город Москва |
|
25 декабря 2020 г. |
Дело N А40-15827/20-154-123 |
Арбитражный суд Московского округа
в составе: судьи Ананьиной Е.А.,
рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу ООО "ПСК Девелопмент"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 12 мая 2020 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 августа 2020 г.
по делу N А40-15827/20-154-123
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПСК Девелопмент"
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по городу Москве
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 77271936125978000002 от 10 января 2020 г.,
УСТАНОВИЛ: Инспекцией Федеральной налоговой службы N 27 по городу Москве (далее - ИФНС России N 27 по г. Москве, налоговый (административный) орган) в отношении общества с ограниченной ответственностью "ПСК Девелопмент" (далее - ООО "ПСК Девелопмент", общество, заявитель) проведена проверка соблюдения валютного законодательства, в ходе проведения которой был установлен факт нарушения обществом установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, предусмотренного Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании) и Правилами представления юридическими лицами - резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2005 г. N 819 (далее - Правила).
Так, ООО "ПСК Девелопмент" за второй квартал 2018 года не представлены нотариально заверенные в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждающие банковские документы к отчету о движении средств по счету (вкладу) N 26009745980100, открытому в банке CENTRALNIY RESPUBLIKANSKIY BANK DNR (Украина), за пределами территории Российской Федерации.
К отчету по счету (вкладу) N 26009745980100 обществом были приложены ксерокопии банковских выписок за отдельные даты отчетного периода, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении резидентом своих обязанностей, а также не подтверждает сведения, указанные резидентом в отчете, что в свою очередь препятствует проведению налоговым органом дальнейших мероприятий по контролю за соблюдению резидентами валютного законодательства Российской Федерации, в том числе выявлению незаконных валютных операций.
Таким образом, ООО "ПСК Девелопмент" нарушен порядок зачисления денежных средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, что является нарушением части 7 статьи 12 Закона о валютном регулировании и пунктов 5 и 7 Правил.
На основании полученных данных 27 декабря 2019 г. ИФНС России N 27 по г. Москве в отношении ООО "ПСК Девелопмент" составлен протокол об административном правонарушении N 77271936125978000001.
Постановлением ИФНС России N 27 по г. Москве от 10 января 2020 г. по делу об административном правонарушении N 77271936125978000002 ООО "ПСК Девелопмент" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. 00 коп.
Считая указанное постановление незаконным, ООО "ПСК Девелопмент" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ИФНС России N 27 по г. Москве о его отмене.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12 мая 2020 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 августа 2020 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "ПСК Девелопмент" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что они приняты с нарушением норм материального права, указывая на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения установленного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, поскольку несвоевременное выполнение обществом обязанности по предоставлению в налоговый орган полного пакета документов к отчету о движении денежных средств по счету (вкладу) N 26009745980100, установленной частью 7 статьи 12 Закона о валютном регулировании, не может являться основанием для привлечения к ответственности, так как указанная обязанность была исполнена обществом частично, что свидетельствует об отсутствии каких-либо негативных последствий и пренебрежительном отношении к исполнению публично-правовых обязанностей. Указано также на нарушение налоговым органом порядка привлечения общества к административной ответственности в части рассмотрения дела об административном правонарушении в отсутствие его представителя, с учетом направленного ходатайства о переносе времени рассмотрения дела. Приведены доводы о наличии оснований для применения положения статьи 4.2 КоАП РФ и о неприменении судами положений статей 2.9 и 4.1 КоАП РФ о снижении размера административного штрафа ниже низшего предела.
В отзыве на кассационную жалобу ИФНС России N 27 по г. Москве просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Законом о валютном регулировании определены правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.
Согласно части 2 статьи 24 Закона о валютном регулировании резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:
1) представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
2) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;
3) выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона о валютном регулировании для реализации функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.
Если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с настоящим Федеральным законом, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений. При установлении требования об использовании специального счета органы валютного регулирования не вправе вводить ограничения, не предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается Центральным банком Российской Федерации (пункт 2 части 3 статьи 23 Закона).
Частью 7 статьи 12 Закона о валютном регулировании предусмотрено, что резиденты, за исключением физических лиц - резидентов, дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации, постоянных представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иных официальных представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти, находящихся за пределами территории Российской Федерации, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Правила устанавливают порядок представления юридическими лицами - резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами налоговым органам по месту своего учета либо постановки на учет в качестве крупнейших налогоплательщиков (далее - налоговый орган) отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации (далее - отчеты).
В силу пункта 4 Правил резидент ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, представляет в налоговый орган отчет в 2 экземплярах по форме согласно приложению и банковские документы (банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк), подтверждающие сведения, указанные в отчете (далее - подтверждающие банковские документы), по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала. При этом по каждому счету (вкладу), открытому в банке за пределами территории Российской Федерации, представляется отдельный отчет с подтверждающими банковскими документами.
