город Москва |
|
29 декабря 2020 г. |
Дело N А40-287821/19-130-2125 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Фреш поинт": Иванова А.В. (дов. от 21.10.2019 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Московской областной таможни: Сидоренкова Д.А. (дов. N 61-27/183 от 01.12.2020 г.);
рассмотрев 23 декабря 2020 г. в судебном заседании кассационную жалобу Московской областной таможни
на решение Арбитражного суда города Москвы от 12 марта 2020 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 июля 2020 г.
по делу N А40-287821/19-130-2125
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фреш поинт"
к Московской областной таможне
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ: обществом с ограниченной ответственностью "Фреш поинт" (далее - ООО "Фреш поинт", общество, заявитель) на основании контракта от 08 мая 2019 г. N KGI019, заключенного с компанией "Karabag Gubre Gida Insaat Nakliyat Ithalat ihracat Pazarlama Sanayi Ve Ticaret Limited Sirketi", на таможенную территорию таможенного союза был ввезен товар "персики свежие" и на Московский областной таможенный пост Московской областной таможни (далее - таможенный орган) в виде электронного документа с приложением всех предусмотренных действующим законодательством документов были поданы декларации на товары (далее - ДТ, декларации) N 10013160/300519/0179717 (Товар N 1 ДТ), N 10013160/280619/0227357 (товар N 1 ДТ) на условиях поставки DAP Москва.
Таможенная стоимость товаров заявлена декларантом по первому методу (по стоимости сделки с ввозимыми товарами).
В подтверждение заявленной таможенной стоимости обществом были представлены документы и сведения, предусмотренные таможенным законодательством, необходимые для таможенного оформления ввезенного товара, в том числе уставные документы общества, ДТ, ДТС-1, транспортные накладные, контракт, инвойсы и иные документы, поименованные в описях к ДТ.
По результатам контроля и анализа сведений о таможенной стоимости товаров по рассматриваемой поставке таможенным органом были установлены расхождения заявленного уровня таможенной стоимости поставленного товара от уровня стоимости однородных товаров, имеющихся в распоряжении таможенного органа, в связи с чем Московской областной таможней принято решение о проведении дополнительной проверки, в ходе которой у декларанта запрошены дополнительные документы, сведения и пояснения, необходимые для подтверждения правильности определения таможенной стоимости товаров, заявленных в спорных ДТ, а также предложено выплатить сумму обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов по декларациям:
по ДТ N 10013160/300519/0179717 размер обеспечения составил 81 904,54 руб.;
по ДТ N 10013160/280619/0227357 размер обеспечения составил 2 981,86 руб.
Заявитель уплатил обеспечение уплаты таможенных платежей по указанным ДТ, после чего товары были выпущены.
11 июля 2019 г. общество письмами N 154, N 155, N 160, N 161 от 11 июля 2019 г. представило в таможенный орган дополнительно запрошенные документы и сведения по указанным декларациям на товары.
В последующем обществом на основании контракта от 06 мая 2109 г. N PAF019, заключенного с компанией "PDM AGRO-FRUIT DOO", на таможенную территорию таможенного союза был ввезен товар "голубика свежая" и в таможенный орган в виде электронного документа с приложением всех предусмотренных действующим законодательством документов были поданы ДТ N 10013160/160619/0206098 (Товар N 2 ДТ) и N 10013160/030719/0235632 (товар N 2 ДТ), на условиях поставки DAP Москва.
При декларировании товаров таможенная стоимость определена по стоимости сделки с ввозимыми товарами, в подтверждение заявленной таможенной стоимости общество представило комплект документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров.
16 июня 2019 г. и от 03 июля 2019 г. таможенный орган в адрес общества направил запросы для представления документов и (или) сведений и предложил уплатить сумму обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов по указанным декларациям (по ДТ N 10013160/160619/0206098 размер обеспечения составил 15 728,98 руб. и по ДТ N 10013160/030719/0235632 размер обеспечения составил 267 994,23 руб.).
Указанные суммы были уплачены обществом и товар выпущен таможенным органом.
11 июля 2019 г. общество представило в таможенный орган дополнительно запрошенные документы и сведения по указанным декларациям на товары (письма N 152, N 153, N 158, N 159 от 11 июля 2019 г.)
