город Москва |
|
03 марта 2021 г. |
Дело N А41-74738/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 марта 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Беловой А.Р.,
судей Красновой С.В., Лазаревой И.В.,
при участии в заседании
от Администрации Одинцовского городского округа Московской области: не явилась, извещена
от АО "МСУ-1": не явилось, извещено
от ООО "ФСК "Лидер": Чернышева Е.В., по доверенности от 01.09.2020 N 01.09/1
от третьего лица Министерства строительного комплекса Московской Области: не явилось, извещено
при рассмотрении 25 февраля 2021 года в судебном заседании кассационной жалобы Администрации Одинцовского городского округа Московской области
на решение от 15 июля 2020 года Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 25 ноября 2020 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
по иску Администрации Одинцовского городского округа Московской области к акционерному обществу "Монолитное строительное управление-1" (АО "МСУ-1"), обществу с ограниченной ответственностью "Финансово-строительная корпорация "Лидер" (ООО "ФСК "Лидер")
об истребовании из чужого (незаконного) владения, об обязании исполнить обязательства,
третье лицо: Министерство строительного комплекса Московской Области,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Одинцовского городского округа Московской области (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением с учетом принятых судом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к акционерному обществу "Монолитное строительное управление-1" (далее - АО "МСУ-1"), обществу с ограниченной ответственностью "Финансово-строительная корпорация "Лидер" (далее - ООО "ФСК "Лидер") об истребовании из чужого (незаконного) владения АО "МСУ-1" в распоряжение Администрации инженерных коммуникаций и объектов электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, включая ливневую канализацию, а также сети наружного освещения жилого комплекса, расположенные по адресу: Московская область, Одинцовский район, г. Одинцово, ул. Чистяковой: водопровод к жилому дому N 9 протяженностью 51 м. с кадастровым N 50:20:0010336:34916, указанный в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию от 09.08.2017 г. RU50-55-8775-2017; водопровод от скважин N 1, N 2, N 3 к ВЗУ протяженностью 119 м. с кадастровым N 50:20:0010336:34886, указанные в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию от 09.08.2017 RU50-55-8774-2017; водопровод к жилому дому N 8 протяженностью 16 м с кадастровым N 50:20:0010336:34914, указанный в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию от 09.08.2017 RU50-55-8776-2017; сеть водопровода магистрального внутриплощадочного, к корпусу 3 и корпусу 4 протяженностью 2110 м. с кадастровым N 50:20:0010336:32051, указанную в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию от 04.04.2016 RU50-19-4555-2016; водопровод к котельной протяженностью 67 м. с кадастровым N 50:20:0010336:33275; водопровод к ВЗУ протяженностью 43 м. с кадастровым N 50:20:0010336:34900; об обязании ООО "ФСК Лидер" исполнить свои обязательства в соответствии с пп. 2.1.2 и 2.1.3 Соглашения о взаимодействии при обеспечении многоэтажной жилой застройки с объектами социальной инфраструктуры по адресу: Московская область, Одинцовский район, г. Одинцово, ул. Чистяковой, инженерными коммуникациями и объектами электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, включая ливневую канализацию, а также сетями наружного освещения от 30.11.2015 и передать в распоряжение Администрации Одинцовского городского округа; ввод водопровода в жилой дом N 10 протяженностью 12 м и Ввод водопровода протяженностью 21 м, указанные в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию от 19.12.2018 г. RU50-20-12504-2018; ввод водопровода в жилой дом N 7 протяженностью 19 м, указанный в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию от 26.09.2018 N RU50-20-11804-2018; водопровод в жилой дом N 12 протяженностью 9 м, указанный в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию от 06.07.2018 N RU50-20-11222-2018; водопровод в жилой дом N 11 протяженностью 8 м, и магистральную сеть водопровода протяженностью 688 м, указанные в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию от 06.07.2018 N RU50-20-11253-2018.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство строительного комплекса Московской Области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15 июля 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 ноября 2020 года решение Арбитражного суда Московской области от 15 июля 2020 года оставлено без изменения.
Законность принятых по делу судебных актов проверяется в порядке статей 274, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Администрации, которая просит вышеуказанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Администрация указывает на то, что ООО "ФСК Лидер" нарушены условия соглашения о взаимодействии при обеспечении многоэтажной жилой застройки с объектами социальной инфраструктуры, По мнению Администрации, к указанным правоотношениям необходимо применять положения договора простого товарищества.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ООО "ФСК Лидер" по доводам кассационной жалобы возражал, просил оставить судебные акты без изменения.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о принятии кассационной жалобы Администрации к производству, о месте и времени судебного заседания была размещена на общедоступных сайтах Арбитражного суда Московского округа http://www.fasmo.arbitr.ru и http://kad.arbitr.ru в сети "Интернет".
Надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства Администрация, АО "МСУ-1", Министерство строительного комплекса Московской Области, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ООО "ФСК Лидер", проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам, а также имеющимся в материалах дела доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения судебных актов в связи со следующим.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, 30.11.2015 между Администрацией и застройщиком заключено соглашение о взаимодействии при обеспечении многоэтажной жилой застройки с объектами социальной инфраструктуры по адресу: Московская область, Одинцовский район, г. Одинцово, ул. Чистяковой инженерными коммуникациями и объектами электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, включая ливневую канализацию, а также сетями наружного освещения.
