город Москва |
|
28 декабря 2020 г. |
Дело N А40-25800/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Григорьевой И.Ю., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Захаров О.В., доверенность от 18.09.2019;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 22 декабря 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - ООО Фирма "СТОМ"
на решение от 16 июня 2020 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 30 сентября 2020 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-25800/20
по заявлению Департамента торговли и услуг города Москвы
о привлечении к административной ответственности
к ООО Фирма "СТОМ",
УСТАНОВИЛ:
Департамент торговли и услуг города Москвы (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ООО Фирма "СТОМ" (далее - общество) о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) на основании протокола об административном правонарушении от 16.01.2020 N 388/БЛ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16 июня 2020 года заявленные требования удовлетворены, общество привлечено к административной ответственности с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 200.000 руб.; продукция, изъятая на основании протокола изъятия вещей и документов от 17.12.2019 N 388/БЛ, направлена на уничтожение в соответствии с Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного от 30 сентября 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО Фирма "СТОМ" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заинтересованное лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, на основании приказа от 06.12.2019 N 340/9/СН проведены мероприятия по пресечению оборота алкогольной продукции (пива и напитков на его основе) с нарушением требований, установленных законодательством, по адресу: г. Москва, ул. Люблинская, д. 4, корп. 1А.
17.12.2019 должностными лицами выявлено нарушение требований пункта 1 статьи 10.2, подпункта 12 пункта 2 статьи 16, абзаца 8 пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ, а именно: в ходе осмотра зала букмекерской конторы "Bingo Boom" общества, находящейся по адресу: г. Москва, ул. Люблинская, д. 4, корп. 1А, установлено, что в зале в холодильнике и в подсобном помещении букмекерского клуба размещена алкогольная продукция (пиво и напитки на его основе) в ассортименте.
Сопроводительные документы на алкогольную продукцию, находящуюся в обороте, не представлены.
Тем самым, общество осуществляло оборот алкогольной продукции (пива в розлив) без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, чем нарушило требования пункта 1 статьи 10.2, подпункта 12 пункта 2 статьи 16, абзаца 8 пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ.
В целях пресечения административного правонарушения и в связи с невозможностью обеспечить сохранность алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте, на основании пункта 4 части 1 статьи 27.1 КоАП РФ должностным лицом департамента применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении - изъятие, о чем составлен протокол изъятия от 17.12.2019 N 388/БЛ.
Также составлена опись алкогольной продукции к протоколу изъятия вещей на 1 листе (424 ед. продукции). Изъятая алкогольная продукция согласно описи упакована, опечатана и находится по адресу: г. Москва, ул. Рябиновая, д. 43, корп. 2.
Должностными лицами департамента в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 16.01.2020 N 388/БЛ.
Привлекая общество к административной ответственности, суды правомерно и обоснованно исходили из следующего.
Процессуальных нарушений, допущенных департаментом при составлении протокола об административном правонарушении, судами в рамках рассмотрения настоящего дела не установлено. Нарушений, влекущих невозможность использования доказательств в соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 5), при проведении проверки департаментом не допущено.
Суды установили, что срок давности привлечения общества к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона N 171-ФЗ, деятельность по розничной продаже алкогольной продукции подлежит лицензированию.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона N 171-ФЗ, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий. Под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа (пункт 16 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 23 Федерального закона N 171-ФЗ, должностные лица органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, рассматривать дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением обязательных требований, и принимать меры по предотвращению нарушения обязательных требований.
Суды обоснованно заключили, что департаментом обнаружено достаточно данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ - оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота.
Согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьей 14.16 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.
Согласно части 2 статьи 14.16 КоАП РФ, оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объектом правонарушения являются охраняемые законом отношения, регламентирующие предпринимательскую деятельность в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в действиях, направленных на оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом.
Частью 1 статьи 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ предусмотрен перечень сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Указанный перечень является закрытым: товарно-транспортная накладная; справка, прилагаемая к таможенной декларации; справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной; уведомление; заверенные подписью руководителя организации и ее печатью копия извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копия извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ, этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
Пунктом 2 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ определено, что не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ, без информации, установленной пунктом 3 статьи 11 Федерального закона N 171-ФЗ, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со статьей 12 Федерального закона N 171-ФЗ.
В соответствии с подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ, оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: наличие сертификатов соответствия (деклараций), товарно-транспортных накладных, а также справок прилагаемых к накладной.