Поскольку фактически представленные декларантом документы являлись недостаточными для принятия окончательного решения о таможенной стоимости товара, посчитав невозможным использование выбранного декларантом первого метода определения таможенной стоимости, 25 июня 2019 г. и 28 июля 2019 г. таможенным органом были приняты решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10013160/300519/0179717, N 10013160/280619/0227357, N 10013160/160619/0206098 и N 10013160/030719/0235632 и зачтено ранее уплаченное обеспечение по указанным ДТ в общем размере 368 609,61 руб.
Считая свои права нарушенными, ООО "Фреш поинт" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Московской областной таможне о признании незаконными решений о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10013160/300519/0179717, N 10013160/280619/0227357, N 10013160/160619/0206098 и 100131160/030719/0235632.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12 марта 2020 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 234 июля 2020 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Московская областная таможня просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что оспариваемые решения соответствуют требованиям таможенного законодательства, поскольку заявителем не были представлены в таможенный орган все необходимые документы для подтверждения заявленной стоимости товара, поставляемого в рамках внешнеторгового контракта.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Фреш поинт" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель Московской областной таможни поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ООО "Фреш поинт" против ее удовлетворения возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 38 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) положения главы 5 Кодекса основаны на общих принципах и правилах, установленных статьей VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994) и Соглашением по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (далее - акты ВТО по таможенной стоимости).
Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (пункт 10 статьи 38 Кодекса).
В силу пункта 14 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров определяется декларантом, а в случаях, если в соответствии с пунктом 2 статьи 52 и с учетом пункта 3 статьи 71 Кодекса таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются таможенным органом, таможенная стоимость товаров определяется таможенным органом.
К основаниям для исчисления подлежащих уплате таможенных платежей таможенными органами подпунктом 9 пункта 2 статьи 52 ТК ЕАЭС отнесены, в том числе результаты таможенного контроля в случаях, перечисленных в пунктах 17 и 18 статьи 325 ТК ЕАЭС. К таким случаям отнесено принятие таможенным органом в соответствии с пунктом 2 статьи 112 Кодекса решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, настоящего Кодекса, при завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если представленные в соответствии с настоящей статьей документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, не подтверждают соблюдение положений Кодекса, иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств - членов, в том числе достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, либо декларантом не были представлены документы и (или) сведения, запрошенные таможенным органом в соответствии с пунктами 4 и 15 данной статьи Перечень документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров, при ее определении по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами приведен в пункте 1 Приложения 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 376 (далее - Перечень документов).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, при выполнении следующих условий:
1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:
2) продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу;
4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
Согласно пункту 3 статьи 39 ТК ЕАЭС ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государств-членов.
В случае если хотя бы одно из условий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не выполняется, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, не является приемлемой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров и метод 1 не применяется (пункт 2 статьи 39 ТК ЕАЭС).
Дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, определены в статье 40 ТК ЕАЭС.
