город Москва |
|
18 января 2021 г. |
Дело N А40-78375/20 |
Арбитражный суд Московского округа в составе: судьи Кузнецова В.В.,
рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу ответчика - Московской областной таможни на решение от 07 августа 2020 года Арбитражного суда города Москвы, на постановление от 28 сентября 2020 года Девятого арбитражного апелляционного суда, принятые в порядке упрощенного производства по делу N А40-78375/20
по иску ООО "СЕРАФИМ"
о взыскании процентов
к Московской областной таможне,
УСТАНОВИЛ:
ООО "СЕРАФИМ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Московской областной таможне (далее - таможенный орган) о взыскании процентов в размере 63.390,50 руб., начисленных на излишне уплаченные таможенные платежи.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07 августа 2020 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного от 28 сентября 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Московская областная таможня обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Изучив материалы дела, проверив в пределах требований, предусмотренных статьями 286, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии судебных актов, суд кассационной инстанции не находит жалобу подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, в феврале 2017 года общество производило декларирование экспортных поставок товара в рамках процедуры временного периодического декларирования с уплатой соответствующих таможенных платежей.
Общество обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченной таможенной пошлины в сумме 350.475,73 руб. по декларации на товары (далее - ДТ) N 10130220/080916/0027401.
Возврат таможенным органом заявления общества без рассмотрения со ссылкой на статью 147 Федерального закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) послужил основанием для обращения общества в Арбитражный суд города Москвы.
Судами установлено, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-289580/18 решение таможенного органа по ДТ N 10130220/080916/0027401 признано незаконным.
Фактически возврат суммы взысканных таможенных платежей в размере 350.475,73 руб. по ДТ N 10130220/080916/0027401 произведен таможенным органом 30.04.2019, о чем свидетельствуют платежные поручения от 30.04.2019 N 300833 и N 470184.
Указанные обстоятельства послужили основанием для начисления обществом на основании части 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании процентов, так за просрочку возврата излишне уплаченных таможенных пошлин в сумме 350.475,73 руб. начислены проценты в размере 63.390,50 руб.
Полагая, что при возврате излишне взысканных таможенных платежей по ДТ N 10130220/080916/0027401 в размере 350.475,73 руб. у таможенного органа на основании части 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании возникла обязанность по уплате процентов, общество обратилось в Арбитражный суд города Москвы с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных обществом требований, правомерно руководствуясь следующим.
Возврат таможенных платежей производится в силу статей 89, 90 Таможенного кодекса Таможенного союза, части 1 статьи 147 Закона о таможенном регулировании в заявительном порядке, то есть по заявлению плательщика.
Довод таможенного органа о неверном расчете процентов обществом, а также о необходимости расчета процентов по день зачета на единый лицевой счет (далее - ЕЛС) обоснованно отклонен судами в силу следующего.
В соответствии со статьей 147 Закона о таможенном регулировании, излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).
Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится на счет плательщика (его правопреемника), указанный в заявлении о возврате.
Форма заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов и форма решения таможенного органа о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Форма заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов установлена в приложении N 2 к приказу ФТС России от 22.12.2010 N 2520 "Об утверждении форм заявления плательщика о возврате авансовых платежей, заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, заявления плательщика о возврате (зачете) денежного залога", в которой предусмотрена графа о возврате денежных средств на банковский счет. Указанное заявление не предусматривает возврат денежных средств на ЕЛС.
Кроме того, таможенный орган ссылался на ведомственный акт о временном порядке работы структурных подразделений ФТС России, который предусматривает возврат денежных средств в форме зачета на ЕЛС. Согласно указанному ведомственному акту зачет на ЕЛС производится без подачи обществом заявления на возврат.
При этом суды правомерно отметили, что Закон о таможенном регулировании регламентирует иной порядок, предусматривающий возврат излишне уплаченных денежных средств на банковский счет по заявлению установленной формы.
Судами установлено, что в таможенный орган обществом подано заявление установленной формы (в порядке статьи 147 Закона о таможенном регулировании) о возврате излишне уплаченных денежных средств, которое предусматривает возврат денежных средств на банковский счет общества, общество распорядилось излишне уплаченными денежными средствами до их зачета таможенным органом на ЕЛС.
