• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18 февраля 2021 г. N Ф05-25297/20 по делу N А40-309376/2019

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Как усматривается из материалов дела и установлено судом, между ООО "Альфа-Строй" (подрядчик) и Государственным казенным учреждением города Москвы "Дирекция Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы" (заказчик) был заключен государственный контракт на выполнение работ по благоустройству и озеленению территории сквера у ст. м. Пролетарская (Волгоградский проспект). Цена контракта, в соответствии с п. 2.1 контракта, составляет 42.046.020,43 руб. Так, подрядчиком частично были исполнены обязательства по контракту. Заказчиком был оплачен выполненный подрядчиком объем работ на сумму 41.330.350,05 руб. В соответствии с соглашением о расторжении от 11.02.2019 б/н, контракт считается расторгнутым. Так, истец указал, что на основании приказа Главного контрольного управления города Москвы от 03.04.2019 N 113 "О назначении мероприятий по контролю в финансово-бюджетной сфере" и в соответствии со ст. 269.2 БК РФ, п. 4.2.2 "Положения о Главном контрольном управлении города Москвы", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 01.06.2012 N 252-ПП, была осуществлена выездная плановая проверка целевого и эффективного использования средств бюджета города Москвы за период с 01.01.2017 по 24.05.2019. По результатам проверки был составлен акт проверки Главконтроля от 17.06.2019 N 137/03, согласно которому был установлен факт невыполнения подрядчиком работ в полном объеме, а также несоответствие выполненных работ требованиям контракта, что привело к необоснованному получению подрядчиком денежных средств в размере 1.574.469,87 руб. (1.472.320,14 руб. невыполнения работ в полном объеме и 102.149, 73 руб. несоответствие выполненных работ требованиям контракта). Согласно предписанию от 29.07.2019 N ПР-76/03 ДСП и представлению от 29.07.2019 N П-12/03 ДСП Главконтроля, указанная сумма, по мнению истца, подлежит возмещению в бюджет города Москвы. Таким образом, истец считает, что вышеуказанные нарушения свидетельствуют о получении ответчиком оплаты за фактически невыполненные работы, а также за работы, несоответствующие требованиям контракта и, следовательно, в данном случае возникло неосновательное обогащение на стороне ответчика в сумме 1.574.469,87 руб., которое, по мнению истца, в силу п. 5.4.8 контракта, подрядчик обязан вернуть истцу. Письмом от 21.08.2019 N 12-24-1862/19 заказчик уведомил подрядчика о необходимости перечислить излишне уплаченные денежные средства по контракту в вышеуказанном размере. Однако, указанное требование было оставлено без удовлетворения. Указанные обстоятельства и послужили основанием для обращения с настоящим иском, в удовлетворении которого было отказано, что подтверждается решением и постановлением по делу. При этом суд в обжалуемых актах, оставляя исковые требования без удовлетворения, руководствуясь ст.ст. 309, 310, 720, 1102, 1103, 1109 ГК РФ, правомерно исходил из следующего.

Так, в соответствии со ст. 12, контракт действует по 31 декабря 2018 г. включительно. При этом истечение срока действия контракта влечет прекращение обязательств по нему (за исключением предусмотренных контрактом гарантийных обязательств и обязательств заказчика по оплате работ, выполненных в течение срока действия контракта). Впоследствии стороны подписали дополнительное соглашение о расторжении от 11.02.2019 года б/н, которое и размещено как документ о прекращении взаимных обязательств сторон на сайте "Единой информационной системы". Кроме того, в информационной системе были размещены платежные поручения об оплате заказчиком выполненных работ в полном объеме. Оплата работ на основании ст. 746 ГК РФ и ст. 2.5.3 государственного контракта производится на основании подписанного сторонами акта о выполнении объема работ и проверки их надлежащего качества. Проверка качества выполненных работ в соответствии с контрактом производится заказчиком в момент сдачи работ, что и было сделано заказчиком, а результаты данной экспертизы были размещены "Единой информационной системе". Выполненные работы, согласно дополнительному соглашению о расторжении контракта от 11.02.2019 N б/н, составляют 41.330.350,05 руб. Оплата была произведена на сумму 39.634.844,28 рублей. При этом дополнительно заказчиком были удержаны пени по первому этапу исполнения контракта на сумму 1.695.505,77 руб., что в сумме 41.330.350,05 руб. соответствует выполненным работам по контракту.

...

Что касается требования о взыскания штрафных санкций, то суд верно указал, что штраф не подлежит взысканию в силу правовой позиции, сформированной в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 июня 2014 г. N 35, так как применение данной неустойки было прекращено при расторжении контракта."