г. Москва |
|
27 января 2021 г. |
Дело N А40-23377/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 января 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Ананьиной Е.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Михайловский" -Лучина А.С., представитель по доверенности от 16 июня 2020 года, Ветрова Е.Ю. представитель по доверенности от 2 сентября 2020 года,;
от заинтересованного лица: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - извещено, представитель не явилсяк;
рассмотрев 21 января 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на постановление от 29 сентября 2020 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
по делу N А40-23377/20,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Михайловский"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
об оспаривании отказа,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 15 июня 2020 года, отказано в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Михайловский" Д.У. ЗПИФ рентным "Михайловский-Рентный" (далее - заявитель, общество) об оспаривании отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Москве) от 14 января 2020 года N 77/20-2631 в государственном кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером 50:26:0151702:9; обязании Управление Росреестра по Москве осуществить государственный кадастровый учет изменений земельного участка с кадастровым номером 50:26:0151702:9.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 сентября 2020 года решение Арбитражного суда города Москвы от 15 июня 2020 года отменено, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами апелляционного суда, Управление Росреестра по Москве обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление суда апелляционной инстанции как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представители общества возражали против удовлетворения кассационной жалобы. Представитель Управления Росреестра по Москве не явился.
Арбитражный суд Московского округа, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность постановления апелляционного суда устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии постановления, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражений относительно жалобы, не находит оснований к отмене постановления апелляционного суда.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "УК "Михайловский" является доверительным управляющим Закрытого паевого инвестиционного фонда рентного "Михайловский - Рентный", владельцам инвестиционных паев которого принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 50:26:0151702:9 по адресу: г. Москва, поселение Новофедоровское, ЗАО "Кузнецовский комбинат".
ООО "УК "Михайловский" обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением N 77-0-1-71/3130/2019-838 о государственном кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером 50:26:0151702:9, ранее образованного в составе единого землепользования как обособленный участок 50:26:151702:0009 (учетный номер части 46, Приложение 1 - кадастровый план) с просьбой уточнить местоположение границ земельного участка в сторону его уменьшения менее, чем на 2% для исправления ошибки в Едином государственном реестре недвижимости, из-за которой границы Земельного участка частично проходили по береговой полосе пруда и ручья.
Уведомлением от 14 октября 2019 года N 77/19-141935 государственным регистратором было принято решение о приостановке государственного кадастрового учета.
28 ноября 2019 года заявитель представил в Управление Росреестра по Москве документы.
В связи с не устранением причин, послуживших основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета изменений местоположения границ земельного участка, государственным регистратором принято решение от 14 января 2020 года N 77/20-2631 об отказе в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, о чем уведомил заявителя.
Полагая указанный отказ не соответствующим нормам действующего законодательства, а также нарушающим законные права и интересы заявителя, ООО "УК "Михайловский" обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что обществом не устранены причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета изменений местоположения границ земельного участка, поскольку представленный заявителем межевой план не соответствовал требованиям пунктов 72, 74, 76 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 08 декабря 2015 года N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" (далее - Требования), а в разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера", в нарушение пункта 31 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о недвижимости), отсутствовало обоснование местоположения уточненных границ земельного в виде связного текста.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя требования общество, апелляционный суд указал следующее.
Земельный участок с кадастровым номером 50:26:0151702:9 ранее являлся обособленным участком с кадастровым номером 50:26:151702:0009, учетный номер части 46, в составе единого землепользования - земельного участка 50:26:000000:0116, принадлежавшего прежнему собственнику - ЗАО "Кузнецовский комбинат" - согласно плану реорганизации совхоза-комбината имени 50-летия СССР от 28 декабря 1995 года и учредительному договору от 26 декабря 1995 года о создании ЗАО "Кузнецовский комбинат" в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 1992 года N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса".
Первичная постановка Земельного участка на кадастровый учет как обособленного участка в составе единого землепользования осуществлялась предыдущим собственником ранее 2004 года. Исходя из содержания ч. ч. 4, 9 ст. 69 Закона о недвижимости, ранее учтенными земельными участками являются земельные участки, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (до 01 марта 2008 года).
Ни при формировании земельного участка с кадастровым номером 50:26:0151702:9, ни впоследствии какие-либо ограничения либо обременения зарегистрированы не были.
В 2019 году Общество выявило, что границы земельного участка с кадастровым номером 50:26:0151702:9 частично проходят вдоль акваторий Лукинского Нижнего ручья и Лукинского Среднего пруда. Информацией и топографическими материалами Москомархитектуры, информацией и графическими материалами Департамента городского имущества г. Москвы и паспортами водных объектов Департамента ЖКХ г. Москвы было установлено, что водные объекты пролегают по границе земельного участка с кадастровым номером 50:26:0151702:9 и занимают менее 2% от его общей площади.
