г. Москва |
|
04 декабря 2020 г. |
Дело N А41-77479/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ворониной Е.Ю.,
судей Кочеткова А.А., Малюшина А.А.,
при участии в заседании:
от Муниципального казенного предприятия городского округа Солнечногорск "Имущественный комплекс жилищно-коммунального хозяйства" Ломакина Е.П., доверенность от 13.04.2020 N 74,
от общества с ограниченной ответственностью "УК Креатив "Солнечногорск" Кузнецов А.С., доверенность от 09.01.2020,
рассмотрев 01 декабря 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу
Муниципального казенного предприятия городского округа Солнечногорск "Имущественный комплекс жилищно-коммунального хозяйства"
на решение от 04 июня 2020 года Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 24 августа 2020 года Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятые по иску Муниципального казенного предприятия городского округа Солнечногорск "Имущественный комплекс жилищно-коммунального хозяйства"
к обществу с ограниченной ответственностью "УК Креатив "Солнечногорск"
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
МКП городского округа Солнечногорск "Имущественный комплекс жилищно-коммунального хозяйства" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ООО "УК Креатив "Солнечногорск" (далее - ответчик) о взыскании задолженности по договору N 571 от 24.08.2016 за период июнь 2019 года в размере 629 881,05 руб., неустойки в размере 59 411,18 руб. за период с 16.07.2019 по 05.04.2019, неустойки по день фактической оплаты.
Решением от 04 июня 2020 года Арбитражного суда Московской области, оставленным без изменения постановлением от 24 августа 2020 года Десятого арбитражного апелляционного суда, с ответчика в пользу истца взыскана задолженность в размере 83 814,91 руб., неустойка в размере 9 795,84 руб., в удовлетворении остальной части требований о взыскании неустойки в фиксированной части отказано, производство по делу в части требования о взыскании неустойки по дату фактической оплаты суммы долга прекращено ввиду отказа истца от требований в данной части.
Не согласившись с принятыми судебными актами, истец обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой указывает на нарушение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем просит отменить решение от 04 июня 2020 года Арбитражного суда Московской области и постановление от 24 августа 2020 года Десятого арбитражного апелляционного суда, направить дело на новое рассмотрение.
Изучив доводы кассационной жалобы и проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых решения и постановления, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что названные судебные акты должны быть оставлены без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения в связи со следующим.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ответчик является управляющей компанией - исполнителем коммунальных услуг по поставке коммунальных услуг в отношении 14 многоквартирных домов, расположенных в г. Солнечногорске, Московской области, 3 из которых не оборудованы приборами учета тепловой энергии, а именно: ул. 2-я Володарская, д. 6, ул. Почтовая, д. 31, ул. Набережная, д. 15.
Между истцом (РСО) и ответчиком (исполнитель) 24.08.2016 заключен договор теплоснабжения N 571, в соответствии с пунктом 1.1 которого, истец обязался подавать исполнителю через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель для передачи конечному потребителю на объект (объекты) жилого фонда (МКД), находящегося под управлением исполнителя, а исполнитель обязался принимать и оплачивать тепловую энергию и невозвращенный в тепловую сеть теплоноситель, соблюдать режим ее потребления в объеме, сроки и на условиях предусмотренных договором.
Согласно пункту 1.2 договора договорный объем отпуска тепловой энергии и теплоносителя определяется исходя из заявленного исполнителем объема и пропускной способности трубопроводов тепловых сетей (приложение N 1 к договору).
В соответствии с пунктом 3.1 договора исполнитель обязался оплачивать фактически принятое количество тепловой энергии и невозвращенный теплоноситель в соответствии с разделом 7 договора.
Согласно пункту 5.4 договора учет отпущенной тепловой энергии и теплоносителя и контроль за соблюдением договорных объемов осуществляется по приборам учета исполнителя (при их наличии) или расчетным методом в соответствии с приложением N 1 к договору.
В случае отсутствия прибора учета, определение количества поставленных тепловой энергии и теплоносителя производится на основании пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (пункт 5.5 договора).
В силу пункта 7.3.1 договора, оплата за фактически потребленную в расчетном периоде тепловую энергию осуществляется до 15-го числа месяца следующего за расчетным, за который осуществляется оплата.
В обоснование заявленных требований истцом указано, что ответчиком обязательства по оплате за июнь 2019 года надлежащим образом не выполнены, в связи с чем образовался долг в размере 629 881,05 руб.
Удовлетворяя исковые требования в части, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
На территории Солнечногорского муниципального района Московской области применяется норматив потребления коммунальной услуги по отоплению по состоянию на 30.06.2012 в размере 0,016 Гкал/кв. м в месяц на календарный год, а не на отопительный период.
