город Москва |
|
03 февраля 2021 г. |
Дело N А40-340916/19-145-979 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "ВЛК-ОЙЛ": Подлесных О.С. (дов. N 15 от 15.12.2019 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Центральной акцизной таможни: Курчаева Е.В. (дов. N 05-14/08779 от 13.05.2020 г.);
рассмотрев 26-27 января 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "ВЛК-ОЙЛ"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 18 июня 2020 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 октября 2020 г.
по делу N А40-340916/19-145-979
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВЛК-ОЙЛ"
к Центральной акцизной таможне
о признании незаконными решения и действий,
УСТАНОВИЛ: обществом с ограниченной ответственностью "ВЛК-ОЙЛ" (далее - ООО "ВЛК-ОЙЛ", дистрибьютор, общество, заявитель,) на Северо-Западном акцизном таможенном посту (специализированном) по декларации на товары (далее - ДТ, декларация) N 10009190/200919/0004188 задекларированы товары N 1 - 14: "масла моторные синтетические и полусинтетические, масла гидравлические минеральные, литиево-кальциевая смазка, масла трансмиссионные минеральные и синтетические для двигателей внутреннего сгорания торговой марки "WOLF", производства компании "WOLF OIL CORPORATION NV" (Бельгия) (далее - товары).
Рассматриваемая поставка осуществлена на основании эксклюзивного дистрибьюторского соглашения от 01 ноября 2018 г. N RU/07-18 (далее - контракт), заключенного с компанией "WOLF OIL CORPORATION NV" (Бельгия) (Поставщик) на условиях поставки FOB - Антверпен, (Инкотермс 2010).
Таможенная стоимость товаров заявлена декларантом по первому методу (по стоимости сделки с ввозимыми товарами).
В подтверждение заявленной таможенной стоимости обществом были представлены документы и сведения, предусмотренные таможенным законодательством, необходимые для таможенного оформления ввезенного товара.
По результатам контроля и анализа сведений о таможенной стоимости товаров по рассматриваемой поставке таможенным органом были установлены расхождения заявленного уровня таможенной стоимости поставленного товара от уровня стоимости однородных товаров, имеющихся в распоряжении таможенного органа, в связи с чем таможенным органом было принято решение о проведении дополнительной проверки, в ходе которой у декларанта запрошены дополнительные документы, сведения и пояснения, необходимые для подтверждения правильности определения таможенной стоимости товаров, заявленных в спорной ДТ.
При выборе источника ценовой информации для определения таможенной стоимости ввезенных товаров таможенным органом использовались сведения по таможенной стоимости однородных товаров, ранее оформленных по ДТ N 10009030/081018/0008401.
Поскольку представленные декларантом документы являлись недостаточными для принятия окончательного решения о таможенной стоимости товара, посчитав невозможным использование выбранного декларантом первого метода определения таможенной стоимости, 20 ноября 2019 г. Центральной акцизной таможней было принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров, в соответствии с которым таможенная стоимость товаров по ДТ N 10009190/200919/0004188 была определена таможенным органом по шестому методу (резервному).
В результате таможенная стоимость товаров по спорной ДТ составила 5 371 943,25 руб.
Таможенным органом обществу было предложено представить корректировку декларации и ее электронную копию, в случае корректировки таможенной стоимости товаров - также декларацию таможенной стоимости (далее - ДТС) и ее электронную копию, а в случае уплаты таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, - также документы и (или) сведения, подтверждающие их оплату.
Считая свои права нарушенными, ООО "ВЛК-ОЙЛ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральной акцизной таможне о признании незаконными решения от 20 ноября 2019 г. о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары и действий по корректировке декларации на товары N 10009190/200919/0004188, а также об обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи по ДТ N 10009190/200919/0004188 в размере 99 006,45 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18 июня 2020 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 октября 2020 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "ВЛК-ОЙЛ" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что оспариваемое решение таможенного органа не соответствует требованиям таможенного законодательства и нарушает права и законные интересы общества, поскольку заявителем представлены в таможенный орган все необходимые документы для подтверждения заявленной стоимости товара, поставляемого в рамках контракта.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "ВЛК-ОЙЛ" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Центральной акцизной таможни против ее удовлетворения возражал, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 26 января 2021 г. был объявлен перерыв до 27 января 2021 г.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из пункта 10 статьи 38 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) следует, что таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Пунктом 7 статьи 4 ТК ЕАЭС установлено, что в случае если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть совершено до 24 часов последнего дня срока.