На основании разрешения на ввод от 04.04.2016 N RU50-19-4555-2016 ООО "ФСК "Лидер" осуществил ввод в эксплуатацию жилых домов первой очереди строительства многоэтажной жилой застройки корпус N 3 и корпус N 4 с наружными инженерными сетями, в том числе - сеть водопровода магистрального внутриплощадочного к корп. 3 и корп. 4, протяженностью 2110 п. м.
На основании разрешения на ввод от 11.04.2016 N RU50-19-4634-2016 ООО "ФСК "Лидер" осуществил ввод в эксплуатацию водозаборного узла для водоснабжения многоэтажной застройки и объектов социальной инфраструктуры (1-й этап).
На основании разрешения на ввод от 09.08.2017 N RU50-55-8774-2017 ООО "ФСК "Лидер" осуществил ввод в эксплуатацию водозаборного узла для водоснабжения многоэтажной застройки и объектов социальной инфраструктуры по адресу: Московская область, Одинцовский район, г. Одинцово, ул. Чистяковой 2-й этап строительства.
На основании разрешения на ввод от 09.08.2017 N RU50-55-8776-2017 ООО "ФСК "Лидер" осуществил ввод в эксплуатацию 10-ти секционного многоэтажного жилого дома N 8 с ИТП второй очереди строительства многоэтажной жилой застройки, в том числе - водопровод к жилому дому N 8, протяженностью 16 м.
На основании разрешения на ввод от 09.08.2017 N RU50-55-8775-2017 ООО "ФСК "Лидер" осуществил ввод в эксплуатацию 4-х секционного многоэтажного жилого дома N 9 со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями и ИТП второй очереди строительства многоэтажной жилой застройки, в том числе - водопровод к жилому дому N 9, протяженностью 51 м.
На основании разрешения на ввод от 06.07.2018 N RU50-20-11253-2018 ООО "ФСК "Лидер" осуществил ввод в эксплуатацию 8-ми секционного многоэтажного жилого дома N 11 со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями и ИТП второй очереди строительства многоэтажной жилой застройки, в том числе магистральная сеть водопровода, протяженностью 688 м и водопровод к жилому дому N 11, протяженностью 8 м.
На основании разрешения на ввод от 26.09.2018 N RU50-20-11804-2018 ООО "ФСК "Лидер" осуществил ввод в эксплуатацию многосекционного многоэтажного жилого дома N 7 со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями и ИТП третьей очереди строительства многоэтажной жилой застройки, в том числе - водопровод к жилому дому N 7, протяженностью 19 м.
Истец указывает, что указанные сети и сооружения не переданы Администрации для оформления в собственность муниципального образования "Одинцовский муниципальный район Московской области".
На основании информации, представленной ООО "ФСК "Лидер", в ходе реализации жилой застройки, для финансирования строительства ВЗУ и сетей водоснабжения, застройщиком был заключен договор соинвестирования с АО "МСУ-1", согласно которого вышеуказанные объекты по завершению строительства оформляются в собственность АО "МСУ-1".
Ссылаясь на статьи 8, 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 6 Федерального закона РФ от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", истец обратился в суд с настоящим иском.
Суды обеих инстанций, разрешая спор по существу, исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, руководствуясь положениями статей 301-302, 398 Гражданского кодекса Российской Федерации, принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в пунктах 32, 36-37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", пункте 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Постановлении от 11.07.2011 N 54 "О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем", установив, что предметом соглашения от 30.11.2015 является объединение усилий сторон в целях обеспечения многоэтажной жилой застройки жилого комплекса инженерными коммуникациями и объектами электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, включая ливневую канализацию, а также сетями наружного освещения, сроки исполнения сторонами обязательств по соглашению не определены, перечень конкретных инженерных сетей и объектов, подлежащих передаче застройщиком Администрации соглашением не установлен, в соответствии с пунктом 1.3, перечень и точное описание создаваемых в рамках настоящего соглашения инженерных сетей и объектов определяется актом о реализации соглашения (актом о результатах частичной реализации); таким образом, идентификация индивидуально-определенных объектов, подлежащих передаче Администрации, становилась возможной только после подписания сторонами соглашения акта реализации/частичной реализации соглашения, указанный порядок взаимодействия сторон соглашения подтверждается представленными в материалы дела актами о частичной реализации соглашения от 25.07.2016 N 1, от 15.08.2016 N 2, от 06.10.2016 N 3, от 14.12.2016 N 4 с актами приема-передачи имущества; истцом не представлены доказательства как подписания сторонами акта о результатах частичной реализации инвестиционного проекта на истребуемое имущество, равно как и доказательства направления указанного акта застройщику для подписания, при этом, как следует из переписки сторон, в случае несогласия Администрации с содержанием проектов подписываемых актов частичной реализации, Администрация от их согласования отказывалась с указанием причин отказа, признав, таким образом, доказанным факт невозможности определить, какое конкретно имущество подлежит передаче истцу в рамках реализации соглашения и исполнения пункта 2.1.2 соглашения, учитывая, что АО "МСУ-1" владеет объектами на законных основаниях и является добросовестным приобретателем, что подтверждается условиями представленных в материалы дела договоров купли-продажи с ООО "ФСК "Лидер" от 26.12.2017 N СКЛ/КТЛ/ДКП, от 26.12.2017 N СКЛ/ВЗУ/ДКП, от 30.11.2018 N ИНЖ/ДКП, от 26.12.2017 N СКЛ/ЗВ/ДКП, указав на то, что истцом не доказан факт возникновения у него права собственности на спорное имущество, а также незаконность владения АО "МСУ-1" спорным имуществом, пришли к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Суды отметили, что существование соглашения между ООО "ФСК "Лидер" и Администрацией Одинцовского городского округа Московской области само по себе не является доказательством права собственности или законного владения Администрации Одинцовского городского округа Московской области на спорные объекты.
