город Москва |
|
16 декабря 2020 г. |
Дело N А40-29959/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Григорьевой И.Ю., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: Исаковский Е.В., доверенность от 28.07.2020;
рассмотрев 09 декабря 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Москомстройинвеста
на решение от 22 июня 2020 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 01 сентября 2020 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-29959/20
по заявлению ООО "Бизнесстройгрупп"
об оспаривании постановления
к Москомстройинвесту,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Бизнесстройгрупп" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Москомстройинвесту (далее - комитет) о признании незаконным и отмене постановления N 1 по делу об административном правонарушении от 03.02.2020 N 05-07-19-620.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22 июня 2020 года постановление по делу об административном правонарушении от 03.02.2020 N 05-07-19-620 изменено в части назначенного наказания, снижен административный штраф до 100.000 руб., в остальной части обжалуемое постановление оставлено без изменения.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 01 сентября 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Москомстройинвест обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований полностью.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заявитель, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направил, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованного поддержал доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заинтересованного лица, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, постановлением N 1 по делу об административном правонарушении от 03.02.2020 N 05-07-19-620, вынесенным комитетом, общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), назначен административный штраф в размере 200.000 руб.
Суды отметили, что согласно оспариваемому постановлению, общество не внесло и не опубликовало в установленный законом срок достоверные сведения в проектную документацию на строительство объекта о финансовом результате текущего года по состоянию на 30.06.2019 (за 2 квартал 2019 года), чем нарушило часть 6 статьи 19, пункт 6 части 1 статьи 20 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ).
Частично удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно и обоснованно руководствовались следующим.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено полномочным лицом уполномоченного органа, что не оспаривалось обществом, положения статей 4.5, 28.2, 25.1, 29.7 КоАП РФ соблюдены комитетом, нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно пункту 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10) судами не установлено.
Согласно пункту 4 части 6 статьи 23 Федерального закона N 214-ФЗ, постановлению Правительства Москвы от 26.04.2011 N 157-ПП "Об утверждении Положения о Комитете города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства", постановлению Правительства Москвы от 03.07.2012 N 317-ПП "Об утверждении Административного регламента исполнения Комитетом города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и Порядка осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории города Москвы", комитет наделен полномочиями осуществлять контроль (надзор) в области долевого строительства и соблюдения требований Федерального закона N 214-ФЗ.
Судами установлено, что общество зарегистрировано в качестве юридического лица 11.04.2003 по юридическому адресу: г. Москва, Пресненская набережная, д. 8, стр. 1, пом. 522-М, комн. 2, эт. 55.
Судами установлено, что обществом оформлены земельно-правовые отношения - договор аренды земельного участка от 02.08.2004 N 1831, получено разрешение на строительство объекта от 19.11.2007 N RU50524000-222-M (сроком действия до 19.11.2021).
Таким образом, общество в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона N 214-ФЗ является застройщиком малоэтажной жилой застройки по адресу: Московская область, Наро-Фоминский муниципальный район, сельское поселение Марушинское, д. Марушкино (площадка 3).
Согласно информации, содержащейся в отчетности застройщика общества (от 30.07.2019), представленной в комитет за II квартал 2019 года, первый договор участия в долевом строительстве на строительство объекта по адресу: Московская область, Наро-Фоминский муниципальный район, сельское поселение Марушинское, д. Марушкино (площадка 3) заключен обществом 25.01.2013.
Таким образом, общество осуществляет привлечение денежных средств граждан и юридических лиц для строительства объекта.
На основании статьи 19 и пункта 7 части 6 статьи 23 Федерального закона N 214-ФЗ, с целью осуществления контроля за опубликованием изменений в проектные декларации на строительство объекта, произведен анализ представленной проектной декларации общества в Единой информационной системе жилищного строительства (далее - ЕИСЖС) в сети "Интернет" на сайте: http://наш.дом.рф.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 20 Федерального закона N 214-ФЗ, информация о застройщике в проектной декларации должна содержать сведения о финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности на последнюю отчетную дату.
Согласно части 5 статьи 19 Федерального закона N 214-ФЗ, ежеквартально застройщик обязан вносить в проектную декларацию изменения, касающиеся сведений, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 20 Федерального закона N 214-ФЗ (о финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности на последнюю отчетную дату).
