город Москва |
|
10 февраля 2021 г. |
Дело N А41-7588/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Зарубина И.А., доверенность от 08.04.2020; Паршин В.В., доверенность от 20.07.2020;
от заинтересованных лиц: от Мособлкомлеса: Теслюк В.М., доверенность от 28.12.2020; от Мособлархитектуры: Семионичев А.С., доверенность от 10.01.2019; от Рослесхоза: представитель не явился, извещен;
от третьих лиц: представители не явились, извещены;
рассмотрев 03 февраля 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Мособлкомлеса
на решение от 10 августа 2020 года
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 18 ноября 2020 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-7588/20
по заявлению ООО "М2-Подольск"
об оспаривании бездействия
к Мособлкомлесу, Рослесхозу, Мособлархитектуре,
третьи лица: ТУ Росимущества в Московской области, ГКУ МО "Мособллес", ГБУ МО "Мособлгеотрест", Администрация городского округа Подольск,
УСТАНОВИЛ:
ООО "М2-Подольск" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Мособлкомлесу, Рослесхозу и Мособлархитектуре о признании незаконным бездействия Мособлкомлеса, выразившегося в невнесении изменений в государственный лесной реестр в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020614:263 об отсутствии наложения на земли лесного фонда; о признании незаконным бездействия Рослесхоза, выразившегося в невнесении изменений в государственный лесной реестр в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020614:263 об отсутствии наложения на земли лесного фонда; о признании незаконным бездействия Мособлархитектуры, выразившегося в невнесении изменений в Информационную систему обеспечения градостроительной деятельности (далее - ИСОГД) Московской области в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020614:263 об отсутствии наложения на земли лесного фонда; об обязании Мособлкомлеса и Рослесхоза исключить сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020614:263 о наложении на земли лесного фонда; об обязании Мособлархитектуры исключить сведения, содержащиеся в ИСОГД Московской области, в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020614:263 о наложении на земли лесного фонда.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ТУ Росимущества в Московской области, ГКУ МО "Мособллес", ГБУ МО "Мособлгеотрест" и Администрация городского округа Подольск.
Решением Арбитражного суда Московской области от 10 августа 2020 года заявленные требования удовлетворены частично, признано незаконным бездействие Мособлкомлеса, выразившееся в невнесении изменений в государственный лесной реестр в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020614:263 об отсутствии наложения на земли лесного фонда, на Мособлкомлес возложена обязанность исключить сведения, содержащиеся в Государственном лесном реестре, в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020614:263 о наложении на земли лесного фонда; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 ноября 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Мособлкомлес обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заинтересованное лицо - Рослесхоз и третьи лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованного лица - Мособлкомлеса поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители заявителя и заинтересованного лица - Мособлархитектуры возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, обществу на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, адрес: Московская область, Подольский район, с/пос. Лаговское, вблизи д. Сергеевка, общая площадь 114.858 кв.м, кадастровый номер 50:27:0020614:263, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 21.05.2020.
По итогам рассмотрения заявления общества от 12.11.2019 N Р001-1466964018-30766899 Мособлкомлес принял решение о приведении сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями ЕГРН.
В данном сообщении от 15.11.2019 также указано, что решение будет отражено в публичной части Региональной геоинформационной системы Московской области в течение 2-х календарных дней.
Однако из градостроительного плана от 25.12.2019 N RU50341000-MSK026169 обществу стало известно о том, что земельный участок частично расположен в границах лесного фонда.
Данные сведения отражены в градостроительном плане на основании данных ИСОГД Московской области.
Считая, что заинтересованными лицами допущено незаконное бездействие по внесению в государственный лесной реестр и ИСОГД Московской области недостоверных сведений о пересечении участка и его наложении на земли лесного фонда, общество, считая свои права и законные интересы нарушенными, обратилось в Арбитражный суд Московской области с соответствующим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 91 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено внесение сведений о лесных участках в государственный лесной реестр.
Согласно части 1 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации, государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах.
Согласно части 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации, в государственном лесном реестре содержится документированная информация:
1) о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса;
2) о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах;
3) о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах;
4) об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий;
5) о лесных участках и об их границах;
6) о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов;
7) об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве;
8) о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.
