город Москва |
|
24 декабря 2020 г. |
Дело N А40-313328/19-72-2228 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Респект джим": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) ФАС России: Киселевой Н.Н. (дов. N ИА/81188/20 от 18.09.2020 г.);
от третьего лица ФКУ "ЦОУМТС МВД России": Москалюка О.И. (дов. N ЦС/ДПО-5 от 26.10.2020 г.);
рассмотрев 17 декабря 2020 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Респект джим"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 19 марта 2020 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 сентября 2020 г.
по делу N А40-313328/19-72-2228
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Респект джим"
к Федеральной антимонопольной службе
о признании недействительным решения от 16 октября 2019 г. N РГОЗ-168/19,
третье лицо: Федеральное казенное учреждение "Центральное окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ: в Федеральную антимонопольную службу (далее - ФАС России, антимонопольный орган) поступило обращение Федерального казенного учреждения "Центральное окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - ФКУ "ЦОУМТС МВД России", заказчик, третье лицо) о включении сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Респект джим" (далее - ООО "Респект джим", общество, поставщик, заявитель) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением заказчиком государственного контракта от 16 мая 2019 г. N 1919188100862772209336700/ 0373100056019000086_44654 (далее - контракт), заключенного по итогам проведения открытого аукциона в электронной форме на поставку товара (гантелей разборных, штанг разборных) в рамках государственного оборонного заказа для нужд подразделений МВД России (номер извещения 0373100056019000086) (далее - аукцион), по причине нарушения обществом условий контракта.
По результатам рассмотрения указанного обращения комиссией ФАС России по контролю в сфере государственного оборонного заказа было установлено, что в соответствии с пунктом 1.1 контракта поставщик обязуется поставить грузополучателю товар (штанги разборные, штанги разборные) в количестве и ассортименте, указанном в Спецификации (раздел 15 контракта) поставляемых товаров, в соответствии с Техническим заданием (раздел 16 контракта), в сроки установленные контрактом, а заказчик обязуется обеспечить плату поставленных товаров.
Согласно пункту 3.2 контракта срок исполнения поставщиком обязательств по поставке товара составляет 45 календарных дней с момента подписания контракта, т.е. до 01 июля 2019 г.
Днем исполнения поставщиком обязательства по поставке товара считается дата оформления грузополучателем акта о приемке товара.
Статьей 4 контракта установлен порядок приемки товара.
В соответствии с пунктом 4.2.3 контракта приемка товара по качеству и комплектности осуществляется на основании письменного обращения поставщика в УПЗ ДТ МВД России до его отгрузки.
Пунктом 4.2.6 контракта установлено, что приемка товара по качеству и комплектности должна быть проведена УПЗ ДТ МВД России в течение 15 календарных дней, со дня получения обращения, указанного в пункте 4.2.3 Контракта.
Согласно пункту 4.2.1 контракта приемка товара по качеству и комплектности осуществляется УПЗ ДТ МВД России на его соответствие действующим обязательным требованиям технических регламентов, государственных и отраслевых стандартов на данный вид товара, иной нормативно-технической (в том числе конструкторской) документации, а также условиям Контракта. При положительных результатах приемки товара УПЗ ДТ МВД России оформляет удостоверение о соответствии товара по качеству и комплектности грузополучателем, последний оформляет акт приемки товара по качеству и комплектности (по результатам приемки товара по качеству и комплектности).
В случае несоответствия товара конкретным показателям и техническим требованиям, изложенным в Спецификации поставляемых товаров (раздел 15 Контракта), иной нормативно-технической (в том числе конструкторской) документации, а также в случае непредставления Поставщиком документов, указанных в пункте 4.2.4 Контракта, УПЗ ДТ МВД России оформляет акт недостатков, выявленных в ходе приемки товара по качеству и комплектности, и выдает его поставщику. Акт недостатков, выявленных в ходе приемки товара по качеству и комплектности, должен быть подписан всеми лицами, участвовавшими в приемке товара по качеству и комплектности. Лицо, не согласное с содержанием данного акта, обязано подписать акт с оговоркой о несогласии и письменно изложить свое мнение (пункт 4.2.10 контракта).
