город Москва |
|
30 декабря 2020 г. |
Дело N А41-72749/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца: Аржаков С.А., протокол от 08.10.2016; Дмитриев А.В., доверенность от 20.12.2020; Яковлева Д.Р., доверенность от 20.12.2020;
от ответчика: Николаева Е.М., доверенность от 23.01.2020;
от третьих лиц: от ООО "ИНФИНИТИ": Сизова И.В., доверенность от 26.10.2020; от Управления Росреестра по Московской области: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 23 декабря 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу
истца - ПК ВМК "Турист"
на решение от 17 февраля 2020 года
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 02 сентября 2020 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-72749/19
по иску ПК ВМК "Турист"
о снятии земельного участка с кадастрового учета
к Администрации городского округа Химки Московской области,
третьи лица: ООО "ИНФИНИТИ", Управление Росреестра по Московской области,
УСТАНОВИЛ:
ПК ВМК "Турист" (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к Администрации городского округа Химки Московской области (далее - администрация) о признании формирования земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010210:37 незаконным и об обязании Управления Росреестра по Московской области снять земельный участок с кадастровым номером 50:10:0010210:37 с кадастрового учета (с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "ИНФИНИТИ" (далее - общество) и Управление Росреестра по Московской области (далее - Управление).
Решением Арбитражного суда Московской области от 17 февраля 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного от 02 сентября 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ПК ВМК "Турист" обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Третье лицо - Управление Росреестра по Московской области, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители истца поддержали доводы кассационной жалобы.
Представители ответчика и третьего лица - ООО "ИНФИНИТИ" возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010210:25, площадью 3.212 кв.м, который в соответствии с договором от 07.09.2010 N ЮА-102, заключенным с администрацией, предоставлен для хранения маломерных судов. Данный договор заключен во исполнение постановления администрации от 07.05.2010 N 520 "О переоформлении потребительскому кооперативу "Водно-моторный клуб "Турист" права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, расположенным по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Ватутина, 14".
Смежным участком является участок с кадастровым номером 50:10:0010210:37, который находится в аренде у общества на основании договора аренды от 16.05.2012 N ЮА-162, заключенного с администрацией для строительства и эксплуатации торгово-делового комплекса. На момент обращения с иском вид разрешенного использования изменен на "для многоэтажного жилищного строительства", что отражено в выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 11.11.2019 - во исполнение постановления администрации от 23.07.2012 N 1170 "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Кирова, в районе д. 11 "а", площадью 12.555 кв.м, с кадастровым номером 50:10:0010210:37" (далее - Постановление N 1170). Соответствующие изменения внесены в договор аренды от 16.05.2012 N ЮА-162 путем заключения дополнительного соглашения от 17.08.2012, зарегистрированного в установленном порядке в ЕГРН.
Суды указали, что в обоснование заявленных требований истец сослался на то, что формирование участка с кадастровым номером 50:10:0010210:37 (дата постановки на учет 26.04.2012) осуществлено без учета требований законодательства, а именно:
- не учтено, что на истца как водопользователя (на основании договора от 23.05.2017) возложена обязанность содержать прилегающую к предоставленному участку акватории береговую полосу в надлежащем состоянии, что, по мнению истца, при наличии в ЕГРН сведений об участке с кадастровым номером 50:10:0010210:37 не представляется возможным;
- проект межевания территории предполагал размещение детской спортивной площадки, а не торгово-делового центра и жилого дома;
- с иным застройщиком - ЗАО "Химкинское СМУ МОИС-1" заключен договор о развитии застроенной территории от 07.10.2020 N ЮО-109, пункт 3.2.3 которого не предусматривает сдачу в аренду участков, в том числе и спорного земельного участка.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности; земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Из положений статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент обращения общества в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду) предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации
Пункт 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Исходя из содержания пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
После поступления данного заявления соответствующий орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Согласно пункту 4 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд, находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства.
Из содержания пунктов 5 и 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства.
Согласно пункту 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации, решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество 24.10.2011 обратилось в администрацию с просьбой предоставить земельный участок в аренду на 49 лет, ориентировочной площадью 1,8 га, расположенный по адресу: г. Химки, вблизи ул. Ватутина между яхтклубом, школой и детским садом, для строительства и эксплуатации офисного центра.