Если письменные заявления и извещения были сданы в учреждение (организацию) почтовой связи до 24 часов последнего дня срока, установленный срок не считается пропущенным.
Согласно пункту 4 статьи 325 ТК ЕАЭС таможенному органу предоставлено право запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах, в следующих случаях: 1) документы, представленные при подаче таможенной декларации либо представленные в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждают заявленные сведения; 2) таможенным органом выявлены признаки несоблюдения положений настоящего Кодекса и иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств - членов, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в таких документах.
В силу пункта 6 статьи 325 ТК ЕАЭС при запросе документов и (или) сведений в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи в целях подтверждения сведений, влияющих на размер таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, таможенный орган информирует декларанта о возможности произвести выпуск товаров в соответствии со статьей 121 настоящего Кодекса. При этом таможенный орган направляет декларанту расчет размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, за исключением случаев, определенных в соответствии со статьей 121 настоящего Кодекса, когда предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин не требуется.
При завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений до выпуска товаров в случае, если представленные в соответствии с настоящей статьей документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, либо результаты таможенного контроля в иных формах и (или) таможенной экспертизы товаров и (или) документов, проведенных в рамках такой проверки, не подтверждают достоверность и (или) полноту проверяемых сведений и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, направляется требование об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации, до выпуска товаров в соответствии со статьей 112 настоящего Кодекса (пункт 11 статьи 325 ТК ЕАЭС).
Пунктом 14 указанной статьи предусмотрено, что документы и (или) сведения, запрошенные таможенным органом и не представленные в срок, указанный в пункте 7 настоящей статьи, для завершения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений могут быть представлены декларантом после выпуска товаров в срок, не превышающий 60 календарных дней со дня регистрации таможенной декларации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 статьи 314 настоящего Кодекса.
Проверка таможенных, иных документов и (или) сведений завершается таможенным органом не позднее 30 календарных дней со дня представления запрошенных документов и (или) сведений, а если такие документы и (или) сведения не представлены в срок, установленный абзацем первым настоящего пункта, - со дня истечения такого срока.
Из пункта 17 статьи 325 ТК ЕАЭС следует, что решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьей 112 настоящего Кодекса, принимается таможенным органом, в том числе если при завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если представленные в соответствии с настоящей статьей документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, либо результаты таможенного контроля в иных формах и (или) таможенной экспертизы товаров и (или) документов, проведенных в рамках такой проверки, не подтверждают соблюдение положений настоящего Кодекса, иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов, в том числе достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении.
При завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если документы и (или) сведения, запрошенные таможенным органом в соответствии с пунктами 4 и 15 настоящей статьи, либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, не представлены в установленные настоящей статьей сроки, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьей 112 настоящего Кодекса (пункт 18 статьи 325 ТК ЕАЭС).
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение Центральной акцизной таможни соответствует положениям таможенного законодательства, поскольку запрошенные у общества документы и сведения, необходимые для подтверждения таможенной стоимости товаров по рассматриваемой декларации на товары, на дату принятия решения у таможенного органа отсутствовали.
Судами установлено, что в целях подтверждения сведений, заявленных в части таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС по контракту, декларантом были представлены следующие документы в электронном виде либо в виде копий: контракт от 01 ноября 2018 г. N RU/07-18; инвойсы на рассматриваемую поставку от 10 сентября 2019 г. N 19090416 и N19090418; договор транспортной экспедиции от 13 марта 2019 г. N 01-03-19; поручение экспедитору от 05 сентября 2019 г.; транспортный счет от 16 сентября 2019 г. N 160903; экспортные декларации от 10 сентября 2019 г. N 19ВЕЕ0000042587111, N 19ВЕЕ0000042597010; прайс-лист производителя от 01 февраля 2019 г.; страховые полисы от 16 сентября 2019 г. N 401-78-002513-18/000036 и N 401-78-002513-18/000035; товаротранспортные документы.