Пунктом 9.11 контракта установлено, что при непоставке (недопоставке товара; нарушении сроков поставки; поставке товара, несоответствующего требованиям контракта по наименованию товара, срокам изготовления, срокам хранения (эксплуатации), а также ненадлежащего качества и/или нарушениям требований НТД, поставке товара с неправильной маркировкой, заказчик имеет право отказаться от получения товара, а также расторгнуть контракт в установленном законом порядке.
Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, решению суда или в связи с односторонним отказом стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством, а также статьей 95 Закона о контрактной системе (пункт 10.2 контракта).
02 июля 2019 г., 15 августа 2019 г. и 27 августа 2019 г. в ходе проведения приемки поставленного ООО "Респект Джим" товара обнаружены недостатки, которые отражены в актах от 02 июля 2019 г. N 1/104А, от 15 августа 2019 г. N 1/П9А, от 27 августа 2019 г. N 1/193А (далее - акты).
Пунктом 4.2.4 контракта установлено, что при приемке товара по качеству и комплектности ООО "Респект Джим" обязан представить должностным лицам УПЗ ДТ МВД России (грузополучателю): сертификаты (декларации) соответствия на товар, а также протоколы и иные документы, на основании которых выданы соответствующие сертификаты (декларации) (пункт 4.2.4.6 Контракта).
Согласно акту от 02 июля 2019 г. N 1/104А поставщиком поставлен товар, изготовленный в соответствии с ТУ 9619-001-81904657-09, при этом в представленном с товаром сертификате указано, что товар изготовлен в соответствии с иными техническими условиями; гантели разборные количеством 89 пар к проверке по качеству и комплектности ООО "Респект Джим" поставлены не были; ООО "Респект Джим" не представлены документы, в частности: документы, определяющие и подтверждающие гарантийные условия поставщика на товар, документы, подтверждающие положительные результаты периодических испытаний поставляемого товара и иные.
При повторных приемках актами от 15 августа 2019 г. N 1/179А и от 27 августа 2019 г. N 1/193А установлено, что ООО "Респект Джим" не подтверждено, что товар изготовлен в 2019 году (требование пункта 1.2 контракта) и не предоставлены документы, установленные пунктом 4.24.9 контракта; вместе с товаром поставщиком представлен сертификат на товар с кодом ОКПД-2 - 32.30.14.117, не соответствующим разделу 15 контракта, а именно: код ОКПД-2 - 32.30.14.121; для товара "штанга разборная" указана сталь, не соответствующая требованиям раздела 16 контракта, а именно: "сталь 3, используемая в материале изготовления грифов". В Техническом задании установлено требование "Гриф изготовлен из стали (марка 45)".
По состоянию на 23 сентября 2019 г. ООО "Респект Джим" нарушения, указанные в актах, не были устранены.
23 сентября 2019 г. заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, соответствующее обращение было направлено в антимонопольный орган.
Указанное решение 23 сентября 2019 г. было направлено в адрес ООО "Респект Джим" посредством почтового отправления, телеграммой, и в этот же день размещено на официальном сайте Единой информационной системы.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было получено ООО "Респект Джим" 26 сентября 2019 г.
В течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении общество не устранило нарушение условий контракта, в связи с чем решение вступило в силу и контракт считается расторгнутым 08 октября 2019 г.
16 октября 2019 г. по результатам рассмотрения обращения заказчика - ФКУ "ЦОУМТС МВД России" комиссией по контролю в сфере государственного оборонного заказа ФАС России принято решение по делу N РГОЗ-168/19 о включении сведений в отношении ООО "Респект Джим" в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
Считая свои права нарушенными, ООО "Респект Джим" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФАС России о признании указанного решения незаконным.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФКУ "ЦОУМТС МВД России".
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 марта 2020 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 28 сентября 2020 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Респект Джим" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, ссылаясь на то, что общество предпринимало все возможные меры для исполнения условий государственного контракта и добросовестно предполагало его исполнение.
В отзывах на кассационную жалобу ФАС России и ФКУ "ЦОУМТС МВД России" просят оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
От ООО "Респект Джим" поступили письменные пояснения к отзыву на кассационную жалобу, который подлежит возврату в связи с отсутствием доказательств его направления другим лицам, участвующим в деле (часть 2 статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В заседании кассационной инстанции представители ФАС России и ФКУ "ЦОУМТС МВД России" с доводами кассационной жалобы не согласились.
