г. Москва |
|
9 декабря 2020 г. |
Дело N А40-317711/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.12.2020.
Полный текст постановления изготовлен 09.12.2020.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кручининой Н.А.,
судей: Зверевой Е.А., Зеньковой Е.Л.,
при участии в судебном заседании:
лица, участвующие в деле извещены надлежащим образом, явку представителей не обеспечили.
рассмотрев 02.12.2020 в судебном заседании кассационную жалобу ООО "ВЕНТОН-МЕДИКАЛ" в лице конкурсного управляющего Рычкова В.М. на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2020 о признании обоснованными и подлежащими включению в третью очередь реестра требований кредиторов ООО "ВЕНТОН-МЕДИКАЛ" требования ГКУ МО "ДЕЗ" в размере 4 470 487,80 руб.
в рамках дела о признании ООО "ВЕНТОН-МЕДИКАЛ" несостоятельным (банкротом),
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 23.12.2019 ООО "ВЕНТОН-МЕДИКАЛ" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Рычков В.М. Сообщение об открытии конкурсного производства в отношении должника опубликовано в газете "Коммерсантъ" N 8 от 18.01.2020.
В Арбитражный суд города Москвы поступило заявление-требование ГКУ МО "ДЕЗ" о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности в размере 4 470 487,80 рублей.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 15.06.2020 признано обоснованным требование ГКУ МО "ДЕЗ" в размере 4 470 487,80 рублей с удовлетворением за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника. Отказано во включении требования ГКУ МО "ДЕЗ" в размере 4 470 487,80 рублей в реестр требований кредиторов ООО "ВЕНТОН-МЕДИКАЛ".
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2020 определение Арбитражного суда города Москвы от 15.06.2020 изменено, требования ГКУ МО "ДЕЗ" в размере 4 470 487,80 руб. признаны обоснованными и подлежащими учету в третьей очереди реестра кредиторов ООО "ВЕНТОН-МЕДИКАЛ".
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, конкурсный управляющий должника обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2020 отменить, оставить в силе определение Арбитражного суда города Москвы от 15.06.2020.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что кредитором пропущен двухмесячный срок для предъявления требований о включении в реестр требований кредиторов, предусмотренный положениями пункта 1 статьи 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
Отзывы на кассационную жалобу суду не представлены.
От конкурсного управляющего должника поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие.
В соответствии с абзацем 2 частью 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте Верховного суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru.
Лица, участвующие в деле о банкротстве, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286-288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность постановления суда апелляционной инстанции, судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит правовых оснований для его отмены ввиду следующего.
В соответствии со статьей 32 Закона о банкротстве и с частью 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Установление требований кредиторов осуществляется арбитражным судом в соответствии с порядком, определенном статьями 71 и 100 Закона о банкротстве, в зависимости от процедуры банкротства, введенной в отношении должника.
Из толкования пунктов 3 - 5 статьи 71 и пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве, разъяснений, изложенных в пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" следует, что проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
При рассмотрении обоснованности требования кредитора подлежат проверке доказательства возникновения задолженности в соответствии с материально-правовыми нормами, которые регулируют обязательства, не исполненные должником, а также оценка сделки на предмет ее заключенности и ничтожности.
При этом необходимо иметь в виду, что целью проверки обоснованности требований является недопущение включения в реестр необоснованных требований, поскольку такое включение приводит к нарушению прав и законных интересов кредиторов, имеющих обоснованные требования, а также должника и его учредителей (участников).
Основываясь на процессуальных правилах доказывания (статьи 65 и 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), заявитель обязан подтвердить допустимыми доказательствами правомерность своих требований, вытекающих из неисполнения другой стороной ее обязательств.
Суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установили, что задолженность должника перед кредитором в заявленном размере подтверждена вступившими в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 11.05.2018 по делу N А41-109198/17, а также постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2017 по делу N А41-78634/16.
В данной части выводы суда не оспариваются.
Отказывая во включении требований банка в реестр требований кредиторов должника, суд первой инстанции, исходил из пропуска кредитором срока исковой давности.
Суд апелляционной инстанции, изменяя определение суда первой инстанции, исходил из того, что поскольку исполнительные листы, выданные на основании вышеуказанных судебных актов и предъявленные кредитором к исполнению в ПАО "Уральский банк реконструкции и развития" были возвращены заявителю 12.03.2020, а конкурсный управляющий должника не уведомлял кредитора о признании должника банкротом, срок предъявления исполнительного документа к исполнению на дату обращения кредитора в суд не истек.