В соответствии с частью 4 статьи 19 Федерального закона N 214-ФЗ, застройщик обязан внести в проектную декларацию изменения, касающиеся сведений о застройщике и проекте строительства, а также фактов внесения изменений в проектную документацию, в течение трех рабочих дней со дня изменения соответствующих сведений.
Согласно части 6 статьи 19 Федерального закона N 214-ФЗ, проектная декларация с внесенными в нее изменениями, указанными в частях 4 и 5 Федерального закона N 214-ФЗ, в течение пяти рабочих дней со дня внесения изменений в проектную декларацию подлежит размещению застройщиком в единой информационной системе жилищного строительства и направлению через личный кабинет застройщика в единой информационной системе жилищного строительства в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанный в части 2 статьи 23 Федерального закона N 214-ФЗ, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи путем заполнения электронной формы проектной декларации с внесенными изменениями.
По результатам проведенного анализа опубликованной проектной декларации общества комитетом установлено следующее.
Согласно бухгалтерской (финансовой) отчетности: бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, представленной обществом в комитет, в составе отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства за II квартал 2019 года (от 30.07.2019) указаны следующие сведения о финансово-экономическом состоянии общества (30.06.2019): финансовый результат текущего года - 2.974 тыс. руб. (строка отчета о финансовых результатах 2400); дебиторская задолженность - 1.412.260 тыс. руб. (строка баланса 1230); 4 кредиторская задолженность - 575.251 тыс. руб. (строка баланса 1520).
На основании статьи 191 Гражданского кодекса Российской Федерации, течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
На основании статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В соответствии со статьей 112 Трудового кодекса Российской Федерации, с 01.01.2019 по 08.01.2019, 23.02.2019, 08.03.2019, 01.05.2019, 09.05.2019, 12.06.2019, 04.11.2019 - нерабочие праздничные дни.
Срок внесения изменений за II квартал 2019 года в проектную декларацию застройщиком, касающихся сведений, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 20 Федерального закона N 214-ФЗ, о финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности начинает течь с 31.07.2019, последний день приходится на 02.08.2019.
Срок опубликования изменений за II квартал 2019 года в проектную декларацию застройщиком, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 20 Федерального закона N 214-ФЗ, о финансовом результате текущего года, кредиторской и дебиторской задолженности начинает течь с 05.08.2019, последний день приходится на 09.08.2019.
По результатам анализа проектной декларации от 30.04.2019 N 77-001834 (в редакции изменений от 08.05.2019) на строительство объекта, опубликованной на сайте http://наш.дом.рф установлено, что в проектной декларации от 30.04.2019 N 77-001834 (в редакции изменений от 08.05.2019) размещены сведения о финансово-экономическом состоянии, а именно: о размерах кредиторской и дебиторской задолженности, о финансовом результате текущего года общества на последнюю отчетную дату - 31.12.2018.
Сведения о финансово-экономическом состоянии, а именно: о размерах кредиторской и дебиторской задолженности, о финансовом результате текущего года общества за II квартал 2019 года (30.06.2019) не внесены и не опубликованы, о чем свидетельствуют скриншоты от 25.11.2019 с сайта: http://наш.дом.рф.
Таким образом, обществом не внесены и не опубликованы в установленный законодательством срок достоверные сведения в проектную декларацию на строительство объекта, предусмотренные пунктом 6 части 1 статьи 20 Федерального закона N 214-ФЗ, о размерах кредиторской и дебиторской задолженности, о финансовом результате текущего года по состоянию на 30.06.2019 (за II квартал 2019 года), чем общество нарушило часть 6 статьи 19, пункт 6 части 1 статьи 20 Федерального закона N 214-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ, за данные нарушения предусмотрена административная ответственность, а именно: опубликование в средствах массовой информации и (или) размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования застройщиком проектной декларации (в том числе вносимых в нее изменений), содержащей неполную и (или) недостоверную информацию, предоставление застройщиком неполной и (или) недостоверной информации, опубликование, размещение или предоставление которой предусмотрено законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно нарушение сроков опубликования и (или) размещения проектной декларации либо вносимых в нее изменений. Объектом данного правонарушения являются отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства.