Поскольку норматив в размере 0,016 Гкал/кв. м определен на календарный год, а не на отопительный период, коэффициент периодичности внесения платы при способе оплаты равномерно в течение года будет равен 1 (12/12), а при оплате тепловой энергии в отопительный период - 12/7.
Истцом был произведен расчет начисления платы за тепловую энергию исходя из годового норматива потребления (0,016 Гкал/кв. м x 12 месяцев = 0,192 Гкал/кв. м в год):
при условии расчета по договору между сторонами в течение 7 отопительных месяцев исходя из 0, 027 Гкал./кв. м (0,192 Гкал/кв. м / 7 месяцев = 0,027 Гкал/кв. м) в отопительный месяц;
при условии расчета по договору между сторонами в течение календарного года равномерно в течение 12 месяцев - исходя из установленного законом месячного норматива 0,016 Гкал/кв. м в месяц;
при наличии прибора учета - по показаниям приборов, переданных ответчиком.
Таким образом, согласно расчету истца начисление платы за отопление после завершения отопительного сезона производится по 1/12 исходя из норматива потребления услуги 0,016, Гкал/кв. м в отношении следующих адресов: ул. 2-я Володарская, д. 6, ул. Набережная, д. 15, ул. Почтовая, д. 31 (дома, не оборудованные приборами учета).
Пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 устанавливает что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года).
Указанное решение принимается не чаще одного раза в год до 01 октября и подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 5 рабочих дней со дня его принятия.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации N 857 от 27.08.2012 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" в целях определения платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или в необорудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором тепловой энергии, органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года. В случае принятия указанного решения определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в соответствии с Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, утвержденными настоящим постановлением.
В соответствии с пунктом 1(1) органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять решение, указанное в подпункте "а" пункта 1 настоящего постановления, в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 857 от 27.08.2012 установлено, что Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", в части определения размера платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению применяются в 2012 - 2014 годах с учетом одной из следующих особенностей:
б) разрешить органам государственной власти субъектов Российской Федерации до 15.09.2012 принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
Таким образом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации были наделены правом принять решение о применении нормативов установленных до 30.06.2012 и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 Министерством строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Московской области вынесено распоряжение N 33 от 12.09.2012, которым установлено, что управляющим и ресурсоснабжающим организациям применять порядок расчета размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", используя при этом нормативы на коммунальные услуги, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
Норматив для услуги отопления, на момент издания указанного распоряжения был установлен постановлением Администрации Солнечногорского района Московской области N 115 от 01.02.2000 (то есть до 30.06.2012).
Указанный нормативный акт был принят до издания постановления Правительства Российской Федерации N 306 от 23.05.2006 и, следовательно, рассчитывался отличным от указываемого истцом способом.
Таким образом, установленный постановлением Администрации Солнечногорского района N 115 от 01.02.2000 установлен как объем тепловой энергии, поставляемый в отопительный период.
Отмена распоряжения Министерства строительного комплекса N 33 от 13.09.2012 года не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора.
Издание распоряжения Министерства строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Московской области N 33 от 12.09.2012 было обусловлено обязанностью принять решение о дальнейшем методе расчета платы по услуге отопление в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации N 857 от 27.08.2012.
Согласно изменениям, внесенным в постановление Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 в части правил расчета размера платы за отопление:
Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме согласно пунктам 42(1) и 43 Правил при осуществлении оплаты в течение отопительного периода определяется по формуле 2:
Pi = Si x NT x TT,
где:
Si - общая площадь жилого дома;
NT - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;
TT - тариф (цена) на тепловую энергию, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2(1). Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме согласно пунктам 42(1) и 43 Правил при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года определяется по формуле 2(1):
Pi = Si x (NT x K) x TT,
где:
Si - общая площадь жилого дома;
NT - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;
K - коэффициент периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, равный отношению количества месяцев отопительного периода, в том числе неполных, определенных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для установления соответствующих нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме", к количеству месяцев в календарном году;
TT - тариф (цена) на тепловую энергию, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2(2). В случае использования при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавших по состоянию на 30.06.2012, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме и размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяются по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4).
Таким образом, в зависимости от количества месяцев, за который производится расчет по услуге отопление, применяется либо формула "Площадь x Норматив x Тариф", либо "Площадь x Норматив x 7 / 12 x Тариф".
При изложенных обстоятельствах расчет норматива на отопление в отношении 12 календарных месяцев является неверным, поскольку применение коэффициента 12/7 законодательством не предусмотрено.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 157 ЖК РФ).
Согласно абзацу второму пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (ред. от 09.09.2017) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно пункту 42 Постановления Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Из вышеназванного следует, что по общему правилу размер платы за коммунальные услуги устанавливается прежде всего исходя из фактических объемов потребления, определенных с использованием показаний индивидуальных и (или) общедомовых приборов учета. Только при отсутствии приборов учета допускается определение размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Следовательно, исходя из вышеназванных норм при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета объем коммунального ресурса определяется по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета и только при их отсутствии исходя из нормативов потребления.