При регистрации права собственности Заявителя наложение границ земельного участка с кадастровым номером 50:26:0151702:9 на береговую полосу ручья и пруда не было установлено.
С момента формирования земельного участка с кадастровым номером 50:26:0151702:9, что происходило более 15 лет назад, могло иметь место естественное изменение водных объектов, что повлекло за собой наложение границ участка на границы акватории пруда и ручья.
Для исключения ошибки и для уточнения местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:26:0151702:9 Заявитель в июне 2019 года заключил договор на выполнение кадастровых работ.
При выполнении кадастровых работ по уточнению местоположении границ Земельного участка кадастровым инженером была проведена кадастровая съемка, в ходе которой определилась фактическая (действительная) площадь земельного участка с кадастровым номером 50:26:0151702:9 (1 596 930 кв. м). В результате уточнения местоположения границ площадь Земельного участка уменьшилась на 22 619 кв. м (1,4% от общей площади, которая ранее была учтена - 1 619 549 кв. м). Кадастровый инженер изготовил межевой план уточненного земельного участка, который был представлен Заявителем в Управление Росреестра по Москве для государственного кадастрового учета изменений Земельного участка.
В соответствии с положением части 1 статьи 43 Закона о недвижимости государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в ЕГРН, не соответствуют установленным на основании упомянутого Закона о недвижимости требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
Уточнение местоположения границ земельного участка осуществляется в отношении земельного участка, сведения о котором внесены в ЕГРН (государственный кадастровый учет земельного участка осуществлен), но границы которого не установлены в соответствии с требованиями Закона о недвижимости.
В силу части 3 статьи 61 Закона о недвижимости уточнение местоположения границ земельного участка допускается при исправлении ошибки в сведениях ЕГРН, в том числе реестровой ошибки о местоположении границ земельного участка (например, несоответствие сведений ЕГРН о местоположении границ земельного участка фактическому расположению объекта недвижимости).
Частью 10 статьи 22 Закона о недвижимости установлено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории.
При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (ч. 8 ст. 22 Закона о недвижимости).
В связи с этим конфигурация земельного участка может быть незначительно изменена при уточнении границ земельного участка в пределах допустимого изменения значения площади уточняемого объекта недвижимости, что имело место в рассматриваемом случае.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Обеспечение подготовки надлежащего описания принадлежащего собственнику недвижимого имущества входит в бремя содержания.
Определение местоположения границ земельного участка затрагивает непосредственно интересы собственников недвижимого имущества и обеспечивает гарантии прав правообладателей земельных участков от несанкционированного занятия таких земельных участков или их частей, а также от иного нарушения прав правообладателей земельного участка.
Согласно части 3 статьи 5 Водного кодекса РФ (далее - ВК РФ) поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.
В соответствии со статьей 8 ВК РФ водные объекты (за исключением прудов и обводненных карьеров в установленных ВК РФ случаях) находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).
Согласно части 2 статьи 102 Земельного кодекса РФ на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков. В данном случае идет речь о запрете на формирование земельного участка под водным объектом в пределах его береговой линии.
Частью 3 статьи 5 ВК РФ предусмотрено, что береговая линия (граница водного объекта) определяется для:
- реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом;
- пруда, водохранилища - по нормальному подпорному уровню воды.
Порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения были установлены лишь в 2016 году (Постановление Правительства РФ от 29 апреля 2016 года N 377). Требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) были установлены Приказом Минэкономразвития от 23 марта 2016 года N 164, то есть намного позднее формирования Земельного участка.
Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995 года N 167-ФЗ, действовавший в период образования земельного участка с кадастровым номером 50:26:0151702:9 как обособленного участка в составе единого землепользования, предусматривал, что собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, могут использовать водные объекты только для своих нужд в той мере, в какой это не нарушает права и законные интересы других лиц.
При этом Земельный кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 года N 1103-1, действовавший до 10 ноября 2001 года, а также и Земельный кодекс РФ в редакции на дату формирования Земельного участка не запрещали формирование границы земельного участка в пределах береговой полосы ручья и пруда.
В ВК РФ и Федеральном законе от 03 июня 2006 года N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" содержатся нормы, которые предусматривают наличие в собственности юридических лиц земельных участков, на которых расположены такие водные объекты как пруд и обводненный карьер (статья 8 ВК РФ, статья 7 Федерального закона от 03 июня 2006 года N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации").