Субъектом правонарушения является юридическое лицо, обязанное в установленный срок в соответствии с требованиями законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости предоставлять полную и (или) достоверную информацию, опубликование, размещение или предоставление которой предусмотрено законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, обязанное соблюдать сроки опубликования и (или) размещения проектной декларации либо вносимых в нее изменений.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в опубликовании в средствах массовой информации и (или) размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования застройщиком проектной декларации (в том числе вносимых в нее изменений), содержащей неполную и (или) недостоверную информацию, предоставление застройщиком неполной и (или) недостоверной информации, опубликование, размещение или предоставление которой предусмотрено законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно нарушение сроков опубликования и (или) размещения проектной декларации либо вносимых в нее изменений и выражена в нарушении требований части 6 статьи 19, пункта 6 части 1 статьи 20 Федерального закона N 214-ФЗ.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со статьей 3.1 Федерального закона N 214-ФЗ, застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, обеспечивает свободный доступ к информации (раскрывает информацию), предусмотренной настоящим Федеральным законом, путем размещения ее в единой информационной системе жилищного строительства. Информация считается раскрытой после ее размещения в указанной системе.
Согласно части 6 статьи 19 Федерального закона N 214-ФЗ, проектная декларация с внесенными в нее изменениями, указанными в частях 4 и 5 Федерального закона N 214-ФЗ, в течение пяти рабочих дней со дня внесения изменений в проектную декларацию подлежит размещению застройщиком в единой информационной системе жилищного строительства и направлению через личный кабинет застройщика в единой информационной системе жилищного строительства в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанный в части 2 статьи 23 Федерального закона N 214-ФЗ, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи путем заполнения электронной формы проектной декларации с внесенными изменениями.
В соответствии со статьей 23.3 Федерального закона N 214-ФЗ, ЕИСЖС - система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном строительстве, а также иной информации, связанной с жилищным строительством.
Оператором системы является Единый институт развития в жилищной сфере, определенный Федеральным законом от 13.07.2015 N 225-ФЗ "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
С 01.09.2016 все права и обязанности данного института осуществляет АО "Агентство ипотечного жилищного кредитования" (далее - АО "АИЖК").
02.03.2018 АО "АИЖК" сменило фирменное наименование на АО "Дом.РФ".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2018 N 1133 "Об установлении адреса сайта единой информационной системы жилищного строительства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" установлен адрес сайта http://наш.дом.рф/ в качестве адреса сайта ЕИСЖС в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, Федеральным законом N 214-ФЗ установлена обязанность застройщика по раскрытию информации, в том числе публикации проектной декларации, внесенных изменений на сайте единой информационной системы жилищного строительства http://наш.дом.рф/, а не на собственном сайте застройщика.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении N 05-07-19-620, в проектной декларации от 30.04.2019 N 77-001834 (в редакции изменений от 08.05.2019) размещены сведения о финансово-экономическом состоянии, а именно: о размерах кредиторской и дебиторской задолженности, о финансовом результате текущего года общества на последнюю отчетную дату - 31.12.2018.
Срок внесения изменений за II квартал 2019 года в проектную декларацию застройщиком, касающихся сведений, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 20 Федерального закона N 214-ФЗ о финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности начинает течь с 31.07.2019, последний день приходится на 02.08.2019.
Срок опубликования изменений за II квартал 2019 года в проектную декларацию застройщиком, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 20 Федерального закона N 214-ФЗ о финансовом результате текущего года, кредиторской и дебиторской задолженности начинает проистекать с 05.08.2019, последний день приходится на 09.08.2019.
По результатам анализа проектной декларации от 30.04.2019 N 77-001834 (в редакции изменений от 08.05.2019) на строительство объекта, опубликованной на сайте http://наш.дом.рф установлено, что сведения о финансово-экономическом состоянии, а именно: о размерах кредиторской и дебиторской задолженности, о финансовом результате текущего года общества за II квартал 2019 года (30.06.2019) не внесены и не опубликованы. Скриншоты проектной декларации от 30.04.2019 N 77-001834 (в редакции изменений от 08.05.2019) с сайта http://наш.дом.рф сняты комитетом 25.11.2019.