Согласно части 9 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации, ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Исходя из пункта 10 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, ведение реестра в отношении лесов, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, осуществляется органами государственной власти этих субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 12.33 постановления Правительства Московской области от 26.06.2012 N 863/22 "Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области", ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений, предоставление документированной информации и выписок из государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных на территории Московской области отнесено к полномочиям Комитета лесного хозяйства Московской области.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что именно Мособлкомлес уполномочен на проведение лесоустройства и ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений, предоставление документированной информации и выписок из государственного лесного реестра в границах территории Московской области.
Согласно части 7 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, до 01.01.2023 приводит сведения государственного лесного реестра в соответствие со сведениями ЕГРН, в том числе в части сведений об особо охраняемых природных территориях, территориях объектов культурного наследия, расположенных на землях лесного фонда, о границах таких территорий и об ограничениях по использованию лесных участков, расположенных в указанных границах.
Судами установлено, что в соответствии с вышеуказанной нормой Мособлкомлес 15.11.2019 принял решение о приведении сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020614:263.
В решении указано, что данное решение будет отражено в публичной части Региональной геоинформационной системы Московской области (rittps://rgis.mosreg.ru) в течение двух календарных дней.
При этом Мособлкомлес составил акт от 25.12.2019 N 040/2/13-17/2019/ЛА о том, что Мособлкомлесом в Государственном лесном реестре изменена документированная информация по Подольскому участковому лесничеству Подольского лесничества на основании:
- выписки из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 50:27:0020614:263,
- решения о приведении в соответствие сведений государственного лесного реестра со сведениями ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020614:263,
- схемы наложения на земли лесного фонда из ВИС земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020614:263,
- копии таксационного описания Подольского участкового лесничества Подольского лесничества квартал 31 выдел 62,
- выкопировки из лесоустроительного планшета N 8 Подольского участкового лесничества Подольского лесничества квартал 31 выдел 62.
В соответствии с частью 3 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации, документированная информация, содержащаяся в государственном лесном реестре, относится к общедоступной информации.
Таким образом, суды обоснованно отметили, что приведенное правовое регулирование предполагает обязанности уполномоченных государственных органов по согласованию данных государственного лесного реестра и ЕГРН с тем, чтобы исключить возможные противоречия в сведениях о границах, площадях одних и тех же участков, зарегистрированных в разных реестрах, о принадлежности земельных участков к землям определенной категории и об их правообладателях.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Законом Московской области от 10.07.2009 N 80/2009-ОЗ "О государственных информационных системах Московской области и обеспечении доступа к содержащейся в них информации", в целях повышения эффективности управления социально-экономическим развитием Московской области за счет формирования единого информационного пространства Московской области, обеспечивающего удовлетворение потребностей центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, организаций, находящихся в их ведении, для реализации своих полномочий, удовлетворение потребностей физических лиц и организаций в пространственных данных, реализации информационного взаимодействия на основе интеграции государственных и негосударственных информационных ресурсов, содержащих пространственные данные, Правительством Московской области постановлено создать государственную информационную систему "Региональная географическая информационная система для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области" (далее - РГИС), что отражено в постановлении Правительства Московской области от 30.01.2017 N 49/3 "О государственной информационной системе "Региональная географическая информационная система для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области" (далее - Постановление N 49/3).
Согласно пункту 5 Постановления N 49/3, информация, содержащаяся в РГИС, является государственным информационным ресурсом Московской области.
Согласно пункту 13 Постановления N 49/3, поставщиками информации являются:
- центральные исполнительные органы государственной власти Московской области, организации, находящиеся в их ведении;
- государственные органы Московской области;
- органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области, организации, находящиеся в их ведении;
- федеральные органы государственной власти, организации, находящиеся в их ведении, в соответствии с Соглашением об информационном взаимодействии при эксплуатации РГИС;
- организации в соответствии с Соглашением об информационном взаимодействии при эксплуатации РГИС.
