город Москва |
|
17 февраля 2021 г. |
Дело N А40-340238/19-121-2454 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "ВСК": Коротких И.М. (дов. от 16.11.2019 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ФТС России: Теодорович Е.А. (дов. N 15-49/99-20д от 28.12.2020 г.);
рассмотрев 10 февраля 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу ФТС России
на решение Арбитражного суда города Москвы от 16 июня 2020 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 октября 2020 г.
по делу N А40-340238/19-121-2454
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВСК"
к Федеральной таможенной службе
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ: 16 декабря 2015 г. между обществом с ограниченной ответственностью "ВСК" (далее - ООО "ВСК", общество, заявитель) (покупатель) и компанией GEA Brewery Systems GmbH (продавец) был заключен контракт N 2092554 (далее - контракт), согласно пункту 1.1 которого продавец (GEA Brewery Systems GmbH) проектирует, изготавливает, продает и отгружает оборудование технологическое для пивоваренной и безалкогольной промышленности, а именно: "Оборудование для производства кваса, с годовой производительностью 3,5 млн. гл товарного продукта", а покупатель (ООО "ВСК") покупает на условиях FCA Китцинген (Инкотермс 2010) (далее - оборудование), в соответствии с приложениями, являющимися неотъемлемой частью контракта.
15 апреля 2016 г. ООО "ВСК" обратилось в Федеральную таможенную службу (далее - ФТС России, таможенный орган) с заявлением о принятии решения по классификации товара в соответствии с порядком принятия решения по классификации товара в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, ввозимого или вывозимого в течение установленного периода времени, утвержденного статьей 107 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ).
В составе пакета документов к заявлению о принятии решения по классификации товара ООО "ВСК" представил документы и сведения, предусмотренные таможенным законодательством, необходимые для таможенного оформления.
В заявлении ООО "ВСК" также просило выдать предварительное решение по классификации товара "Оборудование для производства кваса, с годовой производительностью 3,5 млн. гл. товарного продукта, поставляемого в несобранном /разобранном виде" и указало на то, что в качестве основного исходного сырья в производственном процессе используются вода, солод, дрожжи и молочная кислота, на основе которых в результате разных технологических операций производится окончательный продукт. Производственный процесс включает следующие участки: варочный цех, бродильное отделение, фильтрационное отделение и форфасное отделение. Для выполнения необходимых технологических процессов нужны не только вышеупомянутое исходное сырье, но и тепловая энергия, холод, СО2 и сжатый воздух, подготовленная вода. В виду сложного технологического процесса, предусматривающего поэтапный монтаж компонентов оборудования, а также комплексную логическую цепочку, не представляется возможным одновременное помещение товара под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления всех компонентов данного оборудования.
На основании представленных документов и информации ФТС России выдало заявителю решение от 06 июня 2016 г. N КР/КГ/10000/16/0176 по классификации товара в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или завершенном виде, ввоз или вывоз которого предполагается различными товарными партиями в течение установленного периода времени.
Оборудование, в отношении которого таможенным органом выдано решение по классификации товара, было ввезено обществом на территорию Российской Федерации и его декларирование было произведено по итоговой декларации на товары (далее - ДТ) N 10130140/060417/0009985, выпущено таможней в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
Письмами Приволжского таможенного управления от 19 сентября 2019 г. N 03-05-17/14142 и от 05 ноября 2019 г. N 03-05-17/17283 до сведения ФТС России была доведена информация о том, что в ходе проведения Ульяновской таможней камеральной таможенной проверки в отношении общества установлены обстоятельства, свидетельствующие о предоставлении ООО "ВСК" в ФТС России совместно с заявлением о принятии решения по классификации товара неполных, недостоверных сведений или подложных документов.
На основании представленных Приволжским таможенным органом документов и сведений ФТС России был установлен факт предоставления ООО "ВСК" в ФТС России для получения классификационного решения сведений и документов, отличных от сведений и документов, имеющихся у общества, а также поставщика.
03 декабря 2019 г. ФТС России было принято решение N ПД/RU/10000/19/0005 о прекращении действия решения от 06 июня 2016 г. N KP/RU/10000/16/0176 о классификации товара "Оборудование для производства кваса, с годовой производительностью 3,5 млн. гл товарного продукта".
Считая свои права нарушенными, ООО "ВСК" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФТС России о признании незаконными решения от 03 декабря 2019 г. N ПД/RU/10000/19/0005 о прекращении действия решения о классификации товара, перемещаемого через таможенную границу ЕАЭС в несобранном или разобранном виде, в том числе, в некомплектном или незавершенном виде, ввоз или вывоз которого предполагается различными товарными партиями в течение установленного периода времени.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16 июня 2020 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 16 октября 2020 г., заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение ФТС России от 03 декабря 2019 г. N ПД/RU/10000/19/0005 о прекращении действия решения о классификации товара, перемещаемого через таможенную границу ЕАЭС в несобранном или разобранном виде, в том числе, в некомплектном или незавершенном виде, ввоз или вывоз которого предполагается различными товарными партиями в течение установленного периода времени. Суд обязал ФТС России устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "ВСК" в 30-девный срок со дня вступления судебного акта в законную силу. Также разрешен вопрос о распределении между сторонами судебных расходов.