Фактическим возвратом таможенным органом денежных средств при выбранном обществом порядке является возврат указанных денежных средств на банковский счет общества.
Таким образом, как обоснованно отметили суды, расчет общества по день возврата денежных средств на банковский счет общества является корректным.
Довод таможенного органа о том, что общество не обращалось в таможенный орган с заявлением о взыскании процентов за нарушение срока возврата денежных средств, обоснованно признан судами несостоятельным, поскольку статья 147 Закона о таможенном регулировании не предусматривает порядок по отдельному обращению в таможенный с заявлением о взыскании процентов за нарушение срока возврата денежных средств.
Суды обоснованно заключили, что при возврате излишне уплаченных денежных средств по заявлению общества таможенный орган обязан также осуществить возврат процентов на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, так как отдельной процедуры по возврату указанных процентов Закон о таможенном регулировании также не предусматривает.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 02.06.2015 N 303-КГ14-7912, при возврате излишне взысканных в принудительном порядке таможенных платежей они подлежат возврату с начислением процентов на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, которые начисляются со дня, следующего за днем взыскания.
Довод таможенного органа о том, что решением суда первой инстанции не установлен факт нарушения срока возврата излишне уплаченных денежных средств, обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 02.06.2015 N 303-КГ14-7912, из буквального толкования положений части 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании следует, что при возврате излишне взысканных (уплаченных) в соответствии с положениями главы 18 Закона о таможенном регулировании таможенных платежей проценты на сумму таких платежей начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Таким образом, в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных (уплаченных) в принудительном порядке, проценты подлежат начислению в любом случае, то есть независимо от того, нарушен ли таможенным органом месячный срок возврата подобных таможенных платежей или нет.
Указанная мера, предполагающая начисление процентов в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных в принудительном порядке, является дополнительной гарантией защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленных на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью, а также закрепленного в статье 35 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципа охраны частной собственности законом (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 N 503-О).
В этой связи суды обоснованно заключили, что независимо от того, нарушен или нет таможенным органом срок возврата таможенных пошлин, налогов, при возврате излишне взысканных в принудительном порядке таможенных платежей они подлежат возврату с начислением процентов на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, которые начисляются со дня, следующего за днем взыскания.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному и обоснованному выводу об удовлетворении заявленного обществом требования о взыскании процентов, нормативно обоснованного положениями части 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании.
При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции не установил оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных в статье 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции обращает внимание, что в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановления арбитражных судов округов, которыми не были отменены судебные приказы, отменены или изменены судебные акты, принятые в порядке упрощенного производства, не подлежат обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 07 августа 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 сентября 2020 года по делу N А40-78375/20 оставить без изменения, кассационную жалобу Московской областной таможни - без удовлетворения.
Судья |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 02.06.2015 N 303-КГ14-7912, из буквального толкования положений части 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании следует, что при возврате излишне взысканных (уплаченных) в соответствии с положениями главы 18 Закона о таможенном регулировании таможенных платежей проценты на сумму таких платежей начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Таким образом, в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных (уплаченных) в принудительном порядке, проценты подлежат начислению в любом случае, то есть независимо от того, нарушен ли таможенным органом месячный срок возврата подобных таможенных платежей или нет.
Указанная мера, предполагающая начисление процентов в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных в принудительном порядке, является дополнительной гарантией защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленных на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью, а также закрепленного в статье 35 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципа охраны частной собственности законом (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 N 503-О).
В этой связи суды обоснованно заключили, что независимо от того, нарушен или нет таможенным органом срок возврата таможенных пошлин, налогов, при возврате излишне взысканных в принудительном порядке таможенных платежей они подлежат возврату с начислением процентов на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, которые начисляются со дня, следующего за днем взыскания.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному и обоснованному выводу об удовлетворении заявленного обществом требования о взыскании процентов, нормативно обоснованного положениями части 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18 января 2021 г. N Ф05-20068/20 по делу N А40-78375/2020