город Москва |
|
08 февраля 2021 г. |
Дело N А40-83054/20-139-619 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Разрез Киселевский": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) ФАС России: Соловьева П.А. (дов. N ВК/13507/20 от 21.02.2020 г.);
рассмотрев 03 февраля 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Разрез Киселевский"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 06 августа 2020 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 октября 2020 г.
по делу N А40-83054/20-139-619
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Разрез Киселевский"
к Федеральной антимонопольной службе
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 02/04/14.24-104/2019 от 21 апреля 2020 г.,
УСТАНОВИЛ: Федеральной антимонопольной службой (далее - ФАС России, антимонопольный орган) в целях осуществления контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2013 г. N 623 (далее - Положение), и на основании статей 22, 23 и 25 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в адрес общества с ограниченной ответственностью "Разрез Киселевский" (далее - ООО "Разрез Киселевский", общество, заявитель) направлены запросы о предоставлении информации от 03 ноября 2019 г. N АГ/76674/17 о предоставлении, в том числе реестра внебиржевых договоров по поставкам угля с указанием сведений, предусмотренных пунктом 12 Положения и от 01 октября 2019 г. N АГ/85358/19 о предоставлении, в том числе сведений о дополнительном соглашении от 01 мая 2019 г. N 20-19 к договору на поставку угля от 10 октября 2017 г., заключенного с обществом с ограниченной ответственностью "МелТЭК" (далее - ООО "МелТЭК") (далее - договор) (регистрационная запись N 2621177).
Письмом от 14 октября 2019 г. N 26/2965 ООО "Разрез Киселевский" предоставило в ФАС России копию договора поставки от 10 октября 2017 г., а также копии приложений к нему.
Согласно части 1 договора наименование, марка, способ поставки, сроки поставки, количество, цена и иные условия приобретения товара определяются сторонами в приложениях к договору.
В представленном Приложении от 01 мая 2019 г. N 20-19 к договору (далее - Приложение от 01 мая 2019 г.) определены наименование, марка, способ поставки, объем и цена угля в мае 2019 года.
Дополнительное соглашение от 01 мая 2019 г. N 20-19 к договору было подписано контрагентом и возвращено обществу 19 июля 2019 г., а в последующем зарегистрировано на акционерное общество "Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа" (далее - АО "СПбМТСБ", биржа) 22 июля 2019 г. (регистрационная запись N 2621177).
Объем добычи угля группой лиц ООО "Разрез Киселевский" согласно данным Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса" (далее - ФГБУ ЦДУ ТЭК) (письмо от 13 мая 2019 г. N 03-05-237) за 2018 год составлял более 1 млн. тонн.
Объем сделки согласно Приложению от 01 мая 2019 г. составляет не менее 60 тонн.
Определением ФАС России от 04 декабря 2019 г. в отношении ООО "Разрез Киселевский" возбуждено дело об административном правонарушении N 02/04/14.24-104/2019 по признакам нарушения требования Положения, выразившегося в нарушении стороной договора, заключенного не на организованных торгах, сроков предоставления информации о Приложении от 01 мая 2019 г., за которое предусмотрена административная ответственность частью 6 статьи 14.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
По результатам проведенного антимонопольным органом административного расследования установлено, что согласно представленному счету-фактуре от 01 мая 2019 г. N 001692 реализация договора поставки от 10 октября 2017 г. в рамках Приложения от 01 мая 2019 г. началась 01 мая 2019 г.
Согласно пункту 3 Приложения от 01 мая 2019 г. оплата за товар производится покупателем путем перечисления 100 % стоимости товара в безналичном порядке не позднее трех банковских дней до начала отгрузки.
Факт отгрузки угля в рамках счета-фактуры от 01 мая 2019 г. N 001692 подтверждается транспортными накладными от 01 мая 2019 г., в связи с чем счет-фактура от 01 мая 2019 г. N 001692 подлежала регистрации на бирже.
Счет-фактура от 01 мая 2019 г. N 001692 на АО "СПбМТСБ" не зарегистрирован.
Объем сделки согласно счету-фактуре от 01 мая 2019 г. N 001692 составляет не менее 60 тонн.
Таким образом, ООО "Разрез Киселевский" допустило нарушение пункта 14 Положения, выразившееся в непредставлении стороной договора, заключенного не на организованных торгах, а именно: информацию о счет-фактуре от 01 мая 2019 г. N 001692.
На основании полученных данных 26 февраля 2020 г. ФАС России в отношении ООО "Разрез Киселевский" составлен протокол об административном правонарушении N 02/04/14.24-104/2019.