При проведении проверки вышеуказанных документов и сведений таможенным органом были выявлены основания для запроса документов, предусмотренные пунктом 4 статьи 325 ТК ЕАЭС, в связи с чем в адрес декларанта был направлен запрос документов и (или) сведений от 26 сентября 2019 г., содержащий перечень признаков, указывающих на то, что сведения, заявленные в ТД, и (или) сведения, содержащиеся в иных документах, должным образом не подтверждены либо могут являться недостоверными, а также перечень дополнительно запрашиваемых документов и (или) сведений со сроком их представления до 18 ноября 2019 г.
В целях выпуска товаров декларанту было предложено предоставить обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов, рассчитанное исходя из таможенной стоимости однородного товара, ранее задекларированного по ДТ N 10009030/081018/0008401.
Во исполнение вышеуказанного запроса таможенного органа, обществом письмом от 18 ноября 2019 г. N 125 (вх. Центральной акцизной таможни от 21 ноября 2019 г.) были представлены копии следующих документов и сведений: ведомость банковского контроля по контакту; проформа инвойсы от 08 августа 2019 г. N 19080429, N 19080412, N 19090832; инвойсы от 1 сентября 2019 г. N 19090418, N 19090416; акт сверки по состоянию на 30 сентября 2019 г.; товарные накладные на реализацию товаров в адрес ООО "Либхерр-Русланд" N 27 и N 28; спецификации к договору поставки от 15 ноября 2018 г. N 15/018; контракт с приложениями I - VIII; договор на реализацию от 15 ноября 2018 г. N 15/018; документы по оприходованию товарной партии; книга покупок за период с 20 сентября 2019 г. - 30 сентября 2019 г.; анализ счета 41 в корреспонденции со счетами 60, 76, 90; анализ субконто с поставщиком за период с 01 января 2019 г. - 18 ноября 2019 г.; отчет экспедитора от 16 сентября 2019 г. N 160903; счет экспедитора от 16 сентября 2019 г. N 160903; платежное поручение от 04 октября 2019 г. N 311; договор транспортной экспедиции от 13 марта 2019 г. N 01-03-19; заявления на перевод N 14, N 13, N 11, N 10; оборотно-сальдовая ведомость по счету 44 за период с 01 января 2017 г. -01 октября 2019 г.; анализ счета 44 с 01 января 2017 г. - 01 октября 2019 г.; анализ субконто ООО "ВЛК-ОЙЛ" и ООО "Мэйстрим Лоджистикс"; страховой полис на поставляемые товары.
Таким образом, обществом представлены документы с нарушением установленного срока.
На основании изложенного судами сделан вывод о том, что на момент вынесения таможенным органом оспариваемого решения (20 ноября 2019 г. обществом не были представлены в установленный таможенным органом срок (до 18 ноября 2019 г.) запрошенные документы и сведения, а также объяснения причин, по которым такие документы и сведения не могут быть представлены.
Кроме того, авторизованное сообщение, содержащее сопроводительное письмо и опись направленных в таможенный орган документов, а также сведения, подтверждающие отправку документов по почте посредством специализированного программного средства "АИСТ-М", декларантом в таможенный орган направлено не было.
Отклоняя довод заявителя о представлении всех запрошенных документов в установленный срок, суды указали на то, что запрашиваемые документы на бумажном носителе поступили в Центральную акцизную таможню позже установленного срока (26 ноября 2019 г.) и после принятия оспариваемого решения, в связи с чем не могли быть учтены таможенным органом при принятии оспариваемого решения, при этом уведомление, подтверждающее отправку документов по почте посредством специализированного программного средства "АИСТ-М", декларантом в таможенный орган направлено не было, а направленное обществом 18 ноября 2019 г. в автоматизированную систему таможенных органов обращение о внесении изменений (дополнений) в ДТ N 10009190/200919/0004188, а также форма корректировки декларации на товары (КДТ) таким доказательством не является.
При этом направленное декларантом в Автоматизированную систему таможенных органов обращение о внесении изменений (дополнений) в ДТ N 10009190/200919/0004188 не могло быть принят таможенным органом, поскольку имело тип сообщения CMN.11140.
Приказом Федеральной таможенной службы от 24 января 2008 г. N 52 "О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей "Интернет" утвержден Порядок предоставления технической документации, регламентирующей взаимодействие информационных систем таможенных органов и информационных систем, предназначенных для представления участниками внешнеэкономической деятельности сведений таможенным органам в электронной форме (далее также - Порядок).
Пунктом 3 Порядка установлен перечень технической документации, используемый при электронном документообороте, между таможенным органом и декларантом.
