город Москва |
|
17 февраля 2021 г. |
Дело N А40-287173/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Ходоковский Г.В., доверенность от 03.08.2018;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
от третьего лица: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 10 февраля 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - ПАО "Славянский судоремонтный завод" с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания)
на решение от 25 марта 2020 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 27 июля 2020 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-287173/19
по заявлению ПАО "Славянский судоремонтный завод"
об оспаривании решения
к Росморречфлоту,
третье лицо: ФГБУ "АМП Приморского края и Восточной Арктики",
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Славянский судоремонтный завод" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Росморречфлоту о признании незаконным решения от 28.03.2019 N КС-29/3106.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФГБУ "АМП Приморского края и Восточной Арктики".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25 марта 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 июля 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ПАО "Славянский судоремонтный завод" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заинтересованное лицо и третье лицо, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, кассационная инстанция находит решение и постановление подлежащими отмене, а заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, 28.03.2019 Росморречфлотом вынесено решение N КС-29/3106 об отказе в предоставлении в собственность обществу земельного участка, расположенного по адресу: Приморский край, Хасанский район, пгт. Славянка, ул. Весенняя, д. 1, площадью 10.572 кв.м, с кадастровым номером 25:20:210103:1439.
Спорный земельный участок расположен в границах морского порта Посьет (Приморский край), утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.05.2009 N 684-р "Об установлении границы морского порта Посьет (Приморский край)" (далее - Распоряжение N 684-р).
Общество, полагая, что данное решение незаконно и нарушает его права, обратилось в Арбитражный суд города Москвы с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались тем, что на момент вынесения оспариваемого решения у Росморречфлота отсутствовали правовые основания для распоряжения спорным земельным участком.
Суды указали, что, несмотря на то, что спорный земельный участок в силу закона принадлежит Российской Федерации, в соответствии со статьей 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ), распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ, в том числе, относящимися к федеральной собственности в силу закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности Российской Федерации на них, если Федеральным законом N 137-ФЗ или другим федеральным законом, не предусмотрено иное.
Суды установили, что согласно данным публичной кадастровой карты Росреестра и Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) на момент вынесения оспариваемого решения (28.03.2019) на спорный земельный участок не зарегистрировано в установленном порядке право собственности Российской Федерации.
Таким образом, суды пришли к выводу о том, что на момент вынесения оспариваемого решения у Росморречфлота отсутствовали основания для распоряжения спорным земельным участком путем предоставления его на праве собственности без проведения торгов обществу.
Между тем, судами первой и апелляционной инстанций не учтено следующее.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, одним из основных принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами.
В пункте 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации, в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ также установлено, что к федеральной собственности относятся предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В силу подпункта 2 пункта 4 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов морского, внутреннего водного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения объектов инфраструктуры морских портов, объектов речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта.
По смыслу положений пункта 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации, земли промышленности и иного специального назначения, в том числе занятые федеральным транспортом и другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
Согласно статье 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, под морским портом понимаются его территория и совокупность размещенных в границах этой территории объектов инфраструктуры морского порта, используемых для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг.
Частью 1 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ) предусмотрено, что территория морского порта включает в себя земли, земельные участки, акваторию морского порта, используемые в целях, предусмотренных Федеральным законом N 261-ФЗ, либо предназначенные для использования в указанных целях.
Решение об установлении или изменении границ территории морского порта принимается Правительством Российской Федерации. Приложением к такому решению является текстовое описание местоположения границ территории морского порта, включающее перечень географических координат характерных точек границ этой территории и (или) перечень координат этих точек в системе координат, установленной для ведения ЕГРН (часть 2 статьи 5 Федерального закона N 261-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 32 Федерального закона N 261-ФЗ, до установления границ территории морского порта Правительством Российской Федерации под указанными границами понимаются сложившиеся границы территории морского порта.
Из системного анализа приведенных правовых норм следует, что морской порт является объектом федерального транспорта, находящимся в ведении федеральных органов исполнительной власти в области транспорта, а территория морского порта, в силу закона, относится к федеральной собственности. Расположение на территории морского порта отдельных объектов инфраструктуры, находящихся в частной собственности, не изменяет принадлежность земель порта Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Росморречфлоте, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 371, Росморречфлот осуществляет полномочия по распоряжению федеральными земельными участками, расположенными в границах морских портов.
Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2018 N 307-КГ17-23029.
Спорный земельный участок с расположенными на нем объектами недвижимости общества находится в границах морского торгового порта Посьет.
Морской торговый порт Посьет организован в соответствии с приказом Министерства морского флота СССР от 18.01.1972 N 14. Распоряжением N 684-р установлены границы морского торгового порта Посьет (часть 2 статьи 5 Федерального закона N 261-ФЗ).
Распоряжением Росморречфлота от 19.09.2017 N НЖ-236-р "О внесении изменений в сведения о морском порте Посьет в реестре морских портов Российской Федерации" (далее - Распоряжение N НЖ-236-р) внесены изменения в сведения о морском порте Посьет, включенные в Реестр морских портов Российской Федерации распоряжением Росморречфлота от 27.11.2009 N АД-248-р "О внесении сведений о морском порте Посьет в Реестр морских портов Российской Федерации", общество включено в перечень операторов морских терминалов, а также услуг, оказание которых осуществляется операторами морских терминалов.
Спорный земельный участок с кадастровым номером 25:20:210103:1439, площадью 10.572 кв.м, поставлен на кадастровый учет и является объектом права аренды общества в установленных границах с указанием местоположения границ и площади. Данный земельный участок общество просит предоставить ему в частную собственность.
