Город Москва |
|
30 ноября 2020 г. |
Дело N А40-1653/2020 |
Арбитражный суд Московского округа в составе:
судьи Л.А. Тутубалиной
без вызова сторон,
рассмотрев в порядке упрощенного производства
кассационную жалобу Индивидуального предпринимателя Гаврилюка Игоря Васильевича
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 12 мая 2020 года,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 28 июля 2020 года,
принятые в порядке упрощенного производства,
по иску Общества с ограниченной ответственностью
"Управляющая компания "Муниципальные дома"
к Индивидуальному предпринимателю Гаврилюку Игорю Васильевичу
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Муниципальные дома" (далее - истец, ООО "УК "Муниципальные дома") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Индивидуальному предпринимателю Гаврилюку Игорю Васильевичу (далее - ответчик. ИП Гаврилюк И.В.) о взыскании 183 280, 48 руб., 159 404, 25 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12.05.2020, оставленными без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2020, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятыми решением и постановлением, ответчик подал кассационную жалобу, в которой просит их отменить в связи с нарушением норм материального права, несоответствием изложенных в них выводов обстоятельствам дела и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Ответчик указывает, что судами не полностью выяснены юридически значимые обстоятельства и не проверена правильность применения тарифов при расчете платы, что в представленных истцом платежных документах отсутствует указание на применяемые тарифы и виды услуг, что судами не принят во внимание факт оплаты оказанных услуг за период с октября 2017 года по декабрь 2019 года, что истцом не исполнялась обязанность по направлению ответчику счетов на оплату с расшифровкой платежей, что судами не дана оценка договорам ответчика с ресурсоснабжающими организациями на поставку коммунальных ресурсов.
Истцом представлен отзыв на кассационную жалобу.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы и отзыва, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьями 286, 287, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции считает судебные акты подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в связи со следующим.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "УК "Муниципальные дома" на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленного протоколом N 1/17 от 22.02.2017, является управляющей организацией многоквартирным домом, расположенным по адресу город Москва, улица Юных Ленинцев, дом 12. корпус I, в обязанности которой входит обеспечение надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома, а также предоставление коммунальных и эксплуатационных услуг.
Судами установлено, что ИП Гаврилюк И.В. является собственником нежилых помещений в указанном многоквартирном доме с кадастровыми номерами 77:04:0004002:14448 (площадью 103.5 кв м.) и 77:04:0004002:14449 (площадью 96,4 кв.м.).
Суды посчитали установленным, что 22.02.2017 между ООО "УК "Муниципальные дома" (управляющий) и ИП Гаврилюк И.В. (пользователь) заключен договор предоставления коммунальных и эксплуатационных услуг N ДУЮЛ 12-1.
Согласно пункту 3.3 договора оплата производится пользователем ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за расчетным.
Согласно пункту 3.4 договора платежные документы за оказанные услуги пользователь обязан ежемесячно самостоятельно получать с 20 по 30 число месяца, следующего за расчетным, в ООО "УК "Муниципальные дома".
В соответствии с пунктом 3.5 договора, если пользователь не забрал в ООО "УК "Муниципальные дома" расчетные документы на оплату в установленный срок и не произвел оплату, то управляющий вправе производить начисление пеней за просрочку платежей.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что истцом ответчику в период с 22.02.2017 по 25.09.2019 оказаны коммунальные и эксплуатационные услуги на сумму 183 969, 69 руб., однако ответчик оплату услуг не произвел, что расчет оказанных услуг осуществлен в соответствии с тарифами, утвержденными постановлением Региональной энергетической комиссии N 432-в от 18.12.2015, постановлением Правительства Российской Федерации N354 от 06.05.2011, и приложением N1 к договору.
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
Суд кассационной инстанции считает, что судебные акты приняты при неправильном применении норм материального права, без установления всех юридически значимых обстоятельств и оценки доказательств в их совокупности.
Услуги по управлению и содержанию многоквартирного дома квалифицируются как правоотношения по возмездному оказанию услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации оплате подлежат реально оказанные заказчику услуги.
