город Москва |
|
26 января 2021 г. |
Дело N А41-7662/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 января 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Лоскутова Ю.С., доверенность от 03.02.2020;
от заинтересованных лиц: от ГБУ МО "Центр кадастровой оценки": Ковальчук О.В., доверенность от 17.09.2020; от Управления Росреестра по Московской области: Богатченко О.А., доверенность от 12.11.2020;
рассмотрев 19 января 2021 года в судебном заседании кассационные жалобы
заинтересованных лиц - ГБУ МО "Центр кадастровой оценки", Управления Росреестра по Московской области
на решение от 22 июня 2020 года
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 20 октября 2020 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-7662/20
по заявлению ООО "Хильверсум"
об оспаривании действий
к ГБУ МО "Центр кадастровой оценки", Управлению Росреестра по Московской области,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Хильверсум" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ГБУ МО "Центр кадастровой оценки" (далее - учреждение) и Управлению Росреестра по Московской области (далее - Управление) о признании незаконными действий учреждения по определению кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 50:04:0011105:556 по состоянию на 06.09.2019, 16.09.2019, 09.10.2019 в размере 1.628.938.296,79 руб.; о признании незаконными действий Управления по внесению 16.09.2019, 26.09.2019, 17.10.2019 в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 50:04:0011105:556 в размере 1.628.938.296,79 руб.; об обязании Управления исключить из ЕГРН данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 50:04:0011105:556 в размере 1.628.938.296,79 руб., определенной по состоянию на 06.09.2019, 16.09.2019, 09.10.2019 и внесенной в ЕГРН 16.09.2019, 26.09.2019, 17.10.2019 и включить в ЕГРН данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 50:04:0011105:556 в размере 1.206.356.000 руб., определенной по состоянию на 01.01.2018, установленной решением Московского областного суда от 22.05.2019 по делу N 3а-436/19.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22 июня 2020 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 20 октября 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ГБУ МО "Центр кадастровой оценки" и Управление Росреестра по Московской области обратились с кассационными жалобами, в которых просят решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявители жалоб считают судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители заинтересованных лиц поддержали доводы кассационных жалоб.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационных жалоб.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, обществу принадлежит на праве собственности здание, назначение: нежилое здание, 7-этажный (подземных этажей - 1), общей площадью 26.597,2 кв.м, кадастровый номер: 50:04:0011105:556, расположенное по адресу: Московская область, Дмитровский городской округ, г. Дмитров, ул. Загорская, д. 22, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права на бланке 50-АЕ N 886031, выданным Управлением 29.11.2013, о чем в Едином государственной реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 27.04.2012 сделана запись регистрации N 50-50-62/056/2012-374.
В соответствии с распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27.11.2018 N 15ВР-1633 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки" (далее - Распоряжение N 15ВР-1633), кадастровая стоимость нежилого здания по состоянию на 01.01.2018 составила 1.628.938.296,79 руб.
Общество обратилось с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в Московский областной суд.
Судами установлено, что решением Московского областного суда от 22.05.2019 по делу N 3а-436/19, вступившим в законную силу 07.08.2019, установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 50:04:0011105:556, равная его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2018, в размере 1.206.356.000 руб.
Настоящая кадастровая стоимость действует до даты установления новой кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Решение суда является основанием для внесения в ЕГРН соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости.
09.10.2019 в ЕГРН внесены сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером: 50:04:0011105:556 в размере 1.206.356.000 руб., что подтверждается выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 04.02.2020 N МО-20/ЗВ-223318.
Как указало общество, в январе 2020 года обществом обнаружено, что в ЕГРН в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 50:04:0011105:556 кадастровая стоимость указана в размере 1.628.938.296,79 руб., дата внесения стоимости: 17.10.2019, дата определения стоимости: 09.10.2019, что подтверждается выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 31.01.2020 N МО-20/ЗВ-190484.
Общество обратилось с заявлением об исправлении технической ошибки в записях ЕГРН в Управление.
22.01.2020 получено решение Управления N МО-20/РКФ6816 об отклонении заявления общества на основании определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 50:04:0011105:556 в размере 1.628.938.296,79 руб. Учреждением по состоянию на 06.09.2019, 18.09.2019, 09.10.2019 сведения о кадастровой стоимости внесены в реестр объектов недвижимости 16.09.2019, 26.09.2019, 17.10.2019 с указанием даты применения - 06.09.2019, 18.09.2019, 09.10.2019.
Суды установили, что в решении Управление ссылается на статью 16 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ), в соответствие с которой определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Общество, считая действия учреждения и Управления незаконными и нарушающими его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Московской области с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости вносятся в ЕГРН как дополнительные сведения об объекте недвижимости.
Статьей 24.15 Федерального от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) предусмотрено, что определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями указанного Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости, за исключением случая, установленного статьей 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ.
В соответствии со статьей 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ, в течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган регистрации прав осуществляет их внесение в ЕГРН, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно пункту 12 приказа Минэкономразвития России от 20.02.2017 N 74 "Об утверждении Порядка формирования и предоставления перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в том числе количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, подлежащие указанию в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, требования к содержанию запроса о предоставлении перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке", количественные и качественные характеристики объектов недвижимости включают сведения, предусмотренные частями 4 и 5 статьи 8 Федерального закона N 218-ФЗ, за исключением сведений, указанных в пунктах 4, 5, 7, 20, 25 части 4 и в пунктах 19, 20, 22, 23 части 5 указанной статьи.