Межведомственной комиссией по землепользованию и земельным ресурсам администрации согласовано место размещения и предоставление в аренду сроком на 49 лет земельного участка, ориентировочной площадью 1,8 га, расположенного по адресному ориентиру: Московская область, ул. Кирова, вблизи д. 7 "а", для строительства и эксплуатации офисного центра, при условии оформления в установленном порядке (выписка из протокола от 11.11.2011 N 7).
Согласно заключению по выбору земельного участка от 27.02.2012 согласовано предоставление земельного участка в аренду сроком на 49 лет, площадью 12.555 кв.м, для строительства и эксплуатации торгово-делового центра по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки, ул. Кирова, в районе д. 11 "а", из состава земель населенных пунктов.
Постановлением администрации от 02.03.2012 N 336 (далее - Постановление N 336) предварительно согласовано место размещения торгово-делового центра на земельном участке, расположенном по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки, ул. Кирова, в районе д. 11 "а", утверждены акт выбора и схема расположения земельного участка.
Согласно акту выбора земельного участка (площадки) для строительства, согласования намечаемых проектных решений, технических условий на присоединение к инженерным коммуникациям согласовано использование участка для строительства и эксплуатации торгово-делового центра в районе: Московская область, г. Химки, ул. Кирова, в районе д. 11 "а", площадью 12.555 кв.м.
Информация о предполагаемом предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Кирова, в районе д. 11 "а", площадью 12.555 кв.м, в аренду для строительства и эксплуатации торгово-делового центра, опубликована в газете "Химкинские новости" от 02.03.2012, установлены сроки и место для приема предложений и возражений.
Главой администрации издано постановление 03.05.2012 N 716 "О предоставлении в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Инфинити" земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Кирова, в районе д. 11 "а", площадью 12.555 кв.м, с кадастровым номером 50:10:0010210:37, категории земель "земли населенных пунктов" для строительства и эксплуатации торгово-делового центра" (далее - Постановление N 716).
Во исполнение Постановления N 716 между администрацией и обществом заключен договор аренды земельного участка от 16.05.2012 N ЮА-162 под строительство и эксплуатацию торгово-делового центра в аренду сроком на 49 лет (зарегистрирован в Управлении 23.05.2012, номер регистрации 50-5010/032/2012-321).
Таким образом, суды обоснованно заключили, что процедура формирования и предоставления земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010210:37 в полной мере соответствовала требованиям действовавшего в тот период законодательства.
Кроме того, согласно приложению к Постановлению N 336, утвержден план границ земельного участка, площадь 12.555 кв.м, с указанием характерных точек координат земельного участка и указанием смежных земельных участков. При этом земельный участок истца с кадастровым номером 50:10:010210:25 указан в качестве смежного земельного участка.
Таким образом, как обоснованно заключили суды, при формировании земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010210:37 граница земельного участка с кадастровым номером 50:10:010210:25 учтена и не нарушена. Как следует из выписок из ЕГРН на земельные участки с кадастровыми номерами 50:10:010210:25 и 50:10:0010210:37 каких-либо пересечений границ смежных участков, арендованных истцом и обществом, не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, постановлением администрации от 10.08.2011 N 1065 "Об утверждении Проекта планировки территории и Проекта межевания части территории квартала N 8 г. Химки Московской области в границах: улица Кирова - улица Аптечная - улица Московская - Московский проезд" (далее - Постановление N 1065) утверждены Проект планировки и Проект межевания части территории квартала N 8 г. Химки Московской области в границах: улица Кирова - улица Аптечная - улица Московская - Московский проезд. 28.06.2011 прошли публичные слушания Проекта планировки и Проекта межевания.
07.10.2010 администрацией и ЗАО "Химкинское СМУ МОИС-1" заключен договор N ЮО-109 о развитии застроенной территории, на основании которого разработаны Проект планировки территории и Проект межевания территории, утвержденные Постановлением N 1065.
