город Москва |
|
26 января 2021 г. |
Дело N А40-168356/19-61-1493 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 января 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Департамента городского имущества города Москвы: Атаманова Р.С. (дов. N 33-Д-1243/Д от 08.12.2020 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ООО "Мемориал-Сервис+": Асланян Н.К. (дов. N 1 от 16.03.2020 г.);
от третьего лица Управления Росреестра по Москве: не явились, извещены;
от третьего лица Департамента торговли города Москвы: не явились, извещены;
от третьего лица ГБУ "Ритуал": Фельдшеровой Е.А. (дов. N 01-18/261 от 30.04.2020 г.);
от третьего лица Госинспекции по недвижимости: не явились, извещены;
рассмотрев 20 января 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 августа 2020 г.
по делу N А40-168356/19-61-1493
по иску Департамента городского имущества города Москвы
к обществу с ограниченной ответственностью "Мемориал-Сервис+"
об обязании провести кадастровые работы по уточнению границ и площади земельного участка, обязании внести изменения в основные характеристики земельного участка,
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве; Департамент торговли города Москвы; Государственное бюджетное учреждение "Ритуал"; Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы,
УСТАНОВИЛ: в границах города Москвы расположено Пыхтинское кладбище. Территория кладбища располагается на земельных участках с кадастровыми номерами 77:17:0100211:10411 и 77:17:0100211:10412 по адресу: г. Москва, п. Внуковское, д. Пыхтино, тер. кладбища Пыхтино, з/у 1 и 2, общая площадь которых составляет 257 585 кв.м., находящихся в собственности города Москвы (записи от 17 января 2017 г. N 77:17:0100211:10411-77/012/2017-1 и от 31 мая 2017 г. N 77:17:0100211:10412-77/012/2017-1).
Земельный участок с кадастровым номером 77:17:0100211:10412 предоставлен в безвозмездное срочное пользование Государственному бюджетному учреждению "Ритуал" (далее - ГБУ "Ритуал") по договору от 29 декабря 2016 г. N М-11-609634.
Земельный участок с кадастровым номером 77:17:0000000:3389 площадью 466 кв.м., расположенный по адресу: г. Москва, п. Внуковское, д. Пыхтино, вл. 8-ю, находится на праве постоянного (бессрочного) пользования у общества с ограниченной ответственностью "Мемориал-Сервис+" (далее - ООО "Мемориал-Сервис+", общество, ответчик) (запись в ЕГРН от 11 октября 1999 г. N 50-01.21-14.1999-9.1) и поставлен на государственный кадастровый учет 01 июля 2013 г.
В рамках проведения работ по уточнению границ территории кладбища установлено, что часть территории кладбища с уже имеющимися гражданскими захоронениями частично расположена на земельном участке с кадастровым номером 77:17:0000000:3389.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Департамента городского имущества города Москвы (далее - Департамент, истец) в Арбитражный суд города Москвы с иском к ООО "Мемориал-Сервис+" об обязании в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести кадастровые работы по уточнению границ и площади земельного участка с кадастровым номером 77:17:0000000:3389 по адресу: г. Москва, п. Внуковское, д. Пыхтино, вл. 8-ю и об обязании внести изменения в основные характеристики земельного участка с кадастровым номером 77:17:0000000:3389 по адресу: г. Москва, п. Внуковское, д. Пыхтино, вл. 8-ю в Единый государственный реестр объектов недвижимого имущества.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве), Департамент торговли города Москвы, ГБУ "Ритуал", Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция по недвижимости).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20 февраля 2020 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 августа 2020 г. решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении требований отказано. Также разрешен вопрос о распределении между сторонами судебных расходов.
В кассационной жалобе Департамент просит об отмене постановления суда апелляционной инстанции, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что ранее проведенный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 77:17:0000000:3389 был осуществлен без выхода на местность кадастрового инженера и без установления межевых знаков, отсутствие указанных действий привело не к возникновению кадастровой ошибке при формировании границ земельного участка, а к недостаточной проработке и подготовке документов для постановки земельного участка на кадастровый учет.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
Определением Арбитражного суда Московского округа от 14 января 2021 г. по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (прекращение полномочий (отставка) судьи), произведена замена председательствующего-судьи Григорьевой И.Ю. на судью Ананьину Е.А.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Департамента поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ООО "Мемориал-Сервис+" против ее удовлетворения возражал. Представитель ГБУ "Ритуал" с доводами кассационной жалобы согласился.
Представители Управления Росреестра по Москве, Департамента торговли города Москвы, Госинспекции по недвижимости в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражный суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными в законе.
Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, то лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
Избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Иск об установлении границ земельного участка относится к искам о правах на недвижимое имущество (абзац третий пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановления N 10/22), абзац второй пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 октября 2006 г. N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество").