С учетом изложенного в действиях общества суды установили событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении от 12.12.2019 N 05-07-19-620-01 составлен в присутствии представителя общества по доверенности от 22.04.2019 Каменева С.В.
11.12.2019 вручено уведомление о необходимости явки генерального директора общества либо полномочного представителя в комитет 12.12.2019 в 10 час. 00 мин. для представления объяснений и составления протокола об административном правонарушении по части 2 статьи 14.28 КоАП РФ от 11.12.2019 N 77-21-3162/9 представителю по доверенности Каменеву С.В., о чем свидетельствует подпись Каменева С.В. на копии уведомления.
Таким образом, суды обоснованно заключили, что общество уведомлено в установленном порядке о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении по части 2 статьи 14.28 КоАП РФ.
Постановление N 1 по делу об административном правонарушении N 05-07-19-620 составлено с участием представителей (Каменев С.В. - доверенность от 22.04.2019, Метельская И.В. - доверенность от 30.07.2019).
Общество уведомлено в установленном порядке о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении (29.01.2020, в 15:45).
Как установлено судами, с целью извещения общества и его полномочных представителей о дате, времени и месте рассмотрения дела N 05-07-19-620 об административном правонарушении, определение-вызов от 20.01.2020 N 05-07-19-620/1 направлено комитетом через ФГУП "Почта России" по адресу: г. Москва, Пресненская набережная, дом 8, строение 1, помещение 552 М, комн. 2, этаж 55 (почтовый идентификатор: 12500942087121).
Согласно отчету АО "Почта России" об отслеживании почтового отправления с идентификатором 12500942087121, определение-вызов от 20.01.2020 N 05-07-19-620/1 на дату 26.01.2020 прибыло в место вручения.
С целью извещения общества и его полномочных представителей о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении N 05-07-19-620 комитетом через АО "Почта России" направлена телеграмма по адресу: г. Москва, Пресненская набережная, дом 8, строение 1, помещение 552 М, комн. 2, этаж 55. Согласно отчету АО "Почта России", телеграмма от 21.01.2020 N 77-21-0059/20 на дату 29.01.2020 не доставлена. Дополнительно копия определения-вызова от 20.01.2020 N 05-07-19-620/1 направлена курьером и вручена представителю общества Каменеву С.В. 24.01.2020.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что комитетом соблюдены требования КоАП РФ в части извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о месте и времени вынесения постановления об административном правонарушении.
Суды установили, что факт совершения правонарушения установлен судами и подтверждается скриншотами от 25.11.2019, протоколом от 12.12.2019 N 05-07-19-620-01 об административном правонарушении N 05-07-19-620 и иными материалами административного дела.
Также суды установили, что постановление N 1 по делу об административном правонарушении от 03.02.2020 N 05-07-19-620 вынесено комитетом в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалось, в материалах дела об административном правонарушении не имеется и судами не установлено.
Как обоснованно отметили суды, в данном случае (по вмененному составу правонарушения) существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
При этом выявленные нарушения необходимо отнести к категории существенных, так как они посягают на общественные отношения, возникающие в особо регулируемой сфере - в сфере долевого строительства многоквартирных жилых домов, и нарушают права участников долевого строительства.
Таким образом, суды обоснованно заключили, что общество имело возможность для соблюдения требований действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с пунктом 16.1 Постановления N 10, при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат. При этом вина юридического лица проявляется в виновном действии (бездействии) соответствующих лиц, действующих от его имени и допустивших нарушение действующего законодательства (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 N 244-О).
Исходя из позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 16 Постановления N 10, выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
С учетом изложенного, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в действиях общества установлено событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ.
Таким образом, общество совершило административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
К обстоятельствам, отягчающим ответственность в соответствии со статьей 4.3 КоАП РФ, следует отнести факт повторного привлечения к административной ответственности (постановление от 13.12.2019 N 05-19/1320, мера наказания - штраф 200.000 руб., дата оплаты -13.02.2020).
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, судами не установлено.