Также в соответствии с пунктом 12 Положения о ведении государственного водного реестра, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2007 года N 253, в государственный водный реестр вносятся сведения о гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах, в том числе о кадастровых номерах земельных участков, в границах которых расположены водные объекты, и земельных участков, занятых указанными сооружениями, о документах, на основании которых зарегистрировано право собственности на указанные земельные участки, а также на водные объекты, гидротехнические сооружения и иные сооружения, расположенные на водных объектах.
Таким образом, законодательством Российской Федерации допускается образование земельного участка, в границах которого располагается водный объект, если границы земельного участка не пересекают береговой линии водоема, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
При таких обстоятельствах апелляционный суд пришел к выводу, что ООО "УК "Михайловский" имел право на обращение в Управление Росреестра по Москве с заявлением о государственном кадастровом учете изменений земельного участка для уточнения местоположения его границ. Уточнение местоположения границ земельного участка отвечает интересам его собственника и не нарушает права третьих лиц.
В части выводов суда первой инстанции о не устранении заявителем причин, послуживших основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета изменений местоположения границ земельного участка, апелляционный суд указал следующее.
Ни в уведомлении от 05 декабря 2019 года N 77/19-170059, ни в каком-либо последующем документе, Управление Росреестра по Москве не разъяснило конкретные причины, по которым представленные 28 ноября 2019 года документы не устраняли нарушения, перечисленные в первоначальном уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка, не пояснил в связи с чем в уведомлении речь идет об отказе в государственном кадастровом учете изменений разрешенного использования Земельного участка, в то время как Заявитель просил уточнить границы Земельного участка.
Оспариваемым уведомлением об отказе от 14 января 2020 года N 77/20-2631 Управление Росреестра по Москве отказало Заявителю в государственном кадастровом учете изменений Земельного участка в связи с истечением срока приостановления и неустранением причин, препятствующих осуществлению кадастрового учета.
При этом Управление Росреестра по Москве в очередной раз не указало, какие именно замечания остались не устраненными, не отразило в уведомлении конкретные основания, по которым считает представленные 28 ноября 2019 года документы не устраняющими причины приостановления.
Таким образом, апелляционный суд пришел к выводу, что оспариваемое уведомление об отказе не содержит обоснования. Между тем, нормативные акты возлагают на Управление Росреестра по г. Москве обязанность исчерпывающим образом мотивировать отказ в государственной регистрации, указав не только соответствующую норму закона, но и все конкретные обстоятельства, которые, по его мнению, препятствуют государственному кадастровому учету.
В части несоответствия межевого плана требованиям пунктов 72, 74, 76 Требований, суд апелляционной инстанции указал, что в представленном 28 ноября 2019 года межевом плане данные нарушения были устранены.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение Управления Росреестра по Москве от 14 января 2020 года N 77/20-2631 не соответствует закону и нарушает права заявителя, что в силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 и части 3 статьи 201 АПК РФ, является основанием для удовлетворения требований.
Компетенция суда кассационной инстанции закреплена статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым суд кассационной инстанции проверяет правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов о применении норм права установленным обстоятельствам и доказательствам, имеющимся в деле.
Несогласие Управления Росреестра по Москве с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судом доказательств не является основанием для отмены принятых судебных актов в суде кассационной инстанции.
Материалы дела исследованы судом второй инстанции полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованном судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанций не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 сентября 2020 года по делу N А40-23377/20 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В ВК РФ и Федеральном законе от 03 июня 2006 года N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" содержатся нормы, которые предусматривают наличие в собственности юридических лиц земельных участков, на которых расположены такие водные объекты как пруд и обводненный карьер (статья 8 ВК РФ, статья 7 Федерального закона от 03 июня 2006 года N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации").
Также в соответствии с пунктом 12 Положения о ведении государственного водного реестра, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2007 года N 253, в государственный водный реестр вносятся сведения о гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах, в том числе о кадастровых номерах земельных участков, в границах которых расположены водные объекты, и земельных участков, занятых указанными сооружениями, о документах, на основании которых зарегистрировано право собственности на указанные земельные участки, а также на водные объекты, гидротехнические сооружения и иные сооружения, расположенные на водных объектах.
...
В части несоответствия межевого плана требованиям пунктов 72, 74, 76 Требований, суд апелляционной инстанции указал, что в представленном 28 ноября 2019 года межевом плане данные нарушения были устранены."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27 января 2021 г. N Ф05-23889/20 по делу N А40-23377/2020