город Москва |
|
17 февраля 2021 г. |
Дело N А40-76222/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца: представитель не явился, извещен;
от ответчика: Овчинников И.О., доверенность от 17.04.2020;
от третьих лиц: представители не явились, извещены;
рассмотрев 10 февраля 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
ответчика - Администрации городского округа Троицк
на решение от 20 марта 2020 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 22 сентября 2020 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-76222/18
по иску Департамента городского имущества города Москвы
о признании отсутствующим права собственности
к Администрации городского округа Троицк,
и по встречному иску Администрации городского округа Троицк
о признании права собственности
к Департаменту городского имущества города Москвы,
третьи лица: МУП "Магазин "Центральный", Управление Росреестра по Москве, ТУ Росимущества в городе Москве,
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к Администрации городского округа Троицк (далее - администрация) о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, площадью 4.556 кв.м, с кадастровым номером 50:54:0020403:1, расположенный по адресу: г. Москва, г. Троицк, проспект Октябрьский, д. 16.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МУП "Магазин "Центральный", Управление Росреестра по Москве и ТУ Росимущества в городе Москве.
Администрацией заявлен встречный иск к департаменту о признании права собственности городского округа Троицк на земельный участок, площадью 4.556 кв.м, с кадастровым номером 50:54:0020403:1, расположенный по адресу: г. Москва, г. Троицк, проспект Октябрьский, д. 16.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 21.03.2019 встречный иск возвращен администрации на основании частей 1, 2 статьи 132, статей 125, 126, части 9 статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06.05.2019 первоначально заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2019 определение Арбитражного суда города Москвы от 21.03.2019 о возвращении встречного иска и решение Арбитражного суда города Москвы от 06.05.2019 оставлены без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 23.10.2019 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Направляя дело на новое рассмотрение суд кассационной инстанции указал на необходимость проверить, относится ли земельный участок к не разграниченной государственной собственности, собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, имелись ли правовые основания возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации на спорный земельный участок в соответствии с законодательством, в том числе выяснить, какие имелись основания для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок в 2001 году, установить, что находится на этом земельном участке, имеются ли на нем какие-либо объекты, являются ли они недвижимым имуществом, отнесены ли к собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, иной собственности, имелись ли ранее к датам введения названных порядков разграничения государственной собственности.
Кроме того, суд кассационной инстанции указал на необходимость проверки обстоятельств, положенных администрацией в основу встречного иска.
При повторном рассмотрении определением Арбитражного суда города Москвы от 16.01.2020 встречное исковое заявление администрации о признании права собственности городского округа Троицк на земельный участок, площадью 4.556 кв.м, с кадастровым номером 50:54:0020403:1, расположенный по адресу: г. Москва, г. Троицк, проспект Октябрьский, д. 16, принято к производству для рассмотрения совместно с первоначальным иском в порядке статьи 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20 марта 2020 года первоначальные исковые требования департамента удовлетворены, в удовлетворении встречных исковых требований администрации отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 сентября 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Администрация городского округа Троицк обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении первоначальных исковых требований и об удовлетворении встречных исковых требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Истец и третьи лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ответчика, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, кассационная инстанция находит решение и постановление подлежащими отмене в части удовлетворения иска Департамента городского имущества города Москвы, а заявленные департаментом требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, 10.12.2015 зарегистрировано право собственности городского округа Троицк города Москвы на земельный участок с кадастровым номером 50:54:0020403:1, общей площадью 4.556 кв.м, расположенный по адресу: г. Москва, г. Троицк, проспект Октябрьский, д. 16, о чем выдано свидетельство с указанием в качестве документа основания распоряжения от 21.07.2015 N 847, а также акта приема-передачи от 25.09.2015.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 10.08.2016 категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для торговой деятельности.
Полагая, что государственная регистрация права муниципальной собственности на спорный земельный участок произведена необоснованно, департамент обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании права муниципальной собственности отсутствующим.
Суды указали, что в обоснование заявленных требований департамент ссылался на постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27.12.2011 N 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью" (далее - Постановление N 560-СФ), на основании которого спорный земельный участок вошел в состав города Москвы, а также на пункт 4 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ), полагая, что регистрация права муниципальной собственности на спорный земельный участок произведена необоснованно на основании акта органа федеральной власти после вхождения городского округа Троицк и спорного земельного участка в состав города Москвы.