Согласно договору от 07.10.2010 N ЮО-109 о развитии застроенной территории, заключенному между и ЗАО "Химкинское СМУ МОИС-1", застройщик обязался в срок до 31.12.2015 своими силами и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц выполнить предусмотренные договором обязательства по развитию застроенной территории, ориентировочной общей площадью 0,256 га, по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Кирова, д. 10, а администрация обязалась создать необходимые условия для выполнения указанных обязательств.
Судами из представленного в материалы дела Постановления N 1065 с приложением проекта межевания, из которого не следует, что земельный участок с кадастровым номером 50:10:0010210:37 входит в границы проекта межевания.
Согласно пункту 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суды установили, что земельный участок с кадастровым номером 50:10:0010210:37 не входит в границы Проекта межевания, утвержденного Постановлением N 1065, образован на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Ссылка истца на подпункт 1 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому образование земельного участка проведено в противоречии с Проектом межевания территории, обоснованно признана судами несостоятельной.
Таким образом, суды правомерно заключили, что образование (формирование) земельного участка проведено в соответствии со статьями 11.2 и 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, а ссылка истца на нарушение указанных норм несостоятельна.
Обращаясь в суд с требованиями о признании незаконным формирования земельного участка с кадастровым номером 50:100010210:37, снятии земельного участка с кадастрового учета, истец в том числе указывал на неправомерное установление границ земельного участка, принадлежащего на праве аренды обществу.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Суды правомерно отметили, что перечень способов защиты гражданских прав установлен статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и не является исчерпывающим. Так, согласно абзацу 14 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав может быть осуществлена и иными способами, предусмотренными законом. Использование других способов защиты права допускается Гражданским кодексом Российской Федерации только при наличии прямого указания закона.
При этом избранный способ защиты и способ восстановления права должны отвечать требованиям необходимости и достаточности, не должны быть чрезмерными и необоснованно ограничивающими и нарушающими права других лиц.
Как разъяснено в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество" и пункте 2 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", иски об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.12.2013 N 8410/13, заинтересованные лица не вправе требовать аннулирования кадастровых сведений о земельном участке, правообладателем которого они не являются.
Суды установили, что требования истца направлены на снятие с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010210:37, результатом которого будет являться прекращение земельных правоотношений, а учитывая, что участок обременен договором аренды с обществом, будут прекращены и обязательственные права на земельный участок.
Исходя из изложенного, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что заявленные требования не отвечают требованиям необходимости и достаточности, являются чрезмерными и необоснованно ограничивающими права других лиц.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ, государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН (часть 4 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ).
Государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке, (часть 5 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 24, частью 6 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ), снятию с кадастрового учета в установленном законом порядке подлежит преобразуемый земельный участок либо в связи с утратой временного характера сведений, внесенных в Государственный кадастр недвижимости при постановке земельного участка на учет.
Частью 3 статьи 70 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено, что орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения ЕГРН также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 01.03.2008, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в ЕГРН.
Судами установлено, что согласно выписке из ЕГРН от 13.08.2012 дата постановки земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010210:37 на кадастровый учет - 26.04.2012, договор аренды и дополнительное соглашение к нему зарегистрированы в установленном порядке.
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной пришли к обоснованному выводу о том, что предусмотренных законом оснований для удовлетворения иска о снятии земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010210:37 с кадастрового учета не имеется.
Суды обоснованно отметили, что истцом не представлено доказательств того, что снятие спорного земельного участка с кадастрового учета при сложившихся фактических обстоятельствах является единственным способом защиты и восстановления его прав.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли подразделены по целевому назначению на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ), в пункте 7 статьи 1 ГрК РФ содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно статье 30 ГрК РФ, границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.
Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статей 34, 35 ГрК РФ.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 ГрК РФ).
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 ГрК РФ, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации). Разрешение на условно разрешенный вид использования предоставляется в установленном статьей 39 ГрК РФ порядке (часть 6 статьи 37 ГрК РФ).
В рамках утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства изменение одного вида использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. В случае расположения земельного участка на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования осуществляется на основании решения, принимаемого в соответствии с федеральными законами (части 3, 5 статьи 37 ГрК РФ).