Пунктом 1 указанной статьи предусмотрено, что при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются следующие дополнительные начисления:
1) расходы в размере, в котором они осуществлены или подлежат осуществлению покупателем, но не включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары, к которым относятся:
а) вознаграждение посредникам (агентам) и вознаграждение брокерам, за исключением вознаграждения за закупку, уплачиваемого покупателем своему агенту (посреднику) за оказание по его представлению за пределами таможенной территории Союза услуг, связанных с покупкой ввозимых товаров;
б) расходы на тару, если для таможенных целей она рассматривается как единое целое с ввозимыми товарами;
в) расходы на упаковку ввозимых товаров, в том числе стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;
2) соответствующим образом распределенная стоимость следующих товаров и услуг, прямо или косвенно предоставленных покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством и продажей ввозимых товаров для вывоза на таможенную территорию Союза, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары:
а) сырье, материалы, детали, полуфабрикаты и иные товары, из которых произведены (состоят) ввозимые товары;
б) инструменты, штампы, формы и иные подобные товары, использованные при производстве ввозимых товаров;
в) материалы, израсходованные при производстве ввозимых товаров;
г) проектирование, разработка, инженерная, конструкторская работа, художественное оформление, дизайн, эскизы и чертежи, выполненные вне таможенной территории Союза и необходимые для производства ввозимых товаров;
3) часть дохода (выручки), полученного в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования ввозимых товаров, которая прямо или косвенно причитается продавцу;
4) расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров до места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза, а если Комиссией в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, и особенностей такой перевозки (транспортировки) определены иные места, - до места, определенного Комиссией;
5) расходы на погрузку, разгрузку или перегрузку ввозимых товаров и проведение иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза, а если Комиссией в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) ввозимых товаров, и особенностей их перевозки (транспортировки) определены иные места, - до места, определенного Комиссией;
6) расходы на страхование в связи с операциями, указанными в подпунктах 4 и 5 настоящего пункта;
7) лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, включая роялти, платежи за патенты, товарные знаки, авторские права, которые относятся к ввозимым товарам и которые прямо или косвенно произвел или должен произвести покупатель в качестве условия продажи ввозимых товаров для вывоза на таможенную территорию Союза, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за эти товары. При определении таможенной стоимости ввозимых товаров не должны добавляться к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате:
а) платежи за право на воспроизведение (тиражирование) ввозимых товаров на таможенной территории Союза;
б) платежи за право распределения или перепродажи ввозимых товаров, если такие платежи не являются условием продажи ввозимых товаров для вывоза на таможенную территорию Союза.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 40 ТК ЕАЭС таможенная стоимость ввозимых товаров не должна включать в себя следующие расходы при условии, что они выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены декларантом и подтверждены им документально:
1) расходы на производимые после ввоза товаров на таможенную территорию Союза строительство, возведение, сборку, монтаж, обслуживание или оказание технического содействия в отношении таких товаров, как промышленные установки, машины или оборудование;
2) расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров по таможенной территории Союза от места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза, а если Комиссией в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, и особенностей такой перевозки (транспортировки) определены иные места, - от места, определенного Комиссией;
3) пошлины, налоги и сборы, уплачиваемые в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Союза или продажей ввозимых товаров на таможенной территории Союза.
Указанные в пункте 1 статьи 40 ТК ЕАЭС дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, производятся на основании достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. При отсутствии такой информации метод 1 не применяется.
При определении таможенной стоимости ввозимых товаров дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за такие товары, кроме указанных в пункте 1 статьи 40 ТК ЕАЭС, не производятся.
Несоблюдение указанного критерия влечет невозможность применения метода 1 (пункт 3 статьи 40 ТК ЕАЭС).
В соответствии с подпунктами 4 и 9 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию, в том числе сведения о товарах, в частности, таможенная стоимость товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров), и о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в статье 108 Кодекса.
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров, в том числе ее величину и метод определения, относятся к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации.
Пунктами 2 и 3 статьи 108 ТК ЕАЭС установлено, что если в документах, указанных в пункте 1 статьи 108 Кодекса, не содержатся сведения, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, такие сведения подтверждаются иными документами.
Документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, за исключением случаев, когда исходя из особенностей таможенного декларирования товаров, установленных законодательством государств - членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 Кодекса или определенных статьями 114 - 117 Кодекса, такие документы могут отсутствовать на момент подачи таможенной декларации.
Статьей 106 ТК ЕАЭС предусмотрено, что при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.
Подпунктом 4 пункта 1 данной статьи установлен перечень основных сведений о товаре, подлежащих указанию в декларации на товары, а именно: наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному 10-значному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; код товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности; происхождение товаров; наименование страны отправления и страны назначения; производитель товаров; товарный знак; наименование места происхождения товара, являющееся объектом интеллектуальной собственности, включенным в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов и (или) национальный таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется таможенным органом государства-члена, таможенному органу которого подается декларация на товары; описание упаковок; цена, количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в дополнительных единицах измерения; таможенная стоимость товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров); статистическая стоимость.
В соответствии с пунктом 4 статьи 325 ТК ЕАЭС таможенному органу предоставлено право запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах, в следующих случаях: 1) документы, представленные при подаче таможенной декларации либо представленные в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждают заявленные сведения; 2) таможенным органом выявлены признаки несоблюдения положений настоящего Кодекса и иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в таких документах.