Постановлением ФАС России от 21 апреля 2020 г. по делу об административном правонарушении N 02/04/14.24-104/2019 ООО "Разрез Киселевский" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 14.24 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, ООО "Разрез Киселевский" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФАС России о его отмене.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06 августа 2020 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 октября 2020 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Разрез Киселевский" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что они приняты с нарушением норм процессуального права, указывая на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 14.24 КоАП РФ, поскольку счет-фактура не является документом, подтверждающим заключение договора или приложения к договору, так как не содержит какой-либо информации о приложении от 01 мая 2019 г. N 20-19 к договору от 10 октября 2017 г. N П-1/17, а указывается лишь наименование самого договора как документа основание, также в ней не содержится информация к какому именно периоду действия данного договора она относится. Указанное, по мнению обществу, не свидетельствует о фактических поставках товара, а является лишь документом первичной бухгалтерской отчетности.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель ФАС России с доводами кассационной жалобы не согласился, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Представитель ООО "Разрез Киселевский" в заседание суда кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ФАС России, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 Положения биржам, соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об организованных торгах, предоставляется информация о внебиржевых договорах в отношении товара - угли коксующиеся, каменные, бурые и антрацит при объеме добычи группой лиц производителя за предшествующий год свыше 1 млн. тонн, при условии, что объем сделки составляет не менее 60 тонн.
Пунктом 8 Положения установлена обязанность своевременного предоставления полной и достоверной информации о внебиржевом договоре возлагается на лицо, осуществившее отчуждение биржевого товара на внебиржевом рынке (далее - лицо, заключившее внебиржевой договор).
Предоставлению на биржу подлежит информация о внебиржевых договорах в отношении товаров, предусмотренных пунктом 2 настоящего Положения, заключенных производителями этих товаров, лицами, входящими в группу лиц с производителями, или лицами, действующими в интересах и за счет указанных лиц. Информация о внебиржевых договорах включает сведения, предусмотренные пунктами 13 и 17 настоящего Положения, а также сведения о дополнительных соглашениях и изменениях, внесенных во внебиржевые договоры, определяющих (изменяющих) сведения, предусмотренные пунктом 13 настоящего Положения (пункт 6 Положения).
Согласно пункту 14 Положения сведения, предусмотренные пунктом 13 настоящего Положения, предоставляются лицом, заключившим внебиржевой договор, бирже в электронном виде по форме и в соответствии с требованиями, которые установлены внутренними документами биржи, по каждому внебиржевому договору в срок не позднее 3 рабочих дней со дня определения сторонами внебиржевого договора всех сведений, предусмотренных подпунктами "а" - "к" и "м" - "т" пункта 13 настоящего Положения, а в случае внесения изменений во внебиржевой договор (дополнительное соглашение) - со дня изменения соответствующих сведений.
Сведения, предусмотренные подпунктом "л" пункта 13 настоящего Положения, предоставляются бирже лицом, заключившим внебиржевой договор, в электронном виде по форме и в соответствии с требованиями, которые установлены внутренними документами биржи, по каждому внебиржевому договору не позднее 3 рабочих дней со дня их определения сторонами внебиржевого договора.
Действия, связанные с нарушением стороной договора, заключенного не на организованных торгах, установленных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации порядка и (или) сроков предоставления информации об указанном договоре, в том числе предоставление неполной и (или) недостоверной информации, а равно непредоставление такой информации, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 14.24 КоАП РФ, и влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу о наличии в действиях ООО "Разрез Киселевский" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 14.24 КоАП РФ, выразившееся в нарушении стороной договора, заключенного не на организационных торгах, сроков предоставления информации о приложении от 01 мая 2019 г. (счете-фактуре) и соблюдении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
При этом суды исходили из того, что административным органом установлена совокупность условий, предусмотренных Положением, при наличии которых общество, заключившее договор (приложение к договору), подлежит ответственности за непредставление бирже информации об этом договоре.
Вина ООО "Разрез Киселевский" в совершении административного правонарушения установлена.
В настоящем случае вина заявителя выразилась в том, что у него имелась возможность для соблюдения требований законодательства о долевом участии, но им не были предприняты все зависящие меры по их соблюдению. Доказательств объективной невозможности исполнения обществом действующего законодательства материалы дела не содержат.
Постановление по делу об административных правонарушениях в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Размер штрафа соответствует санкции части 6 статьи 14.24 КоАП РФ.
Каких-либо нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности судами не установлено.
Обстоятельств, указывающих на наличие оснований, предусмотренных статьей 4.2 КоАП РФ, судами не установлено.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности суды не усмотрели.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 06 августа 2020 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 октября 2020 г. по делу N А40-83054/20-139-619 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Разрез Киселевский" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу о наличии в действиях ООО "Разрез Киселевский" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 14.24 КоАП РФ, выразившееся в нарушении стороной договора, заключенного не на организационных торгах, сроков предоставления информации о приложении от 01 мая 2019 г. (счете-фактуре) и соблюдении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
...
Постановление по делу об административных правонарушениях в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Размер штрафа соответствует санкции части 6 статьи 14.24 КоАП РФ.
...
Обстоятельств, указывающих на наличие оснований, предусмотренных статьей 4.2 КоАП РФ, судами не установлено.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности суды не усмотрели."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 8 февраля 2021 г. N Ф05-24319/20 по делу N А40-83054/2020