Как установлено судами, 23.07.2012 на основании обращения общества, принимая во внимание решение Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки от 19.06.2012, руководствуясь статьями 16, 16.1, 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", ГрК РФ, частью 1 статьи 5, статьями 27, 29 Устава городского округа Химки, утвержденного решением Совета депутатов Химкинского района Московской области от 24.08.2005 N 75/1, администрацией принято Постановление N 1170, согласно пункту 1 которого постановлено изменить вид разрешенного использования земельного участка по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Кирова, в районе д. 11 "а", площадью 12.555 кв.м, с кадастровым номером 50:10:0010210:37, категория земель: земли населенных пунктов, принадлежащего обществу на праве аренды в соответствии с договором аренды земельного участка от 16.05.2012 N ЮА-162, с "для строительства и эксплуатации торгово-делового центра" на "для многоэтажного жилищного строительства".
Постановление N 1170 опубликовано в газете "Химкинские новости" от 26.07.2012.
Во исполнение Постановления N 1170 между администрацией и истцом заключено дополнительное соглашение от 17.08.2012 N 76 к договору аренды земельного участка от 16.05.2012 N 162 (зарегистрировано в Управлении 05.09.2012, номер регистрации 50-50-10/070/2012-306), согласно которому вид разрешенного использования земельного участка изменен на "для многоэтажного жилищного строительства".
Постановление N 1170 направлено администрацией в Федеральное государственное учреждение "Кадастровая палата" по Московской области для внесения изменений в кадастровые сведения земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010210:37 (письмо от 08.08.2012 N 3013-вх).
07.09.2012 между администрацией и обществом заключен инвестиционный контракт на строительство жилого комплекса с физкультурно-оздоровительным комплексом и подземной автостоянкой, расположенными по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Кирова, в районе дома N 11 "а", предметом которого является реализация инвестиционного проекта строительства жилого комплекса с физкультурно-оздоровительным комплексом и подземной автостоянкой, с внутри- и внеплощадочными инженерными сетями и сооружениями, благоустройством и озеленением прилегающей территории на земельном участке, общей площадью 12.555 кв.м, с кадастровым номером 50:10:0010210:37.
26.06.2017 подписано дополнительное соглашение N 1 к инвестиционному контракту, согласно которому срок ввода объекта в эксплуатацию - декабрь 2021 года.
24.10.2017 между администрацией и обществом подписано соглашение о реализации инвестиционного проекта N ДС-250 в рамках реализации инвестиционного контракта от 07.09.2012, согласно пункту 1.11 которого продолжительность этапа - получение разрешения на строительство - не позднее 31.12.2018.
Постановлением администрации от 22.09.2017 N 942 "О внесении изменений в проект планировки и проект межевания части территории квартала N 8 г. Химки Московской области в границах: улица Кирова - улица Аптечная - улица Московская - Московский проезд, утвержденного постановлением Администрации городского округа Химки Московской области от 10.08.2011 N 1065, путем исключения земельных участков с кадастровыми номерами 50:10:0010210:37, 50:10:0010210:9, 50:10:0010210:25, 50:10:0010210:21, 50:10:0010210:8 из его границ" администрация исключила из проекта планировки и проекта межевания части территории квартала N 8 г. Химки Московской области в границах: улица Кирова - улица Аптечная - улица Московская - Московский проезд, утвержденного Постановлением N 1065, земельные участки с кадастровыми номерами 50:10:0010210:37, 50:10:0010210:9, 50:10:0010210:25, 50:10:0010210:21, 50:10:0010210:8.
На основании заявления общества от 15.11.2017 N Р11264-17ВХ/ГПЗУ Главным управлением архитектуры и градостроительства Московской области 08.12.2017 подготовлен градостроительный план земельного участка N RU 50301000 - MSK 007861.
13.06.2018 Министерством строительного комплекса Московской области выдано разрешение на строительство N RU50-10-10878-2018.
Вступившим в законную силу решением Химкинского городского суда Московской области от 17.07.2019 по делу N 2-3770/2019 отказано в удовлетворении требования о признании недействительными Постановления N 1170, а также договора аренды земельного участка от 16.05.2012 N ЮА-162 и дополнительного соглашения от 17.08.2012 N 76 к нему.