Согласно пункту 17 статьи 325 ТК ЕАЭС решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьей 112 настоящего Кодекса, принимается таможенным органом, в том числе если при завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если представленные в соответствии с настоящей статьей документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, либо результаты таможенного контроля в иных формах и (или) таможенной экспертизы товаров и (или) документов, проведенных в рамках такой проверки, не подтверждают соблюдение положений настоящего Кодекса, иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов, в том числе достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемые решения Московской областной таможни о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары, не соответствуют положениям таможенного законодательства, нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку таможенным органом не доказана невозможность использования метода определения таможенной стоимости по первому методу (по стоимости сделки с ввозимыми товарами) и не установлена недостоверность представленных обществом сведений, подтверждающих обоснованность примененного им метода, а также не доказана правильность исчисления таможенной стоимости по избранному таможней методу.
При этом судами принято во внимание, что в ходе таможенного декларирования общество представило таможенному органу необходимые документы, свидетельствующие о достоверности заявленной в спорных декларациях на товары таможенной стоимости и обосновывающие избранный им метод ее определения, то есть представленные документы являются необходимыми и достаточными для подтверждения заявленной при таможенном оформлении спорной стоимости ввезенных товаров по ДТ.
Отклоняя доводы таможенного органа о том, что инвойсы, предоставленные в процессе таможенного оформления товаров, не могут выступать в качестве документов, подтверждающих согласование существенных условий сделки, поскольку не заверены сторонами сделки и, соответственно, их нельзя рассматривать в качестве согласующих документов, судами указано на то, что инвойс является документом, оформляемым иностранным контрагентом и ответственность за ненадлежащее оформление или непредставление данных документов не может быть переложена на российского резидента.
Судами установлено, что общество делает предварительный заказ продукции. Заказ направляется на электронную почту поставщика товара. На основании заказа поставщик товара выставляет инвойс, оплата которого может осуществляться в несколько этапов и подтверждается заявлением на перевод. По мере готовности товара поставщик производит его отгрузку, а покупатель производит оплату. В связи с большим ассортиментом товаров, закупаемых заявителем, его отгрузка может проводиться в несколько этапов, также как и оплата. Инвойс оплачивается и товар отгружается в равной стоимости. На каждую подготовленную партию товара поставщик направляет инвойс и экспортную декларацию.
Так, стоимость товара N 1 ДТ N 10013160/300519/0179717 указана в сумме 12 442,08 долларов США, данная стоимость соответствует стоимости, указанной в инвойсе 554911 от 21 мая 2019 г. и экспортной таможенной декларации N 19330100ЕХ092523 от 22 мая 2019 г.;
стоимость товара N 1 ДТ N 10013160/280619/0227357 указана в сумме 3 160,50 долларов США, данная стоимость соответствует стоимости, указанной в инвойсе 554923 от 21 июня 2019 г. и экспортной таможенной декларации Ш9330100ЕХ109359 от 21 июня 2019 г.;
стоимость товара N 2 ДТ N 10013160/160619/0206098 указана в сумме 5 196,80 евро, данная стоимость соответствует стоимости, указанной в инвойсе 1-200494/2019 от 11 июня 2019 г. и экспортной таможенной декларации N 11568/42627.;
стоимость товара N 2 ДТ N 10013160/030719/0235632 указана в сумме 72 558 евро, данная стоимость соответствует стоимости, указанной в инвойсе 1-200547/2019 от 29 июня 2019 г. и экспортной таможенной декларации N 11568/48675.
Цена сделки считается подтвержденной документально, если приведенная в декларации на товары стоимость может быть сопоставлена с суммой, обозначенной в счете-фактуре (инвойсе), платежном поручении, экспортной декларации, ведомости банковского контроля.
Таким образом, указанные контракты, инвойсы, экспортные декларации в их совокупности позволяют установить согласованные сторонами контрактов условия об ассортименте, количестве и цене поставляемых в рамках данных поставок товаров, то есть сторонами договоров определены предмет поставки (купли продажи) и цена поставленного товара.