В кассационной жалобе ФТС России просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "ВСК" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель ФТС России поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ООО "ВСК" против ее удовлетворения возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 10 статьи 17 Федерального закона от 03 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ) решение о прекращении действия решения о классификации товара уполномоченные таможенные органы принимают в следующих случаях:
1) таможенным органом установлено, что заявитель для принятия решения о классификации товара представил документы, содержащие недостоверные и (или) неполные сведения, либо подложные документы;
2) декларация на товары в отношении последнего компонента товара в некомплектном или незавершенном виде не подана до истечения общего срока, установленного статьей 103 настоящего Федерального закона;
3) заявитель отказался от поставок товара, в том числе после ввоза или вывоза отдельных компонентов товара, за исключением случая, указанного в пункте 6 части 2 настоящей статьи.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение ФТС России о прекращении действия решения от 06 июня 2016 г. N KP/RU/10000/16/0176 о классификации товара "Оборудование для производства кваса, с годовой производительностью 3,5 млн. гл товарного продукта" не соответствует положениям таможенного законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
При рассмотрении настоящего спора судами приняты во внимание обстоятельства, установленные при рассмотрении дела N А72-9685/2019.
Судами установлено, что действия Ульяновской таможни по проведению камеральной таможенной проверки были обжалованы обществом в судебном порядке.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 февраля 2020 г. по делу N А72-9685/2019 признаны незаконными действия Ульяновской таможни по проведению камеральной таможенной проверки в ООО "ВСК", выразившиеся в направлении уведомления от 06 июня 2019 г. N 01-04-15/04481; требования о предоставлении документов от 07 июня 2019 г. N 01-04-15/04522; предписания от 29 июля 2019 г. N 10414000/210/290719/ПОО11 на проведение таможенного осмотра помещений и территорий и в незаконном осуществлении таможенного осмотра помещений и территорий 30 июля 2019 г.
Отклоняя доводы ФТС России на имеющиеся отличия приложений, представленных обществом для получения решения по классификации и приложений, полученных от компании GEA, суды указали на то, что оригиналы приложений к нему в другой редакции, отличной от имеющейся у общества, таможенным органом не представлены.
При этом таможенным органом не представлено доказательств того, на каком основании им сделан вывод о недостоверности представленных обществом приложений к контракту, поскольку документы подписаны сторонами контракта, удостоверены печатями, никем не оспорены, не признаны недействительными.
Факт заключения контракта между ООО "ВСК" и компанией GEA Brewery Systems GmbH (Германия), совершения сделки, проверкой не опровергнут, недействительность представленных обществом документов документально не подтверждена.
Кроме того, достоверность сведений, содержащихся в приложениях, предоставленных ООО "ВСК", подтверждается иными первичными документами, которыми оформлена сделка.
Ссылка таможенного органа на то, что в приложениях к контракту, полученных от продавца - компании GEA, не содержится наименования "Оборудование для производства кваса", была отклонена судами, поскольку предмет поставки сторонами оговорен в самом контракте N 2092554 (пункт 1.1 контракта), а приложения, представленные обществом, полностью соответствуют предмету поставки, предусмотренному контрактом.
При этом количество товара, указанного в документах, представленных в ФТС России заявителем совпадает с фактически поставленным количеством товара, с данными, перечисленными в товарно-сопроводительных документах (упаковочный лист, СМР, ДТ, инвойс).
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получили надлежащую оценку. Оснований для иных выводов у суда кассационной инстанции не имеется.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16 июня 2020 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 октября 2020 г. по делу N А40-340238/19-121-2454 оставить без изменения, кассационную жалобу ФТС России - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 10 статьи 17 Федерального закона от 03 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ) решение о прекращении действия решения о классификации товара уполномоченные таможенные органы принимают в следующих случаях:
...
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 февраля 2020 г. по делу N А72-9685/2019 признаны незаконными действия Ульяновской таможни по проведению камеральной таможенной проверки в ООО "ВСК", выразившиеся в направлении уведомления от 06 июня 2019 г. N 01-04-15/04481; требования о предоставлении документов от 07 июня 2019 г. N 01-04-15/04522; предписания от 29 июля 2019 г. N 10414000/210/290719/ПОО11 на проведение таможенного осмотра помещений и территорий и в незаконном осуществлении таможенного осмотра помещений и территорий 30 июля 2019 г."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17 февраля 2021 г. N Ф05-25257/20 по делу N А40-340238/2019