Согласно пункту 2 статьи 3.4 КоАП РФ, предупреждение назначается за впервые совершенное административное правонарушение при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В соответствии со статьей 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и, исходя из общих правил назначения административного наказания, закрепленных в положениях статьи 4.1 КоАП РФ, назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
В постановлении от 25.02.2014 N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что вводя для юридических лиц административные штрафы, минимальные размеры которых составляют значительную сумму, федеральный законодатель, следуя конституционным требованиям индивидуализации административной ответственности и административного наказания, соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, обязан заботиться о том, чтобы их применение не влекло за собой избыточного использования административного принуждения, было сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями и одновременно позволяло бы надлежащим образом учитывать реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица. Для приведения правового регулирования размеров административных штрафов, устанавливаемых для юридических лиц, и правил их наложения в соответствие с конституционными требованиями могут использоваться различные способы, в том числе снижение минимальных размеров административных штрафов, установление более мягких альтернативных санкций, введение дифференциации размеров административных штрафов для различных категорий (видов) юридических лиц, уточнение (изменение) правил наложения и исполнения административных наказаний. В противном случае, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 17.01.2013 N 1-П, нельзя исключить превращения административных штрафов, имеющих значительные минимальные пределы, из меры воздействия, направленной на предупреждение административных правонарушений, в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что недопустимо в силу статей 17, 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1, 2 и 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации и противоречит общеправовому принципу справедливости.
Таким образом, суды обоснованно заключили, что оснований для замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение не имеется.
Также суды обоснованно заключили, что оснований для применения малозначительности совершенного правонарушения не имеется по следующим основаниям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления N 10 применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.28 КоАП РФ, является формальным, то есть не предусматривает материально-правовых последствий содеянного как обязательного составляющего объективной стороны правонарушения, и считается законченным правонарушением независимо от наступления вредных последствий. Сам по себе факт отсутствия негативных последствий не является обстоятельством, свидетельствующим о малозначительности совершенного правонарушения. При оценке малозначительности деяния подлежит установлению не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и вопрос о социальной опасности деяния.
В постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П указано, что касается обстоятельств, не имеющих непосредственного значения для оценки самого административного правонарушения, а характеризующих особенности материального (экономического) статуса привлекаемого к ответственности юридического лица либо его постделиктное поведение, в том числе добровольное устранение негативных последствий административного правонарушения, то они как таковые не могут служить основанием для освобождения лица от административной ответственности, а также признания административного правонарушения малозначительным.
В силу части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ) в статье 4 определяет критерии отнесения юридического лица к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона N 209-ФЗ установлено, что к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
Судами установлено, что общество включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и является микропредприятием.
В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Учитывая вышеизложенное, отнесение общества к категории субъекта среднего предпринимательства, принимая во внимание тяжелое имущественное и финансовое положение общества, следуя критериям, обозначенным Конституционным Судом Российской Федерации в указанном постановлении и постановлении от 17.01.2013 N 1-П, как справедливость и соразмерность административного наказания, суды на основании оценки совокупности установленных по делу обстоятельств в соответствии с приведенными положениями статьи 4.1 КоАП РФ, обоснованно сочли возможным снизить размер административного штрафа до 100.000 руб.
Учитывая изложенные обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое обществом постановление комитета от 03.02.2020 N 05-07-19-620 является законным, но подлежащим изменению в части размера назначенного штрафа.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 22 июня 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01 сентября 2020 года по делу N А40-29959/20 оставить без изменения, кассационную жалобу Москомстройинвеста - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
И.Ю. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Учитывая вышеизложенное, отнесение общества к категории субъекта среднего предпринимательства, принимая во внимание тяжелое имущественное и финансовое положение общества, следуя критериям, обозначенным Конституционным Судом Российской Федерации в указанном постановлении и постановлении от 17.01.2013 N 1-П, как справедливость и соразмерность административного наказания, суды на основании оценки совокупности установленных по делу обстоятельств в соответствии с приведенными положениями статьи 4.1 КоАП РФ, обоснованно сочли возможным снизить размер административного штрафа до 100.000 руб."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16 декабря 2020 г. N Ф05-20215/20 по делу N А40-29959/2020