Таким образом, как правомерно заключили суды, изменение вида разрешенного использования осуществлено с соблюдением требований законодательства, земельный участок используется в целях, соответствующих виду разрешенного использования, условиям договора аренды и заключенному инвестиционному соглашению.
Согласно условиям договора аренды земельного участка от 07.09.2010 N ЮА-102, заключенного между администрацией и истцом, арендатору на праве аренды передан земельный участок, общей площадью 3.212 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером 50:10:0010210:25, расположенный по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Ватутина, 14, для использования в целях хранения маломерных судов.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в пункте 1 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами (статья 124 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Правом на использование земельных участков в соответствии со статьями 40, 41 Земельного кодекса Российской Федерации наделены собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков. На указанных лиц в силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации возложена, в том числе, обязанность по использованию земельных участков в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранению межевых, геодезических и других специальных знаков, установленных на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлению мероприятий по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе мер пожарной безопасности; соблюдению при использовании земельных участков требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлению на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности и т.д.
Из системного толкования изложенных норм следует, что возложение на собственников, владельцев, пользователей земельных участков обязанности по содержанию территории, прилегающей к их земельным участкам, может быть осуществлено либо на основании федерального закона либо на основании договора.
Согласно пункту 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", условия договора подлежат толкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, другими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статьи 3, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При толковании условий договора в силу абзаца первого статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений (буквальное толкование). Такое значение определяется с учетом их общепринятого употребления любым участником гражданского оборота, действующим разумно и добросовестно (пункт 5 статьи 10, пункт 3 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации), если иное значение не следует из деловой практики сторон и иных обстоятельств дела.
Условия договора подлежат толкованию таким образом, чтобы не позволить какой-либо стороне договора извлекать преимущество из ее незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Толкование договора не должно приводить к такому пониманию условия договора, которое стороны с очевидностью не могли иметь в виду.
Значение условия договора устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом (абзац первый статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации). Условия договора толкуются и рассматриваются судом в их системной связи и с учетом того, что они являются согласованными частями одного договора (системное толкование).
Толкование условий договора осуществляется с учетом цели договора и существа законодательного регулирования соответствующего вида обязательств.
Согласно пункту 4.4.10 договора аренды земельного участка от 07.09.2010 N ЮА-102, заключенному между администрацией и истцом, обязанность по выполнению работ по благоустройству и уборке территории, прилегающей к арендованному участку, в соответствии с приложением N 4 (план благоустройства земельного участка), возложена на арендатора (истца).
Согласно приложению к договору аренды (выкопировки из плана земельного участка) отдельно выделены границы земельного участка, предоставленного в аренду, и границы прилегающей территории, закрепленной за арендатором по уборке территории, что прямо указано в выкопировке.
Суды установили, что иные права и обязанности за истцом в отношении прилегающей территории в договоре аренды от 07.09.2010 не определены.
Расчет арендной платы за земельный участок, предоставленный в аренду истцу произведен из кадастровой стоимости земельного участка, указанной в кадастровом паспорте земельного участка (приложения N N 1, 2 к договору аренды от 07.09.2010). В кадастровом паспорте от 30.03.2010 (приложение N 1 к договору аренды от 07.09.2010) указаны характеристики земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010210:25, согласно которому площадь земельного участка составляет 3.212 кв.м, кадастровая стоимость земельного участка - 10.729.653,88 руб. Расчет арендной платы определяется из расчета 2 % от кадастровой стоимости: 10.729.653,88 руб. x 2 % (приложение N 2 к договору аренды от 07.09.2010).
Таким образом, истец производит арендную плату только за арендованный земельный участок, площадью 3.212 кв.м. Иная территория согласно выкопировке из плана г. Химки (приложение N 4 к договору аренды от 07.09.2010 N ЮА-102) в пользование истцу на каком-либо праве не предоставлена, на него возложена лишь обязанность по уборке прилегающей территории.