К такой документации, в частности, относится спецификация интерфейса взаимодействия между информационными системами таможенных органов и информационными системами, предназначенными для представления участниками внешнеэкономической деятельности сведений таможенным органам в электронной форме, включая приложения (далее также - спецификация интерфейса).
Техническая документация размещается на официальном сайте ФТС России в международной ассоциации сетей "Интернет". При начале использования системы информационного обмена декларант подтверждает, что ознакомлен с указанной выше спецификацией интерфейса.
Согласно пункту 4.8 Приложения Б22 к спецификации интерфейса в ответ на запрос Информационная система участника ВЭД направляет в Автоматизированную систему таможенных органов авторизованное сообщение CMN. 11253, содержащее перечень запрошенных документов, с указанием архивных идентификаторов в случае предоставления запрошенных сведений и (или) с указанием причины невозможности предоставления запрошенных данных.
Обращение декларанта о внесении изменений (дополнений) в декларацию, направленное обществом в Автоматизированную систему таможенных органов, имеет тип сообщения CMN.11140.
Авторизованное сообщение CMN.11253 в Автоматизированную систему таможенных органов от декларанта не поступало, что подтверждается скриншотами из информационного средства таможенного органа.
Данный вариант предоставления запрошенных документов и (или) сведений информационной системой не предусмотрен и технически невозможен.
При этом судами приняты во внимание пояснения таможенного органа о том, что если в систему загружен запрос документов и сведений (сообщение CMN.11252), то ответом на него может быть только сообщение, авторизованное как CMN.11253 (данные, подтверждающие сведения, заявленные в ТД), содержащее перечень запрошенных документов, с указанием архивных идентификаторов в случае предоставления запрошенных сведений и (или) с указанием причины невозможности предоставления запрошенных данных.
В связи с тем, что декларантом было загружено обращение о внесении изменений в ДТ с иным типом сообщения, таможенным органом было отказано в регистрации КДТ.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к выводу о том, что поскольку подтверждение отправки по почте ответа на запрос от 26 сентября 2019 г. обществом в информационную систему загружен не был, запрашиваемые документы до установленного в запросе срока в таможенный орган не поступили, а представленные при декларировании документы и сведения обоснованность применения первого метода определения таможенной стоимости не подтверждают, Центральной акцизной таможней было принято решение от 20 ноября 2019 г. о внесении изменений в сведения, указанные в ДТ N 10009190/200919/0004188, поскольку запрошенные у общества документы и сведения, необходимые для подтверждения таможенной стоимости товаров по рассматриваемой ДТ, на дату принятия решения в таможенном органе отсутствовали.
Судами также указано на то, что из представленных обществом документов не представляется возможным определить точные условия оплаты рассматриваемой поставки, следовательно, проверить полноту заявленных сведений в части таможенной стоимости товаров, поскольку включение в структуру таможенной стоимости рассматриваемых товаров стоимости расходов, связанных с перевозкой (транспортировкой) до места прибытия товаров на таможенную территорию ЕАЭС, документально не подтверждено.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы указывают на несогласие с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18 июня 2020 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 октября 2020 г. по делу N А40-340916/19-145-979 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "ВЛК-ОЙЛ" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При проведении проверки вышеуказанных документов и сведений таможенным органом были выявлены основания для запроса документов, предусмотренные пунктом 4 статьи 325 ТК ЕАЭС, в связи с чем в адрес декларанта был направлен запрос документов и (или) сведений от 26 сентября 2019 г., содержащий перечень признаков, указывающих на то, что сведения, заявленные в ТД, и (или) сведения, содержащиеся в иных документах, должным образом не подтверждены либо могут являться недостоверными, а также перечень дополнительно запрашиваемых документов и (или) сведений со сроком их представления до 18 ноября 2019 г.
...
Приказом Федеральной таможенной службы от 24 января 2008 г. N 52 "О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей "Интернет" утвержден Порядок предоставления технической документации, регламентирующей взаимодействие информационных систем таможенных органов и информационных систем, предназначенных для представления участниками внешнеэкономической деятельности сведений таможенным органам в электронной форме (далее также - Порядок).
Пунктом 3 Порядка установлен перечень технической документации, используемый при электронном документообороте, между таможенным органом и декларантом."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 3 февраля 2021 г. N Ф05-22443/20 по делу N А40-340916/2019