г. Москва |
|
3 марта 2021 г. |
Дело N А40-26503/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.02.2021.
Полный текст постановления изготовлен 03.03.2021.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Л.В. Федуловой,
судей А.Р. Беловой, С.В. Красновой,
при участии в судебном заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Электрод-2" - Перкова О.В. (доверенность от 18.03.2019);
от Департамента городского имущества города Москвы - не явился, извещен;
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Общества с ограниченной ответственностью "Электрод-2" и Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.09.2020 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2020 по делу N А40-26503/20
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Электрод-2"
к Департаменту городского имущества города Москвы
о признании незаконным отказа N 33-5-91833/19-(0)-4 от 22.11.2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Электрод-2" (далее - ООО "Электрод-2", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - Департамент, ответчик) о признании незаконным решения от 22.11.19 N33-5-91833/19-(0)-4 и обязании устранить нарушение прав заявителя, с учетом принятых судом первой инстанции уточнений в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 21.09.2020 исковые требования удовлетворены частично: решение Департамента городского имущества города Москвы от 22.11.19 N 33-5- 91833/19-(0)-4 признано незаконным; суд обязал Департамент возобновить производство по предоставлению государственной услуги по запросу ООО "Электрод-2" от 14.08.19 вх. N 33-5-91833/19-(0)-0 в установленном административным регламентом порядке. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2020 решение Арбитражного суда города Москвы от 21.09.2020 по делу NА40-26503/20 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Департамент обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит вышеуказанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Департамент в кассационной жалобе ссылается на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права, указывает, что спорное помещение не сформировано; поскольку необходимость внесения изменений в ГКН не установлена, а срок приостановления истек, Департаментом принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги по заявлению от 14.08.2019.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит вышеуказанные судебные акты отменить в части обязания возобновить производство по предоставлению государственной услуги по запросу по запросу ООО "Электрод-2" от 14.08.19 вх. N 33-5-91833/19-(0)-0, принять новый судебный акт, которым обязать Департамент заключить договор купли-продажи нежилого здания, расположенного по адресу: г.Москва, Фигурный пер., д.2, общей площадью 356,8 кв.м, на предложенных истцом условиях.
Общество в кассационной жалобе ссылается на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права, указывает, что решением суда права Общества не восстановлены.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте http://kad.arbitr.ru.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Общества поддержал доводы своей кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд не направили, что, в силу части 3 статьи 284 АПК РФ, не препятствует рассмотрению кассационных жалоб в их отсутствие.
Изучив доводы кассационных жалоб, заслушав представителя Общества, проверив в порядке статей 284, 286, 287 АПК РФ правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 287 АПК РФ, для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Департамент решением N33-5-91833/19-(0)-4 от 22.11.2019 отказал в предоставлении Обществу государственной услуги "Возмездное отчуждение недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, из государственной собственности города Москвы".
Отказ Департамента в предоставлении государственной услуги мотивирован тем, что срок приостановления государственной услуги истек, при этом в отношении заявленного объекта не приняты решения о проведении регистрационных действий по заявлениям Департамента.
Не согласившись с отказом Департамента, Общество обратилось в суд с требованием о признании указанного отказа незаконным и обязании заключить договор купли-продажи объекта недвижимости в редакции Общества.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая отказ Департамента незаконным суды, принимая во внимание пункты 2.9.1.2.2, 2.9.1.1 Постановления Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы", пришли к выводу, что поскольку работы по обеспечению изменений сведений об объекте недвижимости в государственный кадастр недвижимости входят в обязанность Департамента в процессе предоставления государственной услуги, то отказ в предоставлении государственной услуги в связи с истечением срока приостановления, не обоснован.
Учитывая, что фактические габариты здания не соответствуют габаритам, учтенным в МосгорБТИ, и требуется проведение кадастровых работ по внесению сведений в ГКН для корректного формирования земельного участка под зданием, в качестве устранения допущенного Департаментом нарушения прав и законных интересов Общества, руководствуясь пунктом 5 статьи 201 АПК РФ, суды обязали Департамент возобновить производство по предоставлению государственной услуги по завялению ООО "Электрод-2" от 14.08.19 вх. N 33-5-91833/19-(0)-0.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу и соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям действующего законодательства.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"). При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что:
1) арендуемое имущество на день подачи заявления находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона;
2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 или частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления;
4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона;
5) сведения о субъекте малого и среднего предпринимательства на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества не исключены из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно части 2 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям (далее - заявитель), по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление в отношении имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Согласно части 3 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" при получении заявления уполномоченные органы обязаны:
1) обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в двухмесячный срок с даты получения заявления;
2) принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке;
3) направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
Поскольку предусмотренные законом действия по заявлению Общества от 14.08.2019 Департаментом как уполномоченным органом местного самоуправления не предприняты в связи с проведением кадастровых работ по формированию земельного участка под зданием, признав отказ Департамента незаконным, суды правомерно в качестве устранения допущенного Департаментом нарушения прав и законных интересов Общества обязали Департамент возобновить производство по предоставлению государственной услуги по заявлению ООО "Электрод-2".
После окончания мероприятий по формированию земельного участка под зданием уполномоченный орган принимает меры по определению рыночной стоимости арендуемого имущества, принятию решения об условиях приватизации арендуемого имущества, а также направлению заявителю проекта договора купли-продажи арендуемого имущества.
Требование об обязании заключить договор купли-продажи исходя из фактических обстоятельств настоящего дела является преждевременным.
Доводы заявителей кассационных жалоб подлежат отклонению, иная оценка заявителями кассационной жалобы установленных судами фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Оснований не согласиться с выводами судов кассационная коллегия не усматривает и признает, что все существенные обстоятельства дела судами установлены, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм процессуального права.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, приведенной в Определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела.
Судами правильно применены нормы материального права, не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.09.2020 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2020 по делу N А40-26503/20 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Л.В. Федулова |
Судьи |
А.Р. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 3 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" при получении заявления уполномоченные органы обязаны:
1) обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в двухмесячный срок с даты получения заявления;
...
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, приведенной в Определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 3 марта 2021 г. N Ф05-1921/21 по делу N А40-26503/2020
Хронология рассмотрения дела:
04.08.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-1921/2021
22.05.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-12445/2023
24.08.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-1921/2021
09.06.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-30627/2022
03.03.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-1921/2021
19.11.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-58429/20
21.09.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-26503/20