При этом, как обоснованно отметили суды, исходя из системного толкования условий договора, принципа разумности и добросовестности, а также цели договора, следует, что обязанность по выполнению работ по благоустройству и уборке прилегающей территории является последствием использования арендованного земельного участка самим арендатором в заявленных целях, а также третьих лиц, использующих арендованный истцом земельный участок в заявленных целях, и является сопутствующим обязательством. Само по себе ненадлежащее исполнение или неисполнение данного обязательства, не являющегося предметом договора аренды, не может являться основанием для снятия смежного земельного участка с кадастрового учета.
Также суды приняли во внимание наличие предписания Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области от 20.08.2018 N 6/1034/26 об устранении выявленных нарушений, согласно которому 13.08.2018 по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Ватутина, напротив д. 14 на территории общественного пользования, доступ на которую в установленном законодательством порядке для населения не ограничен, которым выявлено административное правонарушение, выразившиеся в ненадлежащем содержании и состоянии территории, а именно: на прилегающей территории истца, расположенной напротив д. 14 по ул. Ватутина, в г.о. Химки в наличии мелко бытового мусора и высоты травяного покрова составляет более 20 см.
Вместе с тем, суды обоснованно заключили, что согласно плану границ земельных участков, с земельным участком с кадастровым номером 50:10:0010210:25 граничат иные земельные участки, в связи с чем установить достоверно, что нарушение, выразившиеся в наличии мелкого бытового мусора и высоты травяного покрова более 20 см имело место на прилегающей территории, не представляется возможным из-за отсутствия данных сведений в самом предписании.
Судами установлено, что на земельном участке, арендуемом обществом, расположена автомобильная дорога общего пользования с кадастровым номером 50:10:00100210:3248, которая является подъездным путем к базе водно-спасательного отряда МБУ "ХимСпас" (расположена на земельном участке с кадастровым номером 50:10:0010210:8), истцу (расположен на земельном участке с кадастровым номером 50:10:0010210:25) и ГСК "Дружба-2" (расположен в районе земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010210:3249).
Судами установлено, что из вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Московской области от 22.11.2018 по делу N А41-74543/18 следует, что согласно акту осмотра земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Кирова, в районе д. 11 "а", площадью 12.555 кв.м, с кадастровым номером 50:10:0010210:37 от 02.11.2018, земельный участок огорожен, при визуальном осмотре установлено, что ограждение участка не нарушает ограждение смежных участков. Проезд к ПК ВМК "Турист" осуществляется через земельный участок с кадастровым номером 50:10:0010210:37.
При этом согласно рабочей документации на устройство временной дороги для объекта "Многофункциональный жилой комплекс с помещениями общественного назначения и подземной автостоянкой" на земельном участке с кадастровым номером 50:10:0010210:37 по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Кирова, в районе д. 11 "а" (2018/03/02-АД-06), проектные решения соответствуют нормам и правилам взрыво- и пожароопасности и обеспечивают безопасную эксплуатацию проектируемого объекта, поперечный профиль дороги запроектирован в соответствии с СП 34.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*, утвержденным приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N 266 и в соответствии с ГОСТ Р 52399-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Геометрические элементы автомобильных дорог, утвержденным приказом Ростехрегулирования от 22.11.2005 N 297-ст, поперечный профиль приведен для условий на полное развитие с учетом благоустройства.
Согласно рабочей документации "Проект организации дорожного движения" на период строительства объекта: "Многофункциональный жилой комплекс с помещениями общественного назначения и подземной автостоянкой", расположенный по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Кирова, в районе д. 11 "а", согласованной с МБУ "Дирекция по управлению дорожным хозяйством и благоустройству "Химдор" и ОАО "Химкинский водоканал" 02.10.2018 (2018/03/02-АД-02,2018/03/01-ОДД2) на период строительства предусматривается два въезда на строительную площадку со стороны ул. Кирова и со стороны ул. Ватутина.
Согласно актам сдачи-приемки выполненных работ от 02.04.2019 по форме КС-2, подписанных между обществом (заказчик) и ООО "Угли" (подрядчик), выполненных в рамках договоров подряда от 16.01.2019 N ИНФ/УГ-01 и от 16.01.2019 N ИНФ/УГ-02, обществом принят комплекс работ по устройству технологической дороги для жилого комплекса с помещениями общественного назначения и подземной автостоянкой по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Кирова, в районе д. 11 "а".