Суды отметили, что при этом поставщики информации (в настоящем случае Мособлкомлес) обеспечивают достоверность, актуальность и полноту данных РГИС, предоставляемых в соответствии с Перечнем пространственных данных РГИС, Порядком информационного взаимодействия участников РГИС, Соглашением об информационном взаимодействии эксплуатации РГИС.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Мособлкомлесом, являющимся уполномоченным органом государственной власти в сфере лесных отношений на территории Московской области, не инициирована процедура по предоставлению сведений об изменениях, внесенных в сведения государственного лесного реестра в РГИС.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое бездействие Мособлкомлеса является незаконным и нарушает права и законные интересы общества.
С учетом того, что на момент рассмотрения спора Рослесхозом в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств фактического исключения сведений, содержащихся в государственном лесном реестре, в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020614:263 о наложении на земли лесного фонда, суды пришли к обоснованному выводу о законности требований общества об обязании Мособлкомлеса исключить сведения, содержащиеся в Государственном лесном реестре, в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020614:263 о наложении на земли лесного фонда.
Суды обоснованно заключили, что в требованиях, заявленных к Рослесхозу, надлежит отказать, поскольку Рослесхоз является ненадлежащим заинтересованным лицом по делу.
Суды указали, что согласно пункту 1.7 постановления Правительства Московской области от 25.03.2016 N 231/9 "Об утверждении Положения о государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Московской области" (далее - Положение N 231/9), ИСОГД Московской области обеспечивает взаимодействие с Региональной географической информационной системой для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области (РГИС МО) и Единой информационной системой обеспечения выполнения государственных функций и предоставления государственных услуг в сферах аккредитации, лицензионной и разрешительной деятельности, планирования и учета результатов контрольных мероприятий, в том числе учета выявленных административных правонарушений (ИС ЛОД).
В приложении N 2 к Положению N 231/9, содержится перечень органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления и государственных учреждений Московской области, обеспечивающих представление информации для размещения в ИСОГД Московской области.
Суды установили, то Мособлкомлес к данным лицам не отнесен.
Таким образом, как обоснованно заключили суды, поскольку Мособлкомлесом не обеспечено фактическое внесение изменений в государственный лесной реестр в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020614:263 об отсутствии наложения на земли лесного фонда и своевременное предоставление данной информации для размещения в РГИС, у Мособлархитектуры отсутствовала возможность приведения в соответствие ИСОГД Московской области.
Таким образом, судами не установлено нарушение каких-либо прав и законных интересов общества, которые были бы вызваны незаконными действиями/бездействием со стороны Мособлархитектуры.
На основании изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что требования, заявленные к Мособлархитектуре, не подлежат удовлетворению.
Довод Мособлкомлеса о том, что акт составлен с незначительной задержкой по причине сбоя в Росреестре и опубликован на общедоступном сайте (rittps://rgis.mosreg.ru), обоснованно отклонен судами, поскольку в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020614:263 имеется информация на общедоступном сайте о пересечении с землями государственного лесного фонда.
Доказательств надлежащего исполнения своих обязательств Мособлкомлесом судам не представлено.
Довод Мособлкомлеса о том, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:27:0020614:263 приведены в соответствии с ЕГРН, отклонен судами ввиду того, что таких доказательств в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 10 августа 2020 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 ноября 2020 года по делу N А41-7588/20 оставить без изменения, кассационную жалобу Мособлкомлеса - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Законом Московской области от 10.07.2009 N 80/2009-ОЗ "О государственных информационных системах Московской области и обеспечении доступа к содержащейся в них информации", в целях повышения эффективности управления социально-экономическим развитием Московской области за счет формирования единого информационного пространства Московской области, обеспечивающего удовлетворение потребностей центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, организаций, находящихся в их ведении, для реализации своих полномочий, удовлетворение потребностей физических лиц и организаций в пространственных данных, реализации информационного взаимодействия на основе интеграции государственных и негосударственных информационных ресурсов, содержащих пространственные данные, Правительством Московской области постановлено создать государственную информационную систему "Региональная географическая информационная система для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области" (далее - РГИС), что отражено в постановлении Правительства Московской области от 30.01.2017 N 49/3 "О государственной информационной системе "Региональная географическая информационная система для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области" (далее - Постановление N 49/3)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10 февраля 2021 г. N Ф05-24357/20 по делу N А41-7588/2020