В соответствии с пунктом 5 Правил подтверждающие документы представляются за период с первого числа по последнее число отчетного квартала.
В случае если счет (вклад) открыт после первого числа отчетного квартала, подтверждающие документы представляются за период с даты открытия счета (вклада) по последнее число отчетного квартала.
В случае закрытия юридическим лицом - резидентом, индивидуальным предпринимателем - резидентом счета (вклада) в отчетном квартале подтверждающие документы представляются за период с первого числа отчетного квартала по дату закрытия счета (вклада).
Пунктом 7 Правил установлено, что подтверждающие документы представляются в той форме, в которой представляется отчет (на бумажном носителе в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии либо в электронной форме). Одновременное представление отчета и подтверждающих документов в разных формах (на бумажном носителе и в электронной форме) не допускается.
К документам, составленным на иностранном языке, прилагается перевод на русский язык, надлежащим образом заверенный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. В случае необходимости по запросу налоговых органов представляется перевод на русский язык, нотариально заверенный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Действия, связанные с несоблюдением установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, нарушением установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушением установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушением установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок, неуведомлением в установленный срок финансовым агентом (фактором) - резидентом, которому уступлено денежное требование (в том числе в результате последующей уступки), резидента, являющегося в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги либо передающим ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, предусмотренных указанным внешнеторговым договором (контрактом), или о последующей уступке денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контракту) с приложением соответствующих документов, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ и влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу о наличии в действиях ООО "ПСК Девелопмент" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, и соблюдении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
Вина ООО "ПСК Девелопмент" в совершении административного правонарушения установлена.
Доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля общества и препятствующих надлежащим образом выполнять требования законодательства, в материалы дела не представлены.
Порядок привлечения заявителя к административной ответственности административным органом соблюден.
Постановления по делам об административных правонарушениях в отношении общества вынесены в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Размер штрафа соответствует санкции части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Обстоятельств, указывающих на наличие оснований, предусмотренных статьей 4.2 КоАП РФ, судами не установлено.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности суды не усмотрели.
Согласно абзацу четвертому пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Оснований для применения положений статьи 4.1 КоАП РФ судами также не установлено.
При этом судами принято во внимание, что размер штрафа определен в минимальном размере санкции части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе обществом приведены доводы о нарушении налоговым органом порядка привлечения общества к административной ответственности в части рассмотрения дела об административном правонарушении в отсутствие его представителя, с учетом направленного ходатайства о переносе времени рассмотрения дела.
Приведенный довод был предметом рассмотрения как суда первой инстанции, так и суда апелляционной инстанции.
Отклоняя приведенный довод, суды указали на то, что ходатайство ООО "ПСК Девелопмент" о переносе рассмотрения дела об административном правонарушении было рассмотрено налоговым органом, о чем вынесено определение от 10 января 2020 г. об отказе в его удовлетворении в связи с отсутствием оснований, предусмотренных пунктом 7 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ.
Ссылки ООО "ПСК Девелопмент" на частичное исполнение им обязанности, установленной частью 7 статьи 12 Закона о валютном регулировании, по предоставлению в налоговый орган пакета документов к отчету о движении денежных средств по счету (вкладу) N 26009745980100 за второй квартал 2018 г. не могут служить основанием для отмены принятых по делу судебных актов, поскольку частичное отсутствие подтверждающих документов по движению средств на счете в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации и подлежащих представлению в налоговый орган, свидетельствует о неподтверждении резидентом движения средств по счету за отчетный период, возможному сокрытию обществом части денежных операций и неисполнением своих обязанностей, возложенных на него валютным законодательством Российской Федерации.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 12 мая 2020 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 августа 2020 г. по делу N А40-15827/20-154-123 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "ПСК Девелопмент" - без удовлетворения.
Судья |
Е.А.Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приведенный довод был предметом рассмотрения как суда первой инстанции, так и суда апелляционной инстанции.
Отклоняя приведенный довод, суды указали на то, что ходатайство ООО "ПСК Девелопмент" о переносе рассмотрения дела об административном правонарушении было рассмотрено налоговым органом, о чем вынесено определение от 10 января 2020 г. об отказе в его удовлетворении в связи с отсутствием оснований, предусмотренных пунктом 7 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ.
Ссылки ООО "ПСК Девелопмент" на частичное исполнение им обязанности, установленной частью 7 статьи 12 Закона о валютном регулировании, по предоставлению в налоговый орган пакета документов к отчету о движении денежных средств по счету (вкладу) N 26009745980100 за второй квартал 2018 г. не могут служить основанием для отмены принятых по делу судебных актов, поскольку частичное отсутствие подтверждающих документов по движению средств на счете в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации и подлежащих представлению в налоговый орган, свидетельствует о неподтверждении резидентом движения средств по счету за отчетный период, возможному сокрытию обществом части денежных операций и неисполнением своих обязанностей, возложенных на него валютным законодательством Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25 декабря 2020 г. N Ф05-18520/20 по делу N А40-15827/2020