Такой иск представляет собой самостоятельный способ защиты нарушенного права, он направлен на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Ответчиком по такому иску является смежный землепользователь.
Предметом доказывания по делам об установлении границ земельных участков является в том числе: факт и момент возникновения у истца права на смежный земельный участок; факт наложения границ смежного земельного участка, принадлежащего истцу, и земельного участка, принадлежащего ответчику.
Результатом разрешения судом требования об установлении границ земельного участка является установление: границ смежного земельного участка, принадлежащего истцу, если судом будет установлено, что истец обладает данным земельным участком на законном праве; границ смежного земельного участка, принадлежащего ответчику.
Исходя из разъяснений, содержащихся пункте 52 Постановления N 10/22, государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
В пункте 56 Постановления N 10/22 установлено, что зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации или главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
Вместе с тем, если лицо полагает, что государственным регистратором допущены нарушения при осуществлении государственной регистрации права или сделки, оно вправе обратиться в суд с заявлением по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации или главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом подведомственности дела.
Земельный участок, в понимании пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации и части 8 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), это часть земной поверхности, имеющая характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (часть 2 статьи 8 Федерального закона N 218-ФЗ).
Местоположение границ земельного участка в силу пункта 7 статьи 38 Федерального закона N 221-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01 января 2017 г.) устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В силу статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки при разделе, объединении, перераспределении.
Согласно статьям 1 и 38 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровым учетом признавалось внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным законом сведений о недвижимом имуществе.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
Аналогичные положения содержатся в пункте 7 статьи 1, пунктах 8, 10 статьи 22 Закона N 218-ФЗ.
Из разъяснений, содержащихся в пунктах 52, 53, 56 Постановления N 10/22, следует, что требование, направленное на оспаривание правомерности установления границы либо в целом кадастрового учета смежного (пересекающегося) участка, должно рассматриваться в исковом порядке.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03 декабря 2013 г. N 8410/13, федеральное законодательство не предусматривает право лица обращаться в орган кадастрового учета с заявлением об аннулировании сведений (снятии с кадастрового учета) о земельном участке, правообладателем которого данное лицо не является, на основании того, что, по его мнению, земельный участок налагается (имеет место пересечение границ) на земельный участок, местоположение границ которого, это лицо намерено уточнить.
В соответствии с частью 3 статьи 61 Федерального закона N 218-ФЗ воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.
Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Целью исправления реестровой ошибки является приведение данных о фактических границах земельного участка, содержащихся в ЕГРН в соответствии с фактическими границами, установленными на местности, в соответствии с которыми земельный участок предоставлялся правообладателю и существует на местности.
Правовые последствия исправления кадастровой ошибки в равной степени важны как для правообладателей, так и для органа кадастрового учета и оказывают значительное влияние на вещные права правообладателя.
Таким образом, суд вправе сделать выводы о допущенной ошибке только в том случае, если вносимые изменения не повлекут нарушений прав и законных интересов других лиц и при отсутствии спора о праве на недвижимое имущество.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об избрании Департаментом городского имущества города Москвы ненадлежащего способа защиты нарушенного права, поскольку заявленные требования об установлении местоположения границ земельного участка является спором о праве, результатом разрешения которого является установление границы смежных земельных участков, в то время как разрешение спора о границах земельного участка в исковом порядке с привлечением правообладателей смежных земельных участков является альтернативным способом судебной защиты по отношению к требованию об исправлении кадастровой ошибки.
Судом указано на то, что избранный истцом способ защиты - об обязании лица совершить определенные действия, а именно: провести кадастровые работы и внести изменения в основные характеристики земельного участка, не создает реальную возможность восстановления прав истца, поскольку оба земельных участка находятся в собственности города Москвы и именно Департамент городского имущества города Москвы передавал их в пользование ответчику и третьему лицу в их существующих границах, в связи с чем истец, как собственник земельных участков, не лишен права либо обращаться за исправлением кадастровой ошибки, либо в качестве альтернативного способа обращаться с требованием об установлении (определении) границ земельного участка как самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка при наличии возражений заинтересованного лица.
Выводы суда основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
При таком положении постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 августа 2020 г. по делу N А40-168356/19-61-1493 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Р.Р.Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03 декабря 2013 г. N 8410/13, федеральное законодательство не предусматривает право лица обращаться в орган кадастрового учета с заявлением об аннулировании сведений (снятии с кадастрового учета) о земельном участке, правообладателем которого данное лицо не является, на основании того, что, по его мнению, земельный участок налагается (имеет место пересечение границ) на земельный участок, местоположение границ которого, это лицо намерено уточнить.
В соответствии с частью 3 статьи 61 Федерального закона N 218-ФЗ воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26 января 2021 г. N Ф05-20622/20 по делу N А40-168356/2019