В обоснование встречного иска администрация указывала на то, что в ходе рассмотрения дела выявлены обстоятельства, позволяющие расценить запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) от 02.03.2001 о праве собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, как совершенную в отсутствие необходимых правовых оснований, что может поставить под сомнение и правомерность его передачи в муниципальную собственность распоряжением от 21.07.2015 N 847, однако считает, что с 01.07.2006 спорный земельный участок находится в силу закона в собственности муниципального образования городской округ Троицк города Москвы, поскольку на нем расположен объект - здание Колхозного рынка, находящееся в муниципальной собственности на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность". Также администрация считает, что само по себе дальнейшее изменение границ субъектов Российской Федерации города Москвы и Московской области не может порождать повторное разграничение государственной собственности.
Администрация по встречному иску также ссылалась на положения части 1 статьи 1 Закона города Москвы от 28.07.2011 N 36 "Об особенностях организации местного самоуправления в муниципальных образованиях, включенных в состав внутригородской территории города Москвы в результате изменения границ города Москвы, и о внесении изменений в статью 1 Закона города Москвы от 6 ноября 2002 года N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве", которым предусмотрено сохранение присоединенными муниципальными образованиями статуса, существовавшего у них до включения в состав внутригородской территории города Москвы, в том числе муниципального имущества.
Судами установлено, что 02.03.2001 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:54:0020403:1, общей площадью 4.556 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, г. Троицк, проспект Октябрьский, д. 16, зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), на указанном земельном участке расположен объект недвижимости с кадастровым номером 50:54:0020403:46, нежилое здание колхозного рынка, 1988 года постройки, общей площадью 1.734,4 кв.м, включающее в себя помещение с кадастровым номером 50:54:0020403:1058, техническое подполье, площадью 551,5 кв.м, с кадастровым номером 50:54:0020403:1057, площадью 44,3 кв.м, и с кадастровым номером 50:54:0020403:1056, площадью 1.138,6 кв.м.
Кроме того, суды указали, что в материалы дела представлены документы, подтверждающие факт государственной регистрации права собственности муниципального образования - город Троицк Московской области на отдельно стоящее на спорном земельном участке здание колхозного рынка, общей площадью 1.160,20 кв.м, и на техническое подполье, площадью 547,90 кв.м, условный номер 50:54:05:00097:001.
Согласно свидетельству о государственной регистрации от 28.07.2004 право собственности зарегистрировано на основании решения Арбитражного суда Московской области от 27.10.1999 и постановления Главы города Троицка Московской области от 29.01.1999 N 43 "О передаче имущества в муниципальную собственность".
При новом рассмотрении в материалы дела представлена выписка из ЕГРН от 22.01.2020 в отношении объекта с условным номером 50:54:05:00097:001, согласно которой объекту 26.08.2014 присвоен кадастровый номер 77:19:0020403:29, изменены его уникальные характеристики и дополнены сведения о правообладателе.
Согласно данной выписке в отношении нежилого здания, общей площадью 1.186,3 кв.м, зарегистрировано право собственности муниципального образования - город Троицк Московской области и право хозяйственного ведения МУП "Магазин "Центральный".
С учетом представленных документов суды заключили, что объекты с кадастровыми номерами 50:54:0020403:46 и 77:19:0020403:29 являются одним и тем же объектом недвижимости. Сведений об иных объектах недвижимости, находящихся в муниципальной собственности на спорном земельном участке, судам не представлено.
При первоначальном рассмотрении дела судами установлено, что согласно плану земельного участка, составленному в 1998 году, общая площадь земельного участка, расположенного по адресу: г. Троицк, Октябрьский проспект, д. 16, составляла 4.556 кв.м, в том числе под строением - 1.832 кв.м.
Суды отметили, что при новом рассмотрении дела администрация настаивала на удовлетворении встречных требований о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:54:0020403:1, общей площадью 4.556 кв.м, однако документов, подтверждающих право муниципальной собственности на весь спорный земельный участок на основании пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ, судам не представлено.
Суды пришли к выводу о том, что само по себе последовательное распоряжение данным земельным участком, начиная с 1998 года, путем постановки его на кадастровый учет и регистрации в ЕГРП, как объекта государственной собственности, дальнейшей неоднократной передачи в аренду, а также издание распоряжения Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 21.07.2015 N 847 "О безвозмездной передаче земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность городского округа Троицк", права муниципальной собственности не порождало.