По общему правилу, продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов (пункт 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации установлены исключения из общего правила - перечень случаев продажи земельных участков без проведения торгов.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, установлено исключительное право на приобретение в собственность или в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданами, юридическими лицами, являющимися собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьями 39.14 и 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, действия по реализации своих прав заинтересованным лицом совершаются путем подачи в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка с последующим заключением договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком либо принятием уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Как следует из пункта 2 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4-6 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в частности документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно пункту 6 которой уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В силу подпункта 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, к ограниченным в обороте относятся находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (размещения) объектов морского транспорта.
Как следует из части 3 статьи 29 Федерального закона N 261-ФЗ, объекты инфраструктуры морского порта, указанные в части 2 данной статьи, в том числе причалы, созданные или приобретенные за счет средств юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, могут находиться в их собственности. Действие части 3 распространяется также на объекты инфраструктуры морского порта, находящиеся во владении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей и созданные или приобретенные ими до дня вступления в силу данного Закона.
Частью 4 статьи 28 Федерального закона N 261-ФЗ предусмотрено, что земельные участки в границах территории морского порта, занятые портовыми гидротехническими сооружениями, созданными или приобретенными за счет средств инвесторов (индивидуальных предпринимателей или юридических лиц), а также земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для осуществления деятельности в морском порту и принадлежащими на праве собственности индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам, могут находиться в их собственности (за исключением иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций в силу части 2 статьи 28 Федерального закона N 261-ФЗ).
Согласно данной норме в частной собственности могут находиться земельные участки в границах территории морского порта, занятые зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для осуществления деятельности в морском порту и принадлежащими на праве собственности индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам.
Поскольку судами установлено, что у общества в собственности имеются сооружения, используемые для осуществления им как оператором морских терминалов деятельности в морском порту, является правильным, соответствующим правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении от 02.07.2013 N 1039/13, вывод судов о наличии у общества права на приватизацию расположенного в границах порта Посьет спорного участка, находящегося в силу закона в собственности Российской Федерации.
Частью 2 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН.
Отсутствие государственной регистрации возникшего в силу закона права федеральной собственности на земельный участок не может служить основанием для отказа в приватизации этого участка, занятого объектами недвижимости общества, поскольку такое основание не предусмотрено ни в Федеральном законе N 261-ФЗ, ни в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом Росморречфлот не привел иных оснований, перечисленных в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, для отказа в предоставлении обществу в собственность указанного земельного участка.
Регистрация права федеральной собственности на участки в морском порту зависит исключительно от Росморречфлота, а общество не должно нести негативные последствия от того, что Росморречфлот не выполняет обязанности по регистрации права федеральной собственности.
При наличии у Росморречфлота всех необходимых полномочий по инициированию процедуры государственной регистрации права федеральной собственности на участок ссылка указанного лица на отсутствие регистрации как основание для отказа в приватизации является злоупотреблением правом со стороны Росморречфлота (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации) и нарушает исключительное право общества на приобретение земельного участка в собственность.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает, что суды первой и апелляционной инстанций допустили существенные нарушения норм материального права, повлиявшие на исход дела и без устранения которых невозможны защита нарушенных прав и законных интересов общества, поэтому обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Оспариваемый отказ Росморречфлота не соответствует приведенным нормам земельного законодательства и Федерального закона N 261-ФЗ, нарушает право общества на выкуп земельного участка в собственность, поэтому подлежит признанию незаконным с возложением на Росморречфлот обязанности предоставить обществу указанный земельный участок в собственность за плату.
Указанная правовая позиция согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.01.2021 N 305-ЭС20-15891 по делу N А40-179436/19.
Поскольку дополнительного выяснения фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, в данном случае не требуется, судебная коллегия суда кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 25 марта 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 июля 2020 года по делу N А40-287173/19 отменить.
Признать незаконным решение Росморречфлота от 28.03.2019 N КС-29/3106 об отказе в предоставлении ПАО "Славянский судоремонтный завод" в собственность земельного участка с кадастровым номером 25:20:210103:1439, расположенного по адресу: Приморский край, Хасанский район, пгт. Славянка, ул. Весенняя, д. 1.
Обязать Росморречфлот предоставить ПАО "Славянский судоремонтный завод" в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером 25:20:210103:1439, расположенный по адресу: Приморский край, Хасанский район, пгт. Славянка, ул. Весенняя, д. 1.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отсутствие государственной регистрации возникшего в силу закона права федеральной собственности на земельный участок не может служить основанием для отказа в приватизации этого участка, занятого объектами недвижимости общества, поскольку такое основание не предусмотрено ни в Федеральном законе N 261-ФЗ, ни в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом Росморречфлот не привел иных оснований, перечисленных в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, для отказа в предоставлении обществу в собственность указанного земельного участка.
...
При наличии у Росморречфлота всех необходимых полномочий по инициированию процедуры государственной регистрации права федеральной собственности на участок ссылка указанного лица на отсутствие регистрации как основание для отказа в приватизации является злоупотреблением правом со стороны Росморречфлота (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации) и нарушает исключительное право общества на приобретение земельного участка в собственность.
...
Оспариваемый отказ Росморречфлота не соответствует приведенным нормам земельного законодательства и Федерального закона N 261-ФЗ, нарушает право общества на выкуп земельного участка в собственность, поэтому подлежит признанию незаконным с возложением на Росморречфлот обязанности предоставить обществу указанный земельный участок в собственность за плату.
Указанная правовая позиция согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.01.2021 N 305-ЭС20-15891 по делу N А40-179436/19."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17 февраля 2021 г. N Ф05-17197/20 по делу N А40-287173/2019
Хронология рассмотрения дела:
17.02.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-17197/20
12.01.2021 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-17197/20
27.07.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-26217/20
25.03.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-287173/19
31.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-287173/19