Представитель ООО "Респект Джим" в заседание суда кассационной инстанции не явился, заявив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) названный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Порядок и условия изменения, расторжения контракта установлены в статье 95 вышеназванного закона, согласно которой расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством (часть 8); заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9).
Частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе).
На основании части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном названным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе, а также Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1062 (далее - Правила N 1062), антимонопольный орган осуществляет ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Исходя из положений частей 6 и 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 названной статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. В течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 названной статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о законности оспариваемого решения в связи с ненадлежащим исполнением обществом условий контракта при поставке товара ненадлежащего качества и не соответствующего условиям контракта, а также нарушением сроков его исполнения, в связи с чем сведения в отношении него подлежали включению в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом судами принято во внимание, что общество не предприняло предусмотренных Законом о контрактной системе мер по устранению нарушений исполнения контракта, послуживших основанием для принятия заказчиком решения о его расторжении в одностороннем порядке.
Судами также сделан вывод о соблюдении процедуры принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и осведомленности о принятом решении заявителя.
Оценивая добросовестность действий общества, суды указали, что в данном случае недобросовестность поставщика выразилась не только в его бездействии, которое привело к непоставке товара, соответствующего условиям контракта, но и в его нежелании устранить указанные нарушения в предоставленный заказчиком срок.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу о наличии у заказчика оснований для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с ненадлежащим исполнением обществом условий контракта и включении сведений в отношении заявителя в реестр недобросовестных поставщиков.
Отклоняя доводы общества о том, что нарушение сроков исполнения обязательств по контракту обусловлено неисполнением обязанностей ООО "М Спорт Карелия" по дилерскому договору от 27 марта 2019 г. N 45 на изготовление и поставку необходимого по контракту товара, судами указано на то, что приобретение у третьего лица товара, не соответствующего требованиям контракта, не свидетельствует о добросовестности заявителя и не может являться основанием для освобождения его от предусмотренной действующим законодательством ответственности.
Судами также принято во внимание, что попытки поставки товара заявитель начал предпринимать только 02 июля 2019, т.е. за пределами срока окончания предусмотренного контрактом срока для поставки товара, при этом обществом при исполнении контракта, заключенного по результатам аукциона, не приняты соответствующие меры для избежания нарушения исполнения обязательств по контракту.
Кроме того, судами принято во внимание вступившее в законную силу решение Арбитражного суда города Москвы от 10 февраля 2020 г. по делу N А40-258581/2019, которым ООО "Респект Джим" отказано в удовлетворении требований о признании незаконным решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованными выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 19 марта 2020 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 сентября 2020 г. по делу N А40-313328/19-72-2228 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Респект джим" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о законности оспариваемого решения в связи с ненадлежащим исполнением обществом условий контракта при поставке товара ненадлежащего качества и не соответствующего условиям контракта, а также нарушением сроков его исполнения, в связи с чем сведения в отношении него подлежали включению в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом судами принято во внимание, что общество не предприняло предусмотренных Законом о контрактной системе мер по устранению нарушений исполнения контракта, послуживших основанием для принятия заказчиком решения о его расторжении в одностороннем порядке.
...
Судами также принято во внимание, что попытки поставки товара заявитель начал предпринимать только 02 июля 2019, т.е. за пределами срока окончания предусмотренного контрактом срока для поставки товара, при этом обществом при исполнении контракта, заключенного по результатам аукциона, не приняты соответствующие меры для избежания нарушения исполнения обязательств по контракту.
Кроме того, судами принято во внимание вступившее в законную силу решение Арбитражного суда города Москвы от 10 февраля 2020 г. по делу N А40-258581/2019, которым ООО "Респект Джим" отказано в удовлетворении требований о признании незаконным решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24 декабря 2020 г. N Ф05-19842/20 по делу N А40-313328/2019
Хронология рассмотрения дела:
24.12.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-19842/20
28.09.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-24248/20
19.03.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-313328/19
19.02.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-1814/20