Согласно статьям 16, 26, 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ, запрещается оборот (в том числе розничная продажа, хранение) алкогольной продукции без соответствующих лицензий, сопроводительных документов (товарно-транспортной накладной и прилагаемой к ней справке) и без сертификатов соответствия.
При этом алкогольной продукцией в соответствии со статьей 2 Федерального закона N 171-ФЗ признается пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 % объема готовой продукции.
Согласно пункту 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации", при продаже товаров продавец обязан довести до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям, в том числе путем ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: сертификатом или декларацией о соответствии; копией сертификата, заверенной держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим к сертификат; товарно-сопроводительными документами, оформленными изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащими по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона о защите прав потребителей, информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать, в том числе информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 Закона о защите прав потребителей.
Статьей 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 872 "О справке, прилагаемой к таможенной декларации" установлено, что:
- при реализации в розницу импортированных алкогольной, спиртосодержащей, табачной продукции и пива (далее - товар) собственник товара обязан предъявить по требованию покупателя или контролирующего органа копию справки, прилагаемой к таможенной декларации, заверенную оригиналами оттисков его печати и печати предыдущего собственника товара;
- при реализации товара собственником товара через принадлежащую ему розничную торговую сеть каждая торговая точка по продаже товара должна иметь копию справки, прилагаемой к таможенной декларации, заверенную оригиналом оттиска печати собственника товара;
- при реализации товара в розницу на консигнационных условиях собственник товара обеспечивает каждую торговую точку по продаже товара копией справки, прилагаемой к таможенной декларации, заверенной оригиналом оттиска его печати, в которой дополнительно указывается местонахождение этой торговой точки.
Довод общества о том, что алкогольная продукция приобретена для собственных нужд, обоснованно признан судами несостоятельным, поскольку согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", необходимо учитывать, что выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (пункт 2 статьи 494 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Ответственность за нарушение указанных норм и правил образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ, при полном или частичном отсутствии указанных документов алкоголь считается в незаконном обороте и в соответствии со статьей 25 Федерального закона N 171-ФЗ подлежит изъятию.
На основании статьи 27.10 КоАП РФ, алкогольная продукция изъята из оборота и помещена на хранение по адресу: г. Москва, ул. Рябиновая, д. 43, корп. 2.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
С учетом вышеизложенного, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что материалами дела подтвержден факт совершения обществом вменяемого ему правонарушения, а также наличия виновных действий со стороны общества, доказано наличие в его действиях событие и состав вменяемого правонарушения, в связи с чем привлекли общество к административной ответственности.
Суды установили, что департамент не ссылался на наличие отягчающих обстоятельств при совершении обществом указанного административного правонарушения, в связи с чем, суды, учитывая факт его совершения обществом впервые, правомерно сочли возможным применить к рассматриваемым правоотношениям положения части 2 статьи 4.2 КоАП РФ при определении размера штрафа, подлежащего взысканию, и назначить наказание в минимальном размере, предусмотренном частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, то есть в размере 200.000 руб.
Согласно части 1 статьи 3.7 КоАП РФ, конфискацией предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.
Согласно протоколу изъятия вещей и документов от 17.12.2019, выявленная алкогольная продукция изъята. Указанная алкогольная продукция в порядке части 2 статьи 14.16 КоАП РФ подлежит конфискации и направлению на переработку или может быть подвергнута уничтожению.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 16 июня 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2020 года по делу N А40-25800/20 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО Фирма "СТОМ" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
И.Ю. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили, что департамент не ссылался на наличие отягчающих обстоятельств при совершении обществом указанного административного правонарушения, в связи с чем, суды, учитывая факт его совершения обществом впервые, правомерно сочли возможным применить к рассматриваемым правоотношениям положения части 2 статьи 4.2 КоАП РФ при определении размера штрафа, подлежащего взысканию, и назначить наказание в минимальном размере, предусмотренном частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, то есть в размере 200.000 руб.
Согласно части 1 статьи 3.7 КоАП РФ, конфискацией предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.
Согласно протоколу изъятия вещей и документов от 17.12.2019, выявленная алкогольная продукция изъята. Указанная алкогольная продукция в порядке части 2 статьи 14.16 КоАП РФ подлежит конфискации и направлению на переработку или может быть подвергнута уничтожению."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28 декабря 2020 г. N Ф05-21575/20 по делу N А40-25800/2020