Суды отметили, что администрация до издания Постановления N 560-СФ распоряжалась спорным земельным участком, выступая в правоотношениях одновременно и как собственник расположенного на нем объекта недвижимости, и как орган, уполномоченный на осуществление распорядительных действий в отношении земель из неразграниченной государственной собственности, однако после издания Постановления N 560-СФ полномочия по распоряжению земельным участком, находящимся в неразграниченной государственной собственности перешли к городу Москве на основании абзаца 4 пункта 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ (аналогичное положение закреплено с 01.03.2015 в абзаце 5 пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона N 137-ФЗ).
Довод администрации о том, что на основании пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ с 01.06.2006 спорный земельный участок отнесен к муниципальной собственности, отклонен судами, со ссылкой на то, что администрацией в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено доказательств наличия оснований, предусмотренных законом для возникновения права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, и регистрация оспариваемого права произведена в отсутствие оснований, установленных Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в связи с чем суды удовлетворили заявленные департаментом требования.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции не может согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по следующим основаниям.
Согласно пункту 4 статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ, к собственности субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга относятся земельные участки, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи и расположенные в границах этих субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ, в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
В данном случае, как следует из судебных актов, на спорном земельном участке объекты недвижимости города Москвы не расположены.
Согласно пункту 3 статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ, в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
Также, как следует из судебных актов и не оспаривается сторонами, на спорном земельном участке находится объект недвижимости, принадлежащий на праве собственности муниципальному образованию - город Троицк Московской области.
Следовательно, в силу закона данный земельный участок относится к собственности города Троицк.
Суд кассационной инстанции принимает во внимание распоряжение Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 21.07.2015 N 847 "О безвозмездной передаче земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность городского округа Троицк".
С учетом положений статьи 1 Закона города Москвы от 28.07.2011 N 36 "Об особенностях организации местного самоуправления в муниципальных образованиях, включенных в состав внутригородской территории города Москвы в результате изменения границ города Москвы, и о внесении изменений в статью 1 Закона города Москвы от 6 ноября 2002 года N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве" (далее - Закон города Москвы от 28.07.2011 N 36), статей 14, 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27.12.2011 N 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью" право собственности муниципального образования - город Троицк на спорный земельный участок возникло до включения участка в границы города Москвы, в силу части 1 статьи 1 Закона города Москвы от 28.07.2011 N 36 город Троицк, являясь с 01.07.2012 присоединенным муниципальным образованием, тем не менее, сохранило статус, который у него существовал до включения в состав внутригородской территории города Москвы, в том числе наименование, границы, структуру органов местного самоуправления.
Кассационная коллегия также отмечает, что часть 1 статьи 20 Устава города Москвы допускает наличие в собственности муниципальных образований земельных участков, расположенных в границах города Москвы, поскольку устанавливает, что в собственности города Москвы находятся средства бюджета города Москвы, имущество городских государственных предприятий и учреждений, акции и доли города Москвы в хозяйственных обществах, иные объекты гражданских прав, в том числе земля и природные ресурсы в границах города Москвы, не находящиеся в собственности муниципальных образований.
Обстоятельств, которые могли свидетельствовать о несоразмерности площади земельного участка находящемуся на нем объекту недвижимости, судами не установлено.
Встречный иск администрации о признании права собственности городского округа Троицк на спорный земельный участок не подлежит удовлетворению, поскольку в ЕГРП уже существует запись о собственности муниципального образования - город Троицк на этот участок.
На основании изложенного обжалуемые судебные акты в части удовлетворения иска Департамента городского имущества города Москвы подлежат отмене как принятые при неправильном применении норм материального права.
Поскольку дополнительного выяснения фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, в данном случае не требуется, судебная коллегия суда кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска Департамента городского имущества города Москвы.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 20 марта 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 сентября 2020 года по делу N А40-76222/18 в части удовлетворения иска Департамента городского имущества города Москвы отменить.
В удовлетворении иска Департамента городского имущества города Москвы отказать.
В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17 февраля 2021 г. N Ф05-14092/19 по делу N А40-76222/2018
Хронология рассмотрения дела:
17.02.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-14092/19
22.09.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-25502/20
20.03.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-76222/18
01.11.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-76222/18
23.10.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-14092/19
05.09.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-14092/19
15.07.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-29223/19
06.05.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-76222/18
30.04.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-14701/19
21.03.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-76222/18