Согласно содержанию запросов, направленных таможенным органом в адрес общества, таможня просила общество представить "прайс-лист производителя товара, являющийся свободной офертой и действующий в момент составления инвойсов на поставку товаров".
Обществом представлены таможенному органу прайс-листы на спорные поставки, которые были получены им от продавцов, указанная в них цена согласуется с ценой, указанной в коммерческих документах.
По итогу рассмотрения прайс-листов таможня указала, что представленные прайс-листы не являются публичной офертой, так как в них указана ссылка на конкретные соглашения и в которых оговорены условия спорной поставки.
Между тем, прайс-лист является действующим на дату выставления инвойсов поставщиками товара. Цены на товар, указанные в прайс-листах и инвойсах, совпадают, что свидетельствует об отсутствии дополнительных скидок. Оплата товаров осуществляется на основании выставленных продавцом инвойсов. Как следует из внешнеторговых контрактов, прайс-лист не оказывает влияния на формирование цены товара.
Судами также указано на то, что в оспариваемых решениях таможенным органом указывается, что оплата за поставленные товары производится от 60 до 120 дней с момента отгрузки товара, в связи с чем предоставленная отсрочка является товарным кредитом, а учитывая размер уставного капитала общества, заключение внешнеэкономического контракта на условиях отсрочки платежа является для таможни сомнительным.
Между тем, таможенный орган в оспариваемых решениях не обосновал, каким образом величина уставного капитала может указывать на то, что первый метод определения таможенной стоимости товаров не может быть применим и не имеет правового значения размер уставного капитала ООО, соотношение его с общей ценой контракта, а также условиями оплаты поставленного по контракту товара, т.к. законодательством (как внутренним, так и международным) действительность согласования условия договора о цене не связана с величиной уставного капитала какой-либо из сторон.
Кроме того, положения контрактов и инвойсов подтверждали цену сделок, содержали сведения о наименовании, количестве и фиксированной цене товара, согласованных между сторонами внешнеэкономических сделок. Доказательств недостоверности указанных документов либо заявленных в них сведений таможней не представлено.
Согласно пункту 6 Контрактов оплата за товар производится на основании инвойсов, в срок от 60 до 120 дней от даты поставки товара.
Отсрочка платежа, согласованная сторонами, не противоречит ни нормам российского законодательства (статьи 486, часть 1 статьи 516 ГК РФ), ни международного права (раздел I главы III Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров).
Ссылки таможенного органа на то, что в автоматическом режиме программным средством ЕАИС "Аист-М" были получены данные из информационной системы ИСС Малахит, которые установили отклонение от заявленной цены от цены идентичных или однородных товаров при сопоставимых условиях их ввоза, также были отклонены судами, поскольку оценить правомерность использования ценовой информации, на которую ссылается таможня, не представляется возможным ввиду того, что не известно содержание деклараций, невозможно сделать выводы об условиях ввоза, не указано количество товаров, цена, страна происхождения и другие коммерческие условия, поскольку товар, по ценовой информации, примененной таможней, не является однородными и коммерчески взаимозаменяемым.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для переоценки выводов суда у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным выводы судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы указывают на несогласие с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 12 марта 2020 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 июля 2020 г. по делу N А40-287821/19-130-2125 оставить без изменения, кассационную жалобу Московской областной таможни - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 17 статьи 325 ТК ЕАЭС решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьей 112 настоящего Кодекса, принимается таможенным органом, в том числе если при завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если представленные в соответствии с настоящей статьей документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, либо результаты таможенного контроля в иных формах и (или) таможенной экспертизы товаров и (или) документов, проведенных в рамках такой проверки, не подтверждают соблюдение положений настоящего Кодекса, иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов, в том числе достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении.
...
Отсрочка платежа, согласованная сторонами, не противоречит ни нормам российского законодательства (статьи 486, часть 1 статьи 516 ГК РФ), ни международного права (раздел I главы III Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров).
...
решение Арбитражного суда города Москвы от 12 марта 2020 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 июля 2020 г. по делу N А40-287821/19-130-2125 оставить без изменения, кассационную жалобу Московской областной таможни - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29 декабря 2020 г. N Ф05-18763/20 по делу N А40-287821/2019