Довод кассационной жалобы о том, что данные выводы суда апелляционной инстанции сделаны при неправильном применении норм материального права, судебной коллегией отклоняется.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 69.1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" при получении копии решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении процедуры реализации его имущества судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительное производство по исполнительным документам (за исключением исполнительных документов по требованиям об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании права собственности, о взыскании алиментов, о взыскании задолженности по текущим платежам). Исполнительные документы, производство по которым окончено, вместе с копией постановления об окончании исполнительного производства направляются арбитражному управляющему в течение трех дней со дня окончания исполнительного производства. Копия указанного постановления в тот же срок направляется сторонам исполнительного производства.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 59 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Об исполнительном производстве", в случае возбуждения дела о банкротстве", судам необходимо иметь в виду, что передача исполнительных документов конкурсному управляющему в соответствии с частью 5 статьи 96 Федерального закона "Об исполнительном производстве" не освобождает конкурсных кредиторов и уполномоченные органы, чьи требования подтверждаются исполнительными документами, от предъявления названных требований в суд, рассматривающий дело о банкротстве, на основании пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве. При этом, поскольку конкурсный управляющий обязан действовать и в интересах кредиторов (пункт 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве), он обязан незамедлительно уведомить лиц, являющихся взыскателями, о получении им соответствующих исполнительных документов и о необходимости заявления кредиторами требований в рамках дела о банкротстве. Срок на предъявление требований такими лицами в деле о банкротстве начинает исчисляться не ранее даты направления им указанного уведомления конкурсным управляющим.
Особенности правового регулирования срока предъявления требований при наличии возбужденного исполнительного производства обусловлены тем, что взыскатель, поручивший исполнение судебного решения государственной службе, специально созданной для этих целей, имеет разумные ожидания того, что он будет проинформирован путем индивидуального извещения об объективной невозможности продолжения процедуры взыскания, начатой по его заявлению; возложение на него обязанности по самостоятельному отслеживанию публикаций о судьбе должника является чрезмерным.
Таким образом, при прекращении исполнения требования взыскателя в исполнительном производстве, о котором кредитор узнает после открытия процедуры конкурсного производства (реализации имущества), для правильного определения начала течения срока закрытия реестра требований кредиторов правовое значение имеет не момент опубликования информационного сообщения о введении процедуры, а обстоятельства, связанные с направлением арбитражным управляющим извещения взыскателю.
Данная позиция сформулирована в определение Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 по делу N 305-ЭС17-10070(2).
В настоящем случае сведения о направлении кредитору такого извещения на дату обращения ГКУ МО "ДЕЗ" в суд с заявленными требованиями отсутствуют.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ГКУ МО "ДЕЗ" до получения 12.03.2020 письма банка с приложением исполнительных листов не было и не могло быть известно о введенной в отношении должника процедуре банкротства, в связи с чем, правильно исходил из того, что фактически срок на предъявление требований пропущенным не является, а требования ГКУ МО "ДЕЗ" подлежат включению в состав третьей очереди реестра требований кредиторов должника.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемого судебного акта, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы конкурсного управляющего должника.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2020 по делу N А40-317711/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок.
Председательствующий - судья |
Н.А. Кручинина |
Судьи |
Е.А. Зверева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 59 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Об исполнительном производстве", в случае возбуждения дела о банкротстве", судам необходимо иметь в виду, что передача исполнительных документов конкурсному управляющему в соответствии с частью 5 статьи 96 Федерального закона "Об исполнительном производстве" не освобождает конкурсных кредиторов и уполномоченные органы, чьи требования подтверждаются исполнительными документами, от предъявления названных требований в суд, рассматривающий дело о банкротстве, на основании пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве. При этом, поскольку конкурсный управляющий обязан действовать и в интересах кредиторов (пункт 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве), он обязан незамедлительно уведомить лиц, являющихся взыскателями, о получении им соответствующих исполнительных документов и о необходимости заявления кредиторами требований в рамках дела о банкротстве. Срок на предъявление требований такими лицами в деле о банкротстве начинает исчисляться не ранее даты направления им указанного уведомления конкурсным управляющим."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 9 декабря 2020 г. N Ф05-23631/19 по делу N А40-317711/2018
Хронология рассмотрения дела:
22.05.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-23631/19
06.12.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-74221/2022
03.08.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-40079/2022
17.01.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-23631/19
20.09.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-48707/2021
01.09.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-23631/19
08.06.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-20946/2021
20.02.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-23631/19
28.01.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-69244/20
09.12.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-23631/19
25.11.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-62470/20
09.09.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-35199/20
21.01.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-23631/19
23.12.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-317711/18
29.10.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-55227/19
16.10.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-52006/19
14.08.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-317711/18
12.08.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-317711/18
26.07.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-317711/18