Таким образом, довод истца о том, что формирование и постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010210:37 нарушает право доступа к участку, предоставленному истцу, и не учитывает необходимость наличия в границах жилой застройки земель общего пользования, обоснованно отклонен судами, поскольку опровергается представленными в дело юридически значимыми документами. Довод истца о невозможности обеспечения доступа к своему земельному участку с кадастровым номером 50:10:0010210:25 носит предположительный и не подтвержденный характер.
Кроме того, как обоснованно отметили суды, отсутствие доступа к землям общего пользования само по себе не является основанием для снятия смежного земельного участка с кадастрового учета, поскольку земельным и гражданским законодательством предусмотрены иные способы защиты права в таких случаях, в том числе установление сервитута.
Согласно положениям статей 195 и 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности устанавливается в три года.
На основании пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в газете "Химкинские новости" от 02.03.2012 опубликована информация о предполагаемом предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Кирова, в районе д. 11 "а", площадью 12.555 кв.м, в аренду для строительства и эксплуатации торгово-делового центра, содержатся сведения о порядке приема предложений и возражений - в течение двух недель с момента публикации в администрации.
03.05.2012 Главой администрации издано Постановление N 716.
Во исполнении Постановления N 716 между администраций и обществом заключен договор аренды земельного участка от 16.05.2012 N ЮА-162 под строительство и эксплуатацию торгово-делового центра в аренду сроком на 49 лет (зарегистрирован в Управлении 23.05.2012, номер регистрации 50-50-10/032/2012-321).
Таким образом, суды обоснованно отметили, что о предполагаемом предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, в районе д. 11 "а", площадью 12.555 кв.м, в аренду для строительства и эксплуатации торгово-делового центра, его границах и площади, истцу должно быть известно с момента опубликования информации (02.03.2012), а также с момента регистрации договора аренды земельного участка от 16.05.2012 N ЮА-162 - 23.05.2012.
Также суды обоснованно указали, что об изменении вида разрешенного использования с "для строительства и эксплуатации торгово-делового центра" на "многоэтажное жилищное строительство" истцу должно быть известно с момента опубликования Постановления N 1170 в газете "Химкинские новости" за 26.07.2012, что установлено вступившим в законную силу решением Химкинского городского суда Московской области от 17.07.2019 по делу N 2-3770/2019.
Суды установили, что исковое заявление подано в суд 16.08.2019, срок исковой давности на момент подачи иска уже истек.
Таким образом, учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 17 февраля 2020 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 02 сентября 2020 года по делу N А41-72749/19 оставить без изменения, кассационную жалобу ПК ВМК "Турист" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено, что из вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Московской области от 22.11.2018 по делу N А41-74543/18 следует, что согласно акту осмотра земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Кирова, в районе д. 11 "а", площадью 12.555 кв.м, с кадастровым номером 50:10:0010210:37 от 02.11.2018, земельный участок огорожен, при визуальном осмотре установлено, что ограждение участка не нарушает ограждение смежных участков. Проезд к ПК ВМК "Турист" осуществляется через земельный участок с кадастровым номером 50:10:0010210:37.
При этом согласно рабочей документации на устройство временной дороги для объекта "Многофункциональный жилой комплекс с помещениями общественного назначения и подземной автостоянкой" на земельном участке с кадастровым номером 50:10:0010210:37 по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Кирова, в районе д. 11 "а" (2018/03/02-АД-06), проектные решения соответствуют нормам и правилам взрыво- и пожароопасности и обеспечивают безопасную эксплуатацию проектируемого объекта, поперечный профиль дороги запроектирован в соответствии с СП 34.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*, утвержденным приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N 266 и в соответствии с ГОСТ Р 52399-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Геометрические элементы автомобильных дорог, утвержденным приказом Ростехрегулирования от 22.11.2005 N 297-ст, поперечный профиль приведен для условий на полное развитие с учетом благоустройства.
...
Согласно положениям статей 195 и 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности устанавливается в три года.
На основании пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30 декабря 2020 г. N Ф05-22033/20 по делу N А41-72749/2019