнения решения неясен, у него имеется предусмотренное ст. 179 АПК РФ право на обращение в арбитражный суд первой инстанции с заявлением о разъяснении решения.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций не противоречат фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права. При этом выводы судов об установленных обстоятельствах основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемых судебных актах и которым дана оценка в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Принимая во внимание изложенное, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.01.2020, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2020 по делу N А40-257060/2018 в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.Я. Голобородько |
Судьи |
В.В. Петрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При прекращении договора безвозмездного пользования ссудополучатель обязан вернуть полученное по договору имущество, а ссудодатель принять переданное имущество (ст. 689 Гражданского кодекса РФ).
Вместе с тем, при рассмотрении спора лицо, безвозмездно передавшее истцу имущество, ликвидировано, а поскольку собственником имущества является Российская Федерация в лице Минобороны России, истец обосновано предъявил рассматриваемое требование непосредственно к собственнику.
Так, в соответствии со ст. 690 Гражданского кодекса РФ право передачи вещи в безвозмездное пользование принадлежит ее собственнику и иным лицам, управомоченным на то законом или собственником.
...
Согласно сведениям из Управления Росреестра по Московской области в ЕГРП отсутствуют сведения о наличии зарегистрированных прав на спорный объект недвижимости.
Таким образом, суды, установив факт уклонения Министерства обороны РФ от принятия у истца переданного ему в безвозмездное пользование имущества после окончания срока действия государственного контракта правомерно требования истца удовлетворили, и обязали ответчика принять вышеуказанное имущество у истца, путем подписания акта приема-передачи объекта недвижимого имущества.
Кроме того, судом апелляционной инстанции отмечено, что истец находится в процедуре банкротства конкурсного производства, что также обязывает конкурсного управляющего в силу ст.4 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" возвратить имущество собственнику, не принадлежащее должнику."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26 ноября 2020 г. N Ф05-19884/20 по делу N А40-257060/2018