При этом в законодательстве отсутствует понятие "изменение количественных и (или) качественных характеристик" объектов недвижимости.
Согласно решению Управления от 22.01.2020 кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 50:04:0011105:556 определена по состоянию на 06.09.2019, 18.09.2019, 09.10.2019.
Суды отметили, что общество ссылалось на то, что в указанные даты оно совершало следующие регистрационные действия.
06.09.2019 в ЕГРН внесены изменения в отношении адреса объекта недвижимости с кадастровым номером 50:04:0011105:556. Адрес приведен в соответствие с распоряжением Администрации Дмитровского городского округа от 15.08.2019 N 4880-А "О присвоении адреса объекту адресации".
16.09.2019 в ЕГРН внесены сведения о государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды нежилого помещения, расположенного в здании с кадастровым номером 50:04:0011105:556.
09.10.2019 в ЕГРН внесены сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 50:04:0011105:556 с указанием даты применения с 01.01.2019 на основании решения Московского областного суда от 22.05.2019 по делу N 3а-436/19.
Как обоснованно отметили суды, данные изменения не влекут изменение количественных и (или) качественных характеристик объекта недвижимости и не влияют на кадастровую стоимость объекта недвижимости.
Суды обоснованно заключили, что действия учреждения по определению кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 50:04:0011105:556 по состоянию на 06.09.2019, 18.09.2019, 09.10.2019 и действия Управления по внесению в ЕГРН кадастровой стоимости в размере 1.628.938.296,79 руб. 16.09.2019, 26.09.2019, 17.10.2019 являются незаконными, нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности и создают препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.
Согласно статье 24.12 Федерального закона N 135-ФЗ, государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Таким образом, суды установили, что после издания Распоряжения N 15ВР-1633, указанный трехлетний срок не истек.
При этом суды обоснованно отметили, что учреждение не является уполномоченным органом по принятию решения о проведении государственной кадастровой оценки.
При изложенных обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что правовых оснований для пересмотра кадастровой стоимости земельного участка, установленной в рамках дела N 3а-436/19, равно как и для внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости, отличных от установленных Московским областным судом в рамках дела N 3а-436/19, не имеется. Издание последующего акта определения кадастровой стоимости объектов недвижимости противоречит закону.
В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных обществом требований о признании незаконными действий Управления и учреждения.
В целях устранения нарушенных прав общества суды правомерно обязали Управление исключить из ЕГРН данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 50:04:0011105:556 в размере 1.628.938.296,79 руб., определенной по состоянию на 06.09.2019, 16.09.2019, 09.10.2019 и внесенной в ЕГРН 16.09.2019, 26.09.2019, 17.1.2019, и включить в ЕГРН данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 50:04:0011105:556 в размере 1.206.356.000 руб., определенной по состоянию на 01.01.2018, установленной решением Московского областного суда от 22.05.2019 по делу N 3а-436/19.
Доводы Управления о том, что у него отсутствуют полномочия по внесению в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости, правомерно отклонены судом апелляционной инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 5 статьи 15, частью 7 статьи 16 Федерального закона N 237-ФЗ, уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или бюджетное учреждение в сроки, определенные Федеральным законом N 237-ФЗ, направляют соответствующие сведения о кадастровой стоимости в орган регистрации прав для внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости и размещения в фонде данных государственной кадастровой оценки.
При этом, исходя из пункта 6 статьи 8 Федерального закона N 237-ФЗ, под органом регистрации прав понимается федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона N 218-ФЗ и Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственную регистрацию прав и ведение ЕГРН, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы, в данном случае - Управление.
При этом суд апелляционной инстанции правомерно отметил, что согласно части 4 статьи 3 Федерального закона N 218-ФЗ, предусмотренные частью 3 настоящей статьи отдельные полномочия органа регистрации прав, за исключением полномочий, предусмотренных в пунктах 2-4 части 3 настоящей статьи, на основании решений федерального органа исполнительной власти, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение.
В силу пунктов 2-4 части 3 статьи 3 Федерального закона N 218-ФЗ, к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав.
Учитывая изложенное, суды обоснованно заключили, что Управление является надлежащим ответчиком по делу, имеет полномочия по внесению в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Довод Управления о том, что общество фактически не согласно с размером кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, что свидетельствует об отсутствии компетенции арбитражного суда на рассмотрение данного спора, также обоснованно отклонен судами, как противоречащий содержанию спора и рассматриваемых правоотношений.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационных жалоб о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационных жалобах доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационные жалобы не содержат, а приведенные в жалобах доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационных жалоб сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 22 июня 2020 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 20 октября 2020 года по делу N А41-7662/20 оставить без изменения, кассационные жалобы ГБУ МО "Центр кадастровой оценки" и Управления Росреестра по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона N 218-ФЗ и Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственную регистрацию прав и ведение ЕГРН, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы, в данном случае - Управление.
При этом суд апелляционной инстанции правомерно отметил, что согласно части 4 статьи 3 Федерального закона N 218-ФЗ, предусмотренные частью 3 настоящей статьи отдельные полномочия органа регистрации прав, за исключением полномочий, предусмотренных в пунктах 2-4 части 3 настоящей статьи, на основании решений федерального органа исполнительной власти, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение.
В силу пунктов 2-4 части 3 статьи 3 Федерального закона N 218-ФЗ, к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26 января 2021 г. N Ф05-21770/20 по делу N А41-7662/2020