В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил N 354, в том числе в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (подпункт "б"), плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев.
Таким образом, определение объема отпущенного ресурса конкретному потребителю зависит от тех показаний, которые любым способом передает потребитель.
В соответствии с абзацем 2 пункта 42(1) Правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Судами установлено, что многоквартирные жилые дома в зависимости от типа системы горячего водоснабжения на 01.01.2018 имеют следующую характеристику:
приборы учета на входе в дом (ОДПУ) установлены по следующим адресам: г. Солнечногорск, ул. Красная, д. 107 (централизованная закрытая система ГВС), ул. Красная, д. 180 (централизованная открытая система ГВС), ул. Лесная, д. 10 (централизованная открытая система ГВС), ул. Почтовая, д. 29 (централизованная открытая система ГВС), мкр. Рекинцо, д. 27 (централизованная открытая система ГВС), мкрн. Рекинцо, д. 4, ул. Советская, д. 4.
В многоквартирных домах, оборудованных приборами учета тепловой энергии на нужды отопления, приборы учета были работоспособны.
Приборы учета отсутствуют по следующим адресам: ул. 2-я Володарская, д. 6 (централизованная закрытая система ГВС), ул. Набережная, д. 15 (централизованная закрытая система ГВС), ул. Почтовая, д. 31 (централизованная открытая система ГВС).
Ответчик ежемесячно, начиная с 01.01.2018, передавал показания в адрес истца.
В соответствии с указанными ведомостями приборов учета, ответчик произвел расчет среднемесячного потребления тепловой энергии на нужды отопления.
Таким образом, при отсутствии показаний приборов учета по вышеуказанным многоквартирным домам, ответчик произвел расчет фактического потребления тепловой энергии, руководствуясь среднемесячными объемами, в соответствии с пунктом 59 Постановления Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011.
В отношении домов, не оборудованных приборами учета, ответчик производил расчет в соответствии с пунктом 42(1) Постановления Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011, постановлением Администрации Солнечногорского района от 26.05.2015 N 1579 и площадями многоквартирных домов.
Расчет стоимости произведен в соответствии с пунктом 42 Постановления Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 или по показаниям ОДПУ или исходя из объема потребления по показаниям индивидуальных приборов учета горячего водоснабжения (ИПУ) установленных у жителей и нормативов для услуги горячего водоснабжения и количества зарегистрированных граждан в квартирах, не оборудованных ИПУ, в случае отсутствия ОДПУ на многоквартирном доме.
С учетом положений части 1 статьи 157 ЖК РФ, абзаца второго пункта 13, абзаца 6 пункта 38, пунктов 42, 42(1), 43, 59 Правил N 354, с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 15259/13, задолженность ответчика за спорный период составляет сумму в размере 83 814,91 руб.
Учитывая изложенное, суды удовлетворили иск в части взыскания суммы задолженности в размере 83 814,91 руб. и неустойки, с учетом установленного размера задолженности, в размере 9 795,84 руб.
Кассационная инстанция соглашается с выводами судов и находит их законными, обоснованными, соответствующими имеющимся в деле доказательствам и фактическим обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, в связи с тем, что указанные доводы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанции, с оценкой которых кассационная инстанция согласна.
Иная оценка заявителем жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды первой и апелляционной инстанций установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу.
Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых решения и постановления, кассационной инстанцией не установлено.
Таким образом, кассационную жалобу надлежит оставить без удовлетворения, а вынесенные по делу судебные акты - без изменения.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 04 июня 2020 года, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 24 августа 2020 года по делу N А41-77479/19 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Ю. Воронина |
Судьи |
А.А. Кочетков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В отношении домов, не оборудованных приборами учета, ответчик производил расчет в соответствии с пунктом 42(1) Постановления Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011, постановлением Администрации Солнечногорского района от 26.05.2015 N 1579 и площадями многоквартирных домов.
Расчет стоимости произведен в соответствии с пунктом 42 Постановления Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 или по показаниям ОДПУ или исходя из объема потребления по показаниям индивидуальных приборов учета горячего водоснабжения (ИПУ) установленных у жителей и нормативов для услуги горячего водоснабжения и количества зарегистрированных граждан в квартирах, не оборудованных ИПУ, в случае отсутствия ОДПУ на многоквартирном доме.
С учетом положений части 1 статьи 157 ЖК РФ, абзаца второго пункта 13, абзаца 6 пункта 38, пунктов 42, 42(1), 43, 59 Правил N 354, с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 15259/13, задолженность ответчика за спорный период составляет сумму в размере 83 814,91 руб."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 4 декабря 2020 г. N Ф05-19283/20 по делу N А41-77479/2019