Оснований не согласиться с выводами судов кассационная коллегия не усматривает и признает, что все существенные обстоятельства дела судами установлены, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, указывающие на то, что соглашение должно быть квалифицировано как договор простого товарищества, был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и отклонены с указанием на то, что обязательства истца по соглашению не носят гражданско-правового характера, являются административными, вытекающими из полномочий Администрации как органа местного самоуправления и не могут быть определены в качестве имущественного вклада в общее дело по договору простого товарищества (подпункт 2.2 соглашения). Администрацией не представлены доказательства участия в инвестиционной деятельности каким-либо из способов, установленных статьей 19 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", что не соотносится с нормами статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия отмечает, что доводы истца, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией и отклонены, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, основаны на ошибочном толковании закона, являются позицией истца по спору, повторяют доводы, приводимые истцом при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанции, которым дана соответствующая оценка, и по существу основаны на несогласии с данной судами оценкой установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательства, направлены на переоценку выводов суда первой и апелляционной инстанций, что в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается при рассмотрении спора в суде кассационной инстанции.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Несогласие истца с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не свидетельствует о допущенной при рассмотрении дела судебной ошибке и не является основанием для отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебных актов, не установлено.
При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции не установил оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных в статье 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 15 июля 2020 года, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 ноября 2020 года по делу N А41-74738/19 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Одинцовского городского округа Московской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Р. Белова |
Судьи |
С.В. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды обеих инстанций, разрешая спор по существу, исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, руководствуясь положениями статей 301-302, 398 Гражданского кодекса Российской Федерации, принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в пунктах 32, 36-37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", пункте 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Постановлении от 11.07.2011 N 54 "О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем", установив, что предметом соглашения от 30.11.2015 является объединение усилий сторон в целях обеспечения многоэтажной жилой застройки жилого комплекса инженерными коммуникациями и объектами электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, включая ливневую канализацию, а также сетями наружного освещения, сроки исполнения сторонами обязательств по соглашению не определены, перечень конкретных инженерных сетей и объектов, подлежащих передаче застройщиком Администрации соглашением не установлен, в соответствии с пунктом 1.3, перечень и точное описание создаваемых в рамках настоящего соглашения инженерных сетей и объектов определяется актом о реализации соглашения (актом о результатах частичной реализации); таким образом, идентификация индивидуально-определенных объектов, подлежащих передаче Администрации, становилась возможной только после подписания сторонами соглашения акта реализации/частичной реализации соглашения, указанный порядок взаимодействия сторон соглашения подтверждается представленными в материалы дела актами о частичной реализации соглашения от 25.07.2016 N 1, от 15.08.2016 N 2, от 06.10.2016 N 3, от 14.12.2016 N 4 с актами приема-передачи имущества; истцом не представлены доказательства как подписания сторонами акта о результатах частичной реализации инвестиционного проекта на истребуемое имущество, равно как и доказательства направления указанного акта застройщику для подписания, при этом, как следует из переписки сторон, в случае несогласия Администрации с содержанием проектов подписываемых актов частичной реализации, Администрация от их согласования отказывалась с указанием причин отказа, признав, таким образом, доказанным факт невозможности определить, какое конкретно имущество подлежит передаче истцу в рамках реализации соглашения и исполнения пункта 2.1.2 соглашения, учитывая, что АО "МСУ-1" владеет объектами на законных основаниях и является добросовестным приобретателем, что подтверждается условиями представленных в материалы дела договоров купли-продажи с ООО "ФСК "Лидер" от 26.12.2017 N СКЛ/КТЛ/ДКП, от 26.12.2017 N СКЛ/ВЗУ/ДКП, от 30.11.2018 N ИНЖ/ДКП, от 26.12.2017 N СКЛ/ЗВ/ДКП, указав на то, что истцом не доказан факт возникновения у него права собственности на спорное имущество, а также незаконность владения АО "МСУ-1" спорным имуществом, пришли к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 3 марта 2021 г. N Ф05-2093/21 по делу N А41-74738/2019