Как указал истец, и с чем согласились суды, истец предъявил ко взысканию коммунальные и эксплуатационные услуги по договору от 22.02.2017 N ДУЮЛ 12-1.
Суд первой инстанции посчитал установленным, что истец взял на себя обязательства в соответствии с условиями договора предоставлять коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, канализация, отопление, сборы на капитальный ремонт) в нежилых помещениях ответчика на 1 этаже многоквартирного дома, которые подлежат оплате в пользу истца.
Вместе с тем, договор от 22.02.2017 с ответчиком в материалах дела отсутствует. Имеется договор N ЮЛ12-1Г от 23.04.2018, действие которого дополнительным соглашением N 01 от30.12.2018 распространено с 01.10.2017.
В предмет доказывания по спору входят виды оказанных услуг, их объем и тарифы, правильность применения расчета задолженности.
Из иска, материалов дела и судебных актов невозможно установить, касается ли спор коммунальных услуг, предоставляемых в нежилых помещениях ответчика, либо коммунальных услуг на общедомовые нужды, либо тех и других.
Из расчета и актов не видно, какие услуги оказаны, в наименованиях услуг в актах указано: "возмещение стоимости коммунальных и эксплуатационных услуг в нежилом помещении".
В расчете указана только окончательная сумма начислений без расшифровки по конкретным видам услуг и тарифам по ним, в актах и счетах также нет расшифровки услуг.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Объем и состав информации, подлежащей указанию в платежных документах, предусмотрен в пункте 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354. В платежных документах обязательно должны быть указаны, в том числе:
в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах);
г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
д) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды для случаев, предусмотренных настоящими Правилами, в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
Наличие таких сведений в платежном документе позволяет проверить обоснованность предъявления к оплате услуги, расчета объема и стоимости услуг.
В соответствии с абзацем 3 пункта 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.
Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, жилищно-строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив (далее - товарищество или кооператив) предоставляет ресурсоснабжающим организациям, поставляющим коммунальные ресурсы в многоквартирный дом, сведения о собственниках нежилых помещений в многоквартирном доме, а также направляет уведомления собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме о необходимости заключения договоров ресурсоснабжения непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (абзац 4).
Поставка холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договора ресурсоснабжения, заключенного в письменной форме с ресурсоснабжающей организацией, который должен соответствовать положениям законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении. Определение объема потребленной в нежилом помещении тепловой энергии и способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению осуществляется в соответствии с настоящими Правилами. В случае несоответствия указанного договора положениям законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении договор считается заключенным на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении и настоящими Правилами (абзац 3 пункта 7 Правил N 354).
Положение Правил N 354 о заключении договора ресурсоснабжения на поставку холодной, горячей воды и отведение сточных вод, электрической энергии, тепловой энергии и газа в нежилые помещения в многоквартирном доме с ресурсоснабжающими организациями действует с 01.01.2017.
Следовательно, управляющая организация не вправе заключать с собственником нежилых помещений в многоквартирном доме договор на предоставление указанных коммунальных услуг в самих помещениях собственника, поскольку не сможет обеспечить оказание таких услуг, т.к. законодатель предусмотрел, начиная с данного периода, обязательное заключение прямых договоров собственника с ресурсоснабжающими организациями на поставку коммунальных ресурсов.
Ответчик в отзыве ссылался на заключение им договоров с ресурсоснабжающими организациями и приложил их к отзыву на исковое заявление.
Суды не рассмотрели указанный довод ответчика и не дали ему оценку.
Суды взыскали с ответчика задолженность с 22.02.2017 по 25.09.2019, что противоречит периоду действия договора N ЮЛ12-1Г от 23.04.2018 с дополнительным соглашением и заявленному периоду задолженности в расчете к иску (с декабря 2017 года).
Также в судебных актах не нашел отражения довод ответчика о том, что расходы по содержанию и текущему ремонту им оплачивались за спорный период, и не дана оценка представленным в материалы дела трем платежным поручениям в общей сумме 134 176, 93 руб. оплаты за периоды с октября 2017 года по декабрь 2019 года.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме входят в плату за содержание жилья.
