г. Москва |
|
29 декабря 2020 г. |
Дело N А40-325831/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.12.2020.
Полный текст постановления изготовлен 29.12.2020.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Л.В. Федуловой,
судей А.Р. Беловой, С.В. Красновой,
при участии в судебном заседании:
от Департамента городского имущества города Москвы - не явился, извещен;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - не явился, извещен;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 01.06.2020 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2020 по делу N А40-325831/19
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконными решений,
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд г. Москвы к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление) с заявлением о признании незаконными решений, изложенных в письмах от 21.10.2019 N 77-0-1-71/3147/2019-292, N 77/017/216/2019-4346, от 21.10.2019 77-0-1-71/3147/2019-293, N 77/017/216/2019-4357, от 21.10.2019 N 77-0-1-71/3147/2019-291, N 77/017/216/2019-4342 об отказе в осуществлении действий по снятию с государственного кадастрового учета и внесении в ЕГРН записей о прекращении права собственности на объекты недвижимого имущества с кадастровым номером 77:05:0002004:1019 по адресу: ул. Автозаводская, д. 23, строен. 58; с кадастровым номером 77:05:0002005:2515 по адресу: ул. Автозаводская, д. 23, coop. 1005; с кадастровым номером 77:05:0002005:2537 по адресу: ул. Автозаводская, д. 23, (иловая площадка) и об обязании снять с государственного кадастрового и внести в ЕГРН запись о прекращении права собственности на объекты недвижимого имущества с кадастровым номером 77:05:0002004:1019 по адресу: ул. Автозаводская, д. 23, строен. 58; с кадастровым номером 77:05:0002005:2515 по адресу: ул. Автозаводская, д. 23, coop. 1005; с кадастровым номером 77:05:0002005:2537 по адресу: ул. Автозаводская, д. 23, (иловая площадка).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 01.06.2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2020, требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Управление (далее - Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит вышеуказанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Заявитель в кассационной жалобе ссылается на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права, указывает, что не представлен документ, подтверждающий соблюдение установленной законом процедуры сноса объектов капитального строительства.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте http://kad.arbitr.ru.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд не направили, что, в силу части 3 статьи 284 АПК РФ, не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 АПК РФ правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 287 АПК РФ, для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Департамент обратился в Управление с заявлениями о снятии с государственного кадастрового учета и внесении в Единый государственный реестр недвижимости (далее ЕГРН) записи о прекращении права собственности города Москвы на основании акта обследования, подтверждающего прекращение существования объектов недвижимого имущества: с кадастровым номером 77:05:0002004:1019 по адресу: ул. Автозаводская, д. 23, строен. 58; с кадастровым номером 77:05:0002005:2515 по адресу: ул. Автозаводская, д. 23, соор. 1005; с кадастровым номером 77:05:0002005:2537 по адресу: ул. Автозаводская, д. 23 (далее - объекты недвижимости).
Уведомлениями от 21.10.2019 N 77-0-1-71/3147/2019-292, N 77/017/216/2019-4346, от 21.10.2019 N 77-0-1-71/3147/2019-293, N 77/017/216/2019-4357, от 21.10.2019 N 77-0-1-71/3147/2019-291, N 77/017/216/2019-4342 управление отказало в снятии с государственного кадастрового учета объектов недвижимости и внесении в ЕГРН записи о прекращении права собственности на них в связи с отсутствием в составе приложений к акту обследования документов, содержащих информацию о законном порядке сноса, гибели или уничтожения вышеуказанного объекта недвижимости.
Посчитав, что решения Управления незаконны, поскольку все документы, необходимые для регистрации были представлены, Департамент обратился в арбитражный суд с заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, руководствуясь положениями ст. ст. 198, 200, 201 АПК РФ, ст. ст. 1, 14, 21, 23 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суды учитывали, что Департаментом в адрес управления представлены акты о прекращении существования объектов недвижимого имущества, распоряжения департамента об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества для целей транспортного обслуживания территории развития ОАМО "ЗИЛ" от 31.10.2018 N 36616, от 04.09.2018 N 29083 и от 23.05.2018 N 16387, письмо Росреестра от 07.12.2018 N14-13485/18 по вопросу снятия объектов недвижимости с кадастрового учета и государственной регистрации прекращения права собственности.
Актами обследования, составленными Государственным казенным учреждением города Москвы "Управление дорожно-мостового строительства", Акционерным обществом "Мосинжпроект" и правообладателями, подтверждается, что объекты недвижимости полностью снесены на основании распоряжений департамента; акты являются основанием для снятия объектов недвижимости с государственного кадастрового учета и государственной регистрации прекращения прав правообладателя.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу и соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям действующего законодательства.
Доводы заявителя отклоняются судом округа, учитывая положения п. 7 ч. 2 ст. 14, ст. 23 Закона о государственной регистрации; отсутствие в составе акта документов, подтверждающих снос объекта, допускается Приказом Минэкономразвития России от 20.11.2015 N 861 "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке" и не свидетельствует о его ненадлежащем оформлении.
Приказом N 861 не определен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости. При этом Приказ N 861 допускает составление акта обследования и без приложения каких-либо документов.
При таких обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение Управления не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Департамента, в связи с чем, заявленные требования подлежали удовлетворению.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы направлены на несогласие с выводами судов и связаны с переоценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судами обстоятельств, что находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, приведенной в Определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела.
Судами правильно применены нормы материального права, не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 01.06.2020 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2020 по делу N А40-325831/19 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Л.В. Федулова |
Судьи |
А.Р. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы заявителя отклоняются судом округа, учитывая положения п. 7 ч. 2 ст. 14, ст. 23 Закона о государственной регистрации; отсутствие в составе акта документов, подтверждающих снос объекта, допускается Приказом Минэкономразвития России от 20.11.2015 N 861 "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке" и не свидетельствует о его ненадлежащем оформлении.
Приказом N 861 не определен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости. При этом Приказ N 861 допускает составление акта обследования и без приложения каких-либо документов.
...
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, приведенной в Определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29 декабря 2020 г. N Ф05-23088/20 по делу N А40-325831/2019