Согласно статье 9 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года.
При этом, как указано в абзаце 5 пункта 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, размер платы за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду ресурсов.
Приложенный к иску расчет с указанием только сумм задолженности по месяцам не позволяет согласиться с выводом судов, что исковые требования в части их размера проверены, поскольку такой "расчет" не позволяет проверить обоснованность начислений. Однако в решении суда указано, что судом расчет проверен и признан верным.
Ответчик в отзыве ссылался на отсутствие платежных документов, в которых отражались бы сведения об услугах в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов, что не позволяет проверить начисления и зачет платежей.
Однако, такой довод отзыва также не рассмотрен судами.
Вывод судов о том, что расчет оказанных услуг осуществлен в соответствии с тарифами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011, является ошибочным. Данное постановление не регулирует вопросы установления тарифов на коммунальные услуги.
Ссылаясь на то, что тарифы и расчет стоимости услуг утверждены сторонами в приложении к договору управления от 22.02.2017, суды не выяснили, какие услуги из предусмотренных в приложении к такому договору, реально оказывались и могут быть оказаны собственнику нежилого помещения, поскольку по договору возмездного оказания услуг оплате подлежат оказанные услуги.
Вопросы перечня услуг и работ по содержанию общего имущества, порядок их оказания и выполнения, порядок согласования такого перечня регулируются постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения".
Таким образом, суды не проверили расчет истца, его обоснованность, учтены ли платежи ответчика, из чего состоит задолженность, по каким видам услуг.
Учитывая, что судами также удовлетворены заявленные на основании статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами со ссылкой на часть 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая регулирует взыскание иной санкции - пени, суд кассационной инстанции считает необходимым также обратить внимание судов на разъяснения, изложенные в ответе на вопрос 2 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.07.2016, о рекомендации судам выносить на обсуждение сторон вопрос о необходимости применения к правоотношениям сторон положений закона о неустойке, а также в пункте 22 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.03.2018.
Также при проверке расчета санкций суду следует учитывать разъяснения, данные в пунктах 31, 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" о правилах зачета произведенных платежей за соответствующие периоды.
Довод о необходимости зачета платежей в соответствующий период ответчиком был заявлен в отзыве на иск и в апелляционной жалобе, также ответчиком заявлялся довод о том, что платежные документы, содержащие сведения о всех видах услуг ему не выставлялись, что не позволяет проверить обоснованность начислений. Такие доводы судами не рассмотрены.
Суды не проверили правильность начисления санкций с учетом выше приведенных положений Пленума и недостатков расчета.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что в соответствии с частями 1 - 3 статьи 288, статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжалуемые решение и постановление подлежат отмене.
Так как для принятия обоснованного и законного решения требуется исследование и оценка доказательств, а также иные процессуальные действия, установленные для рассмотрения дела в суде первой инстанции, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, дело в в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 названного Кодекса подлежит передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При новом рассмотрении дела необходимо учесть изложенное, всесторонне и полно установить юридически значимые обстоятельства дела, дать надлежащую правовую оценку имеющимся в деле доказательствам в их совокупности и взаимной связи, проверить в полном объеме доводы сторон, при правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права принять законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 284, 286 - 288.2, 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 12 мая 2020 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 июля 2020 года по делу N А40-1653/2020 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок.
Судья |
Л.А. Тутубалина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая, что судами также удовлетворены заявленные на основании статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами со ссылкой на часть 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая регулирует взыскание иной санкции - пени, суд кассационной инстанции считает необходимым также обратить внимание судов на разъяснения, изложенные в ответе на вопрос 2 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.07.2016, о рекомендации судам выносить на обсуждение сторон вопрос о необходимости применения к правоотношениям сторон положений закона о неустойке, а также в пункте 22 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.03.2018.
Также при проверке расчета санкций суду следует учитывать разъяснения, данные в пунктах 31, 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" о правилах зачета произведенных платежей за соответствующие периоды."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30 ноября 2020 г. N Ф05-17133/20 по делу N А40-1653/2020